Политология как наука о политике




 

1. Общая характеристика политики

2. Объект, предмет и функции политического знания

3. Методология политической науки

4. Место политической науки в системе социальных и гуманитарных наук

Термин «политология» образуется из сочетания двух греческих слов «politik杳» (политический порядок, права гражданства, механизм осуществления власти) и «logos» (знания). Поэтому политологию можно определить как учение и науку о политике. Однако подобное определение наталкивается на многозначность самого термина «политика». Это привело к тому, что различные стороны многогранного феномена мира политики в мировой политической науке отражаются посредством трех английских терминов, которые одновременно являются ее тремя важнейшими измерениями:

(1) polisy — осуществление мер, связанных с распределением ресурсов и благ, принятых правительством; технология формулирования управленческих решений на различных уровнях и просчет их социальных последствий, а также любые акции, предпринятые потому, что они выгодны и полезны. Все это можно определить как содержание политики;

(2) polity — форма, организация и деятельность государства или аппарата правительства, связи его со всеми гражданами и другими государствами;

(3) politics — борьба за доступ к власти, завоевание правительственных функций в государстве, влияние негосударственных политических институтов на решения правительства. Все эти взаимодействия образуют политический процесс.

Специфика политики заключается в следующем: она фиксирует отношения между большими массами людей, интересы которых интегрируются в единое, всеобщее целое. Политика сводит индивидуальное, коллективное выражение воль в интегративно-целое, системное качество, которое наиболее четко выражено именно в политической области человеческой жизни и деятельности. Момент связи единичного, особенного со всеобщим всегда присутствует в политике. Причем ориентация на всеобщее, общее – прерогатива политики. Поскольку основным институтом, организующим, регулирующим и контролирующим сведение единичного ко всеобщему, при реализации интересов конкретных субъектов, выступает государство, то содержание политического в той или иной мере, прямо или опосредованно выходит на государство.

Политика всегда носит властный характер, ибо достичь поставленных целей невозможно вне принуждения, волевых усилий и воздействий субъектов по достижению всеобщих интересов людей. Властный характер выражается в политико-государственных и политико-негосударственных политических отношениях, которые очень сложны и противоречивы, вертикально и горизонтально организованы и т.д. В этих отношениях люди, социальные общности не создают материальных и духовных ценностей, но деятельность политических субъектов от этого не является менее значимой, поскольку они управляют общественно-политическими и иными процессами общества и государства. Политика есть также средство выявления и разрешения конфликтов, деятельность по принятию решений. Управлению общественными делами, особый вид общения между людьми, социальными общностями.

Как сложное социальное образование политика внутренне структурирована, организована. К ее элементам относят: политические организации, институты власти; отношения между ними по различным проблемам, основной из которых выступают отношения властвования; политическое сознание и политическая духовность в целом; различные нормативные идеи, концепции, в том числе и политико-правового характера. В целом они выражаются в различной степени политической активности субъектов, представленной на трех основных уровнях политического бытия. На микроуровне область политики представлена политическими партиями, общественно-политическими движениями и организациями, профсоюзами, корпоративными объединениями и т.п. Макроуровень политики – это сфера государственной власти, ее устройства и функционирования субъектов государства. Мегауровень представлен различными международными организациями: ООН, ЕС и другими, а также характером взаимоотношений между государствами на международной арене.

Социальное назначение или функции политики многообразны. Отметим наиболее важные из них. Во-первых, это регуляция взаимоотношений между различными субъектами общественной жизни и сведение их к целостности, общности. Во-вторых, разработка перспективных целей и моделей общественно-политического развития общества и государства и организация, мобилизация масс на их выполнение. В-третьих, политическая социализация индивидов, то есть последовательное включение людей в осознанный процесс политической жизни и действия, что требует политических знаний и политической культуры. Эти три основные функции – регулятивная, прогностическая и социализирующая – тесно взаимосвязаны и лишь в своем единстве могут выразить такое сложное явление социальной жизни как политика.

Шпак В.Ю.

Помимо составных частей и элементов в политике иногда выделяют три уровня ее существования.

Первый, собственно по­литический, макроуровень, характеризует государство как целое, публичную принудительную власть, ее устройство и функциони­рование в центре и на местах.

Второй, микроуровень, политики охватывает отдельные организации: партии, профсоюзы, корпо­рации, фирмы и т.п. Здесь, как и в государстве в целом, также обнаруживаются внутренние явления и процессы, свойственные большой политике: выдвижение и реализация коллективных це­лей, принятие решений, распределение должностей и благ, при­менение санкций, соперничество индивидов и групп за власть, конфликты интересов и т.д.

Третий, мегауровень, политики относится к деятельности международных организаций: ООН, НАТО, ЕЭС и т.п.

 

Характеризуя политику, выявляя ее логическую взаимосвязь и обусловленность, зависимость от экономических, социальных, духовных, этнических и других факторов общественной жизни, необходимо учитывать, что политика обладает и относительной самостоятельностью, поскольку политические отношения складываются вне сферы материального производства.

Именно эта обусловленность политики и политических отношений, с одной стороны, и их относительная самостоятельность, с другой, а также специфика их проявления находят свое отражение в многообразии определений политики.

Политика – это: властно-управленческая структура;

логически обоснованная система знаний о целях, задачах, закономерностях и основном содержании деятельности, связанной с управлением общественными процессами;

область отношений между социальными общностями в процессе формирования и осуществления власти (властные отношения являются определяющими в политике);

концентрированное выражение экономики (ибо здесь глубинные, коренные интересы людей) и др.

 

В структуре политики как системы реальных политических отношений выделяются две крупные взаимосвязанные области – внутренняя и внешняя. Каждая из них может быть дифференцирована на более узкие, определяемые способом производства материальной жизни и сущностью социальных, политических, духовных и других процессов. Внутренняя политика подразделяется, например, на экономическую, социальную, национальную, демографическую и т. п. Кроме того, среди них выделяются и более конкретные области деятельности. Так, составляющими экономической политики являются научно-техническая, финансовая, инвестиционная, аграрная и др.

Политику можно подразделить и по следующим основаниям: сферам жизни – социальная, национальная, культурная и др.; масштабам – мировая, региональная, локальная; носителям и субъектам – партии, движения, лица; срокам действия – история цивилизации, конкретная эпоха, временные рамки правления монарха, вождя, лидера, партии и т. п. обществом, его историей, интересами и другими, в том числе природными, факторами. При этом остаются неизменными как структура задач (порядок, стабильность, оборона), так и техника политической деятельности (организация сторонников, выработка стратегии и тактики, приемов и средств политики, выбор стиля и языка политики).

 

 

Слово «политика» в переводе с греческого означает государственные или общественные дела. В самом широком смысле эта категория определяет одну из сфер жизнедеятельности общества наряду с экономической, социальной и духовной. Кроме этого, политика может выражать:

1) отношения между классами, нациями, социальными группами, общностями и их организациями по вопросу завоевания, удержания и использования государственной власти;

2) деятельность государства по организации, управлению и контролю за жизнедеятельностью общества в целях его оптимального функционирования либо революционного преобразования;

3) «искусство возможного» — функции по достижению консенсуса или углублению противоречий между составляющими политического процесса в рамках одного общества или на международной арене.

Более конкретное и глубокое представление о предмете политического знания позволяет получить анализ законов политологии.

К числу важнейших законов политологии следует отнести такие, как демократизация политики и политической жизни, детерминация внешней и внутренней политики, уровней развития экономической сферы данного общества, гуманизация политики и возрастание в ней места и роли личности, рост политической культуры населения, интернационализация и глобализация политики и политических отношений и т.д.

 

 




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: