Законодательные основы контроля качества и безопасности импортных потребительских товаров в России




Тема 12 Обеспечение качества и безопасности потребительских товаров, импортируемых Россией

Законодательные основы контроля качества и безопасности импортных потребительских товаров в России

Нормативная база контроля качества и безопасности импортной продукции

Система контроля безопасности импортных товаров

Законодательные основы контроля качества и безопасности импортных потребительских товаров в России

 

Развитие торгово-экономического сотрудничества России с зарубежными странами, «открытость» российской экономики и доступность отечественного рынка для зарубежных производителей продукции вызвали к жизни в числе важнейших проблему обеспечения безопасности потребительского рынка. Эта проблема возникла в связи с резким увеличением начиная с 90-х годов объемов импорта Россией продукции, прежде всего потребительских товаров.

Наиболее интенсивными темпами увеличивались в этот период объемы импорта бытовых химических товаров, продовольственных товаров и сырья для их производства, электротехнической и электронной продукции, игрушек и т.д.

В то же время анализ результатов работ по контролю безопасности ввозимой в страну продукции, систематически проводимой органами Госстандарта России и другими организациями, наглядно демонстрирует снижение качества импортируемых потребительских товаров, особенно продуктов питания.

Контрольные и надзорные органы постоянно выявляют многочисленные случаи несоответствия ввозимой продукции требованиям безопасности российских стандартов, нарушения условий её транспортировки, хранения и эксплуатации. Имеют место случаи отравления населения некачественными импортными продуктами питания, взрывы и возгорания телевизоров, отказы жизненно важных систем автомобилей, поражения током при использовании электробытовых товаров, что свидетельствует о недостаточной эффективности действующей системы контроля безопасности импортируемых в Россию товаров. Эта система нуждается не в отдельных коррективах, а в принципиальном преобразовании в систему обеспечения необходимого уровня качества и безопасности импортных товаров. Для создания такой системы необходимо дальнейшее совершенствование законодательной и нормативной базы, деятельности контролирующих и технических органов.

Законы Российской Федерации создали правовую основу разработки и реализации системы контроля безопасности импортной потребительской продукции. Вместе с тем, очевидно, что их введение явилось лишь начальным этапом формирования системы обеспечения безопасности импортных товаров.

Нуждается в дальнейшем совершенствовании и нормативная база обеспечения безопасности импорта. Принятие закона "О защите прав потребителей" обусловило необходимость установления в российских стандартах обязательных требований по безопасности потребительских товаров, пересмотра в этих целях действующих и разработки новых стандартов, регламентирующих данные вопросы. Анализ нормативных документов (государственных стандартов, санитарных правил и норм и т.д.) с целью оценки возможности их использования при обязательной сертификации показал, что:

состав требований безопасности в стандартах на отдельные виды потенциально опасной продукции является неполным с точки зрения учета всех возможных источников риска;

для некоторых групп и отдельных видов потенциально опасной продукции вообще отсутствуют государственные стандарты, устанавливающие требования безопасности;

в ряде стандартов отсутствуют методы контроля требований безопасности, необходимые для доказательного подтверждения их соблюдения при обязательной сертификации.

Для нашей страны контроль безопасности импортных товаров становится насущной проблемой в связи с реформированием экономики и вхождением в мировое экономическое сообщество, в частности, в связи с подготовкой к вступлению в ВТО. Свидетельством стремления России к активному международному сотрудничеству в этой области международных отношений является присоединение нашей страны к международным системам сертификации, таким как Международная система сертификации электрооборудования (МЭКСЭ), Международная система сертификации изделий электронной техники (МСС ИЭТ), Международная система сертификации автотранспортных средств по правилам ЕЭК ООН и т.д. Результаты испытаний, выполненных аккредитованными в рамках этих систем зарубежными лабораториями и центрами, признаются в нашей стране. Однако, что касается других видов продукции (например, пищевой, химической), международные системы сертификации которых еще не созданы, объективной необходимостью является организация испытаний по параметрам безопасно­сти непосредственно в российских испытательных лабораториях на соответствие отечественным стандартам и нормам.

Такое положение во многом не устраивает зарубежных, в частности, европейских поставщиков продукции, которые неоднократно высказывались о необходимости по существу одностороннего признания Россией результатов испытаний западных лабораторий, проведенных по европейским стандартам. С другой стороны, для России создаются в значительной степени дискриминационные условия по принятию ее в ряд международных организаций (Европейская организация по испытаниям и сертификации, Европейская сеть органов по сертификации систем Качества и др.), что создает препятствия для признания результатов испытаний, проводимых российскими лабораториями, и результатов работ по сертификации систем качества.

При этом, в соответствии с правилами ЕС, испытания и сертификацию продукции, подлежащей обязательной сертификации, в странах ЕС могут проводить только лаборатории и opганы, находящиеся на их территории и уполномоченные для этих целей. В этих условиях актуальной является задача проведения активной политики в вопросах сертификации и создания необходимых условий для международного признания российской системы сертификации и обеспечения безопасности импорта.

Закон РФ «О сертификации продукции и услуг» устанавливает ряд важных положений в области регулирования внешнеторговых отношений России с другими странами и защиты отечественного потребительского рынка от поставок по импорту недоброкачественной продукции. К ним, в частности, относятся:

приоритет правил международных договоров России по отношению к федеральному законодательству о стандартизации;

возможность применения в России международных (региональных) стандартов, правил, норм и рекомендаций по стандартизации в порядке, установленном Госстандартом России;

ввоз продукции и услуг на таможенную территорию Российской Федерации, а также подтверждение их соответствия обязательным требованиям государственных стандартов в порядке, установленным законодательством РФ;

право государственных инспекторов, осуществляющих государственный контроль и надзор за соблюдением обязательных требований государственных стандартов, запрещать реализацию импортной продукции и оказание импортных услуг, не соответствующих обязательным требованиям стандартов и не прошедших государственную регистрацию в соответствии с законодательством РФ;

обязанность заказчика и исполнителя включать в договор условие о соответствии продукции, выполняемых работ и оказываемых услуг обязательным требованиям государственных стандартов.

К требованиям, обязательным для соблюдения государственными органами управления и субъектами хозяйственной деятельности, относятся в данном случае требования, устанавливаемые для обеспечения безопасности продукции, работ и услуг для окружаю щей среды, жизни, здоровья и имущества граждан, для обеспечения технической информационной совместимости и взаимозаменяемости продукции, единства методов ее контроля и единства маркировки, а также иные требования, установленные законодательством РФ. Соответствие продукции и услуг этим требованиям oпределяется в порядке, установленном законодательством об обязательной сертификации продукции и услуг.

Иные требования государственных стандартов к продукции, работам и услугам подлежат обязательному соблюдению субъектами хозяйственной деятельности в силу договора либо в том случае, если это указывается в технической документации изготовителя (поставщика) продукции, исполнителя работ или услуг. При этом соответствие продукции и услуг таким требованиям может определяться в порядке, установленном законодательством о добровольной сертификации.

В соответствии с российскими законами, нормативные докумен­ты по стандартизации на продукцию и услуги должны содержать требования, по которым осуществляется обязательная сертификация, методы контроля на соответствие этим требованиям, правила маркировки продукции и услуг, требования к информации о сертификации, включаемой в сопроводительную документацию. В сфере продукции эти положения уже внесены в значительную часть документов, в сфере услуг - работа только начинается.

Закон РФ «О сертификации продукции и услуг» определяет пра­вые основы обязательной и добровольной сертификации продукции, услуг и иных объектов, а также права, обязанности и ответственность участников сертификации.

В соответствии с Законом, в состав полномочий Госстандарта России входят:

публикация официальной информации о действующих в стране схемах сертификации и знаках соответствия и представление ее в установленном порядке в международные (региональные) организации по сертификации;

подготовка в установленном порядке предложений о присоеди­нении к международным (региональным) системам сертификации, а также возможность заключения в установленном порядке соглашений с международными (региональными) организациями о взаимном признании результатов сертификации;

представление в установленном порядке Российской Федерации в международных (региональных) организациях по вопросам сертификации в качестве национального органа по сертификации.

Госстандарт России и другие государственные органы управления, на которые законодательными актами возложены организация и проведение работ по обязательной сертификации, в пределах своей компетенции устанавливают правила признания зарубежных сертификатов, знаков соответствия и результатов испытаний.

В Законе (ст. 14) установлены следующие правовые основы регу-лирования ввоза импортируемой продукции:

1. В условиях контрактов (договоров), заключенных на поставку в Российскую Федерацию продукции, подлежащей в соответствии с законодательством Российской Федерации обязательной сертификации должно быть предусмотрено наличие сертификата и знака соответствия, подтверждающих ее соответствие установленным требованиям. Сертификаты и знаки соответствия должны быть выданы или признаны уполномоченным на то органом Российской Федерации.

2.Сертификаты или свидетельства об их признании представляются в таможенные органы вместе с грузовой таможенной декларацией и являются необходимыми документами для получения раз решения на ввоз продукции на территорию Российской Федерации.

3. Порядок ввоза на территорию Российской Федерации продукции, подлежащей обязательной сертификации, устанавливается Государственным таможенным комитетом (ГТК) и Госстандартом России в соответствии с законодательными актами Российской Федерации.

За последние годы в России определились два основных направления формирования законодательной базы в области нормирования требований и контроля безопасности продукции отечественного и зарубежного производства, в рамках которых разрабатываются и вводятся в действие специализированные законодательные акты.

В рамках первого направления были приняты важнейшие законы, устанавливающие общие для разных видов продукции правовые основы обеспечения и контроля безопасности: Законы РСФСР «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «Об охране окружающей природной среды», «О пожарной безопасности». Разработку перечисленных законов следует рассматривать как существенный вклад в создание правового пространства в области обеспечения и контроля безопасности импортируемой продукции с учетом факторов риска, источников опасностей и объектов защиты от опасных и вредных воздействий.

В соответствии с Законом РСФСР «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», нормативно-техническую базу обеспечения и контроля безопасности продукции составляют санитарные правила и нормы, а также гигиенические нормативы. Эти нормативные акты устанавливают критерии безопасности и (или) безвредно ста для человека факторов среды его обитания и требования к обеспечению благоприятных условий его жизнедеятельности. Они обязательны для соблюдения всеми государственными органами и общественными объединениями, предприятиями и иными хозяйствующими субъектами, организациями и учреждениями независимо от их подчиненности и форм собственности, должностными лицами и гражданами.

Объектами обязательного нормирования в данном случае, в частности, являются:

продукция народного хозяйства, производство, транспортировка, хранение и применение которой требуют непосредственного участия человека и могут оказать неблагоприятное влияние на его здоровье;

продовольственное сырье и пищевые продукты, а также мате­риалы и изделия, контактирующие с ними в процессе изготовления, хранения, транспортировки и реализации населению;

хозяйственно-питьевое водоснабжение и источники водопользова­ния населения;

производственные и бытовые отходы, подлежащие захоронению, переработке, обезвреживанию и утилизации.

Закон определяет, что закупаемая за рубежом продукция, применение и (или) употребление которой требует непосредственного участия человека, должна соответствовать отечественным санитарным правилам и между-народным требованиям безопасности и безвредности для человека.Эти требо-вания подлежат обязатель­ному выполнению предприятиями, организациями и гражданами, осуществляющими заключение договоров, поставку и реализацию в Российской Федерации такой продукции.

Закон устанавливает организационно-правовые основы государ­ственного санитарно-эпидемиологического надзора в Российской Федерации.

В соответствии с Законом РСФСР «Об охране окружающей при­родной среды» нормативно-техническую базу обеспечения и контроля экологической безопасности составляют экологические требования к продукции.

Экологические требования устанавливаются для предупрежде­ния нанесения вреда окружающей природной среде, здоровью и ге­нетическому фонду человека и отражаются в стандартах на но­вую технику, технологии, материалы, вещества и другую продук­цию,способную оказать вредное воздействие на перечисленные объекты. Они должны обеспечивать соблюдение нормативов пре­дельно допустимых воздействий на окружающую природную среду в процессе производства, хранения, транспортировки и использова­ния продукции.

Особое внимание уделяется установлению и соблюдению норма­тивов предельно допустимых величин таких опасных и вредных фак­торов, как: концентрация вредных веществ; выбросы и сбросы вред­ных веществ; уровень шума, вибраций, магнитных полей и иных вредных физических воздействий; остаточное количество химических веществ в продуктах питания при применении агрохимикатов и др.

Эти требования и методы их обоснования утверждаются специально уполномоченными на то государственными органами в области охраны окружающей природной среды и санитарно-эпидемиологического надзора.

Законом определена компетенция специально уполномоченных на то государственных органов в области охраны окружающей среды, включающая, в частности, осуществление государственной экологической экспертизы и государственный экологический контроль.

Государственная экологическая экспертиза проводится с целью проверки соответствия хозяйственной и иной деятельности экологической безопасности общества. Ее объектами являются все предплановые, предпроектные и проектные материалы по мероприятиям, намечаемым к реализации на территории Российской Федерации, независимо от их сметной стоимости и принадлежности, а также экологические обоснования лицензий и сертификатов.

В международном плане вопросы экологической безопасности во многом регламентируются стандартами ИСО 14000. В России ведется работа по широкому использованию этих стандартов в деятельности соответствующих контрольных и надзорных органов, промышленных структур, а также при подготовке и реализации региональных программ улучшения состояния окружающей среды.

В соответствии с Законом РФ «О пожарной безопасности» нормативное регулирование в этой области осуществляется путем установления в нормативных документах уполномоченными на то государственными органами обязательных для исполнения требований. К нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.

Нормативное регулирование, разработка и осуществление госу- дарственных мер в области пожарной безопасности, а также государственный пожарный надзор возложены на Государственную противопожарную службу Министерства внутренних дел РФ.

Закон предусматривает среди основных функций системы обеспечения пожарной безопасности сертификацию продукции и услуг в области пожарной безопасности. Результатом деятельности по подтверждению соответствия продукции и услуг установленным требованиям является сертификат пожарной безопасности, рассматриваемый как составная часть сертификата соответствия.

В рамках второго направления принимаются законы, специализиро-ванные, как правило, по конкретным видам потенциально опасной и вредной продукции. Эти законы охватывают три группы объектов нормирования и обязательной сертификации:

товары народного потребления, работы и услуги для личных бытовых нужд граждан;

продукция, работы и услуги для нужд народного хозяйства и обороны страны;

средства, обеспечивающие безопасность продукции, работ и услуг для граждан и их имущества, производственного персонала, хозяйственных объектов и окружающей среды (средства безопасности).

Вместе с тем, необходимо дальнейшее совершенствование и развитие законодательства в области безопасности импортируемых потребительских товаров, в том числе разработка и принятие закона о безопасности продукции.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: