Новаторство прозы и драматургии А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя.




СПЕЦИФИКА ПРОЗЫА.С. ПУШКИНА

 

Проза Пушкина была качественно новым этапом в развитии русской литературы вообще и русской прозы в частности. Предшествовавшая Пушкину

литература, как классицистская, так и романтическая, создавала определенный, часто однолинейный тип героя, в котором доминировала какая-нибудь одна страсть. Пушкин отвергает такого героя и создает своего. Пушкинский герой прежде всего - живой человек со всеми его страстями, мало того, Пушкин делает главным героем своих прозаических произведений среднего человека - источник новых тем, новых сюжетов, нового художественного эффекта. Кроме того, введение в прозу среднего человека как главного героя позволяет Пушкину выявить особые, типические черты той или иной эпохи, обстановки.

Пушкинская проза характеризуется разнообразием сюжетов. Принципом изображения действительности в прозе Пушкина была объективность. Пушкин, как правило, отказывается от подробного изображения

чувств героев, столь характерного для прозы его предшественников. Пушкина интересуют в жизни не только какие-либо ее отдельные проявления, но вся жизнь в целом.

Пушкин намеренно затормаживает развитие сюжета, используя усложненную композицию, образ повествователя, другие художественные приемы. Все это нужно для создания в произведении особой напряженной атмосферы, в которой эффект неожиданности еще сильнее. Иногда Пушкин использует сюжеты других авторов, но значительно видоизменяет их, вводит новых героев, новые детали, обращает внимание на другие стороны сюжета.

Пушкин выступал против описательности в прозе. Но тем не менее описания природы и интерьера в пушкинской прозе встречаются неоднократно.

Несомненно, что Пушкину они нужны для создания особой атмосферы рассказа, для характеристики душевного состояния героя.

 

ДРАМАТИЧЕСКИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ПУШКИНА. На протяжении творчества Пушкина характер его драматургии несколько раз менялся. В этом жанре яснее, чем во всех остальных, выражалась тесная связь его поэзии с событиями современности и размышлениями поэта на социальные и политические темы. Творчество Пушкина-драматурга отчетливо делится на четыре этапа, из которых только два средних представлены законченными произведениями.

К первому этапу (1821-1822) относятся планы и отрывки двух пьес - «Вадим» и «Игрок» («Скажи, какой судьбой друг другу мы попались?..»). Это была эпоха расцвета романтизма в творчестве Пушкина и в то же время высший подъем его революционных настроений.

Вторым этапом в развитии пушкинской драматургии была трагедия «Борис Годунов», написанная в 1825 г. В этом произведении отразился решительный

отход Пушкина от романтического направления. Проблематика «Бориса Годунова», первой русской реалистической трагедии, была в высшей степени

современной. Пушкин поднимал самый злободневный вопрос, волновавший в то время передовую дворянскую интеллигенцию - вопрос о самодержавии

и крепостном праве и, главным образом, об участии самого народа в борьбе за свое освобождение.

Третий этап в эволюции пушкинского драматургического творчества представлен четырьмя «маленькими трагедиями» и неоконченной драмой «Русалка» (1826-1831). После «Бориса Годунова» Пушкину захотелось выразить в драматической форме те важные наблюдения, открытия в области человеческой психологии, которые накопились в его творческом опыте. Он задумал создать серию коротких пьес, драматических этюдов, в которых в острой сюжетной ситуации с предельной глубиной и правдивостью раскрывалась человеческая душа, охваченная какой-либо страстью. Последний этап пушкинского драматургического творчества совпадает с началом нового постепенного подъема в русской общественной жизни и в литературе (30-е гг.). В произведениях крупнейших писателей и прежде всего Пушкина снова оживляется тема освободительного движения.

 

В своем движении к объективному показу действительности Лермонтов шел, используя различные жанры, — драматические, стихотворные, а начиная с «Вадима» (1832—1834) и прозаические. На этом пути Лермонтов не отличает задач прозы от задач поэзии, и первый его прозаический опыт — «Вадим» — за исключением некоторых мест, в сущности только отсутствием рифм и организованного ритма речи отличается от его стихотворных поэм. Тем не менее показательно, что Лермонтов не удовлетворяется только лирическими жанрами и обращается к тем родам литературы, которые дают наибольшие возможности объективированного показа, — к драматургии и прозе. Обращению Лермонтова к прозе содействовало, конечно, и господство прозаических жанров в литературе 30-х годов, сменивших собою всевластное господство поэзии в 10-х и 20-х годах. «Теперь вся наша литература превратилась в роман и повесть», — писал Белинский37. Пушкин, Гоголь, Павлов, Сенковский, Вельтман, Марлинский, Полевой, Погодин и множество других авторов, заполнивших своими прозаическими произведениями журнальные страницы и книжный рынок, свидетельствовали о новом этапе в запросах к литературе культурных слоев тогдашнего общества. Переходный период ломки старых отношений и вызревания в их недрах новых — буржуазно-капиталистических — обусловил собою потребность в познании и осмыслении перемен, совершавшихся в общественной действительности.

Наступление буржуазной «прозы» жизни, вторжение новых, капиталистических отношений в общественную жизнь отразились на стиле художественной литературы двояко: с одной стороны, сопротивление новым отношениям, соединенное с утопической идеализацией «патриархализма» сказывалось в представлении об иррациональности и разрушительности новых, непонятных «злых» сил в фантастических, причудливых и грандиозных образах идеалистического романтизма (В. Одоевский, фантастика ранних повестей Гоголя, «Двойник или вечера в Малороссии» Погорельского, отражением гофмановских влияний в прозе 30-х годов); с другой стороны, потребность в объективном познании новых отношений, понимание их неизбежности, «прозаический» характер отражаемой новой действительности обусловили поворот к реализму, сделавшемуся основным направлением литературы, вторгавшемуся и в произведения романтиков. Реалистические тенденции нес в себе бунтарский романтизм Лермонтова. Это обнаруживается, в частности, и в эволюции его творчества, в переходе его от субъективно-романтической лирики к реализму. Познавательная целеустремленность реализма, отражавшего становление новой «прозаической» действительности, с наибольшей адэкватностью могла быть воплощена именно в прозаических жанрах литературы. Отсюда расцвет прозы в 30-х годах XIX в.

Новаторство Гоголя заключается уже в выборе конфликта, являющегося основой произведения. Оглядываясь на произведения своих предшественников, Гоголь приходит к выводу, что любовная интрига уже исчерпала себя. Видя, что она становилась основой драматургического конфликта слишком часто, Гоголь решет избрать иной путь. Он находит новый сюжет, более актуальный для современности: сюжет о ревизоре. Фигура ревизора всегда была страшна для городских чиновников, живущих в постоянном страхе ревизии. И именно "страх ожидания, самый ужас, гроза идущего вдали закона" (Гоголь), овладевающие чиновниками, формируют драматургическую ситуацию в "Ревизоре".

 

Обращение Гоголя к украинской тематике было закономерно: детство и юность писателя прошли на Украине, он всегда интересовался украинской культурой и литературой, особенно увлекало его устное народное творчество талантливого народа. Известно, с какой настойчивостью собирал Гоголь сведения об украинских народных обычаях, обрядах, легендах, поверьях.

Главным объектом изображения в "вечерах" становится народная жизнь, а главным героем украинский народ — мудрый, лукавый, вольнолюбивый, благородный, удалой и душевно-щедрый.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: