Шубертом написаны также два цикла песен – «Прекрасная мельничиха» (1823) и «Зимний путь» (1827) на слова немецкого поэта Вильгельма Мюллера.




Франц Шуберт. Песни

Между творчеством Шуберта и творчеством Бетховена (последним венским классиком) проходит невидимая грань, которая отделяет одну эпоху от другой. Бетховен завершил эпоху классицизма, а Шуберт открыл новую. С творчеством Шуберта взошла заря нового направления в музыке – романтизма. Вена начала 19 века по-прежнему культурная столица Европы. Ещё жил и творил Бетховен, но уже появились новые имена: Штраус отец и сын, Мендельсон, Паганини, Шопен, законодатель оперной моды Джоаккино Россини, создатель романтической оперы Карл Мария Вебер. Гражданская революционная тематика, питавшая творчество Бетховена оттеснилась новыми веяниями. Искусство того времени было либо откровенно развлекательным (вальсы Штрауса), либо лирико-трагическим (Паганини, Шуберт).

Своё отношение к жизни романтики выражали другими средствами. Это были новые мелодии, другие гармонии и формы. В романтизме на первом плане отдельная личность. Подчёркивается всё индивидуальное, оригинальное, то, что отличает эту личность. Более того, часто герой противопоставляется массе, толпе, как отвергнутый, непонятый. А у классиков наоборот – личность сливалась с массой, объединённая общей идеей, общим замыслом.

Шуберт с раннего возраста был одержим музыкой. Ничто его не могло отвлечь от творчества, бурного, непрерывного, вдохновенного. Он работал систематически изо-дня в день. «Я сочиняю каждое утро, когда я кончаю одну пьесу, я начинаю другую» - писал композитор. Нотную бумагу он потреблял в неимоверных количествах, её ему всегда не хватало. В этом смысле можно сравнить Шуберта с Моцартом. Но Моцарт с младенческих лет был окружён вниманием, поддержкой и поощрением. А отец Шуберта всячески препятствовал пристрастию своего сына к музыке, т.к. хотел сделать из него школьного учителя, каковым был сам. Конвикт, где учился юный Шуберт, сам композитор называл тюрьмой.

Музыку Шуберт называл «своей возлюбленной». Когда Шуберт хотел подчеркнуть своё одиночество в окружающем мире, он писал: «Правду искусства здесь не чувствует ни одна душа. Следовательно, я один с моей возлюбленной, и должен её прятать в своей комнате, в своём рояле, в своей груди».

Песни Шуберта.

Творческая жизнь Шуберта исчисляется всего 17 годами. Но, написанное Шубертом перечислить ещё труднее, чем написанное Моцартом. Так же, как Моцарт, Шуберт пробовал себя во всех жанрах. Но кое-что из его наследия само время отодвинуло в сторону. Это оперные и духовные произведения. Прежде всего, Шуберт нашёл себя в песне. Им написано более 600 песен. Именно песня Шуберта является той невидимой границей, которая отделила музыку романтизма от музыки классицизма. С начала 19 века наступает эра песни, романса.

Лирика - главное в песнях Шуберта, которые различны по содержанию. В них – любовь со всем богатством поэтических чувств, тема природы (она как бы оживает в песнях Шуберта), тема скитальчества, странничества, одиночества. Главное в песнях Шуберта мелодия. В ней такой синтез поэзии и музыки, что слово поёт, а музыка говорит.

Партия аккомпанемента (фортепиано) не уступает мелодии в значимости. Она изображает, выражает, досказывает мелодическую мысль.

Одна из лучших ранних песен Шуберта: «Маргарита за прялкой» на стихи Гёте, 1814 г. Песня Гретхен – тонкий психологический этюд, раскрывающий «её любовь, как половодье без удержу, без берегов». (Перевод Пастернака). В скромной комнате Гретхен одна сидит за прялкой и под однообразное жужжание веретена предаётся своим мыслям. Мысли её печальны: она одинока и глубоко страдает, её покинул возлюбленный. В какой-то момент она так увлекается своими воспоминаниями, что не замечает, с какой стремительностью начинает вращаться веретено. Внезапно движение прялки останавливается. Это заставляет её очнуться. Тогда Гретхен вновь начинает свою однообразную работу. Вокальная партия – голос самих чувств Гретхен. Она напевна и местами декламационна, в ней мы слышим речевую выразительность. В партии фортепиано изображается монотонное гудение веретена.

Баллада «Лесной царь» на стихи Гёте (1815 г.) уже при жизни Шуберта получила широкую известность и была наиболее часто звучащим на «Шубертиадах» произведением. В этой песне ярко проявилось романтическое влечение к необычному, фантастическому, где реальное подчас неотделимо от вымышленного. Повествовательные произведения, где музыка следует за развитием сюжета, называются балладами

По форме «Лесной царь» свободная композиция, музыкальное строение которой подчинено развёртыванию поэтического текста. «Лесной царь» – это большая драматическая сцена, в которой звуками нарисованы мрачная ночь, бредовые видения больного ребёнка, фантастические сцены с лесным царём, бешеная скачка коня, изображённая в партии фортепиано. Произведение заканчивается трагически: измученный болезнью ребёнок умирает на руках отца.

Песня «Форель» на стихи Х. Ф. Шубарта была написана в 1819 году. Содержание стихотворения незамысловато и наивно: весело резвится серебристая рыбка в прозрачной воде горного ручья. Она хорошо видит грозящую ей опасность. Чтобы её поймать рыбак мутит воду, и вот рыбка поймана. Подвижная, грациозная мелодия песни очень светлая и танцевальная. В аккомпанементе «плещется» игривый, взмывающий вверх мотив. Песня написана в типичной для Шуберта куплетно-вариационной форме. Партия фортепиано здесь полноправный участник событий. А чудесная, солнечная музыка не только дорисовывает и раскрывает содержание, она намного превосходит стихи Х. Ф. Шубарта9 своей поэтичностью, живописностью.

«Вечерняя серенада» на стихи Рельштаба (1828 г.) одно из самых поэтичных творений композитора. Название «серенада» обозначает, что эта песня должна исполняться в вечернее, или ночное время. Содержание её – любовная лирика. Исполнители уличных серенад аккомпанировали себе на гитаре, или мандолине. Серенада Шуберта полна мечтательных настроений. Мелодия очень напевна. Сопровождение напоминает звучание гитары.

Шубертом написаны также два цикла песен – «Прекрасная мельничиха» (1823) и «Зимний путь» (1827) на слова немецкого поэта Вильгельма Мюллера.

В каждом цикле песни объединены сюжетом. Первый цикл написан всего четырьмя годами раньше, но, кажется, что между ними легла целая жизнь. В них действует один и тот же герой. В первом цикле главный герой – юноша, бодро и радостно вступающий в жизнь. Во втором цикле горе, невзгоды и разочарования очень изменили облик некогда беззаботного юноши. Теперь он всеми покинутый одинокий странник, скиталец. Его отвергла богатая невеста. В отчаянии герой оставляет родной город и отправляется бродить по свету. Он надломлен и разочарован. У него всё в прошлом. И, хотя он не стар годами, впереди лишь долгий путь к могиле.

В обоих циклах жизнь и переживания человека тесно сплетены с жизнью природы. Но первый цикл развёртывается на фоне весенней природы, цветов, звуков ручейка, а второй – на фоне сурового зимнего пейзажа. Спутниками героя становятся ветер, зловеще каркающий ворон. Душевная опустошённость, холод одиночества тесно увязаны со скованной снегом и льдом зимней природой. Оба цикла автобиографичны, как дневниковые записи, их называют романом в песнях.

Цикл «Прекрасная мельничиха» состоит из 20 песен. Главный герой – юный мельник, следуя течению ручья, отправляется в путь искать своё счастье. Но он не одинок. Не менее важный герой – ручей, его постоянный спутник, живёт бурливой и изменчивой жизнью. Жизнь ручья неразрывно связана с жизнью мельника. Ручей - одушевлённый герой, переживания мельника и его друга ручья неразрывны. Так выражается романтический тезис единства человека и природы. Первая песня: «В путь». Весело журчит вода, вращая жернова мельницы. Юноше кажется, что ручей зовёт его в путь. Задорная простая мелодия народного склада передаёт радостное настроение мельника. Подвижные фигурации в аккомпанементе подражают бурно мчащемуся потоку и бойкому стуку мельничного колеса. Юноша начинает свой путь полным радужных грёз. Но найдёт ли он счастье? Уже во второй песне - «Куда?» - звучит нотка сомнения. Куда его ведёт ручей?

Герой Шуберта переживает любовь и разочарование, надежды на счастье и крушение этих надежд. Душа его испытывает все муки и радости первого чувства. Через все 20 песен сквозной линией проходит поэтический образ ручья. Он созвучен настроению героя. Песнь ручья «то бодро звенит, то печально жалуется, то бережно ласкает душу, то тихо плещется, то горестно баюкает». Как, например, в 19 песне «Мельник и ручей» разочарованный герой поверяет ручью историю своей любви. Горестно звучит его голос, в тон ему тихо, печально колышутся волны. В этой песне ручей впервые «сам заговорил». В этом замечательном диалоге ручей утешает юношу, напевая ему о том, что скорбь не вечна, что горе и радость сменяют друг друга на небе и на земле. А в последней - 20 песне цикла «Колыбельная ручья», ручей размеренным, неторопливым движением убаюкивает разочарованного героя, который хочет уснуть «на мягком иле» на дне ручья.

Цикл часто называют не «Прекрасная мельничиха», а «Любовь мельника». Это второе название даже больше ему соответствует, так как, песни воспевают трогательное и глубокое чувство юноши. Шуберт посвятил свой цикл Шенштейн у - чуткому и вдохновенному исполнителю его песен.

В истории вокальной музыки это был первый песенный цикл, имеющий сюжетную канву. (В отличие от бетховенского цикла «К далёкой возлюбленной») От «Прекрасной мельничихи» тянутся нити к вокальным циклам Шумана и русских композиторов 19 века.

В последние годы жизни (1826) Шуберт писал в письмах к друзьям: «У меня совсем нет денег, и живётся мне очень плохо». Музыка последних лет окрашивается в трагические тона. Произведения его не печатаются, неудача следует за неудачей. «Что будет со мной, бедным музыкантом? В старости я, вероятно, буду вынужден, как гётевский арфист, прокрадываться к дверям и выпрашивать хлеб» - пишет Шуберт в письме. В это время в руки Шуберту попадает новый цикл стихов Вильгельма Мюллера «Зимний путь». Содержание стихов Мюллера удивительно совпадает с душевным состоянием, с обстоятельствами жизни самого композитора. Шуберт кладёт стихи Мюллера на музыку, чтобы в звуках поведать историю своей жизни.

Близкий друг Шпаун вспоминает: «В течение некоторого времени Шуберт был настроен мрачнее обычного и казался больным… Однажды он мне сказал: «приходите сегодня, я вам спою цикл ужасных песен…» Он пропел нам взволнованным голосом весь «Зимний путь». Мы были совершенно озадачены мрачным настроением этих песен, и Шобер, наконец, сказал, что ему понравилась только одна песня: «Липа». На это Шуберт ответил: мне эти песни нравятся больше, чем все прочие, и они вам тоже ещё понравятся. И он был прав, потому, что вскоре мы были восхищены этими меланхоличными песнями… Они стали его лебединой песней… Я считаю несомненным, что возбуждение, в котором он сочинял, повлекло за собой его раннюю смерть».

Цикл «Зимний путь» состоит из 24 песен. (Две части по 12 песен) Цикл начинается песней «Спокойно спи». Мелодия песни нисходящая, скорбная, создаёт настроение глубокой печали и тоски. Мерное движение аккомпанемента вызывает представление об усталых шагах человека. В глухую зимнюю ночь, никому не нужный, никем не любимый, всеми гонимый человек отправляется в дорогу. Уходя, он желает любимой: «Мой друг, спокойно спи». Куплетно-вариационная форма позволяет музыке точно передавать меняющееся настроение героя. Три куплета звучат в миноре, а последний куплет в одноимённом мажоре. Это прощальный привет невесте. Пятая песня цикла – «Липа». Герой у входа в город видит старую липу. Лёгкий ветерок ласково шуршит листвой. В её прохладной тени путник когда-то был счастлив. Плавно течёт приветливая мелодия. Но вдруг всё меняется. Поднимается вихрь. «Со злобой набрасывается он на дерево, треплет оголённые ветви, срывает с головы путника шляпу». И развеяны грёзы, сладкое воспоминание улетучивается с порывом холодного ветра. В этой песне Шуберт воплощает романтический контраст мечты и действительности. Эта тема продолжена и в 11 песне «Весенний сон». Она строится на чередовании двух контрастных образов: прекрасного сна и мрачной действительности, которую странник видит, просыпаясь. Музыка, рисующая сон героя - лёгкая, порхающая, танцевальная. Герой, оказавшись на весеннем лугу, будто слышит весёлый хор птичек. Но сновидение разрушает «пение петуха». Его изображает остро диссонирующее сочетание звуков. Герой вновь чувствует холод и мрак. Мелодия теряет распевность и теплоту, становится речитативной, прерывистой. Заключительные слова песни: «Смешон, кто видит зимою день летний» - вывод, к которому Шуберт приходит в последние годы своей жизни.

Во второй части цикла трагизм неуклонно нарастает. Тема одиночества сменяется темой смерти, о ней говорится всё более настойчиво. Последняя песня «Шарманщик» - это кульминация состояния безнадёжности, одиночества, холода, беспросветной тоски. Шарманщик – это бездомный нищий бродяга. Его образ символичен, он олицетворяет собой судьбу артиста, художника, самого Шуберта. В последней фразе, на словах «Хочешь, будем вместе горе мы терпеть? Хочешь, буду песни под шарманку петь?» - композитор как бы сливает свою судьбу с жизнью этого бездомного бродяги.

Бетховен, познакомившись с песнями Шуберта, долго не расставался с ними и восклицал: «Воистину, в Шуберте живёт божественная искра!».

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: