Коррупция и бюрократизм как этические проблемы в государственной и муниципальной службе: общие черты и национальные особенности




Бюрократизм – это общественное отношение, присущее сфере управления и складывающееся между управленческими структурами и массами населения, при которой первые независимы от сформировавших их источников власти, и реальная полнота власти сосредоточивается в руках привилегированного слоя чиновников - бюрократов.

Основная причина живучести бюрократизма кроется в многообразии и противоречивости интересов, в возможности ими манипулировать в корыстных целях.

Коррупция - злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями.

Формы коррупции:

  • взяточничество (негативное социально-правовое явление в обществе, заключающееся в получении либо даче взятки лицу, состоящему на службе в органонах государственной власти или местного самоуправления);
  • фаворитизм (покровительство любимцам и назначение их на высокие должности, несмотря на то, что они не обладают ни способностями, ни знаниями, необходимыми для их службы);
  • замещение должностей родственниками в нарушение общего и справедливого порядка;
  • протекционизм (создание внутри функционирующей системы органов государственной власти и местного самоуправления сплоченных групп чиновников для удовлетворения корпоративных целей);
  • незаконный лоббизм (оказание незаконного давления на парламентария со стороны какой-либо группы или частных лиц, цель которого — добиться принятия или отклонения определенного законопроекта);
  • незаконное распределение и перераспределение общественных ресурсов и фондов и т.д.

Для существования коррупции должны быть не только продажные чиновники, но и лица, имеющие немалые финансово-материальные возможности для их подкупа. Этим как раз и объясняется тесная связь коррупции с теневой экономикой и организованной преступностью.

Опасность коррупции:

  • нарушает нормальную реализацию прав и свобод граждан, препятствует доступу к соответствующим правам
  • криминализирует население, которое опирается на противоправные формы взаимодействия с гос. служащими и криминализирует общественное сознание
  • препятствует эффективному использования материальных ресурсов для развития общества

По нашим исследованиям, 75 процентов общего валового объема взяток приходится на муниципальную власть или нижний уровень федеральных органов (налоговые инспекции, милиция, прокуратора и прочие). Затем следуют региональные, а после них — федеральные власти. Это не значит, что последние менее коррумпированы, подчеркиваю, я оперирую данными валового сбора взяток. Малый и средний бизнес гораздо чаще взаимодействует с нижним уровнем чиновников, и именно он попадет в наше поле зрения. Если говорить о ветвях власти, то львиная доля взяток (порядка 95 процентов) приходится на исполнительную власть. Остальные крохи распределяются между законодательной и судебной. Это специфика нашей политической системы. Кому дают взятки? Тому, кто решает вопросы, тому, кто что-то определяет. Поскольку в России разделение властей практически ликвидировано (судебная и законодательная власти подчинены исполнительной), потоки сосредотачиваются в последней.

Теперь к особенностям. В своем стремлении хапнуть побольше наши стяжатели не знают никакой меры. Представим такую ситуацию: чиновники-коррупционеры, американский, скажем, и российский, располагают 10 миллионами государственных денег. Американец 9 миллионов пустит на выполнение порученной задачи, а миллион возьмет себе. Что зачастую делают наши? Правильно, девять крадут, на один делают. Недавний пример: директор одной калужской управляющей компании перечислил подрядчику на капремонт жилых домов 7 миллионов 600 тысяч рублей федеральных денег. Ремонт сделали на 1 миллион 700 тысяч, остальные 5 миллионов 900 тысяч «попилили»

В последнее время Россию сотрясают крупные коррупционные разборки. Помимо дрязг в оборонке на слуху ещё два эпизода беззастенчивого воровства – хищения 6,5 миллиарда бюджетных рублей, выделенных на разработку системы ГЛОНАСС, и 93,3 миллиона, которые были направлены на подготовку саммита АТЭС во Владивостоке. Кто-то из уличённых в коррупции наверняка обзовёт всё происходящее политической расправой, демонстративно разорвёт партбилет. Либо просто покончит с собой, как, например, заподозренный в хищениях бывший замглавы МВД Греции Леонидас Цанис. Либо сбежит за кордон. Этот вариант, кстати, у нас особенно практикуется. Нервы крепче…
В Китае пошли ещё дальше. Здесь вороватых чиновников расстреливают под прицелами телекамер. Слямзи более миллиона долларов и узнай, сможешь ли воспользоваться ими уже на том свете. И ведь сразу так хочется поверить в существование загробного мира, не правда ли? За тридцать лет к уголовной ответственности привлечены около миллиона сотрудников китайского партийно-государственного аппарата, а за период с 2000 по 2009 год – десять тысяч чиновников были приговорены к высшей мере наказания. Такая вот идеология. Сердобольные россияне относятся к своим чиновникам-ворам куда более снисходительно. По данным проведённого ещё в 2009 году опроса, рубить головы коррупционеров предлагали только 22% респондентов, хотя ещё десятью годами ранее радикально настроенных граждан было аж 39%.
На зону, отчитку или… в психушку?



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: