Законодательное регулирование правоотношений в сфере электронных документов в Российской Федерации.




Анализ состояния действующего законодательства РФ показывает, что имеющаяся тенденция перехода на электронные формы взаимодействия требует проведения большой комплексной работы по систематизации законодательства и устранению административных барьеров и ограничений действующего законодательства по всей сфере правоотношений.

План по реализации Стратегии развития информационного общества Российской Федерации, ФЦП «Информационного общества (2011-2020 годы)» и поставленные инновационные задачи обязывают акцентировать внимание на переход от бумажных форм общения к электронным формам взаимодействия.

Применение электронных документов требует законодательного обеспечения их юридической силы, то есть установления порядка их удостоверения (состава и способов оформления реквизитов), а также защиты от искажений в процессе электронного обмена. В связи с этим в современном законодательстве предпринимаются попытки создания определенных условий для использования в этих целях технологии электронной подписи.

В ФЗ «об электронной подписи» в статье 6 «Условия признания электронных документов, подписанных электронной подписью, равнозначными документам на бумажном носителе, подписанным собственноручной подписью» закрепляется, что «1. информация в электронной форме, подписанная квалифицированной электронной подписью, признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью, кроме случая, если федеральными законами или принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами установлено требование о необходимости составления документа исключительно на бумажном носителе».

«2. Информация в электронной форме, подписанная простой электронной подписью или неквалифицированной электронной подписью, признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью, в случаях, установленных федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами или соглашением между участниками электронного взаимодействия».

«электронная подпись - информация в электронной форме, которая присоединена к другой информации в электронной форме (подписываемой информации) или иным образом связана с такой информацией и которая используется для определения лица, подписывающего информацию»[2]

Базовым предназначением электронной подписи является организация юридически значимого документооборота, а также заключение различных рыночных сделок между субъектами рынка. Принцип действия электронной подписи представляет собой визирование каких-либо документов определенным символьным рядом, сформированным специальным программным обеспечением. Механизм визирования заключается в добавлении через специальное программное обеспечение к уже готовому документу электронной подписи. В случае несанкционированного изменения документа, подпись автоматически становится недействительной. Таким образом, электронная подпись гарантирует защиту документа от фальсификации или изменения. Надежность электронной подписи на сегодня высока, и подделать ее практически невозможно.

Электронная цифровая подпись предназначена для:

- удостоверения информации, составляющей общую часть электронного

документа;

- подтверждения подлинности и целостности электронного документа.

 

Удостоверение информации, составляющей общую часть электронного документа, производится путем применения средств электронной цифровой подписи с использованием личных ключей подписей лиц, подписывающих этот документ.

Подлинность и целостность электронного документа означает, что документ в действительности создан владельцем личного ключа подписи и в данный документ не внесены изменения.

Подтверждение подлинности и целостности электронного документа производится путем применения средств электронной цифровой подписи с использованием открытых ключей проверки подписей лиц, подписавших электронный документ.

В качестве электронной цифровой подписи может быть использован только электронный аналог подписи, для которого национальным законодательством обеспечены правовые условия, при соблюдении которых электронный аналог подписи в электронном документе признается юридически равнозначным собственноручной подписи лица в документе на бумажном носителе.

 

В пункте 25 ГОСТ Р 51141-98 "Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения" юридическая сила документа определена как свойство официального документа, сообщаемое ему действующим законодательством, компетенцией издавшего его органа и установленным порядком оформления.

Таким образом, юридическая сила документа определяется наличием:

-формы или обязательных реквизитов;

-собственноручной подписи уполномоченного лица;

-печати (если необходимо).

Гражданский кодекс признает электронную подпись, используемую при составлении документов гражданско-правового характера, аналогом собственноручной подписи (п. 2 ст. 160).

Федеральный закон "О бухгалтерском учете" позволяет составлять, хранить и представлять бухгалтерскую отчетность в электронном виде, тем самым разрешая и первичные документы составлять в электронном виде (п. 6 ст. 13).

Налоговый кодекс РФ не препятствует составлению и представлению документов в электронном виде (абз 2. п. 1 ст. 169 НК РФ говорит о счетах-фактурах, п. 4 ст. 52 НК РФ - о налоговых уведомлениях, п. 6 ст. 69 НК РФ - о требовании и т.д.).

В соответствии с нормами Федеральных законов от 06.04.2011 № 63-ФЗ "Об электронной подписи" и от 10.01.2002 № 1-ФЗ "Об электронной цифровой подписи" электронные документы, подписанные квалифицированной электронной подписью (электронной цифровой подписью), всегда признаются равнозначными документам, подписанным собственноручно. Исключение составляют случаи, когда законодательство допускает составление документа только в бумажном виде.

Об актуальности обеспечения юридической значимости электронных документов свидетельствует запланированный к 2015 г. переход на оказание государственных услуг физическим лицам в электронном виде на всей территории Российской Федерации.

На урегулирование процедуры предоставления государственных услуг в электронном виде направлен Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг"

Целью этого Закона является предоставление заявителям возможности осуществлять взаимодействие с органами власти дистанционно в электронном виде, в том числе обращаться в органы власти и получать результаты такого обращения, а также устанавливает требования к процедурам предоставления государственных (муниципальных) услуг в электронном виде.

Результаты же оказания государственных услуг в электронном виде (электронные документы) требуют обеспечения юридической значимости.

В 2005 г. в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации внесен проект Федерального закона N 159016-4 "Об электронном документе".

Законопроект направлен на определение правового режима электронного документа, включая установление требований, предъявляемых к обеспечению сохранности электронных документов, а также к электронным документам в целях придания им юридической силы.

Законопроект не был поддержан Правительством Российской Федерации.

В мае 2012г в «Российской газете», была опубликована статья, в которой говорится, что Минюст разработал законопроект, придающий юридическую силу электронному документу. Президент Федеральной нотариальной палаты России Мария Сазонова, сообщила, что подобный закон может быть принят уже осенью. Цифровые свидетельства (будь то справки, доверенности) получат силу официальной бумаги. Говорят о том, что проект может стать первым шагом к созданию цифрового общества.

Проекты устанавливают правовой режим электронного документа, обеспечивают его юридическую значимость для судов, прокуратуры и нотариата, в том числе при оказании государственных услуг в электронном виде. В целом государственные органы должны признать цифровую бумагу за настоящий документ.

В закон об информации предлагается внести пункт: "Юридически значимый электронный документ, подписанный электронной подписью, признается равнозначным юридически значимому документу на бумажном носителе".

По словам Марии Сазоновой, нотариат уже сегодня в экспериментальном порядке применяет новые технологии по электронному взаимодействию с различными структурами. Например, установлены прямые электронные каналы нотариусов со Сбербанком.

Новый проект - оформление завещаний, удостоверенных капитанами находящихся в плавании рыболовецких судов. Любопытная деталь: в прошлом году на нотариальном семинаре в Германии юристы разных стран обсуждали, стоит ли признавать завещания, написанные, скажем, на обоях тонущей яхты. Вроде бы это не документ. С другой стороны, человек четко выразил свою волю в последние минуты жизни. Донести предсмертные распоряжения другим способом не было возможности. Ответа, как быть нотариусу в такой ситуации, международные эксперты не нашли. Зато проект российского нотариата решает проблему электронным способом.

В 2011 году были приняты два ключевых для цифровых документов закона. Первый - закон об электронной подписи - приравнял электронный документ к бумажному. Другой закон ввел государственные услуги в электронном виде. На федеральном уровне он уже работает. Внедряются электронные услуги и во многих регионах. С июля положения закона становятся обязательными и на региональном уровне.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: