СПЕЦИФИКА ПРОЗЫА.С. ПУШКИНА
Проза Пушкина была качественно новым этапом в развитии русской литературы вообще и русской прозы в частности. Предшествовавшая Пушкину
литература, как классицистская, так и романтическая, создавала определенный, часто однолинейный тип героя, в котором доминировала какая-нибудь одна страсть. Пушкин отвергает такого героя и создает своего. Пушкинский герой прежде всего - живой человек со всеми его страстями, мало того, Пушкин делает главным героем своих прозаических произведений среднего человека - источник новых тем, новых сюжетов, нового художественного эффекта. Кроме того, введение в прозу среднего человека как главного героя позволяет Пушкину выявить особые, типические черты той или иной эпохи, обстановки.
Пушкинская проза характеризуется разнообразием сюжетов. Принципом изображения действительности в прозе Пушкина была объективность. Пушкин, как правило, отказывается от подробного изображения
чувств героев, столь характерного для прозы его предшественников. Пушкина интересуют в жизни не только какие-либо ее отдельные проявления, но вся жизнь в целом.
Пушкин намеренно затормаживает развитие сюжета, используя усложненную композицию, образ повествователя, другие художественные приемы. Все это нужно для создания в произведении особой напряженной атмосферы, в которой эффект неожиданности еще сильнее. Иногда Пушкин использует сюжеты других авторов, но значительно видоизменяет их, вводит новых героев, новые детали, обращает внимание на другие стороны сюжета.
Пушкин выступал против описательности в прозе. Но тем не менее описания природы и интерьера в пушкинской прозе встречаются неоднократно.
|
Несомненно, что Пушкину они нужны для создания особой атмосферы рассказа, для характеристики душевного состояния героя.
ДРАМАТИЧЕСКИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ПУШКИНА. На протяжении творчества Пушкина характер его драматургии несколько раз менялся. В этом жанре яснее, чем во всех остальных, выражалась тесная связь его поэзии с событиями современности и размышлениями поэта на социальные и политические темы. Творчество Пушкина-драматурга отчетливо делится на четыре этапа, из которых только два средних представлены законченными произведениями.
К первому этапу (1821-1822) относятся планы и отрывки двух пьес - «Вадим» и «Игрок» («Скажи, какой судьбой друг другу мы попались?..»). Это была эпоха расцвета романтизма в творчестве Пушкина и в то же время высший подъем его революционных настроений.
Вторым этапом в развитии пушкинской драматургии была трагедия «Борис Годунов», написанная в 1825 г. В этом произведении отразился решительный
отход Пушкина от романтического направления. Проблематика «Бориса Годунова», первой русской реалистической трагедии, была в высшей степени
современной. Пушкин поднимал самый злободневный вопрос, волновавший в то время передовую дворянскую интеллигенцию - вопрос о самодержавии
и крепостном праве и, главным образом, об участии самого народа в борьбе за свое освобождение.
Третий этап в эволюции пушкинского драматургического творчества представлен четырьмя «маленькими трагедиями» и неоконченной драмой «Русалка» (1826-1831). После «Бориса Годунова» Пушкину захотелось выразить в драматической форме те важные наблюдения, открытия в области человеческой психологии, которые накопились в его творческом опыте. Он задумал создать серию коротких пьес, драматических этюдов, в которых в острой сюжетной ситуации с предельной глубиной и правдивостью раскрывалась человеческая душа, охваченная какой-либо страстью. Последний этап пушкинского драматургического творчества совпадает с началом нового постепенного подъема в русской общественной жизни и в литературе (30-е гг.). В произведениях крупнейших писателей и прежде всего Пушкина снова оживляется тема освободительного движения.
|
В своем движении к объективному показу действительности Лермонтов шел, используя различные жанры, — драматические, стихотворные, а начиная с «Вадима» (1832—1834) и прозаические. На этом пути Лермонтов не отличает задач прозы от задач поэзии, и первый его прозаический опыт — «Вадим» — за исключением некоторых мест, в сущности только отсутствием рифм и организованного ритма речи отличается от его стихотворных поэм. Тем не менее показательно, что Лермонтов не удовлетворяется только лирическими жанрами и обращается к тем родам литературы, которые дают наибольшие возможности объективированного показа, — к драматургии и прозе. Обращению Лермонтова к прозе содействовало, конечно, и господство прозаических жанров в литературе 30-х годов, сменивших собою всевластное господство поэзии в 10-х и 20-х годах. «Теперь вся наша литература превратилась в роман и повесть», — писал Белинский37. Пушкин, Гоголь, Павлов, Сенковский, Вельтман, Марлинский, Полевой, Погодин и множество других авторов, заполнивших своими прозаическими произведениями журнальные страницы и книжный рынок, свидетельствовали о новом этапе в запросах к литературе культурных слоев тогдашнего общества. Переходный период ломки старых отношений и вызревания в их недрах новых — буржуазно-капиталистических — обусловил собою потребность в познании и осмыслении перемен, совершавшихся в общественной действительности.
|
Наступление буржуазной «прозы» жизни, вторжение новых, капиталистических отношений в общественную жизнь отразились на стиле художественной литературы двояко: с одной стороны, сопротивление новым отношениям, соединенное с утопической идеализацией «патриархализма» сказывалось в представлении об иррациональности и разрушительности новых, непонятных «злых» сил в фантастических, причудливых и грандиозных образах идеалистического романтизма (В. Одоевский, фантастика ранних повестей Гоголя, «Двойник или вечера в Малороссии» Погорельского, отражением гофмановских влияний в прозе 30-х годов); с другой стороны, потребность в объективном познании новых отношений, понимание их неизбежности, «прозаический» характер отражаемой новой действительности обусловили поворот к реализму, сделавшемуся основным направлением литературы, вторгавшемуся и в произведения романтиков. Реалистические тенденции нес в себе бунтарский романтизм Лермонтова. Это обнаруживается, в частности, и в эволюции его творчества, в переходе его от субъективно-романтической лирики к реализму. Познавательная целеустремленность реализма, отражавшего становление новой «прозаической» действительности, с наибольшей адэкватностью могла быть воплощена именно в прозаических жанрах литературы. Отсюда расцвет прозы в 30-х годах XIX в.
Новаторство Гоголя заключается уже в выборе конфликта, являющегося основой произведения. Оглядываясь на произведения своих предшественников, Гоголь приходит к выводу, что любовная интрига уже исчерпала себя. Видя, что она становилась основой драматургического конфликта слишком часто, Гоголь решет избрать иной путь. Он находит новый сюжет, более актуальный для современности: сюжет о ревизоре. Фигура ревизора всегда была страшна для городских чиновников, живущих в постоянном страхе ревизии. И именно "страх ожидания, самый ужас, гроза идущего вдали закона" (Гоголь), овладевающие чиновниками, формируют драматургическую ситуацию в "Ревизоре".
Обращение Гоголя к украинской тематике было закономерно: детство и юность писателя прошли на Украине, он всегда интересовался украинской культурой и литературой, особенно увлекало его устное народное творчество талантливого народа. Известно, с какой настойчивостью собирал Гоголь сведения об украинских народных обычаях, обрядах, легендах, поверьях.
Главным объектом изображения в "вечерах" становится народная жизнь, а главным героем украинский народ — мудрый, лукавый, вольнолюбивый, благородный, удалой и душевно-щедрый.