Творчество выдающегося польского писателя Ярослава Ивашкевича как бы перебрасывает мост между поколениями писателей довоенного и послевоенного периодов. Его трёхтомный эпический роман „Хвала и слава" представляет собой блестящий анализ человеческих характеров на фоне переломных исторических событий.
Коротким, но важным эпизодом было творчество Тадеуша Боровского, который в освенцймских рассказах дал самый сильный и глубокий в мировой литературе анализ гитлеровской бесчеловечности.
К числу крупных прозаиков, дебютировавших ещё до войны, принадлежит Ежи Анджеевский, автор замечательных рассказов и романов, из которых „Пепел и алмаз" пользуется самой широкой известностью, благодаря прекрасной экранизации.
В тридцатые годы начинали свой творческий путь и многие другие современные польские писатели. К ним принадлежит, например, ТадеушБреза, „Бронзовые врата" которого — яркое изображение закулисной жизни Ватикана — вызвали большой интерес за рубежом. Также Ян Парандовский — певец античности — уже в 1936 (тысяча девятьсот тридцать шестом) году получил на Олимпиаде бронзовую медаль за свой „Олимпийский диск". В тридцатые годы начал творить Теодор Парницкий, один из наиболее оригинальных польских писателей, который осуществил подлинную революцию в жанре исторического романа, концентрируя всё внимание на философских, эмоциональных и нравственных проблемах героев.
Более традиционный, реалистический путь избрали КазимежБрандыс, создающий произведения особенно интересны в стилистическом отношении, Станислав Дыгат — прекрасный рассказчик, произведения которого часто окрашены иронией, ВойцехЖукровский, изображающий недавнее военное прошлое, Ежи Путрамент — верный реализму „бытописец" общественной жизни. Реймонтовские традиции в современной литературе успешно продолжает Юлиан Кавалец, посвятивший себя проблематике сельской жизни.
|
Военная тематика занимает важное место в творчестве Богдана Чешко и Романа Братного. Повесть Б. Чешко „Поколение" посвящена борьбе рабочей молодёжи с гитлеровским оккупантом. В романе Р. Братного „Колумбы, год рождения двадцатый" с огромной силой отражён трагизм поколения, возрастающего в годы войны.
Особое внимание следует уделить двум оригинальным писателям. Станислав Лем, специализирующийся в жанре научно-фантастического романа, принадлежит к числу немногих писателей, которых особенно часто переводят на иностранные языки и которые хорошо известны за границей. Скончавшийся в 1974 (тысяча девятьсот семьдесят четвёртом) году Мельхиор Ванькович — кроме своих романов и повестей — до последних дней своей жизни восхищал мастерством литературного репортажа.
За последние годы с новыми произведениями стало выступать молодое поколение польских писателей. Основная проблематика их произведёний связана с правдивым отражением великих перемен, совершающихся в стране.
История становления и развития чешской литературы. Общая характеристика.
ЧЕШСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
У истоков первых произведений чешской литературы стояли Кирилл и Мефодий и их ученики (рубеж IХ–Х вв.). С IХ в. связано обращение чехов в христианство. К концу ХI в. с усилением влияния римской церкви старославянский язык вытесняется латынью. Наиболее значительный памятник на латинском языке – «Чешская хроника» Козьмы Пражского. В конце ХIII в. возникает письменность на чешском языке и начинает развиваться чешская литература. В ХIV в. на чешском языке существовала литература, в которой были представлены все традиционные для Средневековья жанры: рыцарские романы, летописи, сказания о святых, сочинения религиозного характера, песни вагантов, правда, большей частью подражательного характера. Одним из первых известных по имени чешских писателей был СмилФля́шка, показавший противоречия между королем и феодальной знатью (соч. «Новый свет» 1378 г.).
|
Особым этапом в развитии чешской литературы считают первую половину ХV в. В это время заявляет о себе гусистское движение как борьба против католической церкви, феодального гнета и немецкого засилья. Название движения связано с именем Яна Гу́са, ставшего национальным героем. Идеолог чешской Реформации, он хотел демократизировать церковь. Писал на чешском языке проповеди, трактаты, послания; дал толкование Евангелия в «Постилле» (собрание чешских проповедей). Человек прогрессивных взглядов, ученый, служивший сначала деканом, потом ректором Пражского университета, был осужден церковным собором в Констанце и сожжен как еретик в 1415 г. Гусов век называют золотым веком чешского гуманизма, а литературу этого времени – золотым веком.
В 1468 г. в Чехии началось книгопечатание – явление для литературы, безусловно, положительное. Потом с 1618 по 1918 г. Чехия потеряла независимость и стала частью Австрийской империи. Четыре столетия чехи не имели права говорить на родном языке. Засилье католической реакции в ХVII–ХVIII вв. сказалось и на литературе: чешские книги уничтожались, многие писатели вынужденно оказались в эмиграции. Среди них Ян Коме́нский – выдающийся чешский мыслитель, чьи педагогические сочинения, написанные по-латыни, послужили основой всей современной педагогики. Вынужденный покинуть родину, скитаться, он мечтал о мире и счастье для людей, был гуманистом, искал в христианстве подкрепления своим идеалам. В мировой литературе Я.Коменский известен как автор более 140 сочинений, в том числе утонченной, образной аллегории «Лабиринт света и рай сердца», трактата «О поэзии чешской», педагогического труда «Дидактика», переводов стихотворных псалмов. Им собраны и сохранены для народа 2 тысячи чешских пословиц и поговорок.
|
С конца ХVIII в. намечается подъем и оживление национальной культуры, зарождается новейший период литературы. В 1825 г. появляется первая книга об истории чешской литературы, первый театр, журналы, музеи, возрождается фольклор. Преобладающими становятся тенденции предромантизма.
В 30-е гг. ХIХ в. в чешской литературе возникает революционный романтизм, отразивший мятежный порыв к свободе, лирическое начало, философскую проблематику. Ярчайшим представителем романтизма является Карел Ма́ха, которого называют чешским Богдановичем. Он написал поэму «Май», переводил на русский язык «Цыган» Пушкина. И у самого есть произведение 1835 г. под названием «Цыгане».
1848–1849 гг. – годы революции в чешских землях, когда открыто провозглашались революционные и национальные идеи. Это время расцвета реализма, важная роль в становлении которого принадлежит драматургу Йозефу КаэтануТы́лу. В его музыкальной комедии «Фидловачка» есть песня «Где родина моя?», ставшая национальным гимном. Тыл написал историческую драму «Ян Гус». Он автор пьесы «У Каэтана» (этим именем назывался и созданный им театр), сказок, статей, рассказов.
Матерью чешского реализма считают БоженуНе́мцову,которая нарисовала идиллическую картину сельской жизни в повести «Бабушка» (1855) (поэтому ее называют еще и бабушкой чешского реализма). Важную роль в утверждении реализма сыграл крупнейший выразитель чешской поэтической мысли ЯнНе́руда (не путайте с чилийским поэтом Пабло Нерудой, взявшим псевдоним по имени чешского писателя). Он автор сборников стихов «Баллады и романсы», «Песни страстной пятницы», «Космические песни», «Простые мотивы»; сборников прозы, лучший из которых – «Малостранские повести. В них высмеиваются мещанство, некоторые стороны городской жизни.
Среди имен этого времени АлоисИ́ра́сек, автор исторических романов «Псоглавцы», «Гусистский король», исторических драм «Ян Гус», «Ян Жижка», повестей, сказок. Лекции Ирасека об истории Чехии времен независимости явно отразились на мировоззрении Я.Гашека, слушавшего его в гимназии. Следует помнить о том, что без произведений исторического жанра не может быть сформировано национальное самосознание.
Особое место в литературе начала ХХ в. занимает Ярослав Га́шек (1883–1923) – сатирик, автор фельетонов, новелл, рассказов, число которых перевалило за тысячу. Роман («Похождения бравого солдата Швейка во время мировой войны»)– историческая картина определенной эпохи. Война для Гашека – нелепое, несуразное, неисторическое событие, поэтому все доведено до абсурда. В Чехии книгу восприняли как плебейскую, автора травили. Роман не был закончен. На белорусский язык его переводили Зарецкий, Крапива, Ивашин.
В 1918 г. произошло образование независимой Чехословацкой республики – страны с равными правами для чехов и словаков. Первым президентом стал доктор наук Т.Г.Ма́сарик, проповедовавший идеи гуманизма и демократии. Чехословакия преодолела экономический кризис, вошла в десятку самых индустриально развитых стран мира. Начался подъем рабочего движения. В 20-е гг. зарождается пролетарское течение в поэзии, теоретиками которого были В.Нейман, И.Волькер. Особо выделим имя Ярослава Се́йферта (1901–1986), первого чехословацкого Нобелевского лауреата 1984 г., дебютировавшего сборником стихов «Город в слезах», в котором сочетались революционная проблематика с романтическим лиризмом. Он был членом объединения «Деветсил» – колыбели чешского авангарда, увлекался идеями всеобщего равенства. В сборнике «Руки Венеры» Я.Сейферт расскажет о любви к женщине. Культура и красота Праги станут темой «Веера Божены Немцовой», «Каменного моста».
В середине 20-х гг. молодые писатели и художники объединяются в общество «Деветсил», предложившее взамен лозунгов пролетарского искусства раскрепощение личности, поиск нового стиля, авангардистскую концепцию поэтизма. Поэтизм возникает как направление, связанное как с «Деветсилом», так и с пролетарской литературой. При этом он чурается идеологии вообще, провозглашая новый стиль, далекий от академизма, канонов классического искусства, апеллировавший к людям – современникам эпохи радио, кино, модерна. Впоследствии поэтизм перерастет в сюрреализм, ориентированный на изучение подсознания, ассоциаций. В ряду ярких сторонников «Деветсила», поэтизма и сюрреализма можно назвать писателей В.Незвала, создавшего группу чешских сюрреалистов, В.Ванчуру, К.Библа. 20–30-е гг. ХХ в. – это и деятельность Карела Ча́пека (1890–1938), номинанта Нобелевской премии по литературе 1936 г., за 22 года работы в литературе написавшего 44 книги, первая из которых появилась в 1916 г. Его считали рафинированным эстетом, интеллигентом. Чапек считал, что в искусстве нет тождества между реальностью и жизнью, что «вне добра и зла искусства быть не может», что «великая литература способна создать великое и в жизни» (а не только исправлять или портить людей). Основной метод К.Чапека, задача его эстетики – доказательство от противного, соединение развлечения и откровения, радости и горя, добра и зла. В его произведениях мир не гармоничен, поэтому судьбы героев часто складываются трагично. Он утверждал прекрасное от обратного средством парадокса. Философия Чапека заключалась в ценности каждого человека как личности. Он выступал против насилия, стараясь защитить человеческую жизнь, и хотел сделать это средствами литературы и искусства. Отличительной чертой произведений К.Чапека является наличие в них детективной фабулы, случайности или происшествия. Исходным материалом становились вырезки из газет, которые он раскладывал по папкам: «О людях», «Вещи», «Времена года». Из этого потом рождались миниатюры, составлявшие книги. К.Чапек – виртуоз малых форм, писал рассказы для взрослых и детей, повести, романы, пьесы, путевые заметки, притчи, апокрифы, изобретал новые жанры. Он исследовал корни фашизма, его возникновение в романе «Война с саламандрами» (опубликован в 1935 г.). Пародия, юмор, сатира послужили методом доказательства. Рассказывая фантастическую историю очеловечивания саламандр, писатель поднимает вопрос о научных открытиях и ответственности за последствия экспериментов (вспомним произведения Булгакова, Замятина, Лема), предостерегает о превращении науки в конвейер, разоблачает омассовление культуры и фашизм, воплощенный в саламандроначальнике.
30-е гг. ХХ в. в Чехословакии были отмечены экономическим кризисом, обострением социальных противоречий, угрозой фашистской опасности. С другой стороны, это были годы начала оригинальной школы чешского сюрреализма, работы виднейших ее представителей С.К.Неймана, В.Завады, Ф.Галаса, В.Незвала. ВитезславНе́звал (1900–1958) предложил свободную ассоциативность «вместо идеологии, сюжета, логики». Вместе с В.Незвалом участником «Деветсила» был Владислав Ва́нчура (1891–1942), прославившийся романами «Пекарь Ян Маргоуль», «Семья Горвата», художественной хроникой «Картины из истории чешского народа», рассказами и драмами, сценариями и режиссурой фильмов. Являясь ярчайшим представителем чешского авангарда 1920–1930-х гг., виртуозом модернистской прозы, он в дальнейшем стал одним из зачинателей соцреалистической литературы.
В 1938 г. Чехословакия стала жертвой фашизма. Началась оккупация, страна потеряла независимость. Гитлер оправдывал введение войск в Чехословакию защитой немецкоязычного населения. Подавление национальной духовной жизни, патриотично настроенной интеллигенции стали нормой жизни.
1939–1945 гг. – годы гитлеровской оккупации, гибели многих литераторов. Среди них – В.Ванчура, Й.Чапек, И.Ортен, Ю.Фучик. ЮлиусФу́чик (1903– 1943) – национальный герой, один из самых известных в мире писателей-антифашистов. Самое значительное его произведение – «Репортаж с петлей на шее». Это документально-художественная книга, основанная на личных впечатлениях.
В 1945 г. Чехословакия была освобождена, а уже в 1949 г. состоялся I съезд чехословацких писателей, был образован Союз чехословацких писателей. В 50–60-е гг. социалистический реализм доминирует в литературе. Международное признание получили романы Марии Пу́ймановой. Прозаики В.Ржезач, Б.Ржига, поэты М.Флориан, В.Завада и др. создают произведения, отражающие дух социалистического строительства. Но были и те, кто стремился показать реальную сложность и противоречивость исторического процесса, проблемы современности, например прозаик Ян Отченашек (1924–1979).
К середине 60-х гг. усилилось влияние модернизма, «нового романа», абсурда драмы. А в 1968–1969 гг. произошел политический кризис, с «оттепелью» было покончено после введения войск стран Варшавского договора для «нормализации» политической ситуации в стране. После 1972 г. вновь возвращаются строгие правила соцреализма, воспевающего прелести социалистического общества. После либерализации 60-х гг. публиковались произведения только проверенных в идеологическом отношении авторов.
Произведения БогумилаГра́бала (1914–1997), переведенные на многие языки мира, на русском языке стали появляться в литературных журналах только в начале 1990-х гг., спустя более 20 лет после того, как с ними познакомились в Европе и Америке. Объясняется это тем, что произведения Грабала, не соответствовавшие духу соцреализма, находились в «черном списке», хотя писатель никогда не состоял ни в какой политической организации и даже не был членом ПЕН-клуба[1]. Благодаря повести «Поезда особого назначения» (1965) к писателю пришла мировая слава.
В дальнейшем новаторская манера письма Грабала будет тесно связана с техникой коллажа (ассорти, смесь) его друга и учителя Иржи Колларжа. Для писателя работа с текстом была «работой с ножницами»: первый раз написал – оставил, потом перечитал – и вырезал. Пример – сборник «Объявление о продаже дома, в котором я уже не хочу жить» (1965). В следующем десятилетии писатель начал использовать технику письма «алла прима» (набело, без редактирования и исправлений), восходящую к «автоматическому письму» сюрреалистов. А в 90-е гг., используя коллаж, он комбинирует чужие и собственные тексты, например, свой текст сочетает с программой инаугурации президента В.Гавела и отрывками из художественной литературы или добавляет газетные новости. Это прослеживается в произведениях «Инаугурация и внутренний монолог» и «Публичное самоубийство». После 1968 г. произведения БогумилаГрабала были запрещены. В 1970 г. было написано одно из лучших произведений Грабала – роман «Я обслуживал английского короля». Печатался роман нелегально в самиздате, массовому чешскому читателю стал доступен только в 1989 г., на русском языке был опубликован в 1991 г. объективным, не упуская ни малейшей детали. Фундаментальное не по объему, а по смыслу «Слишком шумное одиночество» появилось нелегально в 1977 г., а официально, без цензурного вмешательства, спустя 12 лет. После «бархатной революции» 1989 г. БогумилГрабал вновь обрел массовую аудиторию.
К современным писателям-драматургам относится Вацлав Га́вел (р.1936), всемирная известность к которому пришла в 60-е гг. ХХ в.
Особое место в чешской литературе занимает творчество Милана Ку́ндеры (р. 1929), одного из самых популярных писателей современности, мастера интеллектуальной прозы.
Один из самых читаемых современных прозаиков – МихалВивег (р. 1962). Пришел в литературу в 1990 г., опубликовал более десятка романов, бестселлером стало произведение «Лучшие годы – псу под хвост». Популярностью пользуются произведения РадекаЙо́на (р. 1954), пишущего о молодежи и для молодежи. Является автором рассказов, романов «Джинсовый мир», «Начало летоисчисления», «Mеmеntо».
Кроме выше перечисленных писателей, современную чешскую литературу представляют Владимир Нефф, автор исторических романов «У королев не бывает ног», «Перстень Борджиа», «Колдунья»; Владимир Па́рал, написавший роман «Декамерон-2000, или Любовь в Праге»; СтаниславРу́дольф, пишущий о подростках; ЙозефТо́ман – автор произведений об индейцах; Милослав Стингл, разрабатывающий донжуанскую тему; Ян Ба́лабан, современный чешский прозаик. Большой интерес вызывают книги поэта и прозаика Ленки Ра́йнеровой, награжденной Большим крестом за литературные заслуги. Кто-то из современных чешских писателей живет на родине, кто-то за границей, но при этом чешская литература не делится на литературу «тут» и «там».
27. Чешская литература ХХ века. Современное состояние, литературные направления, представители.
С 80-ых годов 19 века и в начале 20 века в чешской литературе развивалось много художественных направлений – реализм (Алоис и ВилемМрштики, Карел Вацлав Райс), натурализм, модернизм (ФрантишекКсаверШальда), символизм (ОтокарБржезина), импрессионизм (Антонин Сова), декадентство (ЙиржиКарасек из Лвовиц).
Первая половина 20 века
Нацистские репрессии сурово покарали чешскую литературу, среди жертв репрессий были, например, Владислав Ванчура, Йозеф Чапек, Юлиус Фучик, Карел Полачек, ЙиржиОртен и другие. Военная тематика раскрывалась, например, в произведениях Йозефа Шкворецкого, темы Холокоста у АрноштаЛюстига, Ладислава Фукса и других. Одно из свидетельств о периоде оккупации – воспоминания Вацлава Черного.