Концепции происхождения государства




Теологические концепции происхождения государства. Эти концепции зародились в Древнем Египте, Вавилоне, Древней Индии и Китае. Согласно этим концепциям государство представляет собой продукт Божьего провидения, а фараон, царь, император либо раджа — наместники Бога на земле. Связь с Богом (богами) осуществлялась через жрецов. Именно этой посреднической деятельностью объяснялась власть «избранных», которая поддерживалась в обществе с помощью военной силы и изощренных систем наказаний.

Теологические концепции получили распространение в эпоху раннего средневековья в трудах Фомы Аквинского и в современную эпоху в трудах идеологов ислама и ортодоксальных католиков, утверждающих, что государственная власть дана людям от Бога, а потому вечна и незыблема, зависима главным образом от религиозных организаций и ее деятелей. Существующее социально-экономическое и правовое неравенство предопределено Божественной нолей и потому с ним надо смириться и не оказывать сопротивление государственной власти, поддерживаемой религиозными институтами.

 

Патриархальные концепции возникновения государства зародились в V-IV веках до н.э. К наиболее известным представителям этого направления можно отнести Аристотеля, Конфуция и ряд других известных философов. Они обосновывали свои взгляды тем, что основу любого государства составляет крепкая семья; несколько семей, объединяясь, образуют селение, а несколько селений, расположенных на одной территории, образуют государство, главными задачами которого являются организация порядка на этой территории и защита селян от любых внешних агрессий.

Задолго до Аристотеля китайский философ Конфуций определил власть государя как продолжение власти отца в семье, никем и ничем неограниченной. Кроме того, Конфуций обосновал теорию «сыновей почтительности», согласно которой подданные императора — его дети, они послушны, прилежны и покорны своему отцу. Всякое сопротивление власти императора недопустимо, так как недопустимо сопротивление отцу, забота которого о своих детях (подданных) способна обеспечить необходимые условия для счастливой жизни. Как в семье отец, так и в государстве монарх не выбирается, не назначается и не смещается, ибо все подданные монарха — его дети.

Патриархальные концепции создают ореол святости и уважения государственной власти, а также формируют в гражданах чувства семейственности и родственных отношений, помогающих решению проблем социально-экономического и правового неравенства.

Договорные концепции происхождения государства возникли и развивались в XVII—XVIII вв. Свое логическое завершение они получили в трудах Г. Гроция, Т. Гоббса, Ж.-Ж. Руссо, Ж.-Л. Монтескье. Согласно этим концепциям государство представляет собой результат договора между людьми, проживающими на одной территории. До возникновения этого договора (государства) люди находились в так называемом «естественном состоянии» и реализовывали свои естественные права (право на жизнь, свободу, имущество) по своему усмотрению и желанию.

В итоге у государства и его граждан возникает комплекс взаимных прав и обязанностей, а также ответственность за их невыполнение. Так, например, государство имеет право издавать законы, взимать налоги, карать преступников, но при этом оно обязано защищать свою территорию, жизнь своих граждан и охранять их собственность. Граждане, в свою очередь, обязаны соблюдать законы, платить налоги и т.д., а потому имеют право на защиту своей жизни, свободы и собственности. Если государство не справляется со своими обязанностями и злоупотребляет своей властью, граждане вправе расторгнуть договор.

Концепции насилия активно развивались в XIX веке в трудах Е. Дюринга, К. Каутского, Л. Гумпловича. Согласно этим концепциям государство возникает в результате насильственного порабощения одной части населения другой, одного племени другим. Для управления завоеванным народом или народами необходим разветвленный аппарат насилия и подчинения. Этим аппаратом и стало государство. Государство распространило свою власть (насилие) и на экономическую, и на духовную сферу порабощенного народа или народов.

В этих концепциях абсолютизируется роль военно-политических факторов, которые, несомненно, сопровождали процесс формирования государства, однако не всегда и не везде играли доминирующую роль.

Органические концепции происхождения государства появились в середине XIX века в трудах основоположников органическою направления в общественной мысли Э. Дюркгейма и Г. Спенсера. Согласно этим концепциям общество представляет собой живой организм, государство — часть организма, его мозг. Государство представляет собой продукт социальной эволюции, которая в свою очередь является производной эволюции биологической. Закон естественного отбора, обоснованный Ч. Дарвиным для живых организмов, действует и в обществе. Выживают те социальные системы и соответствующие им политические институты, которые наиболее адекватно приспосабливаются к постоянно меняющимся условиям среды.

Марксистские концепции происхождения государства стали разрабатываться в середине XIX века К. Марксом и Ф. Энгельсом и нашли свое практическое воплощение в России, где главным теоретиком и практиком был В. И. Ленин. Эти концепции основываются на том, что вся история человеческого общества может быть представлена как естественно-исторический процесс последовательной смены первобытно-общинной, рабовладельческой, феодальной, капиталистической и коммунистической общественно-экономических формаций. В основе перехода от менее совершенной формации к более совершенной лежит противоречие между производительными силами и производственными отношениями (формами собственности), в рамках которых эти производительные силы развиваются. Так, в результате совершенствования орудий труда и самого человека в условиях первобытного общества происходит процесс разделения труда (выделяются три всемирно-исторические формы — отделение скотоводства от земледелия, земледелия от ремесла, ремесла от торговли), который ведет к возникновению излишков продуктов труда и формированию института частной собственности. С появлением частной собственности связано образование классов и пояление первого рабовладельческого государства. Сущность государства, согласно марксистским концепциям, заключается в поддержании господства одного класса (экономически имущего) над другим (неимущим) и организации жизнедеятельности общества в интересах экономически господствующего класса.

Психологические концепции происхождения и сущности государства связывают появление государства с особыми свойствами человеческой психики и соответствующим поведением в коллективе. Проповедниками идей этого направления можно считать 3. Фрейда, Г. Тарда, Л. Петражицкого и ряд других известных мыслителей конца XIX — начала XX века. По их мнению, люди от рождения по природе своей делятся на организаторов и исполнителей, на управляющих и управляемых. Одни любят организовывать и управлять, другие — подчиняться чужой воле. По мере развития первобытного общества организаторы и управленцы (вожди племен, воины, шаманы) создают государственную машину с целью реализации своих детолюбивых устремлений, с одной стороны, и желаний подчиняться чужой воле со стороны большинства населения, а также для пресечения агрессивных действий со стороны небольшого круга некоторых лиц. Отсюда следует, что государство представляет собой продукт разрешения психологических противоречий между активными и пассивными членами общества.

 

 

Форма государства — это способ организации политической власти, включающий в себя форму государственного правления, форму государственного устройства и политический режим. Форма любого государства напрямую связана с национально-историческими и религиозными особенностями страны и населяющего ее народа, с уровнем его культуры и социально-экономического развития.

Большую роль в становлении формы государства играют природные, климатические и геополитические факторы. По форме правления государства делятся на монархии и республики.

 

Монархия — форма правления, при которой государственная власть (полностью или частично) юридически принадлежит одному лицу, занимающему свою должность в установленном порядке престолонаследия. Монархии нашего времени делятся на два вида — абсолютные и конституционные.

В абсолютных монархиях законодательная и исполнительная власть в полном объеме принадлежит монарху. Эта форма правления характерна для стран восточных цивилизаций, в которых во многом сохранились традиционные, патриархальные политические отношения. Примеры — Саудовская Аравия, Бруней и др.

В конституционных монархиях полномочия монархов ограниченны. По степени ограничения конституционные монархи делятся на дуалистические и парламентские.

В дуалистических монархиях, несмотря на наличие парламента, который издает законы, утверждает бюджет государства, монарх обладает правами назначения и смещения кабинета министров (исполнительной власти), а также правом абсолютного или отлагательного вето (от лат. запрещаю) в отношении решений парламента. Кроме того, монарх выполняет ряд представительских и внешнеполитических функций. Примером такой формы правления являются монархии Марокко, Иордании и ряда других государств.

В парламентских монархиях роль монарха формальна, она сведена либо к представительским функциям, как в Японии или Швеции, либо за монархом номинально сохраняются определенные полномочия, которыми он пользуется в кризисных ситуациях. Примерами парламентских монархий являются Испания, Бельгия, Дания, Нидерланды и др. Великобритания отличается своеобразной монархической формой правления, так как формально власть английской короны распространяется также на доминионы (владения) Британской империи, которые с 1947 г. вошли в Содружество наций (Канада, Австралия, Новая Зеландия и др.). Реально более чем урезанные функции британского монарха осуществляет генерал-губернатор, назначаемый Короной по представлению правительства данного члена Содружества.

Помимо перечисленных выше видов монархии, существуют государства, где монарх обладает не только светской, но и религиозной властью, такие монархии называются теократическими, они распространены, как правило, на территории тех государств, народы которых исповедуют ислам.

 

Существуют также выборные монархии — это государства, представляющие собой объединение нескольких монархий, главы которых из своей узкой среды выдвигают единого правителя. Примеры — Объединенные Арабские Эмираты, Малайзия.

Несмотря на множество различий, монархии как форма правления обладают рядом общих признаков:

— высшая государственная власть (власть монарха) передается по наследству;

— власть монарха осуществляется бессрочно;

— не зависит от воли граждан данного государства.

 

К формам государственного правления, помимо монархии, относят республику — наиболее распространенную форму правления в современном мире, в которой высшие органы государственной и масти, как и ее глава, либо избираются, либо формируются общенациональным правительственным органом.

Несмотря на разнообразие существующих видов республиканских форм правления, все они имеют ряд общих черт, коими являются:

— выборность власти (президента и парламента);

— деятельность выборной власти в течение определенного срока, установленного конституцией данной страны;

— зависимость власти от воли ее избирателей.

 

Республики подразделяются на аристократические (олигархические) и демократические.

Аристократические и олигархические республики известны со времен древнегреческих городов-государств (полисов) и означают выборную власть немногих лучших (аристократов) или немногих самых богатых. Эти формы правления существовали и в средние века, например в итальянских городах Венеции и Генуе, в древнерусских городах Новгороде и Пскове и ряде других. На сегодняшний день эти формы правления практически не встречаются, хотя отдельные элементы (знатность, богатство) являются актуальными при формировании правящей элиты многих современных государств.

Демократические республики существуют в трех видах: парламентская, президентская и смешанная (президентско-парламентская).

Парламентская республика строится по принципу верховенства парламента (законодательной власти) над правительством, так как правительство формируется на основе парламента и несет перед ним ответственность. Официально главой государства является президент, который избирается либо парламентом, либо коллегией выборщиков, либо прямым голосованием народа, однако реальная власть принадлежит премьер-министру, а за президентом оставлены представительные функции. К парламентским республикам можно отнести такие страны, как Германия, Италия, Индия, Турция.

В президентских республиках строго проводится разделение центров (ветвей) власти: президентской, парламентской, судебной.

Исполнительная власть целиком принадлежит президенту, который является одновременно и главой государства и главой правительства.

Президент избирается независимо от парламента либо коллегией выборщиков, либо непосредственно народом. Он сам назначает правительство и руководит его деятельностью. Парламент не имеет права отзыва правительства и президента (исключая импичмент — особый порядок привлечения к ответственности и судебного разбирательства высших должностных лиц государства), однако, используя законотворчество, бюджетные и ряд контрольных функций, может ограничивать деятельность правительства и президента. Президент, в свою очередь, обладает правом вето, которое может преодолеваться только двумя третями голосов парламента. Классическими президентскими республиками являются США, Бразилия, Аргентина, Сирия и ряд других.

Смешанная (президентско-парламентская) форма правления объединяет ряд характеристик парламентской и президентской республик. Глава государства (президент) и парламент избираются на всеобщих прямых выборах. Президент назначает правительство, опирающееся на парламентское большинство, и премьер-министра, политически ответственного и перед президентом, и перед парламентом. Президент вправе распустить парламент и назначить новые выборы, кроме того, президент имеет право вето на акты парламента и законодательной инициативы. Парламент имеет возможность контролировать правительство путем утверждения ежегодного бюджета страны, а также посредством права вынесения вотума недоверия и объявления импичмента. Смешанная (президентско-парламентская) форма правления существует во Франции, Португалии и ряде других государств.

Кроме перечисленных выше разновидностей президентских республик, существуют республики с коллегиальным главой государства, как в Швейцарии, где функции главы государства и правительства осуществляются коллегиальным органом — Федеральным (Союзным) советом, выбираемым парламентом в составе 7 членов на коалиционной основе. Председательствует в Совете президент, избираемый сроком на 1 год из состава членов Совета и выполняющий представительные функции. Принцип парламентской ответственности в этой стране отсутствует. Таким образом, Швейцарию можно считать президентской республикой с коллегиальным главой государства.

 

Форма государственного устройства отражает способ территориально-политического деления государства, распределение полномочий между центром и периферией.

Унитарные государства представляют собой государства, части которых являются административно-территориальными единицами единого целого и не обладают признаками государственного суверенитета. Главным признаком любого унитарного государства является сосредоточение всех внутренних и международных полномочий в руках единой системы высшей законодательной, исполнительной и судебной власти. Унитарные государства бывают централизованными (например, Швеция, Дания) и децентрализованными (например, Франция, Испания), в которых крупные регионы пользуются широкой автономией и имеют возможность самостоятельно решать ряд вопросов, переданных им, согласно конституции центральными органами.

Федеративные государства или союзные государства обладают двумя официальными государственными уровнями власти (уровень центральной власти и уровень власти субъектов федерации). Распределение полномочий между этими уровнями оговаривается конституцией страны и сводится к тому, что центральные высшие законодательные, исполнительные и судебные органы наделяются неограниченным внешним суверенитетом и большей частью внутреннего, а законодательные, исполнительные, судебные органы субъектов федерации сохраняют только некоторые атрибуты внутреннего суверенитета. Федерации могут быть построены либо по территориальному принципу (например, США), либо по национально-территориальному (например, Российская Федерация). Субъекты федерации могут иметь собственное административно-территориальное деление, однако, по общему правилу, эти образования лишены:

а) права самостоятельного участия в международных отношениях;

б) одностороннего выхода из состава федерации.

В случае нарушения союзного законодательства центральная власть имеет право применять принудительные меры, включая использование военной силы по отношению к субъекту федерации, действия которого угрожают национальной безопасности страны, так как нарушается принцип единства и целостности государства.

Одним из важнейших принципов федерализма можно считать субсидиарностъ. Его суть состоит в распределении полномочий между различными уровнями власти таким образом, что в ведении верхних эшелонов власти остаются только те функции, которые они могут выполнять лучше, чем нижние эшелоны.

Различаются договорные и конституционно-договорные федерации. В первом случае федерация — это объединение государств, которые на основе договора делегировали ряд своих прав и прерогатив общему для всех центральному правительству. При этом каждый член федерации сохраняет за собой суверенитет в принадлежащей ему юрисдикции. Центральное правительство не может внести каких-либо изменений в конституционный договор, а каждый член может при желании расторгнуть этот договор. В конституционно-договорной федерации не предусмотрено право какого-либо из субъектов выйти из союза.

 

Конфедерация — это союз самостоятельных, независимых государств, объединившихся для достижения военных (оборонных), экономических, политических и иных целей. Как правило, конфедеративный союз государств носит временный характер, достигнув своих целей, он распадается (как это произошло с Сенегамбией — объединением Сенегала и Гамбии в 1982—1989 гг.) либо преобразуется в федеративное государство (США, 1778—1789 гг.), Швейцарский союз (1815—1848 гг.).

В конфедерации отсутствует общий для объединившихся субъектов центральный государственный аппарат и единая система законодательства. Центральные органы создаются только для координации действий в определенных целях. Эти органы не имеют иных полномочий кроме тех, которые были переданы им учредителями конфедерации. Кроме того, решения, принятые центральными органами конфедерации, не носят строго обязательного характера к исполнению для членов конфедерации.

По-видимому, прав один из отцов-основателей Общего рынка Ж.Моне, который говорил, что существуют два типа конфедераций: те, которые трансформируются в федерации, и те, которые терпят неудачу. США, которые из слабо структурированной конфедерации превратились в мощное федеральное государство, и Швейцария, которая, формально сохранив название конфедерации, на деле приобрела качество федерации, подтверждают обоснованность этого тезиса. Это необходимо учесть при анализе перспектив развития новой государственности в России, перед которой стоит проблема создания действительно федерального государства, где приоритет отдается федеральным конституции и законам.

 

 

Когда говорят о территориальном или территориально-административном разделении, то имеют в виду принципы и механизмы взаимоотношений между центральными и местными органами государственной власти. В реальной жизни эти принципы и механизмы выражаются в унитаризме, федерализме и конфедерализме. Как же эти последние соотносятся с различными типами политических систем и режимов?

Анализ реального положения не дает оснований для установления каких бы то ни было устоявшихся однозначных корреляций между тремя уровнями типологизации. Так, для США и ФРГ, где господствует либерально-демократическая система, характерен федеративный принцип государственного устройства, но такой же принцип был характерен для тоталитарного Советского Союза и Бразилии, когда там господствовала авторитарная система.

В то же время унитарное устройство было реализовано в нацистской Германии и фашистской Италии, унитарными являются большинство современных либерально-демократических государств. Либерально-демократическая Швейцария считается конфедерацией кантонов, но рабовладельческие штаты, отделившиеся от северных штатов США во время Гражданской войны, также отдали предпочтение конфедеративному устройству государства.

Унитарный тип является одной из самых распространенных форм территориально-политической организации как в современном мире, так и в прежние периоды истории человечества. Большинство национальных государств сформировались как унитарные. Таковыми были все абсолютистские монархии Европы, все восточные деспотии. В отличие от федерального государства, в котором три уровня управления — федеральный, субъектов федерации и местный, в унитарном существуют лишь два уровня — общенациональный и местный. В унитарном государстве полномочия делегируются центральными властями территориальным органам самоуправления, а в федеральном государстве унитаризм существует в рамках субнациональных единиц: штатов, земель, провинций, областей. Унитарное государство, независимо от того, централизованное оно или децентрализованное, демократическое или авторитарное, характеризуется господством единой системы органов власти и правосудия, руководствующихся едиными правовыми и конституционными нормами. Руководители местных органов власти избираются на выборах, но их прерогативы существенно ограничены, а деятельность контролируется центральным правительством.

В последние десятилетия во многих унитарных государствах, таких как Италия, Франция, Великобритания, более четко проявляется тенденция к децентрализации, передаче местным органам большего круга властных прерогатив и функций. Например, в Италии имеются различия между областями с обычным статусом и теми, которые сохраняют особый статус на основе специфических культурных, этнических или исторических особенностей. Это — Сицилия, Сардиния, Большей самостоятельности в решении местных проблем добиваются Шотландия, Уэльс и другие области Великобритании. Это даст им возможность оперативно реагировать на изменяющиеся условия жизни на местах, гибко и эффективно руководить социальными и политическими процессами. Но при этом в силе остается основополагающий принцип, по которому всю конститутивную структуру сверху донизу определяют центральные органы государства.

В ряде стран в самое последнее время происходят существенные изменения. Так, с принятием конституции 1978 г. в Испании, по сути дела, наметилась тенденция к федерализации. Сначала Страна Басков и Каталония, а затем Галисия и Андалусия получили автономию при сохранении сильного центра. Другие провинции Испании также имеют собственные правительства, обладающие гарантированными конституцией властными полномочиями. В результате эта страна заняла как бы промежуточное положение между унитаризмом и федерацией.

 

 

Политический режим характеризует механизм политического властвования через определение следующих позиций:

— формирование органов государственной власти (выборы: назначение сверху при участии узкого круга наиболее влиятельных лиц; по единоличному усмотрению первого лица в государстве);

— распределение власти между различными политическими силами;

— осуществление контроля над деятельностью власти;

— использование различных методов осуществления власти (право, авторитет, насилие);

— возможность и степень участия граждан в политической жизни общества (активная, пассивная, индифферентная);

— формы политического участия (организованные действия, стихийные, организованные сверху);

— участие граждан в принятии и реализации политических решений;

— соотношение прав и свобод личности, гарантии свобод или их отсутствие;

— способы урегулирования социальных и политических конфликтов;

— положение СМИ, степень гласности в обществе;

— политический и юридический статус силовых структур в государстве.

Эти и целый ряд других позиций определяют содержание третьего элемента формы государства — политического режима. Различают демократические и антидемократические (тоталитарные) режимы.

Демократические режимы, или режимы политического плюрализма, обеспечивают большую степень участия граждан и их организаций в политической жизни страны, в принятии и реализации решений, обеспечивают гражданские права личности и свободу СМИ, организуют выборы президента и парламента и т.д.

Тоталитарные и авторитарные режимы предполагают полый (тотальный) контроль государства над всеми сферами жизнедеятельности общества, включая личную жизнь своих граждан, полное или частичное подчинение личности политической власти и господствующей идеологии.

 

3. Социальные группы в политической системе.

Социальная стратификация - система социального неравенства, состоящая из совокупности взаимосвязанных и иерархически организованных социальных слоев. Присущая современному обществу система многомерной стратификации формируется на основе таких измеряемых признаков как престиж профессий, объем властных полномочий, уровень дохода и образования.

Современные трактовки стратификации достаточно разнообразны, среди них выделяются теории функционализма и конфликта.

Функциональная теория, которая восходит к взглядам французского социолога Э. Дюркгейма (1858 - 1917), была создана в 40-е гг. XX в. американскими социологами Т. Парсонсом, Р. Мертоном, К. Девисом, У. Муром и др. В работе “Разделение труда в обществе” Э. Дюркгейм сделал вывод, что во всех обществах некоторые виды деятельности считаются более важными, чем другие, и самые талантливые люди должны выполнять в процветающем обществе самые важные функции. Для привлечения самых лучших общество способствует их доступу к социальному вознаграждению. По мнению функционалистов, социальное неравенство функционально и универсально, социальная стратификация неизбежно существует во всех обществах.

Согласно марксизму, главными субъектами политики являются классы - большие группы людей, различающиеся по их отношению к средствам производства. Одни классы могут присваивать труд других, благодаря различию их места в укладе общественного хозяйства; класс, владеющий средствами производства, является и политически господствующим. Важнейшим источником динамики политической жизни является классовая борьба, высшей формой которой становится борьба за государственную власть.

Жесткий экономический детерминизм теории К. Маркса пре одолевает концепция немецкого социолога М. Вебера (1864 - 1920). По мнению Вебера, классы - это группы людей, с примерно одинаковыми жизненными шансами, интересами и ценностными ориентациями, общность экономического положения которых отличает их друг от друга и способствует возникновению классовых конфликтов. Как и К. Маркс, Вебер признавал экономическую основу разделения классов, но в отличие от него, считал, что классовая принадлежность определяется не только контролем над средствами производства, но и профессиональными и квалификационными различиями. Еще один компонент социального неравенства в концепции Вебера представлен понятием статуса, который зависит от уважения и престижа индивида в обществе. Статус характеризует объективные возможности индивида добиться жизненного успеха и одновременно субъективную основу социального положения. При определении статуса важное значение имеет сопоставление своего социального положения с социальным положением других групп. Следующий важный компонент неравенства - политическая власть. Согласно Веберу, человек благодаря богатству и престижу может достичь вершин власти, но обладание богатством и престижем само по себе не идентично обладанию властью.

Сущность современных концепций социальной стратификации заключается в размещении людей и групп по определенным социальным позициям, которые ранжируются как обладающие различной степенью социального престижа.

 

Динамика преодоления социальной дистанции, сопровождающаяся повышением статуса (т.е. восходящая мобильность), всегда связана с повышением политической напряженности. Теория “статусной перестановки” (Р. Дарендорф, С. Липсет и др.) объясняет порлитизацию социальных групп в условиях, когда их объективные социально-экономические характеристики не снижается, но про исходит рост статуса низших классов. Например, статусная перестановка (относительное снижение статуса традиционно влиятельных социальных групп) привела к росту фашизма в Центральной Европе в межвоенный период. Фашизм представляет собой неадекватную реакцию общества на острые кризисные процессы, разрушающие устоявшиеся социальные, экономические, политические, идеологические структуры. Чем глубже кризис, тем питательнее почва для фашизма, когда кризис не просто затрагивает, но в значительной мере потрясает социальную структуру общества, его моральные устои, нарушает ход экономических процессов, приводит к дискредитации институтов власти, вызывает у населения разочарование и ощущение ухудшения условий существования. Нисходящая мобильность часто сопровождается предубеждением против социальных, политических и этнических меньшинств.

Негативные последствия социальной мобильности усиливаются в государствах, переживающих распад моральных норм и ценностей - аномию. Термин “аномия” (фр. anomie - отсутствие закона, организации) ввел Э. Дюркгейм в работах “О разделении общественного труда” (1900) и “Самоубийство” (1912). По мнению Дюркгейма, при быстрых социально-экономических изменениях члены общества утрачивают значимость социальных норм, у них отсутствуют стандарты социального сравнения с другими людьми, позволяющие оценить свой статус и выбрать соответствующие этому статусу образцы поведения. Индивиды оказываются в неопределенном, маргинальном состоянии.

 

Важнейшей предпосылкой политической стабильности общества является обеспечение государством открытой индивидуальной мобильности. При политике государственной поддержки статусного роста граждан даже те, кто не сумел преодолеть социальную дистанцию, не остаются “за бортом жизни”.

Основная цель социальной политики государства - увеличение продолжительности социальной активности граждан, обеспечение каждому достойных условий существования. К числу функций социальной политики относятся социальная защита населения, регулирование численности населения, предоставление услуг,в области здравоохранения, образования, регулирование отношений, формирующих материальные основы жизнедеятельности населения (за счет решения проблем налогообложения, стимулирования процесса создания рабочих мест и т.д.). Если социальная политика способствует улучшению условий жизни, содействует согласию между социальными группами, другими социальными общностями, то она справляется с процессом регулирования социальных интересов. При таком условии в обществе укореняются демократические ценности и идеалы.

 

Важным условием функционирования гражданского общества является наличие в обществе развитой, многообразной социальной структуры.

Социальная структура современного западного общества вклю чает в себя многочисленные группы и слои, различающиеся по ряду социоэкономических, политических, поведенческих и других пока зателей. В последние десятилетия происходят существенные изменения в структуре классов, страт, социальных слоев, в характере их взаимодействия: активно протекают процессы внутриклассовой Дифференциации, усиливается мобильность социальных общнос тей, появляются новые промежуточные группы.

В 70-90-е гг. на Западе широкое распространение получили Концепции, выделяющие рыночные отношения в качестве детерминанты социальных общностей. К их числу относится теория англий ского социолога А. Гидденса. Согласно Гидденсу, классы возникают из-за неравенства во владении и контроле за материальными ресурсами, основным показателем классовой принадлежности являются возможности индивидов и групп, определяемые владение м собственностью, профессиональной компетентностью, образова тельной и технической квалификацией, а также физической рабочей силой. Это позволяет выделить три класса в современном за падном обществе - высший, средний и низший.

Переходя к анализу высшего класса, отметим, что за предшест вующие десятилетия происходило интенсивное обогащение верх них слоев американского общества. От 200 до 400 тыс. амери канцев (0,1 0,2% населения) имеют состояние не менее 10 млн долл. и ежегодный доход в несколько миллионов долларов, приблизительно 200 тыс. владеют состоянием от 5 до 10 млн долл., 300 тыс. - от 2 до 5 млн долл.

Высший класс в настоящее время характеризуется сложной внут ренней структурой и включает в себя группы, дифференцированные в зависимости от организационных форм собственности; величины и сферы приложения капитала; характера профессиональной деятельности (высшие менеджеры, политики, управляющие); особенностей образа жизни; политических установок; этнических, территориаль ных, демографических и других характеристик.

Сдвиги в социальном составе высшего класса современных по стиндустриальных стран сопровождаются:

дальнейшим укреплением позиций крупных собственников; существенным возрастанием роли высших служащих и ме неджеров, которые являются, с одной стороны, наемными работни ками, а с другой - собственниками средств производства;

ростом активности представителей высшего класса в сфере большой политики, значительным увеличением финансовых расхо дов предпринимательских кругов на политические цели.

Численность этого класса можно определить лишь ориентиро вочно (приблизительно 3-4% экономически активного населе ния). Высший класс является основным субъектом политической власти, обеспечивая стабильное развитие общества без социаль ных потрясений.

Современная цивилизация • - это, по словам А. Тойнби, циви лизация среднего класса. Доля среднего класса в социальной струк туре западных обществ примерно одинакова - 60--70%.

Различные научные школы используют разные критерии для вы деления среднего класса как социальной общности. Нередко при меняются критерии дохода или самооценки статуса. Считается, что две трети населения в западных обществах имеет доход, близкий к среднему, а число бедных и богатых невелико. Многие аналитики сходятся во мнении, что современный средний класс состоит из обладателей мелкой собственности на средства производства. Это мелкие предприниматели, фермеры США и лавочники Великобритании, количественно составл



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: