Анализ творчества одного из польских писателей.




Творчество выдающегося польского писателя Ярослава Ивашкевича как бы перебрасывает мост между поколениями писателей довоенного и послевоенного периодов. Его трёхтомный эпический роман „Хвала и слава" представляет собой блестящий анализ человеческих характеров на фоне переломных исторических событий.

Коротким, но важным эпизодом было творчество Тадеуша Боровского, который в освенцймских рассказах дал самый сильный и глубокий в мировой литературе анализ гитлеровской бесчеловечности.

К числу крупных прозаиков, дебютировавших ещё до войны, принадлежит Ежи Анджеевский, автор замечательных рассказов и романов, из которых „Пепел и алмаз" пользуется самой широкой известностью, благодаря прекрасной экранизации.

В тридцатые годы начинали свой творческий путь и многие другие современные польские писатели. К ним принадлежит, например, ТадеушБреза, „Бронзовые врата" которого — яркое изображение закулисной жизни Ватикана — вызвали большой интерес за рубежом. Также Ян Парандовский — певец античности — уже в 1936 (тысяча девятьсот тридцать шестом) году получил на Олимпиаде бронзовую медаль за свой „Олимпийский диск". В тридцатые годы начал творить Теодор Парницкий, один из наиболее оригинальных польских писателей, который осуществил подлинную революцию в жанре исторического романа, концентрируя всё внимание на философских, эмоциональных и нравственных проблемах героев.

Более традиционный, реалистический путь избрали КазимежБрандыс, создающий произведения особенно интересны в стилистическом отношении, Станислав Дыгат — прекрасный рассказчик, произведения которого часто окрашены иронией, ВойцехЖукровский, изображающий недавнее военное прошлое, Ежи Путрамент — верный реализму „бытописец" общественной жизни. Реймонтовские традиции в современной литературе успешно продолжает Юлиан Кавалец, посвятивший себя проблематике сельской жизни.

Военная тематика занимает важное место в творчестве Богдана Чешко и Романа Братного. Повесть Б. Чешко „Поколение" посвящена борьбе рабочей молодёжи с гитлеровским оккупантом. В романе Р. Братного „Колумбы, год рождения двадцатый" с огромной силой отражён трагизм поколения, возрастающего в годы войны.

Особое внимание следует уделить двум оригинальным писателям. Станислав Лем, специализирующийся в жанре научно-фантастического романа, принадлежит к числу немногих писателей, которых особенно часто переводят на иностранные языки и которые хорошо известны за границей. Скончавшийся в 1974 (тысяча девятьсот семьдесят четвёртом) году Мельхиор Ванькович — кроме своих романов и повестей — до последних дней своей жизни восхищал мастерством литературного репортажа.

За последние годы с новыми произведениями стало выступать молодое поколение польских писателей. Основная проблематика их произведёний связана с правдивым отражением великих перемен, совершающихся в стране.

История становления и развития чешской литературы. Общая характеристика.

ЧЕШСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

У истоков первых произведений чешской литера­туры стояли Кирилл и Мефодий и их ученики (рубеж IХ–Х вв.). С IХ в. связано обращение чехов в хрис­тиан­ство. К концу ХI в. с усилением влияния рим­ской церкви старославянский язык вытесняется ла­тынью. Наиболее значительный памятник на латин­ском языке – «Чешская хроника» Козьмы Пражского. В конце ХIII в. возникает письменность на чешском языке и начинает развиваться чешская литература. В ХIV в. на чешском языке существовала литература, в которой были пред­ста­влены все традиционные для Средневековья жан­ры: рыцарские романы, летописи, сказания о святых, сочинения религиозного характера, песни вагантов, правда, большей частью подража­тельного характера. Одним из первых известных по имени чешских писа­телей был СмилФля́шка, показавший противоречия между королем и феодальной знатью (соч. «Новый свет» 1378 г.).

Особым этапом в развитии чешской литературы считают первую половину ХV в. В это время заявляет о себе гусистское движение как борьба против като­ли­чес­кой церкви, феодального гнета и немецкого за­силья. Название движения связано с именем Яна Гу́са, ставшего национальным героем. Идеолог чешской Ре­фор­мации, он хотел демократизировать церковь. Пи­сал на чешском языке проповеди, трактаты, послания; дал толкование Евангелия в «Постилле» (собрание чеш­ских проповедей). Человек прогрессивных взгля­дов, ученый, служивший сначала деканом, потом рек­то­ром Пражского университета, был осужден цер­ковным собором в Констанце и сожжен как еретик в 1415 г. Гусов век называют золотым веком чеш­ско­го гуманизма, а литературу этого времени – золотым веком.

В 1468 г. в Чехии началось книгопечатание – яв­ле­ние для литературы, безусловно, положительное. По­том с 1618 по 1918 г. Чехия потеряла независи­мость и стала частью Австрийской империи. Четыре столе­тия че­хи не имели права говорить на родном языке. За­силье католической реакции в ХVII–ХVIII вв. ска­за­лось и на литературе: чешские книги уничтожа­лись, мно­гие писатели вынужденно оказались в эмиграции. Среди них Ян Коме́нский – выдающийся чешский мы­слитель, чьи педагогические сочинения, написан­ные по-латыни, послужили основой всей со­вре­менной педагогики. Вынужденный покинуть роди­ну, скитать­ся, он мечтал о мире и счастье для людей, был гума­нис­том, искал в христианстве подкрепления своим идеа­лам. В мировой литературе Я.Коменский известен как автор более 140 сочинений, в том числе утончен­ной, образной аллегории «Лабиринт света и рай серд­ца», трактата «О поэзии чешской», педаго­ги­ческого труда «Дидактика», переводов стихотворных псалмов. Им собраны и сохранены для народа 2 ты­сячи чеш­ских пословиц и поговорок.

С конца ХVIII в. намечается подъем и оживление национальной культуры, зарождается новейший пе­риод литературы. В 1825 г. появляется первая книга об истории чешской литературы, первый театр, журналы, музеи, возрождается фольклор. Преобладающими ста­но­вятся тенденции предромантизма.

В 30-е гг. ХIХ в. в чешской литературе возникает революционный романтизм, отразивший мятежный порыв к свободе, лирическое начало, философскую проблематику. Ярчайшим представителем романтизма является Карел Ма́ха, которого называют чешским Богдановичем. Он написал поэму «Май», переводил на русский язык «Цыган» Пушкина. И у самого есть произведение 1835 г. под названием «Цыгане».

1848–1849 гг. – годы революции в чешских землях, когда открыто провозглашались революционные и на­цио­нальные идеи. Это время расцвета реализма, важ­ная роль в становлении которого принадлежит драма­тур­гу Йозефу КаэтануТы́лу. В его музыкальной ко­ме­дии «Фидловачка» есть песня «Где родина моя?», ставшая национальным гимном. Тыл написал истори­ческую драму «Ян Гус». Он автор пьесы «У Каэтана» (этим именем назывался и созданный им театр), сказок, статей, рассказов.

Матерью чешского реализма считают БоженуНе́м­цо­ву,которая нарисовала идиллическую картину сель­ской жизни в повести «Бабушка» (1855) (поэтому ее называют еще и бабушкой чешского реализма). Важ­ную роль в утверждении реализма сыграл кру­пней­ший выразитель чешской поэтической мысли ЯнНе́руда (не путайте с чилийским поэтом Пабло Неру­дой, взявшим псевдоним по имени чешского писа­те­ля). Он автор сборников стихов «Баллады и романсы», «Песни страстной пятницы», «Космические песни», «Простые мотивы»; сборников прозы, лучший из которых – «Малостранские повести. В них высмеиваются мещан­ство, некоторые стороны городской жизни.

Среди имен этого времени АлоисИ́ра́сек, автор ис­то­рических романов «Псоглавцы», «Гусистский ко­роль», исторических драм «Ян Гус», «Ян Жижка», по­вестей, сказок. Лекции Ирасека об истории Чехии вре­мен независимости явно отразились на мировоззрении Я.Гашека, слушавшего его в гимназии. Следует пом­нить о том, что без произведений исторического жанра не мо­жет быть сформировано национальное самосознание.

Особое место в литературе начала ХХ в. занимает Ярослав Га́шек (1883–1923) – сатирик, автор фелье­тонов, новелл, рассказов, число которых перевалило за тысячу. Роман («Похождения бравого солдата Швейка во время мировой войны»)– исто­ри­ческая кар­тина определенной эпохи. Война для Га­ше­ка – не­лепое, несуразное, неисторическое событие, поэтому все доведено до абсурда. В Чехии книгу восприняли как плебейскую, автора травили. Роман не был закон­чен. На белорусский язык его переводили Зарецкий, Крапива, Ивашин.

В 1918 г. произошло образование независимой Чехословацкой республики – страны с равными права­ми для чехов и словаков. Первым президентом стал доктор наук Т.Г.Ма́сарик, проповедовавший идеи гу­манизма и демократии. Чехословакия преодолела эко­номический кризис, вошла в десятку самых инду­стриаль­но развитых стран мира. Начался подъем рабочего движения. В 20-е гг. зарождается пролетар­ское течение в поэзии, теоретиками которого были В.Нейман, И.Волькер. Особо выделим имя Ярослава Се́йферта (1901–1986), первого чехословацкого Нобелевского лауреата 1984 г., дебютировавшего сборником стихов «Го­род в слезах», в котором сочетались революционная пробле­ма­тика с романтическим лиризмом. Он был членом объединения «Деветсил» – колыбели чешского аван­гар­да, увлекался идеями всеобщего равенства. В сбор­нике «Руки Венеры» Я.Сейферт расскажет о люб­ви к жен­щи­не. Культура и красота Праги станут темой «Ве­ера Божены Немцовой», «Каменного моста».

В середине 20-х гг. молодые писатели и художники объединяются в общество «Деветсил», предложившее взамен лозунгов пролетарского искусства раскрепоще­ние личности, поиск нового стиля, авангардистскую концепцию поэтизма. Поэтизм возникает как направ­ле­ние, связанное как с «Деветсилом», так и с про­ле­тар­ской литературой. При этом он чурается идеологии вообще, провозглашая новый стиль, далекий от акаде­миз­ма, канонов классического искусства, апеллиро­вав­ший к людям – современникам эпохи радио, кино, модерна. Впоследствии поэтизм перерастет в сюрреа­лизм, ориен­тированный на изучение подсознания, ас­со­циа­ций. В ряду ярких сторонников «Деветсила», поэ­тизма и сюрреализма можно назвать писателей В.Незвала, создавшего группу чешских сюрреа­лис­тов, В.Ванчуру, К.Библа. 20–30-е гг. ХХ в. – это и деятельность Карела Ча́пека (1890–1938), номинанта Нобелевской премии по литературе 1936 г., за 22 года работы в литературе написавшего 44 книги, первая из которых появилась в 1916 г. Его считали рафинированным эстетом, интел­ли­гентом. Чапек считал, что в искусстве нет тождества между реальностью и жизнью, что «вне добра и зла искусства быть не может», что «великая литература способна создать великое и в жизни» (а не только исправлять или портить людей). Основной метод К.Чапека, задача его эстетики – доказательство от противного, соеди­нение развлечения и откровения, радости и горя, добра и зла. В его произведениях мир не гармоничен, поэ­то­му судьбы героев часто складываются трагично. Он утверждал прекрасное от обратного средством па­радок­са. Философия Чапека заключалась в ценности каждого человека как личности. Он выступал против насилия, стараясь защитить человеческую жизнь, и хотел сделать это средствами литературы и искусства. Отличительной чертой произведений К.Чапека яв­ляется наличие в них детективной фабулы, случай­но­сти или происшествия. Исходным материалом стано­ви­лись вырезки из газет, которые он раскладывал по папкам: «О людях», «Вещи», «Времена года». Из это­го потом рождались миниатюры, составлявшие книги. К.Чапек – виртуоз малых форм, писал рассказы для взрослых и детей, повести, романы, пьесы, путевые заметки, притчи, апокрифы, изобретал новые жанры. Он исследовал корни фашизма, его возникновение в романе «Война с саламандрами» (опубликован в 1935 г.). Пародия, юмор, сатира послужили методом до­казательства. Рассказывая фантастическую историю очеловечивания саламандр, писатель поднимает во­прос о научных открытиях и ответственности за по­след­ствия экспериментов (вспомним произведения Булгакова, Замятина, Лема), предостерегает о превра­ще­нии науки в конвейер, разоблачает омассовление культуры и фашизм, воплощенный в саламандро­начальнике.

30-е гг. ХХ в. в Чехословакии были отмечены эко­но­ми­ческим кризисом, обострением социальных проти­во­речий, угрозой фашистской опасности. С другой сторо­ны, это были годы начала оригинальной школы чеш­ско­го сюрреализма, работы виднейших ее представи­те­лей С.К.Неймана, В.Завады, Ф.Галаса, В.Незвала. ВитезславНе́звал (1900–1958) предложил свободную ассоциативность «вместо идеологии, сюжета, логики». Вместе с В.Незвалом участником «Деветсила» был Владислав Ва́нчура (1891–1942), прославив­ший­ся романами «Пекарь Ян Маргоуль», «Семья Горвата», художественной хроникой «Картины из истории чеш­ского народа», рассказами и драмами, сценариями и режиссурой фильмов. Являясь ярчайшим предста­вите­лем чешского авангарда 1920–1930-х гг., виртуозом модернистской прозы, он в дальнейшем стал одним из зачинателей соцреалистической литературы.

В 1938 г. Чехословакия стала жертвой фашизма. Началась оккупация, страна потеряла независимость. Гитлер оправдывал введение войск в Чехословакию за­щитой немецкоязычного населения. Подавление на­цио­нальной духовной жизни, патриотично настроен­ной интеллигенции стали нормой жизни.

1939–1945 гг. – годы гитлеровской оккупации, ги­бе­ли многих литераторов. Среди них – В.Ванчура, Й.Чапек, И.Ортен, Ю.Фучик. ЮлиусФу́чик (1903– 1943) – национальный герой, один из самых известных в мире писателей-антифашистов. Самое значительное его произведение – «Репортаж с петлей на шее». Это документально-ху­дожественная книга, основанная на личных впеча­тлениях.

В 1945 г. Чехословакия была освобождена, а уже в 1949 г. состоялся I съезд чехословацких писателей, был образован Союз чехословацких писателей. В 50–60-е гг. социалистический реализм доминирует в ли­те­ра­туре. Международное признание получили романы Марии Пу́ймановой. Прозаики В.Ржезач, Б.Ржи­га, поэты М.Фло­риан, В.Зава­да и др. создают произ­ве­дения, отражающие дух социалистического строи­тель­ства. Но были и те, кто стремился показать реаль­ную слож­ность и противоречивость историчес­кого про­цес­са, проблемы современности, например проза­ик Ян Отченашек (1924–1979).

К середине 60-х гг. усилилось влияние модернизма, «нового романа», абсурда драмы. А в 1968–1969 гг. про­изошел политический кризис, с «оттепелью» было покончено после введения войск стран Варшавского договора для «нормализации» политической ситуации в стране. После 1972 г. вновь возвращаются строгие пра­вила соцреализма, воспевающего прелести социа­листического общества. После либерализации 60-х гг. публиковались произведения только проверенных в идео­логическом отношении авторов.

Произведения БогумилаГра́бала (1914–1997), пе­ре­веденные на многие языки мира, на русском языке ста­ли появляться в литературных журналах только в начале 1990-х гг., спустя более 20 лет после того, как с ними познакомились в Европе и Америке. Объяс­няет­ся это тем, что произведения Грабала, не соответ­ствовавшие духу соцреализма, находились в «черном списке», хотя писатель никогда не состоял ни в какой политической организации и даже не был членом ПЕН-клуба[1]. Благодаря повести «Поезда особого назначения» (1965) к писателю пришла мировая слава.

В дальнейшем новаторская манера письма Грабала будет тесно связана с техникой коллажа (ассорти, смесь) его друга и учителя Иржи Колларжа. Для пи­сателя работа с текстом была «работой с ножницами»: первый раз написал – оставил, потом перечитал – и вырезал. Пример – сборник «Объявление о продаже дома, в котором я уже не хочу жить» (1965). В сле­дую­щем десятилетии писатель начал использовать техни­ку письма «алла прима» (набело, без редактирования и исправлений), восходящую к «автоматическому пись­му» сюрреалистов. А в 90-е гг., используя коллаж, он комбинирует чужие и собственные тексты, например, свой текст сочетает с программой инаугурации пре­зи­ден­та В.Гавела и отрывками из художественной ли­те­ра­туры или добавляет газетные новости. Это про­сле­жи­вается в произведениях «Инаугурация и внутрен­ний моно­лог» и «Публичное самоубийство». После 1968 г. произведения БогумилаГрабала были запрещены. В 1970 г. было написано одно из лучших про­из­ве­де­ний Грабала – роман «Я обслуживал английского ко­ро­ля». Печатался роман нелегально в самиздате, мас­со­вому чешскому читателю стал доступен только в 1989 г., на русском языке был опубликован в 1991 г. объективным, не упуская ни малейшей детали. Фундаментальное не по объему, а по смыслу «Слиш­ком шумное одиночество» появилось неле­галь­но в 1977 г., а официально, без цензурного вмеша­тель­ства, спустя 12 лет. После «бархатной революции» 1989 г. БогумилГрабал вновь обрел массовую аудиторию.

К современным писателям-драматургам относится Вацлав Га́вел (р.1936), всемирная известность к ко­то­ро­му пришла в 60-е гг. ХХ в.

Особое место в чешской литературе занимает твор­чество Милана Ку́ндеры (р. 1929), одного из самых популярных писателей современности, мастера интел­лектуальной прозы.

Один из самых читаемых современных прозаиков – МихалВивег (р. 1962). Пришел в литературу в 1990 г., опубликовал более десятка романов, бестселлером стало произведение «Лучшие годы – псу под хвост». Популярностью пользуются произведения РадекаЙо́на (р. 1954), пишущего о молодежи и для моло­де­жи. Является автором рассказов, романов «Джинсовый мир», «Начало летоисчисления», «Mеmеntо».

Кроме выше перечисленных писателей, современ­ную чешскую литературу представляют Владимир Нефф, автор исторических романов «У королев не бывает ног», «Перстень Борджиа», «Колдунья»; Вла­димир Па́рал, написавший роман «Декамерон-2000, или Любовь в Праге»; СтаниславРу́дольф, пишущий о подростках; ЙозефТо́ман – автор произведений об индейцах; Милослав Стингл, разрабатывающий дон­жуан­скую тему; Ян Ба́лабан, современный чешский прозаик. Большой интерес вызывают книги поэта и про­заи­ка Ленки Ра́йнеровой, награжденной Большим крестом за литературные заслуги. Кто-то из современных чешских писателей живет на родине, кто-то за границей, но при этом чешская литература не делится на литературу «тут» и «там».

27. Чешская литература ХХ века. Современное состояние, литературные направления, представители.

С 80-ых годов 19 века и в начале 20 века в чешской литературе развивалось много художественных направлений – реализм (Алоис и ВилемМрштики, Карел Вацлав Райс), натурализм, модернизм (ФрантишекКсаверШальда), символизм (ОтокарБржезина), импрессионизм (Антонин Сова), декадентство (ЙиржиКарасек из Лвовиц).

Первая половина 20 века

Нацистские репрессии сурово покарали чешскую литературу, среди жертв репрессий были, например, Владислав Ванчура, Йозеф Чапек, Юлиус Фучик, Карел Полачек, ЙиржиОртен и другие. Военная тематика раскрывалась, например, в произведениях Йозефа Шкворецкого, темы Холокоста у АрноштаЛюстига, Ладислава Фукса и других. Одно из свидетельств о периоде оккупации – воспоминания Вацлава Черного.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: