Психологическое представление /шпаргалка/.




 

Круг представлений об окружающем мире.

 

К 4 – 4,5 – 5 ребенок должен знать:

· Ф.И.О. свое, имя и отчество родителей.

· Название города, села.

· Основные трудовые действия врача, повара, продавца, парикмахера.

· Обобщающие слова: игрушки, одежда, мебель, посуда, обувь.

· Называть 3-4 дерева. Выделять ствол, ветки, листья.

· 2-3 птицы, бабочку, жука. Знать о выращивании растений из семян.

· Домашних животных и их детенышей (о пользе, о труде людей по уходу за ними).

· О жизни диких животных (заяц, лиса, медведь, белка, еж) в природных условиях.

· Овощи и фрукты наиболее распространенные в данной местности.

· Виды общественного транспорта

·

· Соответствует уровню актуального развития и социально-психологическим нормам

· Сведения о себе достаточные (нет0

· Понимание родственных связей (на уровне 1, 2 родства) затрудненон /не затруднено/.

· Круг представлений об окружающем незначительно ниже возрастной нормы.

 

Сформированность пространственных и временных представлений.

 

· Хорошие знания о взаиморасположении объектов в пространстве, правильное употребление предлогов обозначающих пространственные отношения (в, на, над, под, за, перед – спереди, сзади – позади, сверху, снизу, сбоку, слева, справа, внутри, снаружи, между) на конкретных предметах.

· Временные соотношения устанавливает /нет/. (Что короче: день или месяц? Что дольше: дневной или ночной сон?…

· Вербальная актуализация последовательного автоматизированного рядя (времена года, прямой и обратный счет от 1 до 5 – 10 от 5 до 1).

· Сложение разрезанной картинки /4 части/ методом проб и ошибок или без учета рисунка, с наводящими вопросами.

· Временные представления сформированы недостаточно, называет не все времена года /не дифференцирует весну и осень по признакам или дифференцирует частично/.

 

Особенности эмоционально-личностной сферы.

 

· Сформированы коммуникативные навыки, взаимодействия со сверстниками адекватное (или стиль взаимодействия устойчивый).

· Характер привязанности к матери, сестрам, братьям, другим членам семьи.

· Эмоциональное восприятие себя. Самооценка и уровень притязаний, возможность адекватной оценки своих результатов, элементы критичности.

· Состояние эмоциональной сферы:

спокойное, повышенная раздражимость, слезливость, аффективность, депрессия

(пониженное), легкий переход от пониженного настроения к повышенному, страхи,

зажатость, опасения, мнительность, подозрительность, грызение ногтей, вырывание

волос, состояния эмоционального напряжения и причины их вызывающие).

· Направленность интересов ребенка (игра или общение, материальные удовольствия: «съесть что-то», «заиметь»). Эгоистические тенденции, в том числе желание быть опекаемым или, наоборот опекать.

· Неспецифические особенности: излишняя погруженность в себя, «мудрствование», «философствование»,выхолощенность речевых высказываний, отсутствие эмоциональной дифференцировки.

· Доброжелателен, эмоционально устойчив или нет. Настроение устойчивое, бодрое.

 

Сформированность познавательных процессов.

Особенности мышления.

 

· Состояние видов мыслительной деятельности: наглядно-действенного, наглядно-образного, логического мышления.

· Установление, осознание причинно-следственных отношений, умений обобщать, прогнозировать.

· Затруднения в протекании мыслительных операций (анализа, синтеза, аналогии, сравнения, абстракции, обобщения, классификации).

· Выделение существенных признаков.

· Понимание словесной инструкции.

· Понимание элементарных понятий.

· Установление последовательности событий.

· Логическая обоснованность формулировок.

· Понимание переносного и скрытого смысла.

 

Дети ЗПР испытывают сложности в создании целого из частей и выделения частей из целого, трудности в пространственном оперировании образами. Снижена сполсобность к творческому созданию новых образов. Уровень словесно-логического мышления ниже возрастной нормы: дети не выделяют существенных признаков при обобщении, обобщают либо по ситуативным, либо по функциональным признакам. («Как назвать одним словом диван, шкаф, кровать, стул?» – ответ: «Это все в комнате стоит», «Это все нужное человеку». Затрудняются сравнивать предметы, сравнивая по случайным признакам, с трудом выделяют признаки различия.(«Чем непохожи люди и животные?» - ответ: «У людей есть тапочки, а у зверей – нет».

Речевое развитие ниже возрастной нормы (не соответствует).

 

Особенности внимания.

 

· Устойчивое, не устойчивое, отмечаются колебания. Способен сосредотачивать…

· Распределение, переключаемость, истощаемость, застреваемость,рассеянность,работоспособность.

Внимание детей ЗПР характеризуется неустойчивостью, отмечаются периодические его колебания, неравномерная работоспособность. Трудно собрать сконцентрировать внимание детей и удержать на протяжении той или иной деятельности. Очевидна недостаточная целенаправленность деятельности, дети действуют импульсивно, часто отвлекаются. Могут быть инертными. Внимание характеризуется суженным полем, что проявляется в повышенной отвлекаемости и фрагментарном выполнении любых заданий.

 

Особенности памяти.

 

· Заучивание стихов.

· Вид памяти (зрительная, слуховая, моторная, смешанная).

· Скорость запоминания.

· Полнота отсроченного воспроизведения.

· Уровни памяти (механическая,смысловая, логическая).

· Объем, скорость запоминания и отсроченное воспроизведение непосредственной вербальной памяти в норме (ниже нормы).

· Наличие привнесенных или видоизмененных стимулов как в непосредственном, так и в отсроченном воспроизведении.

· Возможность опосредованного запоминания с помощью доступных для ребенка методов. Сопоставить объем материала, запоминаемого опосредованно и непосредственно.

· Способность к удержанию последовательности ряда стимулов (ряд слухоречевых стимулов- не больше 4-6 слов для старших дошк.)

 

Память детей с ЗПР отличается ограниченным объемом и снижением прочности запоминания. Характерна неточность воспроизведения и быстрая потеря информации.

Страдает вербальная память. Дети способны к усвоению некоторых мнемотехнических приемов, овладению логическими способами запоминания.

 

Особенности восприятия.

 

· Нарушен фонематический слух.

· Состояние слухового, зрительного, тактильного восприятия.

· Возможность целостности восприятия объектов (сюжетных картин, графических стимулов, зашумленных или недорисованных предметов).

Основной упор необходимо сделать на сформированность зрительного гнозиса, особенностях восприятия целостной картины или отдельных ее деталей.

У детей ЗПР нарушено целостное восприятие, они не могут полностью охватить объект со множеством признаков и воспринимают его фрагментарно. Эти дети могут не узнать даже знакомые объекты, если они видны в непривычном ракурсе или плохо освещены. Это ограничивает возможности наглядного мышления.

Дети с ЗПР не испытывают трудностей в практическом различении свойств предметов они испытывают трудности в словесном закреплении и обобщении сенсорного опыта. (Ребенок может правильно выполнить инструкцию: «Дай красный карандаш.», но самостоятельно назвать цвет показанного карандаша затрудняется.)

 

Целенаправленный темп деятельности.

 

· Высокая мотивация на занятия.

· Темп деятельности неустойчивый/устойчивый.

· Возможность целенаправленной деятельности, сосредоточения его на конкретном задании (игре).

· Импульсивность, инертность, ригидность способа действия при выполнении того или иного задания (игры).

· Степень ориентации на родственников.

· Возможность критически отнестись к результатам выполнения того или иного задания.

· Адекватность реакций на неуспех или похвалу.

· Способен к овладению новыми видами деятельности.

· Предметная деятельность: манипулирование, метод проб и ошибок, соотносящие действия, зрительное соотнесение, конструктивный практис.

 

 

Заключение.

 

· Отмечается соответствие уровня актуального развития возрастным нормам.

· Степень готовности к обучению.

· С учетом анамнестических и социокультурных данных,анализируются причины тех или иных особенностей развития. («Это происходит потому, что…»).

· По возможности делается прогноз дальнейшего развития.

· Вид программы, формы обучения, тип образовательного учреждения.

· Уровень актуального развития ниже возрастных и социально-психологических норм.

 

Рекомендации.

 

· Рекомендации родителям и воспитателям по возможным формам работы с ребенком, с учетом его темповых характеристик, особенностей процесса утомления и истощения. Учитывать «зону ближайшего развития» и опираться на ведущий вид деятельности – игру.

· Консультации специалистов: логопеда, дефектолога, социального педагога, практического психолога, психоневролога, невролога, психиатра.

· Коррекционные занятия: индивидуальные, групповые коррекционные занятия; психотерапевтические сеансы, эмоциональные тренинги, видеотренинги…

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: