Задание на семинар 11 декабря 2019 года
Вопросы для обсуждения:
1. Место парламента в системе высших органов государственной власти.
2. Парламент и парламентаризм.
3. Парламент и исполнительная власть.
4. Порядок формирования парламентов: выборность, замещение мест в порядке назначения и наследования.
5. Внутренние руководящие органы палат, их должностные лица.
6. Парламентские комиссии и комитеты.
7. Депутатские объединения (фракции, группы и т.п.); партийная дисциплина и ее роль.
8. Конституционное закрепление компетенции парламентов.
9. Сессии и пленарные заседания.
10. Законодательная функция парламента. Законодательный процесс, его стадии.
11. Бюджетный процесс.
12. Парламентский контроль за деятельностью исполнительной власти.
13. Судебная деятельность парламентов.
14. Согласительные процедуры.
15. Конституционно-правовой статус депутата парламента. Права и обязанности депутата. Прекращение депутатских полномочий.
16. Депутатский иммунитет. Депутатский индемнитет.
17. Императивный и свободный депутатский мандат.
18. Парламентский контроль. Специализированные органы парламентского контроля. Следственные комиссии и комитеты. Счетные палаты, омбудсманы, парламентские уполномоченные и комиссары.
Задания:
1. Используя тексты конституций и учебную литературу, покажите порядок образования палат парламентов в следующих государствах: Великобритании, ФРГ, США, Франции, Японии. Отметьте, что общего в этом порядке и покажите особенности их формирования в каждой из этих стран.
2. В каком порядке работает парламент? Что означает созыв парламента на сессию «по собственному праву» и в силу указа главы государства? Чем отличается чрезвычайная сессия парламента от очередной?
|
3. Используя тексты конституций и учебную литературу, покажите, кто является субъектом законодательной инициативы в США, ФРГ, Японии, Франции. И каковы способы её ограничения? Что общего в этом процессе и каковы особенности в каждой из этих стран? Кто обладает правом утверждения законопроектов и каковы последствия реализации этого права в перечисленных странах.
4. На основе анализа текстов конституций и изучения учебной литературы покажите стадии принятия закона с момента его внесения до опубликования на примере Великобритании, Франции и США. Каким образом в парламентах обеспечивается преимущество правительственным законопроектам? Приведите примеры.
5. Что общего между парламентским вопросом и интерпелляцией, и каково различие между ними? Какие виды вопросов существуют в ФРГ и во Франции? Существует ли интерпелляция в Японии и во Франции?
6. Дайте характеристику элементов конституционного статуса членов парламента и приведите статьи конституций Франции и ФРГ, закрепляющих их. Поясните смысл терминов «свободный мандат», «императивный мандат», «индемнитет».
7. Покажите специфику полномочий парламентов стран с различными формами правления на примере Франции, Великобритании и США в процессе формирования органов государственной власти, а также в сфере контроля законодательной власти за правительством.
8. Конституция Франции 1958 года содержит перечень вопросов, по которым нормативные акты может принимать только парламент. Все другие вопросы относятся исключительно к сфере регламентарной власти президента и правительства. В Великобритании перечня исключительных полномочий нет. В Кувейте монарх имеет право вето по отношению к законам парламента, но последний может преодолеть вето 2/3 голосов. В какой стране согласно конституции существует парламент с ограниченными полномочиями?
|
9. Парламент в первом чтении принял законопроект о введении мажоритарной избирательной системы. Президент в своем заключении на проект этого закона предлагает поправку - сохранить пропорциональную систему. Как поступит парламент?
10. Во время «часа вопросов» в нижней палате парламента в парламентской монархии министру задан вопрос депутатом. Как и требуется, вопрос был заранее сообщен в письменной форме через председателя палаты. Министр отказался ответить, заявив, что подготовка ответа стоит дорого, нужны профессиональные оплачиваемые консультации; вопрос имеет личный характер; вопрос относится к организации судебных органов, что разглашать нельзя; вопрос относится к тайнам государственного бюджета. Какая ссылка верна или все неверны?
11. На парламентских слушаниях постоянная комиссия нижней палаты парламента приняла решение: обязать министра сельского хозяйства ускорить завоз продовольствия в район стихийного бедствия. Министр отказался это сделать. Правильно ли он поступил?