Закономерности и принципы обучения




 

1. Сущность понятий «закон» и «закономерность»

2. Закономерности в учебном процессе

3. Принципы и правила обучения

Сущность понятий «закон» и «закономерность». Прежде чем определить закономерности в учебном процессе, обратимся к сущности понятий «закон» и «закономерность». Понятием «закон » обозначают особый род связей. Закон – это существенная, устойчивая, необходимая, повторяющаяся связь между объектами и явлениями, которая обуславливает их упорядоченное изменение. Законы выражают одну из сторон процесса познания, в результате которых происходит переход от эмпирических (основанных на опыте) фактов и явлений к формулировке закона. Законы отражают необходимую взаимосвязь явлений и процессов, существующих независимо от человека. Известны законы природы, общества и мышления. Еще со школьной скамьи вам известны, например, законы физики, которые открыты в разные времена и, как правило, названы по имени открывших их ученых (закон Ома, Гей-Люссака и др.). Особенность законов заключается в том, что они объективны, не зависят от воли открывших их ученых.

Существуют общие законы диалектики – науки о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. Законы диалектики отличаются от законов других наук (физики, химии, математики и др.) своей всеобщностью и универсальностью, поскольку они охватывают все сферы окружающей действительности; раскрывают глубинные основы движения и развития – их источник, механизм перехода от старого знания к новому, связи старого и нового. Выделяют три базовых закона диалектики: единство и борьба противоположностей, переход количества в качество и отрицания отрицания. Одним из главных аспектов диалектики является выявление противоречий, которые составляют движущую силу и источник всякого развития.

Поскольку законы диалектики универсальны, они применимы и для теории обучения. Приведем ряд примеров. Закон единства и борьбы противоположностей в дидактике проявляется в ряде случаев. Так, противоречия в обучении возникают тогда, когда выявлено несоответствие традиционных представлений и взглядов на процесс обучения и современных инновационных требований к нему. Происходящие изменения в социальной жизни России привели к смене некоторых общественных ценностей и установок. В настоящее время оказались востребованными такие качества личности, как предприимчивость, деловитость, лидерство и другие, формирование которых в свою очередь требует некоторых изменений, как в содержании, так и в методах и формах обучения.

Или другой пример – проявление закона перехода количественных накоплений в качественные. Формирование у школьников новых качеств личности постепенно приводит к возникновению интегративных качеств личности. Однако новые ценности, мотивы, установки на их целенаправленное формирование у учащихся обнаруживается только через определенное время.

Закон отрицания отрицания можно продемонстрировать на примере внедрения нового способа решения задач (по физике, химии, математике и др.), когда ученики осваивают новые знания, расширяя и углубляя прежние.

Процесс обучения носит объективно-субъективный характер. С одной стороны на него влияют объективные социальные, политические и другие процессы, существующие и изменяющиеся с течением времени в обществе. С другой стороны, как известно, процесс обучения зависит от педагога, его личностных и профессиональных качеств, и ученика с его неповторимой самобытностью и уникальностью. Поэтому для процесса обучения применимы скорее не законы, а закономерности обучения.

Закономерность – это объективно существующая, необходимая, существенная, повторяющаяся связь между явлениями или процессами, характеризующими их развитие. Закономерность выражает определенный порядок причинной, устойчивой связи между явлениями и свойствами объективного мира, при которых изменение одних явлений вызывает определенные изменения других.

Закономерности в учебном процессе. Дидактика, представляющая относительно самостоятельный раздел педагогики, конкретизирует общие педагогические закономерности в процессе обучения. Закономерность в дидактике выражает определенную причинно-следственную связь между явлениями и свойствами процесса обучения.

Из истории педагогики известно, что такие ученые, как М.Н. Скаткин, И.Я. Лернер, Ю.К. Бабанский, В.И. Загвязинский, В.В. Краевский, П.И. Пидкасистый, А.В. Хуторской и другие внесли большой вклад в развитие закономерностей обучения. В настоящее время в дидактике представлен целый комплекс таких закономерностей.

В разных учебных пособиях по педагогике и дидактике авторы выделяют разное количество закономерностей. Это говорит о том, теория закономерностей в дидактике сегодня продолжает развиваться. Однако некоторые из них уже стали классическими. Рассмотрим их подробнее на примере школьного обучения.

Закономерность социальной обусловленности целей, содержания и методов обучения. В процессе социального развития общества и науки, в том числе и педагогической, появляется потребность в совершенствовании содержания образования с тем, чтобы подрастающее поколение подготовить к жизни в новых социально-экономических условиях. Поэтому конкретизируются цели и задачи обучения на ближайшую перспективу, определяется на государственном уровне содержание образования, которое реализуется в новых стандартах обучения. Широкое применение в современных условиях информационных технологий приводит к расширению методов и средств обучения, что находит отражение в деятельности учителя и учащихся.

Закономерность взаимной обусловленности обучения, воспитания и развития учащихся. Эта закономерность отражает воспитывающий и обучающий характер дидактики. Ранее было показано, что в процессе обучения у школьника не только формируются определенные знания и умения, но происходит его духовно-нравственное воспитание и развитие. Этому способствует содержание учебных предметов, творческая профессиональная деятельность учителя и многообразный арсенал педагогических методов и средств. Поэтому на каждом уроке выдвигаются не только обучающие, но и развивающие и воспитывающие задачи.

Закономерность единства фундаментального и прикладного характера в обучении. В процессе обучения школьники, с одной стороны, знакомятся с фундаментальными основами наук (математики, физики, истории, экологии и другие). Но любое научное знание выводится непосредственно из практики и служит ее дальнейшему развитию. В процессе обучения учитель, раскрывая научные знания, учитывает общественную практику и жизненный опыт школьников. Конкретизируя изучаемые научные факты и теории на уроке, школьники учатся применять полученные знания на практике с учетом специфики учебной дисциплины и условий обучения.

Но в каждом конкретном случае на уроке – обучение, воспитание и развитие школьника происходят через разрешение конкретных противоречий. На первый взгляд, на развитие школьника влияет, прежде всего, учитель. Он объясняет, спрашивает, оценивает знания учащихся, т. е. управляет всем процессом обучения. На самом деле это далеко не так. Дидактика ищет внутренние движущие силы самого процесса обучения. Успешное обучение реализуется как совместная деятельность учащихся и учителя под руководством последнего. А движущей силой процесса обучения являются противоречия. Такие противоречия в общем виде можно определить, как требования к познавательным и практическим задачам, которые выдвигает учитель, и несоответствие им уровня знаний или умений учащихся. Разрешение противоречий позволяет учащимся подниматься с одной ступени обучения на другую.

Например, можно знать, но не уметь; можно знать, уметь выполнять известные (заученные) способы деятельности, но не быть подготовленным к творчеству; можно знать, уметь, творить при разном отношении к этой деятельности. В процессе обучения можно выделить ряд противоречий, способствующих развитию учащихся:

между прежним уровнем знаний учащихся и новыми знаниями, которые снимают прежние;

между знаниями и умения их использовать;

между требуемым и достигнутым уровнем знаний;

между более сложной познавательной задачей и наличием прежних, недостаточных для ее решения знаний и умений.

Разрешение противоречий способствует развитию ученика только в том случае, если они являются осознанной необходимостью для ученика и соизмеримы с его потенциальными возможностями.

Принципы и правила обучения. Закономерности дидактики составляют теоретическую основу процесса обучения. Они регулируют процесс обучения через систему принципов обучения. В истории педагогики и современной дидактики можно встретить множество принципов, выдвигаемых разными учеными. Это объясняется многими причинами: различием исторических и социальных условий, при которых развивались те или иные научные школы, методологическими основами, на которых основывались принципы обучения, достижением дидактической науки.

Принципы обучения – «это исходные дидактические положения, которые отражают протекание объективных законов и закономерностей процесса обучения и определяют его направленность на развитие личности»[1]. Принципы дидактики возникают на основе теоретических исследований и практического опыта и отражаются в учебном процессе в многообразных проявлениях. Принципы обучения, рассматриваются как основа, направляющая учебный процесс в целом, как способы достижения педагогических целей. Знание принципов обучения позволяет учителю правильно определять задачи конкретного урока, а на их основе отбирать содержание учебного материала и адекватные формы и методы обучения.

По мере развития теории и практики обучения, открытия новых закономерностей дидактики, изменялись формулировки некоторых известных принципов и развивались новые. Свой вклад в развитие принципов обучения внесли как зарубежные (Я.А. Коменский, А. Дистервег и другие), так и отечественные ученые (К.Д. Ушинский, М.Н. Скаткин, Ю.К. Бабанский и другие). Наиболее полно принципы обучения были сформулированы основателем отечественной педагогики К.Д. Ушинским, который обосновал, что:

«обучение должно начинаться своевременно и быть постепенным (пусть дети приобретают понемногу, но не теряют ничего из приобретенного и пользуются им для приобретения нового);

обучение должно вестись природосообразно в соответствии с психологическими особенностями учащихся;

порядок и систематичность – одно из главных условий успеха в обучении; школа должна давать достаточно глубокие и основательные знания;

обучение должно всячески развивать у детей самостоятельность, активность, инициативу;

обучение должно быть посильным для учащихся, не чрезмерно трудным и не слишком легким;

преподавание всякого предмета должно непременно идти таким путем, чтобы на долю воспитания оставалось ровно столько труда, сколько могут одолеть его молодые силы»[2].

С развитием педагогики и дидактики принципы обучения, как и закономерности обучения, корректируются и дополняются. Все принципы обучения тесно взаимосвязаны и взаимно дополняют друг друга. Несмотря на большое количество принципов, представленных различными учеными, можно выделить системупринципов обучения, которые являются классическими. К ним относят следующие:

научность;

связь теории с практикой;

наглядность;

доступность;

систематичность;

прочность.

Но следует помнить, такое разделение принципов условно, так как в учебном процессе они взаимодействуют, дополняя, и конкретизируя друг друга. Тем не менее, можно рассматривать особенности каждого принципа отдельно. Кроме того, реализация каждого принципа на практике осуществляется с помощью определенных правил, частных положений, рекомендаций по реализации. Принципы обучения распространяются на весь процесс обучения, правила же обучения лишь на отдельные стороны и звенья этого процесса.

Принцип научности означает опору на науку как источник системы фактов, понятий и закономерностей, изучаемых в школе по соответствующим предметам, и проявляется, прежде всего, в отборе содержания учебного материала и применяемых методов обучения. Этот принцип обеспечивает научность содержания образования и его мировоззренческую направленность. Для этого необходимо школьников знакомить с объективными научными фактами, понятиями, законами, теориями соответствующих разделов науки, которые отражаются в учебных предметах. В преподавании каждого учебного предмета должно найти отражение современных достижений науки. Кроме того, при изучении отдельных тем учитель должен информировать школьников о дискуссионных проблемах науки, научных гипотезах, а также в доступной форме излагать перспективы развития самой науки.

Что касается отражения принципа научности в методах обучения, то следует отметить, что в последние годы наблюдается сближение методов обучения и методов познания той или иной науки. Другим не менее важным фактором проявления принципа научности является приобщение учащихся к научным исследованиям. Этому способствует внедрение в обучение исследовательских и практических работ, формирование у школьников таких качеств личности, как умение наблюдать, фиксировать и анализировать результаты наблюдений, выполнять проектные работы, уметь вести научный спор, доказывать свою точку зрения.

Для реализации этого принципа на практике учителю необходимо:

глубоко и доказательно раскрывать каждое научное положение изучаемого материала, не допуская ошибок, неточностей и механического зазубривания учащимися теоретических выводов и обобщений;

обстоятельно раскрывать мировоззренческие и нравственно-эстетические идеи, содержащиеся в изучаемом материале;

показывать значение изучаемого материала для понимания современных общественно-политических событий в обществе.

Принцип связи теории с практикой. Жизнь современного общества невозможна без новых научных идей и новых технологий, которые внедряются во все сферы жизни человека. Реализация принципа связи теории с практикой оказывает существенное влияние на формирование мировоззрения школьников.

Этот принцип требует, чтобы школьники в доступной форме знакомились с новейшими достижениями науки и техники и их прогнозированием. Особое значение имеет изучение способов установления гармонии человека с природой, а также гармонии внутри человеческого сообщества. Реализация данного принципа начинается с определения содержания образования в школе, предусматривающего изучение наиболее важных и существенных явлений и закономерностей развития природы и общества, не только вооружение учащихся научными знаниями, но и подготовка их к общественной и трудовой деятельности.

Данный принцип предусматривает стимулирование учеников использовать полученные на уроках знания в решении практических задач, умении анализировать и преобразовывать окружающую действительность. Одним из значимых каналов реализации этого принципа является активное включение учащихся в общественно полезную деятельность. Результатом такой упорной и кропотливой работы являются выставки технических достижений школьников, участие их во всевозможных конкурсах и соревнованиях в России и за рубежом.

Принцип наглядности является для учащихся средством познания окружающего мира. Именно наглядность позволяет более успешно воспринимать предметы, явления, окружающий мир при непосредственном его наблюдении.

Кроме того, познавательный процесс требует включения в него различных органов восприятия: зрение, слух, обоняние, осязание. При этом знания будут тем прочнее и полнее, чем большим количеством различных органов чувств они воспринимаются. Чем больше органов чувств принимает участие в восприятии какого-нибудь предмета или явления, тем прочнее они ложатся в механическую и нервную память ученика, вернее сохраняются им и легче, потом воспроизводятся.

Наглядность обучения также основана на особенностях мышления учащихся, которое развивается от конкретного к абстрактному. На ранних этапах ребенок мыслит больше образами, чем понятиями. В дальнейшем наряду с конкретным представлением об изучаемом предмете у учащихся начинают формироваться абстрактные понятия и представления. Это сложный процесс, который начинается еще в дошкольном возрасте и продолжается в процессе обучения в школе. С другой стороны, понятия и абстрактные положения осмысливаются учащимися легче, если они подкрепляются конкретными фактами, примерами. Однако и на более высоких ступенях развития мышление не может отрываться от конкретных фактов и образов. Следует также помнить, что наглядность повышает интерес учащихся к изучаемому предмету и делает процесс обучения более понятным и доступным.

В процессе обучения используются различные виды наглядности:

естественная наглядность – ознакомление учащихся с реальными объектами (растениями, животными, минералами и другие);

объемная наглядность – использование на уроках макетов, моделей, муляжей, геометрических фигур и другие;

звуковая наглядность – воспроизведение на уроках звуковых образов, записей иностранной речи и другие;

картинно-динамическая наглядность – отображение реального мира в фотографиях, картинах, фильмах и прочее;

виртуальная наглядность – использование на уроках возможностей Интернета и информационных технологий. Виртуальная наглядность в какой-то степени может заменять некоторые виды наглядности, представленные выше.

Существенное противоречие использования принципа наглядности заключается в том, что в нем сочетается единство конкретного и абстрактного. Наглядные пособия всегда конкретны, например, изображение конкретного вида дерева, а понятие «дерево» всегда абстрактно. Этот факт стоит учитывать педагогу, использующему наглядность в процессе обучения.

Принцип доступности связан с учетом индивидуальных особенностей развития школьников. Один ученик может быстро воспринимать учебный материал, другому на его освоение требуется значительно больше времени, один – усидчивый, другой – не может долго сосредоточиться и т. д. Все ученики в классе индивидуальны, и необходимо так организовать процесс обучения, чтобы излагаемый материал был доступен каждому.

Самым сложным в реализации этого принципа является предотвращение перегрузки учащихся. Этот вопрос систематически поднимается педагогической общественностью. Непосильный для определенного возраста учебный материал вызывает у учащихся переутомление, падение интереса к учебе, работоспособности. Однако необдуманное снижение уровня сложности изучаемого материала также негативно влияет на результаты обучения. Выбрать «золотую середину» между сложным и очень простым учебным материалом для школьника – задача, которую решают ученые постоянно.

Принцип систематичности. Указывая на огромное значение этого принципа, К.Д. Ушинский писал: «Только система, конечно, разумная, выходящая из самой сущности предметов, дает нам полную власть над нашими знаниями. Голова, наполненная отрывочными бессвязными знаниями, похожа на кладовую, в которой все в беспорядке и где сам хозяин ничего не отыщет; голова, где только система без знания, похожа на лавку, в которой на всех ящиках есть надписи, а в ящиках пусто»[3].

Этот принцип отражается как во взаимосвязи школьных предметов, так и методах и формах обучения, которые использует учитель на уроке. Обеспечение систематичности и последовательности обучения требует глубокого осмысления учащимися логики и системы в содержании усваиваемых знаний, а также систематической работы по повторению и обобщению изучаемого материала. Одной из распространенных причин неуспеваемости учащихся является отсутствие у них системы в учебной работе, неумение проявлять настойчивость и прилежание в учении.

В осуществлении систематичности и последовательности в обучении большая роль принадлежит проверке и оценке знаний учащихся. Учет и оценка знаний проводятся с целью контроля за работой учащихся и выявления качества их успеваемости. Вместе с тем они приучают школьников к систематическому усвоению изучаемого материала, способствуют предупреждению и преодолению пробелов в знаниях.

Реализация принципа систематичности в обучении требует выполнения некоторых правил:

выделение основной идеи, ведущих положений излагаемого материала;

структурирование излагаемого материала, представление его в виде схем и таблиц, презентация его;

последовательное, пошаговое изложение материала;

последовательное формирование практических учебных действий.

Принцип прочности содействует прочному закреплению в памяти учеников соответствующих знаний. Для прочного усвоения знаний, необходимо выработать у учеников позитивное отношение к изучаемому предмету. Прочность знаний обычно достигается тогда, как ученик проявляет познавательную активность на уроке, когда учитель умеет соотносить периодичность повторений и упражнений по изучаемому материалу.

Также многое зависит от учителя в реализации принципа прочности. Так учителю необходимо четко структурировать излагаемый материал, находить средства, обеспечивающие наглядность и доступность изучаемого материала, систематически осуществлять контроль знаний и умений школьников. Нужно в процессе преподавания стремиться выделять ведущие идеи, законы, которые ученики должны осознать и запомнить. Кроме того, повторение требует использования не однотипных упражнений, а вариативных.

Тем не менее, зачастую память школьников излишне перегружается множеством исторических дат и фамилий, многочисленными математическими, физическими и другими формулами. Весь этот материал школьники могут легко найти в справочной литературе и в Интернете. Для этого просто необходимо научить школьников пользоваться различными справочниками, таблицами и другими справочными материалами.

Мы рассмотрели закономерности, принципы и правила обучения. Следует подчеркнуть, что в реальном учебном процессе они взаимодействуют друг с другом, нельзя изолированно рассматривать тот или иной принцип. Также взаимно переплетаются и правила, с помощью которых реализуется на практике тот или иной принцип.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Чем отличается закон от закономерности? Почему в педагогике рассматривают только закономерности педагогического процесса?

В чем проявляется объективно-субъективная особенность закономерностей обучения?

Что такое принцип обучения? Как взаимосвязаны закономерности и принципы обучения?

Как взаимосвязаны принципы и правила обучения?

 

Темы рефератов

1. Принципы научности, систематичности и последовательности и правила их реализации на практике.

Принципы прочности и наглядности, правила их реализации в учебном процессе.

Принцип связи теории с практикой. Раскрыть его на примере любого школьного предмета.

Закономерности, принципы и правила обучения в деятельности учителя.

 

Литература

1. Лернер, И.Я. Процесс обучения и его закономерности. – М., 1980.

Педагогика: учеб.для студентов пед. учеб. заведений / под ред. П.И. Пидкасистого. – М., 2011.

Харламов, И.Ф. Педагогика: учеб.пособие. – М., 2003.

Хуторской, А.В. Современная дидактика: учеб.пособие – М,, 2007.

 

 


[1]Сластенин В.А. Педагогика: учебник для студ. высш. учеб.заведений. М., 2008. С. 169.

[2]Ушинский, К.Д. Человек как предмет воспитания: Собр. соч. – М., 1950. – Т. 8 – С. 251-252.

[3]Ушинский, К.Д. О преподавании русского языка. Соч. М. 1949. Т. 5. С. 355.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: