Круг представлений об окружающем мире.
К 4 – 4,5 – 5 ребенок должен знать:
· Ф.И.О. свое, имя и отчество родителей.
· Название города, села.
· Основные трудовые действия врача, повара, продавца, парикмахера.
· Обобщающие слова: игрушки, одежда, мебель, посуда, обувь.
· Называть 3-4 дерева. Выделять ствол, ветки, листья.
· 2-3 птицы, бабочку, жука. Знать о выращивании растений из семян.
· Домашних животных и их детенышей (о пользе, о труде людей по уходу за ними).
· О жизни диких животных (заяц, лиса, медведь, белка, еж) в природных условиях.
· Овощи и фрукты наиболее распространенные в данной местности.
· Виды общественного транспорта
·
· Соответствует уровню актуального развития и социально-психологическим нормам
· Сведения о себе достаточные (нет0
· Понимание родственных связей (на уровне 1, 2 родства) затрудненон /не затруднено/.
· Круг представлений об окружающем незначительно ниже возрастной нормы.
Сформированность пространственных и временных представлений.
· Хорошие знания о взаиморасположении объектов в пространстве, правильное употребление предлогов обозначающих пространственные отношения (в, на, над, под, за, перед – спереди, сзади – позади, сверху, снизу, сбоку, слева, справа, внутри, снаружи, между) на конкретных предметах.
· Временные соотношения устанавливает /нет/. (Что короче: день или месяц? Что дольше: дневной или ночной сон?…
· Вербальная актуализация последовательного автоматизированного рядя (времена года, прямой и обратный счет от 1 до 5 – 10 от 5 до 1).
· Сложение разрезанной картинки /4 части/ методом проб и ошибок или без учета рисунка, с наводящими вопросами.
· Временные представления сформированы недостаточно, называет не все времена года /не дифференцирует весну и осень по признакам или дифференцирует частично/.
Особенности эмоционально-личностной сферы.
· Сформированы коммуникативные навыки, взаимодействия со сверстниками адекватное (или стиль взаимодействия устойчивый).
· Характер привязанности к матери, сестрам, братьям, другим членам семьи.
· Эмоциональное восприятие себя. Самооценка и уровень притязаний, возможность адекватной оценки своих результатов, элементы критичности.
· Состояние эмоциональной сферы:
спокойное, повышенная раздражимость, слезливость, аффективность, депрессия
(пониженное), легкий переход от пониженного настроения к повышенному, страхи,
зажатость, опасения, мнительность, подозрительность, грызение ногтей, вырывание
волос, состояния эмоционального напряжения и причины их вызывающие).
· Направленность интересов ребенка (игра или общение, материальные удовольствия: «съесть что-то», «заиметь»). Эгоистические тенденции, в том числе желание быть опекаемым или, наоборот опекать.
· Неспецифические особенности: излишняя погруженность в себя, «мудрствование», «философствование»,выхолощенность речевых высказываний, отсутствие эмоциональной дифференцировки.
· Доброжелателен, эмоционально устойчив или нет. Настроение устойчивое, бодрое.
Сформированность познавательных процессов.
Особенности мышления.
· Состояние видов мыслительной деятельности: наглядно-действенного, наглядно-образного, логического мышления.
· Установление, осознание причинно-следственных отношений, умений обобщать, прогнозировать.
· Затруднения в протекании мыслительных операций (анализа, синтеза, аналогии, сравнения, абстракции, обобщения, классификации).
· Выделение существенных признаков.
· Понимание словесной инструкции.
· Понимание элементарных понятий.
· Установление последовательности событий.
· Логическая обоснованность формулировок.
· Понимание переносного и скрытого смысла.
Дети ЗПР испытывают сложности в создании целого из частей и выделения частей из целого, трудности в пространственном оперировании образами. Снижена сполсобность к творческому созданию новых образов. Уровень словесно-логического мышления ниже возрастной нормы: дети не выделяют существенных признаков при обобщении, обобщают либо по ситуативным, либо по функциональным признакам. («Как назвать одним словом диван, шкаф, кровать, стул?» – ответ: «Это все в комнате стоит», «Это все нужное человеку». Затрудняются сравнивать предметы, сравнивая по случайным признакам, с трудом выделяют признаки различия.(«Чем непохожи люди и животные?» - ответ: «У людей есть тапочки, а у зверей – нет».
Речевое развитие ниже возрастной нормы (не соответствует).
Особенности внимания.
· Устойчивое, не устойчивое, отмечаются колебания. Способен сосредотачивать…
· Распределение, переключаемость, истощаемость, застреваемость,рассеянность,работоспособность.
Внимание детей ЗПР характеризуется неустойчивостью, отмечаются периодические его колебания, неравномерная работоспособность. Трудно собрать сконцентрировать внимание детей и удержать на протяжении той или иной деятельности. Очевидна недостаточная целенаправленность деятельности, дети действуют импульсивно, часто отвлекаются. Могут быть инертными. Внимание характеризуется суженным полем, что проявляется в повышенной отвлекаемости и фрагментарном выполнении любых заданий.
Особенности памяти.
· Заучивание стихов.
· Вид памяти (зрительная, слуховая, моторная, смешанная).
· Скорость запоминания.
· Полнота отсроченного воспроизведения.
· Уровни памяти (механическая,смысловая, логическая).
· Объем, скорость запоминания и отсроченное воспроизведение непосредственной вербальной памяти в норме (ниже нормы).
· Наличие привнесенных или видоизмененных стимулов как в непосредственном, так и в отсроченном воспроизведении.
· Возможность опосредованного запоминания с помощью доступных для ребенка методов. Сопоставить объем материала, запоминаемого опосредованно и непосредственно.
· Способность к удержанию последовательности ряда стимулов (ряд слухоречевых стимулов- не больше 4-6 слов для старших дошк.)
Память детей с ЗПР отличается ограниченным объемом и снижением прочности запоминания. Характерна неточность воспроизведения и быстрая потеря информации.
Страдает вербальная память. Дети способны к усвоению некоторых мнемотехнических приемов, овладению логическими способами запоминания.
Особенности восприятия.
· Нарушен фонематический слух.
· Состояние слухового, зрительного, тактильного восприятия.
· Возможность целостности восприятия объектов (сюжетных картин, графических стимулов, зашумленных или недорисованных предметов).
Основной упор необходимо сделать на сформированность зрительного гнозиса, особенностях восприятия целостной картины или отдельных ее деталей.
У детей ЗПР нарушено целостное восприятие, они не могут полностью охватить объект со множеством признаков и воспринимают его фрагментарно. Эти дети могут не узнать даже знакомые объекты, если они видны в непривычном ракурсе или плохо освещены. Это ограничивает возможности наглядного мышления.
Дети с ЗПР не испытывают трудностей в практическом различении свойств предметов они испытывают трудности в словесном закреплении и обобщении сенсорного опыта. (Ребенок может правильно выполнить инструкцию: «Дай красный карандаш.», но самостоятельно назвать цвет показанного карандаша затрудняется.)
Целенаправленный темп деятельности.
· Высокая мотивация на занятия.
· Темп деятельности неустойчивый/устойчивый.
· Возможность целенаправленной деятельности, сосредоточения его на конкретном задании (игре).
· Импульсивность, инертность, ригидность способа действия при выполнении того или иного задания (игры).
· Степень ориентации на родственников.
· Возможность критически отнестись к результатам выполнения того или иного задания.
· Адекватность реакций на неуспех или похвалу.
· Способен к овладению новыми видами деятельности.
· Предметная деятельность: манипулирование, метод проб и ошибок, соотносящие действия, зрительное соотнесение, конструктивный практис.
Заключение.
· Отмечается соответствие уровня актуального развития возрастным нормам.
· Степень готовности к обучению.
· С учетом анамнестических и социокультурных данных,анализируются причины тех или иных особенностей развития. («Это происходит потому, что…»).
· По возможности делается прогноз дальнейшего развития.
· Вид программы, формы обучения, тип образовательного учреждения.
· Уровень актуального развития ниже возрастных и социально-психологических норм.
Рекомендации.
· Рекомендации родителям и воспитателям по возможным формам работы с ребенком, с учетом его темповых характеристик, особенностей процесса утомления и истощения. Учитывать «зону ближайшего развития» и опираться на ведущий вид деятельности – игру.
· Консультации специалистов: логопеда, дефектолога, социального педагога, практического психолога, психоневролога, невролога, психиатра.
· Коррекционные занятия: индивидуальные, групповые коррекционные занятия; психотерапевтические сеансы, эмоциональные тренинги, видеотренинги…