Общая модель целостного процесса обучения химии, характеристика его компонентов и связей




Учителю химии необходимо хорошо представлять процесс обучения в целом. Основные компоненты процесса обучения химии следующие:

 

• цели обучения,

• содержание учебного предмета химии,

• методы и средства обучения,

• преподавание (деятельность учителя химии),

• учение (деятельность учащегося, изучающего химию).

 

Взаимосвязь их можно представить в виде схемы.

 

 

Цели обучения определяют содержание, структуру, динамику и реализацию использования разнообразных методов и средств обучения.

Содержание обучения химии в средней школе включает ознакомление учащихся с основами химической науки и техники. Развивающая функция требует от учителя химии глубоких знаний психологических особенностей школьников на разных уровнях их возрастного развития. Учитель химии должен четко себе представлять особенности преподавания химии на разных этапах обучения в VII, VIII, IX и X классах.

Существенное значение в преподавании химии имеет ориентационная функция учителя, проявляющаяся в пробуждении у учащихся интереса к изучению основ химической науки, в осуществлении профориентации школьников.

Конструктивная деятельность учителя химии требует от него глубокого знания структуры и содержания учебного материала, его ведущих идей, теорий, основных химических понятий и представлений, а также тех навыков, умений и убеждений, которые необходимо воспитывать у учащихся. Выполнение этой функции невозможно б ез умения учителя осуществлять дидактическую переработку материала химической науки в материал учебного предмета.

Организаторская деятельность учителя химии заключается в его стремлении максимально активизировать познавательную, творческую и практическую деятельность учащихся, используя при этом различные средства и методические приемы (проблемные вопросы, творческие задания, демонстрационный эксперимент, ТСО и так далее).

Коммуникативная функция деятельности учителя химии проявляется в процессе общения его с учащимися, причем важную роль при этом играют взаимоотношения, складывающиеся у учителя как со всем классным коллективом, так и с отдельными учащимися. Исследовательская функция учителя химии осуществляется при наблюдении за учащимися и анализе уроков, при внесении новых элементов в содержание обучения химии, апробации новых методов и средств обучения, при анализе собственного опыта работы, критической оценке методических указаний, при творческом решении основных педагогических задач.

Деятельность учащихся, состоящая в усвоении основ химии, относится к учению. В структуру процесса учения включаются следующие элементы:

 

1. восприятие учащимися химической информации, исходящей от учителя или средств обучения;

2. осмысление учебного содержания основ химии и закрепление его в памяти;

3. применение химических знаний и умений для усвоения содержания предмета и решения учебно-познавательных проблем;

4. словесное и терминологическое выражение химической информации.

 

 

Процесс деятельности учителя и учащихся связан с использованием различных средств обучения. Система средств обучения может быть представлена в виде таблицы.

 

 

К компонентам процесса обучения относятся и методы. Они обусловливают его функционирование через взаимную связь с содержанием, средствами обучения, преподаванием и т. д.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: