Архимандрит Ианнуарий Ивлиев. Евангелие от Матфея. Беседы на радио «Град Петров». Беседа № 33-34.




Неделя 5-я по Пятидесятнице.

Порядок чтений, согласно календарю: Лит. – Мф., 28 зач., VIII, 28 – IX, 1.

 

Перевод РБО:

28. Когда Иисус прибыл на другую сторону озера, в Гадаринскую землю, навстречу Ему из гробниц вышли два человека, одержимых демонами. Они были такие буйные, что никто не решался проходить той дорогой. 29. – Что Ты от нас хочешь, Сын Божий? – закричали они. – Ты пришел мучить нас еще до назначенного срока? 30. Неподалеку от них паслось большое стадо свиней. 31. Демоны попросили Иисуса:

– Если Ты нас выгонишь, то пошли нас в это стадо свиней.

32. Иисус сказал им:

– Идите!

Выйдя из людей, демоны вошли в свиней. Все стадо бросилось с обрыва в озеро и погибло в воде. 33. А свинопасы побежали в город и все рассказали, включая и то, что произошло с одержимыми. 34. Тогда все жители города вышли навстречу Иисусу и, увидев Его, попросили покинуть их края.

1. Иисус вошел в лодку, переправился на другую сторону озера и вернулся в Свой город.

Архимандрит Ианнуарий Ивлиев. Евангелие от Матфея. Беседы на радио «Град Петров». Беседа № 33-34.

Иисус, переплывший на другой берег, по ту сторону Святой земли, попадает в страну язычников. В рукописном предании существуют разночтения. В одних рукописях говорится о жителях Гадары, в других – о жителях другого известного в те времена города Герасы. Но все это не столь уж важно. Важно то, что речь идет о стране, где в основном жили язычники. Оба эти города входили в состав Десятиградия, то есть союза десяти греческих городов в римской провинции Сирия. С точки зрения иудеев, язычники – существа нечистые, они одержимы бесами, которым они и служат. И вот первые, кого встречает Иисус «на другом берегу» – два бесноватых. – И снова мы видим редакционную работу Матфея, еще более существенную, чем в прежних случаях. Евангелист опять проявляет мало интереса к истории как таковой. Нет, разумеется, он ни минуты не сомневался в историчности события, о котором он знал из предания, в частности, из Евангелия от Марка. Но его не занимают случайные исторические детали. Он снова и снова выделяет лишь самое основное в чудесной истории об изгнании бесов, преображая ее в богословскую проповедь о последовании Иисусу Христу.

Сразу бросается в глаза, как сильно Матфей сокращает историю, рассказанную Марком (Мк 5:1-20) и довольно точно воспроизведенную исторически заинтересованным Лукой (Лк 8:26-39). Если рассказ Марка содержит 324 слова, то Матфей сокращает его до 135 слов, то есть в два с половиной раза. Что же он опускает из предания Марка? Много чего. Например, драматическое описание устрашающего поведения бесноватых (у Марка и Луки, кстати, только один бесноватый, а у Матфея их двое). Марк описывает: «И когда вышел Он из лодки, тотчас встретил Его вышедший из гробов человек, одержимый нечистым духом, он имел жилище в гробах, и никто не мог его связать даже цепями, потому что многократно был он скован оковами и цепями, но разрывал цепи и разбивал оковы, и никто не в силах был укротить его; всегда, ночью и днем, в горах и гробах, кричал он и бился о камни» (Мк 5:2-5). Матфей все это сокращает до одного предложения: «Его встретили два бесноватые, вышедшие из гробов, весьма свирепые» (Мф 8:28). Кстати, евангелист Матфей и в некоторых других случаях одного заменяет двумя, как, например, в случае исцеления от слепоты, где один слепой заменяется двумя (Мф 9:27; 20:30). По всей видимости, такая замена одного двумя важна для Матфея. «Один» может быть случайным индивидуумом, а «двое» уже составляют символ некого общества. Таким легким изменением предания Матфей достигает некоторого обобщения ситуации.

Исключает Матфей и диалог между Иисусом и бесами по поводу имени: у Марка Иисус спрашивает одержимого: «Как тебе имя? И он сказал в ответ: легион имя мне, потому что нас много» (Мк 5:9). Ничего этого у Матфея нет. Дело в том, что «легион» означает римское войсковое подразделение в 6.000 человек, и в древнем предании о «легионе» демонов, рассказанном в Евангелии от Марка, ощущается намек на римскую оккупацию Палестины. Римляне (легион) владели страной и не собирались покидать ее, а тем более отправляться в бездну. Лучше уж жить хотя бы в нечистых свиньях. Но все равно они вместе со свиньями исчезают в бездне. Конечно, это было приятно слышать иудейским слушателям. – Евангелие от Матфея написано много лет спустя, в другой ситуации, когда всё это (оккупация, легион римлян, радость по поводу их изгнания в бездну) – всё это уже не было актуальным. Евангелист опускает эту историческую деталь, ибо она будет уже непонятна его читателям.

Матфей сокращает или даже исключает из предания еще многое. В частности, он не приводит ни единого слова из разговора между исцеленным бесноватым и Иисусом Христом. У Марка: «И когда Он [Иисус] вошел в лодку, бесновавшийся просил Его, чтобы быть с Ним. Но Иисус не дозволил ему, а сказал: “Иди домой к своим и расскажи им, что сотворил с тобою Господь и как помиловал тебя”. И пошел и начал проповедывать в Десятиградии, что сотворил с ним Иисус; и все дивились» (Мк 5:18-20). Ничего этого у Матфея нет.

Но зато кое-что и добавлено. Например, если у Марка бесноватый, а точнее «легион» демонов из бесноватого кричит: «Что Тебе до меня, Иисус, Сын Бога Всевышнего? заклинаю Тебя Богом, не мучь меня!» (Мк 5:7), то у Матфея – несколько иначе: «И вот, они закричали: “Что Тебе до нас, Иисус, Сын Божий? пришел Ты сюда прежде времени мучить нас”» (Мф 8:29). Что значит «прежде времени» (а если переводить точнее, то «до срока», «досрочно»)? Какой «срок» имеется в виду? Разумеется, День последнего Суда. Тем самым евангелист Матфей утверждает, что с пришествием Иисуса Христа пришел и конец времен, или, как это будет сказано несколько позже, – «Если Я Духом Божиим изгоняю бесов, то конечно достигло до вас Царствие Божие» (Мф 12:28). Иисус – победитель, так сказать, триумфатор! Именно поэтому у Матфея далее сказано: «И вот, весь город вышел навстречу Иисусу» (8:34). «Вышел навстречу» – это особое выражение, используемое лишь в случае прибытия великой личности, царя, победителя, триумфатора… Это напоминает нам о другом месте: «Множество народа, пришедшего на праздник, услышав, что Иисус идет в Иерусалим, взяли пальмовые ветви, вышли навстречу Ему и восклицали:

“Осанна!

благословен грядущий во имя Господне,

Царь Израилев!”» (Ин 12:13).

Но далее… – и это удивительно – жители города, поначалу обрадовавшись исцелению бесноватых, когда поняли, кáк это произошло, когда они узнали, что это исцеление было для них связано с убытками, с потерей стада свиней, тогда они, «увидев Его, просили, чтобы Он отошел от пределов их» (Мф 8:34). Нет, исцеляющая встреча с Иисусом ни в коем случае не должна вести к каким-то убыткам в имуществе или в бизнесе! Хотя Матфей нам и не сообщает конкретную причину их отвержения Иисуса, в целом замысел его рассказа понятен. Надо только мысленно перенестись в ситуацию евангелиста, его церкви и окружавшего его общества.

Церковь Матфея, в которой присутствует и действует Иисус, живет не в Иудее, не в условиях оккупации римскими легионами, но в окружении огромного языческого мира Римской империи. В этом мире не один одержимый бесами (как у Марка). Что касается чудес и исцелений, практикуемых некоторыми церковными целителями, то они всегда производят впечатление и вызывают всплеск энтузиазма. Да только вот евангельская миссионерская деятельность Церкви часто вызывает невольный страх тех, кто чувствует на себе власть Евангелия Христова, власть, которая освобождает человека от «ветхой», привычной и ставшей уютной жизни. Людям становится страшно.

Да стоит нам только оглядеться вокруг себя сегодня, в наше время, когда подавляющая часть населения называет себя христианами… и что мы увидим? Я не говорю о тех, кто с пустыми от мыслей головами жадно вперяется глазами в экраны телевизоров, чтобы влюбленно смотреть на своих идолов, и кому нет дела ни до какого Евангелия. Я говорю о тех, кто многотысячными толпами устремляется к чуду, чуду, чуду, ожидая его от так называемых святых мест, святых предметов. И не понимают они, что уподобляются «человеку безрассудному, который построил дом свой на песке; и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и налегли на дом тот; и он упал, и было падение его великое» (Мф 7:26-27). Чудо увлекает: Осанна! Идем навстречу с пениями и хоругвями! Но дом Церкви Христовой основан не на чудесах, а на Самом Христе и Его Евангелии (1 Кор 3:11). Поэтому ему не страшны никакие бури. Что до чудес и чудесных исцелений, то это ведь события редкие, исключительные. В реальной жизни исцеленные люди могут снова болеть, стареть и неизбежно умрут. Христос же «пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком» (Ин 10:10). Но Его пришествие неизбежно вырывает человека из его прежнего мира с его установившимися традициями и ценностями. Люди ощущают страх перед открывающимся путем в нечто неведомое, в котором веют бурные ветры и волнуется море.

Иисус пришел, чтобы принести людям жизнь. Но Его пришествие неизбежно вырывает человека из его прежнего мира с его установившимися традициями и ценностями. Люди ощущают страх перед открывающимся путем в нечто неведомое, в котором веют бурные ветры и волнуется море.

Матфей желает сказать своей церкви: Вы посланы в мир возвещать евангельскую праведность, которая принципиально превосходит не только «праведность книжников и фарисеев», но и ветхую веру в чудеса и знамения. Не удивляйтесь, если ваша христианская проповедь свободы от всего «ветхого» вызовет отчуждение и страх. Так было прежде, и так будет впредь. Это, так сказать, «нормально». Вспоминайте, что и сам апостол Павел, видя, что его проповедь далеко не всегда приносит плоды, но часто вызывает непонимание и даже страх и ненависть, не унывал, но прославлял свое служение и скромно желал «спасти хотя бы некоторых» (Рим 11:13-14). Не отчаивайтесь, если и вы сами иногда будете чувствовать себя неуютно в мире, ценности которого вам стали чужими, и который будет вас сторониться, а иногда и угрожать вам. Вспоминайте ободряющие слова Господа: «Что вы такие боязливые, маловерные?» (Мф 8:26).

Изгнав бесов из двух одержимых в языческом Десятиградии, Иисус Христос снова возвращается в Галилею.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-09-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: