Главная загадка Театра – Музея Сальвадора Дали




Панкина Ульяна Викторовна

 

Первое моё знакомство с Гением Сюрреализма, Сальвадором Дали, произошло в 15 лет, когда я училась в десятом классе средней общеобразовательной школы № 5 города Югорска. Наш любимый учитель истории и обществознания, Коскин Александр Николаевич, дал задание – сделать анализ одной из картин Сальвадора Дали. Я со своими одноклассниками, отправились делать домашнее задание в центральную городскую библиотеку.

Как только я увидела первую Его картину в сборнике репродукций, я была сильно поражена… Картина вызвала у меня удивление, изображение было полной загадкой, чем-то непостижимым, необъяснимым, в то же время красивым, вызывающим восторг и восхищение. Те же самые ощущения я испытала при просмотре других картин. Особенно запомнилась мне картина «Сон, навеянный полётом пчелы вокруг граната, за миг до пробуждения» (исп. Sueño causado por el vuelo de una abeja alrededor de una granada un segundo antes de despertar), 1943 г.

Сальвадор Дали так писал о своей картине:

«Целью было впервые изобразить открытый Фрейдом тип долгого связного сна, вызванного мгновенным воздействием, от которого и происходит пробуждение. Подобно тому, как падение иглы на шею спящего одновременно вызывает его пробуждение и длинный сон, кончающийся гильотиной, жужжанье пчелы вызывает здесь укус жалом, который разбудит Галу. Вся жизнетворящая биология возникает из лопнувшего граната. Слон Бернини на заднем плане несет на себе обелиск и атрибуты папы».

Я уже не помню сейчас, анализ какой конкретно картины я делала и насколько удачно было выполнено мной домашнее задание, но оценки у учителя я всегда получала либо хорошие, либо отличные. А художник… он навсегда остался в моей памяти, в моей душе, в моём сердце.

Никогда бы не подумала, что мне выпадет возможность побывать в Испании, в Фигерасе, городе, где родился и умер гениальный Сальвадор Дали.

6 января 2013 года, экскурсионная группа во главе с гидом Леной, отправились на автобусе из Барселоны в Фигерас, в театр-музей Дали. По пути в Фигерас, Лена рассказывала нам историю создания Театра-Музея, о том, что думал и говорил Сальвадор Дали, когда он творил своё Детище…

«В октябре 1960 года Рамон Гуардьола Ровира, избранный мэром города Фигераса, попросил Дали подарить одну из его картин местному краеведческому музею. Просьбу мэра к художнику поддержал их общий друг фотограф Мелито Казальс, которого Дали заверил в том, что подарит родному городу не просто картину, а целый музей.

Процесс создания Театра-Музея начался в 1961 году, в обгоревших, разрушенных стенах Муниципального театра Фигераса. Театр был построен в XIX веке архитектором Рока-и-Бросом, но 19 февраля 1939 года случился пожар, который случайно устроили солдаты-марокканцы франкистской армии. По поводу создания своего Театра-Музея Дали заявил: «Где же ещё, как не в моём городе, должны сохраниться и жить в веках самые экстравагантные и фундаментальные из моих работ? Где же ещё? То, что осталось от Муниципального театра, кажется мне очень подходящим по трём причинам: во-первых, потому что я, прежде всего, театральный художник; во-вторых, потому что Театр находится напротив церкви, в которой я был крещён, а вы знаете, что я католик до мозга костей; а в-третьих, именно в этом театре, в его фойе, я впервые выставил свои живописные работы»».

Подъезжая к Музею, Лена произнесла цитату Сальвадора Дали:

«Я хочу, чтобы мой музей был бы монолитом, лабиринтом, огромным сюрреалистическим объектом. Это будет абсолютно театральный музей. Приходящие сюда будут уходить с ощущением, будто им привиделся театральный сон».

Приехали… Мы вышли из автобуса. Перед нами предстал вид необычного, загадочного здания. Это был он – Театр-Музей Сальвадора Дали! И снова те же чувства, когда я первый раз увидела Его картину. Стены музея выкрашены в красно-розовый цвет, на стенах приклеены золотые булочки. На навершиях фасада виднеются огромные яйца и манекены. Это Его почерк, здесь чувствуется Его присутствие…

Вокруг музея, повсюду, невероятные памятники и скульптуры. Наука представлена Сальвадором Дали скульптурой «Памяти Ньютона», академическое искусство – тремя скульптурами Мейсонье, более новаторское – «Обелиском телевидения Вольфа Фостеля», каталонская философия – памятником Франсеску Пужольсу, на котором также присутствует фигура Рамона Люля.

Перед музеем, Лена вручила каждому из нас проходной билет. Потянув за дверную ручку стеклянной двери – старый железный утюг, мы вошли в вестибюль музея. Мы очутились в мире гениальнейшего художника эпохи…

Необычные скульптуры, фотографии, статуи, афиши, рисунки, картины – Дали в каждой детали музея.

Дальше мы попали в поразительный внутренний двор – сад под открытым небом – разбит на месте партера муниципального театра Фигераса.

В центре двора возвышается вертикальная инсталляция с внушительным кадиллаком, которому Дали дал название «Дождливое такси». Скульптура Эрнста Фукса «Великая Эсфирь» изображает женскую фигуру, тянущую цепями колонну Траяна из автомобильных шин; лодка Гала и чёрный зонт – всё вместе составляет самый большой в мире сюрреалистический памятник.

Поднявшись по пандусу, мы вошли на сцену муниципального театра, увенчанную поразительным прозрачным куполом (архитектор Эмилио Перес Пинейро), ставшим символом Театра-Музея и всего Фигераса. И здесь мы снова видим инсталляции, великие картины художника. «Обнажённая Гала, смотрящая на море, которая на расстоянии 18 метров трансформируется в портрет Авраама Линкольна» (1975 г.) – первое в мире оцифрованное живописное изображение. Другая картина – «Галлюциногенный тореро» (ок. 1968-70 гг.) – здесь Дали прибегает к приёму двойного образа.

Зал Сокровищ – обитый красным бархатом, напоминает шкатулку для драгоценностей. В этом зале находятся самые лучшие работы по мнению художника. Почётное место занимает картина «Корзинка с хлебом» (1945 г.) – абсолютная загадка. Потрясающая картина! Дали говорит об этом полотне следующее: «Полгода моей задачей было овладеть утерянной техникой старых мастеров, достичь предвзрывной неподвижности предмета. Это самая строго выдержанная картина с точки зрения геометрической композиции. Структурные силовые линии напряжены до последнего предела. Ещё чуть-чуть - и с этой горбушкой случится корпускулярный взрыв. За двадцать лет корзинка превратилась в корону, а хлеб обрёл компактность локтя или носорожьего рога». Рядом с этой работой находятся несколько картин с изображением Гала (Елены Дьяконовой) - музы, жены, модели художника. Справа - «Гала со спины, смотрящая в невидимое зеркало» (1960 г.). Слева - «Атомная Леда» (1949 г.). Ещё два полотна с изображением Гала – «Галарина» (1945 г.) и «Гала, созерцающая Гиперкубическое распятие» (1954 г.). Стоит заметить, что Гала присутствует практически во всех картинах Дали. Гала была для него всем…

Из Зала Сокровищ мы снова вернулись на сцену театра, где Лена произнесла следующее:

«Мы уже не раз проходили по тому самому месту, где был захоронен Сальвадор Дали. Но это место – загадка, и я Вам его не покажу. Вы сами должны найти его. В крипте, на цокольном этаже, находится надгробная плита Дали, на которой есть надпись «Сальвадор Дали – и – Доменек. Маркиз де Дали де Пуболь. 1904-1989» Не перепутайте – это ложное место захоронения, его придумал сам Дали. А сейчас я прощаюсь. Мы встретимся с Вами на выходе из Музея, через два часа. Сальвадор Дали пожелал: «Каждый человек должен воспринимать музей как законченное произведение искусства наподобие текста Раймонда Русселя, изобилующего информацией, но полностью лишённого подробных объяснений. Иными словами, каждый может делать из увиденного выводы, наиболее близкие его психике и космогонии». До встречи!»

Вот это интрига! Место захоронения Дали оказалось самой главной загадкой музея. Художник, его мысли, произведения – одна сплошная тайна, загадка, которую так хочется разгадать! Но… всё безуспешно. Непостижимо. И одновременно притягательно.

Мы приступили к поискам того самого места. Как сумасшедшие искали его))))

Мы побывали в крипте, увидели ту самую надгробную плиту. Ах, Сальвадор Дали, ты оригинальный! На цокольном этаже мы обнаружили ещё несколько залов с работами Дали.

Поднявшись по лестнице, ведущей из помещения под куполом на первый этаж, мы попали в зал Мэй Уэст, один из самых известных залов Театра-Музея, где представлена трансформация двухмерного изображения в трёхмерное пространство – создание комнаты по образцу рисунка Сальвадора Дали гуашью на газетной бумаге «Лицо Мэй Уэст, которое может использоваться как комната» (ок. 1934-35 гг.).

Далее второй и третий этажи музея. На третьем этаже находится Зал Шедевров, где в хронологическом беспорядке выставлены произведения самых известных художников мира, собранные Дали на протяжении разных лет, а также несколько его собственных работ, которые художник считал «нетленными шедеврами». Зал «Дворец ветра», где в 1919 году Дали впервые выставил свои работы, когда ему было всего 14 лет. В Башне Галатеи – последняя присоединённая часть музея, находится Зал оптических иллюзий. И последняя картина, написанная Дали – «Ласточкин хвост и виолончель» (1983 г.). А ещё есть зал ювелирных изделий, сделанных по эскизам Дали. Красоту этих драгоценностей не передать, таких в мире больше нет...

Обойдя весь музей, мы так и не нашли места, где был захоронен Сальвадор Дали.

По обратной дороге в Барселону, Лена рассказала:

«Сальвадор Дали был похоронен в подземной часовне – крипте. Дали пожелал быть похороненным под куполом своего музея, надгробная плита находится на сцене муниципального театра».

Мы много раз проходили это место. Мы даже не обратили внимание на железный прямоугольник в полу – дверь поземной часовни. В самом центре зала, при входе в музей…

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: