Архимандрит Ианнуарий Ивлиев. Евангелие от Матфея. Беседы на радио «Град Петров». Беседа № 36.




Неделя 7-я по Пятидесятнице.

Порядок чтений, согласно календарю: Лит. – Мф., 33 зач., IX, 27–35.

Перевод РБО:

27. Когда Иисус вышел оттуда, за Ним пошли двое слепых, крича:

– Сжалься над нами, Сын Давидов!

28. Когда Он вошел в дом, слепые подошли к Нему, и Он спросил их:

– Вы верите, что Я могу это сделать?

– Да, Господи, – ответили те.

29. Тогда Иисус прикоснулся к их глазам и сказал:

– Пусть же с вами будет по вашей вере.

30. И они тотчас прозрели. Иисус же строго наказал им:

– Смотрите, чтобы никто не узнал об этом.

31. Но они пошли и рассказали о Нем по всей округе.

32. Не успели еще они выйти, как к Иисусу привели немого человека, одержимого демоном. 33. Когда демон был изгнан, человек, который был нем, заговорил. Люди удивлялись:

– Ничего подобного еще не бывало в Израиле.

34. Фарисеи же говорили:

– Он изгоняет демонов силой повелителя демонов.

35. Иисус ходил по всем городам и селениям, учил в синагогах, проповедовал Радостную Весть о Царстве и исцелял людей от всех болезней и немощей.

Архимандрит Ианнуарий Ивлиев. Евангелие от Матфея. Беседы на радио «Град Петров». Беседа № 36.

 

Чудо, здесь описанное, не имеет прямых параллелей в других евангелиях. Правда, похожие истории, иногда совпадающие буквально, мы находим и в том же Евангелии от Матфея (Мф 12:22-24 – исцеление бесноватого слепого и немого; Мф 20:29-34 – исцеление двух Иерихонских слепцов) и в других синоптических Евангелиях (Лк 11:14-15; Мк 10: 46-52). В совпадениях нет ничего удивительного, если мы вспомним, что все Евангелия опираются на долго существовавшие устные предания, в которых могли происходить заметные вариации, и которые могли как бы скрещиваться друг с другом. Суть-то от этого не менялась.

Итак, Иисус, вышел из дома некоего иудейского начальника, дочь которого Он поднял со смертного одра́. По дороге в тот дом, где Иисус остановился (вероятно, это был дом Петра в Капернауме), «за Ним следовали двое слепых и кричали: “Помилуй нас, Иисус, Сын Давидов!”». Они кричали. Этот глагол подчеркивает их бедственное состояние и их веру в целительную силу Иисуса. Слепота по разным причинам, в основном из-за отсутствия гигиены и большого количества переносящих заразу мух, была очень распространена в Палестине, и считалась наказанием Божием за грехи. Иисус Христос, как мы знаем из Евангелия от Иоанна (Ин 9:1-3), был далек от такой понятной, распространенной, но примитивной мысли. Что касается исцеления от слепоты, то оно ожидалось пророками во время наступления века Мессии: «Тогда откроются глаза слепых, и уши глухих отверзутся» (Ис 35:5). – Слепые кричали, называя Иисуса «Сыном Давидовым». Так иудеи того времени называли ожидаемого Мессию. Об этом свидетельствовал Сам Иисус, Который в одной из дискуссий со своими иудейскими оппонентами «говорил: “Как говорят книжники, что Христос есть Сын Давидов?”» (Мк 12:35). Но почему Мессию иудеи называли «Сыном Давидовым»? Дело в том, что иудейский народ, постоянно подвергавшийся опустошительным войнам и оккупациям, жил надеждой на спасение, которое ожидалось от обетованного освободителя из рода славного царя Давида. Этот Помазанник Божий (по-еврейски Машиах, по-гречески Христос) не только вернет иудеям свободу, но и, наделенный помощью Божией, поведет их к силе, власти, славе и величию. Именно такой чудесный и в то же время национально-ограниченный и даже фантастический смысл, вероятно, вкладывал Петр в свое исповедание Иисуса Христом. Возможно, и слепые нашего рассказа так же мыслили о чудотворце Иисусе. Во всяком случае, так – в Евангелии от Матфея. Однако, в дохристианской иудейской литературе мы находим титул «Сын Давидов» только однажды, в апокрифических Псалмах Соломона: «Призри на них, Господи, и восставь им царя их, Сына Давидова, в тот час, который Ты знаешь, Боже, да царит он над Израилем, отроком Твоим» (Пс Солом 17:23).

Что касается Иисуса, то иудейский народ не признал в Нем Мессию. О Нем говорили: «Это Иоанн Креститель воскрес из мертвых… Другие говорили: это Илия, а иные говорили: это пророк, или как один из пророков» (Мк 6:14-15). И лишь в немногих местах евангельского предания мы находим, что Иисуса называют Христом (то есть Мессией), или Сыном Давидовым:

1. Знаменитое исповедание Петра в (Мк 8:29);

2. Крики двух слепцов в Капернауме, в разбираемом нами отрывке: они называют Иисуса сыном Давида (Мф 9:27);

3. Крики двух иерихонских слепцов, которые тоже называют Иисуса Сыном Давида (Мф 20:30-31);

4. Так называет Иисуса еще один иерихонский слепец по имени Вартимей (Мк 10:47);

5. Сыном Давидовым называет Иисуса также некая хананейская женщина, язычница (Мф 15:22), что хронологически и по сути выглядит весьма странно. Но, как мы уже знаем, евангелист Матфей не придает слишком большого значения хронологии. В его время, в его церкви Иисуса называли и Христом и Сыном Давидовым, и он, не раздумывая, вкладывает это мессианское обозначение и в уста слепцов, и даже в уста язычницы.

Пока Иисус находился в пути, Он не реагировал на жалобные крики слепых, избегая публичного зрелища исцеления. Только войдя в дом, Он вступает с ними в разговор. Прежде исцеления Иисус желает услышать от слепцов исповедание их веры. И такое желание по-человечески понятно. Ведь ни один целитель не может вылечить больного, если тот приходит к нему без всякого доверия и без надежды. Итак, Иисус хотел убедиться в том, что слепцы искренно и серьезно желали того исцеления, которое Он мог им дать. Следует, правда, заметить, что это единственный раз во всех евангелиях, когда Иисус спрашивает о вере в Его целительные способности: «“Веруете ли, что Я могу это сделать?” Они говорят Ему: “Ей, Господи!”». Разумеется, все-таки лучше перевести ответ слепцов не “Ей, Господи!”, а попроще и более реалистично: “Да, господин!”. Не забудем, что славянское «Господь» – имя, заменяющее Имя Божие, и потому вряд ли можно предположить, что какие-то слепые исповедали Иисуса Богом. «Сына Давидова» вполне достаточно, да и то, пожалуй, сомнительно. И только после того как слепцы уверенно сказали о своей вере, Иисус «коснулся глаз их и сказал: “По вере вашей да будет вам”. Для евангелиста важно еще раз подчеркнуть, насколько спасительное исцеление зависит от веры. Действие наступает незамедлительно, «и открылись глаза их».

За этим следует строгий приказ молчать о чуде исцеления. Но, как и во всех прочих случаях, это повеление нарушается: «Иисус строго сказал им: “Смотрите, чтобы никто не узнал”. А они, выйдя, разгласили о Нем по всей земле той». Так что… сохранить тайну было невозможно!

Далее последний, десятый рассказ из цикла чудесных исцелений весьма прост. Очень похожий рассказ мы находим в Евангелии от Матфея несколько далее (Мф 12:22-24). Параллельный рассказ, еще более короткий, есть у евангелиста Луки (Лк 11:14-15).

Не успели прозревшие слепцы покинуть дом, в котором их исцелил Иисус, как в тот же дом приводят еще одного страждущего – немого человека, который был одержим демоном. Собственно, в отсутствии современной научной медицины в древности почти всякая болезнь считалась одержимостью тем или иным демоном. Например, в параллельном месте Евангелия от Луки так и говорится: «Однажды изгнал Он беса, который был нем» (Лк 11:14). Разумеется, мы понимаем, что бес не может быть немым или слепым. Но таков был просто способ выражения: «немой бес» – это бес, который делает человека немым, и тому подобное. Такое представление о болезнях было характерно не только для библейского мира. Например, древние греки были убеждены, что эпидемия чумы – действие бога Аполлона. Недаром само имя Аполлон, выведенное из глагола avpo,llumi (губить), и переводится как «губитель». – Но это просто к слову. – Итак, исцеление немого в нашем случае происходит в виде экзорцизма, изгнания беса. «И когда бес был изгнан, немой стал говорить». Это вызвало удивление народа, который, «удивляясь, говорил: никогда не бывало такого явления в Израиле». Надо полагать, что это «никогда не бывало такого» относилось не к одному случаю, когда немой стал говорить: наверное, такое случалось, хотя и редко, и раньше. Удивление относится ко всей деятельности великого чудотворца Иисуса, которая была описана в 8-й и 9-й главах. Ведь именно как чудотворца воспринимал Иисуса народ, в котором начинает зарождаться мысль: уж не наступают ли эсхатологические времена исцеления и освобождения?

Но восторги простого народа не разделяют фарисеи, которые «говорили: Он изгоняет бесов силою князя бесовского». Нет, фарисеи не могли отрицать реальности исцелений и даже воскрешения мертвых, как это было в случае дочери их же коллеги, одного иудейского начальника. Но они не могли допустить мысль, что Бог может действовать через Иисуса. Он просто не может быть посланником Божиим, так как, с фарисейской точки зрения Он был далек от их представлений о праведности. Скорее Он был грешником. Во всяком случае, Он общался с грешниками, нарушал священную субботу и вел странные подрывные речи, осмеливаясь критиковать традиции и даже поправлять Закон: «Вы слышали, что сказано древним: … А Я говорю вам: …». Такие речи не могли не раздражать и даже приводить в ярость книжников и фарисеев. Всё в словах и деяниях Иисуса, с их точки зрения, было неправильным: он изменял традицию и приносил нечто новое. А новое раздражает и устрашает. Иисус пришел с новым пониманием религии. Для фарисеев, законников и книжников это было невыносимо, и они возненавидели Его, как их предки по духу ненавидели пророков в далеком прошлом. Они были параноидально уверены в своей правоте. И эта убежденность делала их настоящими слепцами, глаза которых были закрыты для восприятия того, что принес Иисус, и что в скором историческом времени одержит сокрушительную религиозную победу в рамках всей огромной Римской империи.

А если Иисус совершает исцеления и творит прочие чудеса, то делает это не иначе как силою князя бесовского (то есть сатаны), или, как сказано в других местах, «силою веельзевула, князя бесовского» (Мф 12:24; Лк 11:15). Если раньше фарисеи таили вражду к Иисусу и не выражали ее вслух, то теперь они уже открыто выражают ее, они «говорили».

Вместе с историей исцеления немого бесноватого завершается целый большой раздел Евангелия от Матфея, в котором говорилось о том, как с приходим Иисуса Христа к людям приблизилось Царство Небесное – в форме учения (Нагорная проповедь) и в форме многочисленных исцелений, символически означающих исполнение великих пророчеств Ветхого Завета о наступлении времени спасения.

Удивительно то, что весь раздел о новом учении Иисуса Христа заканчивается озлобленным заключением фарисеев о том, что Иисус действует силою «князя бесовского». Путь, указанный Христом, им представлялся опасным путем, который ведет к разрушению священных традиций, к религиозному и нравственному одичанию. Так казалось убежденным фарисеям. Однако простым страдающим людям дело представлялось иначе. Евангелист Матфей своим циклом чудесных исцелений постоянно показывает, что Иисус для них становился последним прибежищем. Без Него отчаявшиеся в своих бедствиях люди нигде не могли найти спасения. Вот некий иудейский начальник, дочь которого умирает (Мф 9:18); вот некая женщина, двенадцать лет страдавшая кровотечением (Мф 9:20); вот двое слепых, которые следовали за Иисусом и вопили о помощи (Мф 9:27); вот бесноватый немой, которого привели к Иисусу в надежде его исцеления (Мф 9:32)… И все они на себе самих узнали, что означают слова Нагорной проповеди: «По плодам их узнаете их» (Мф 7:16.20). Плоды учения и деяний Иисуса плоды целительные и спасительные. Плоды «праведных» фарисеев ядовитые, ведущие ко Кресту.

Для евангелиста Матфея в этой связи еще очень важно: исцеления Иисуса происходили с теми, кто Ему верил. В тексте Матфея мы постоянно замечаем, что евангелиста интересуют не столько подробности и детали целительного процесса, сколько человеческая вера, доверие. Отсюда и вопрос Иисуса, которого нет в других Евангелиях: «Веруете ли, что Я могу это сделать?» (Мф 9:28). Только тот, кто верит Иисусу, может на своей судьбе испытать, что путь Иисуса – воистину путь жизни, а не путь зла, как то полагали фарисеи.

Новый большой раздел, к которому приступает евангелист Матфей условно можно обозначить как «Начало будущей Церкви Христовой». Задача учения народа словом и делом с этого момента исполняется не только Самим Иисусом, но возлагается и на Его избранных учеников, апостолов, которые в будущем сформируют ядро Церкви. Но одновременно с расширением деятельности Иисуса Христа в лице Его учеников усиливается и сопротивление Его врагов. История как бы делает свой следующий шаг.

Далее начинается новый раздел с предложения, которое обобщает прежнюю деятельность Иисуса Христа, Который представлен как Благовестник нового Царства, Учитель и Целитель. Эта деятельность направлена на народ с целью обновить его, подготовить к принятию грядущего Царствия Божия, свободного от греха, болезней и страданий.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-09-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: