Тема 7. Законодательная власть: парламент (2 часа)




Задание на семинар 11 декабря 2019 года

 

Вопросы для обсуждения:

1. Место парламента в системе высших органов государственной власти.

2. Парламент и парламентаризм.

3. Парламент и исполнительная власть.

4. Порядок формирования парламентов: выборность, замещение мест в порядке назначения и наследования.

5. Внутренние руководящие органы палат, их должностные лица.

6. Парламентские комиссии и комитеты.

7. Депутатские объединения (фракции, группы и т.п.); партийная дисциплина и ее роль.

8. Конституционное закрепление компетенции парламентов.

9. Сессии и пленарные заседания.

10. Законодательная функция парламента. Законодательный процесс, его ста­дии.

11. Бюджетный процесс.

12. Парламентский контроль за деятельностью исполнительной власти.

13. Судебная деятельность парламентов.

14. Согласи­тельные процедуры.

15. Конституционно-правовой статус депутата парламента. Права и обязанности депутата. Прекращение депутатских полномочий.

16. Депутатский иммунитет. Депутатский индемнитет.

17. Императивный и свободный депутатский мандат.

18. Парламентский контроль. Специализированные органы парламентского контроля. Следст­венные комиссии и комитеты. Счетные палаты, омбудсманы, парламент­ские уполномоченные и комиссары.

 

Задания:

1. Используя тексты конституций и учебную литературу, покажите порядок образования палат парламентов в следующих государствах: Великобритании, ФРГ, США, Франции, Японии. Отметьте, что общего в этом порядке и покажите особенности их формирования в каждой из этих стран.

2. В каком порядке работает парламент? Что означает созыв парламента на сессию «по собственному праву» и в силу указа главы государства? Чем отличается чрезвычайная сессия парламента от очередной?

3. Используя тексты конституций и учебную литературу, покажите, кто является субъектом законодательной инициативы в США, ФРГ, Японии, Франции. И каковы способы её ограничения? Что общего в этом процессе и каковы особенности в каждой из этих стран? Кто обладает правом утверждения законопроектов и каковы последствия реализации этого права в перечисленных странах.

4. На основе анализа текстов конституций и изучения учебной литературы покажите стадии принятия закона с момента его внесения до опубликования на примере Великобритании, Франции и США. Каким образом в парламентах обеспечивается преимущество правительственным законопроектам? Приведите примеры.

5. Что общего между парламентским вопросом и интерпелляцией, и каково различие между ними? Какие виды вопросов существуют в ФРГ и во Франции? Существует ли интерпелляция в Японии и во Франции?

6. Дайте характеристику элементов конституционного статуса членов парламента и приведите статьи конституций Франции и ФРГ, закрепляющих их. Поясните смысл терминов «свободный мандат», «императивный мандат», «индемнитет».

7. Покажите специфику полномочий парламентов стран с различными формами правления на примере Франции, Великобритании и США в процессе формирования органов государственной власти, а также в сфере контроля законодательной власти за правительством.

8. Конституция Франции 1958 года содержит перечень вопросов, по которым нормативные акты может принимать только парламент. Все другие вопросы относятся исключительно к сфере регламентарной власти президента и правительства. В Великобритании перечня исключительных полномочий нет. В Кувейте монарх имеет право вето по отношению к законам парламента, но последний может преодолеть вето 2/3 голосов. В какой стране согласно конституции существует парламент с ограниченными полномочиями?

9. Парламент в первом чтении принял законопроект о введении мажоритарной избирательной системы. Президент в своем заключении на проект этого закона предлагает поправку - сохранить пропорциональную систему. Как поступит парламент?

10. Во время «часа вопросов» в нижней палате парламента в парламентской монархии министру задан вопрос депутатом. Как и требуется, вопрос был заранее сообщен в письменной форме через председателя палаты. Министр отказался ответить, заявив, что подготовка ответа стоит дорого, нужны профессиональные оплачиваемые консультации; вопрос имеет личный характер; вопрос относится к организации судебных органов, что разглашать нельзя; вопрос относится к тайнам государственного бюджета. Какая ссылка верна или все неверны?

11. На парламентских слушаниях постоянная комиссия нижней палаты парламента приняла решение: обязать министра сельского хозяйства ускорить завоз продовольствия в район стихийного бедствия. Министр отказался это сделать. Правильно ли он поступил?

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: