Политическая система общества
План
1. Основные характеристики политической системы
2. Государство как универсальный политический институт
3. Социальные группы в политической системе.
4. Роль гражданского общества в политике.
Основные характеристики политической системы
Политическая система представляет собой совокупность государственных и общественных организаций, объединений, правовых и политических норм, принципов организации и осуществления политической власти в обществе.
Политическая система отражает состояние общества, включая экономические условия существования, социальную и национальную структуру, состояние и уровень общественного сознания, культуры, международного положения и др. Через политическую систему выявляются и анализируются основные группы интересов, выстраиваются социальные приоритеты, что получает затем закрепление в политике.
Наиболее полное представление о структуре политической системы общества дает структурно-функциональный подход, который представляет ее в виде следующих подсистем: институциональная, коммуникативная, нормативная, идеологическая и культурная.
Институциональная подсистема включает в себя совокупность институтов (учреждений, организаций), связанных с функционированием политической власти. Составляющие институциональную подсистему элементы в теории условно подразделяются на следующие группы:
Собственно политические: это те организации, которые прямо и непосредственно осуществляют политическую власть – государство (стержневой элемент системы), политические партии и отдельные общественные организации, имеющие политический характер.
Несобственно-политические: профсоюзы, молодежные, ветеранские, предпринимательские союзы, экологические движения и др.
Идеологическая подсистема состоит из совокупности различных по своему содержанию политических идей, взглядов, представлений, чувств участников политической жизни общества. Данная подсистема функционирует на следующих уровнях: теоретический – политическая идеология (формы проявления: взгляды, принципы, лозунги, идеалы, концепции, теории и т.д.); эмпирический – политическая психология (формы проявления: чувства, настроения, эмоции, мнения, традиции, предрассудки и т.д.). Структурно подсистема состоит из следующих компонентов: индивидуальные идеи и взгляды; классовые (групповые) воззрения; общечеловеческие (межклассовые, межгрупповые) представления.
Нормативная подсистема выступает как совокупность различных политико-правовых норм и других средств регулирования взаимосвязей между субъектами политической системы. В структуру данной подсистемы входят: правовые нормы (конституция, законы, нормативные акты); нормы деятельности общественных организаций; неписаные обычаи и традиции; этико-моральные нормы.
Коммуникативная подсистема представляет собой совокупность отношений и форм взаимодействий, складывающихся между классами, социальными группами, нациями, индивидами по поводу их участия в организации осуществления и развития политической власти в связи с выработкой и проведением в жизнь политики. Коммуникативная подсистема включает следующие виды отношений (по социальной направленности): политические отношения, нацеленные на упрочение существующего политического строя; политические отношения, выражающие интересы оппозиционно-умеренных или революционных сил. революционных сил.
Культурная подсистема представляет собой интегрирующий фактор политической системы, комплекс типичных для данного общества укоренившихся образцов (стереотипов) политических представлений, ценностных ориентаций и политического поведения.
Культурная подсистема обеспечивает: стабильность политической системы общества через достижение на базе общепринятых политико-культурных ценностей согласия в рамках существующей политической системы и избранного обществом политического строя; единство различных слоев населения через установление связи между участниками политического процесса как «по горизонтали», так и «по вертикали» в соответствии с иерархией политической системы; прочность социальной базы политической власти правящей элиты; возможность предвидеть реакцию населения на принимаемые политико-управленческие решения через создание условий для эффективного развития политической системы и общества в целом; воспроизводство политической жизни общества на основе преемственности.
2. Государство как универсальный политический институт
Важнейшим элементом любой политической системы является государство. Этот политический институт представляет собой некий центр, с которым взаимодействуют все другие политические институты и организации страны.
К основным признакам государства как ядра любой современной политической системы относятся следующие:
Территория. Государство объединяет и защищает людей, населяющих его территорию и являющихся его гражданами, вне зависимости от их расовой, национальной, религиозной принадлежности, а также социально-экономического, политического и иного статуса.
Суверенитет. Заключается в присущей государству свободе и верховенстве законодательной, исполнительной и судебной власти на своей территории и независимости в международных отношениях. Государственный суверенитет включает в себя единство и неделимость территории, неприкосновенность границ и невмешательство во внутренние дела.
Экономической основой государственного суверенитета является владение территорией, определенной собственностью, культурным достоянием. Политической основой суверенитета является стабильное государство и развитая эффективная политическая организация власти. Правовой основой суверенитета является конституция страны, общепризнанные принципы международного права, фиксирующие равенство государств, их территориальную целостность, невмешательство во внутренние и внешние дела, право наций на самоопределение.
Любое государство располагает суверенитетом независимо от величины территории, численности населения, формы политического правления, устройства, политического режима.
Публичная власть, выделенная из общества и не совпадающая с населением страны. Эту власть составляют чиновники, армия, полиция, тюрьмы и другие учреждения.
Система права, закрепленная в конституции страны и определяющая юридические нормы, обязательные к исполнению как со стороны граждан, так и со стороны государства.
Система налогов и податей. Необходима для содержания государственного аппарата, проведения определенной социальной политики (финансирования здравоохранения, образования, пенсионного и иного социального обслуживания населения), обеспечения обороноспособности страны и ее национальной безопасности.
Помимо перечисленных выше признаков государство обладает монопольным правом на:
1) издание законов, а также на правоприменительную и правоохранительную деятельность;
2) легальное применение силы, физическое принуждение, лишение граждан свободы и/или жизни;
3) взимание налогов;
4) объявление войны и мобилизацию населения.
Функции государства условно можно разделить на две большие группы — внутренние и внешние функции.
К внутренним функциям государства следует отнести следующие:
1) защита существующей экономической, политической и социальной системы;
2) управление и регулирование экономической жизнью страны, создание максимально благоприятных условий для ее развития и роста;
3) регулирование социальных отношений (межклассовых, межнациональных, межпрофессиональных);
4) образовательная и культурно-воспитательная функция в соответствии с современным уровнем развития научно-технического прогресса;
5) функция охраны общественного порядка и поддержания определенной дисциплины в обществе, установленной конституцией данной страны;
6) обеспечение национальной безопасности государства, общества, личности;
7) идеологическая функция (реализация этой функции во многом определяется политическим режимом государства).
К внешним функциям государства относятся:
1) защита интересов данного государства на международной арене;
2) развитие взаимовыгодного сотрудничества с другими государствами, международными организациями и т.д. в экономической, социальной, политической и культурной сферах;
3) обеспечение обороны страны либо военной экспансии.
Кроме перечисленных выше функций, любое суверенное государство обладает монопольным правом на: издание законов, взимание налогов, печатание денежных купюр, мобилизацию населения страны в случае войны.