(5-6 лет)
Родителям рекомендуется:
Поговорить с ребенком о признаках зимы:
Зима - самое холодное время года. Солнце зимой занимает самое низкое положение на небосводе. Устанавливаются короткие дни и длинные ночи (22 декабря - самая длинная ночь в году и самый короткий день). Солнце редко выглядывает из-за туч и греет слабо.
Часто бывают снегопады: хлопья снега быстро летят из низких темных туч. Снег укрывает землю пушистым покрывалом, лежит на ветвях деревьев и кустарников.
Часто метут метели, кружат снежные вихри вьюги, бегут по земле поземки.
Зимой стоят морозные дни. Реки, озера и пруды покрыты толстым льдом.
Зимой мы можем видеть снежинки, узоры на окнах и иней на деревьях и проводах - всё это замёрзшие кристаллы водяного пара.
Иногда бывают оттепели. Сугробы темнеют и оседают, с крыш свисают сосульки.
Деревья и кусты стоят без листьев. Зимой они не питаются не растут, как бы погружаются в глубокий сон.
В лесу нет насекомых, птиц осталось мало, да и те перебираются поближе к жилью людей. Есть даже такие птицы, которые наоборот прилетают к нам зимой, это, например, снегирь, клест, свиристель. Птицы очень беспомощны зимой, они постоянно летают в поисках пищи, поэтому для пернатых необходимо развесить кормушки.
Лесные звери укрываются от холода в дуплах и норах или зарываются в глубокий снег.
Зимой люди надевают теплую одежду, чтобы не замерзнуть. Кофты, штаны, пальто, шубы, шарф, зимние сапоги или валенки, на руки варежки или перчатки, а на голову меховую шапку.
Много веселых забав у детворы зимой — катание на санках, лыжах и коньках.
*Пальчиковая гимнастика
Пришла зима
|
Пришла зима. Развести руки в стороны, показывая вокруг себя
Стало холодно. Обхватить руками себя за плечи и поежиться
Ударили морозы. Стукнуть правым кулаком по левой ладони
Реки покрылись льдом. Вытянуть руки перед грудью и развести их в разные стороны
Пошел снег. Руки поднять вверх, а затем плавными движениями, не спеша, опускать их вниз.
Он падал белыми пушистыми хлопьями на землю, Изобразить сугробы
На дома, Соединить руки у себя над головой так, чтобы получилась «крыша»
На деревья, Согнуть руку в локте и поднять ее, пальцы растопырить, изобразив ветви дерева
На людей. Положить руки себе на голову.
1. Д.и. «Назови ласково» - образование существительных в уменьшительно - ласкательной форме
Например, ветер – ветерок.
Слова: лед, зима, метель, мороз, сосулька, снежинка, сугроб, горка, ком, снеговик, холод.
Воробей, синица, сова, голубь, снегирь.
2. Д.и. «Один - много» - образование существительных мн. числа.
Например, мороз - морозы
Слова: метель, вьюга, сосулька, снежинка, сугроб, горка, ком, снеговик.
Воробей, синица, сова, голубь, ворона, сорока, снегирь, клест.
3. Д.и. «Сколько их?» - согласование числительных с существительными в роде, числе и падеже.
Одна снежинка, две снежинки, пять снежинок.
Слова: Дед Мороз, снеговик, сосулька, сугроб, льдинка, снежок, горка.
Воробей, синица, сова, голубь, снегирь, клест.
5. Д.и. «Какой, какая, какие?» - учимся подбирать прилагательные.
Зима (какая?) Холодная, морозная, снежная, долгая, затяжная...
Снег (какой?) - белый, мягкий, чистый, легкий, пушистый, холодный.
Снежинки (какие?) - белые, легкие, узорные, красивые, хрупкие.
|
Сосулька (какая?) - твердая, гладкая, холодная, острая, блестящая.
Лед (какой?) - гладкий, блестящий, холодный, твердый.
6. Д.и. «Что делает?» - учимся подбирать глаголы.
Снежинки зимой (что делают?)... Лед на солнце (что делает?)...
Мороз (что делает?)... Метель (что делает?)...
7. Д.и. «Скажи наоборот» - учимся подбирать антонимы.
Летом дни жаркие, а зимой - холодные.
Летом небо светлое, а зимой -...
Летом день длинный, а зимой -...
Летом солнце светит ярко, а зимой -...
Весенний лед на реке тонкий, а зимой -...
Снег мягкий, а лед -...
Одни сосульки длинные, а другие -...
8. Д.и. «Составь словосочетание» - учимся образовывать имена прилагательные от существительных.
Зима и месяц — зимний месяц. Холод и лед — холодный лед.
Колючка и иголка — колючая иголка. Сила и мороз — сильный мороз.
Лед и дворец — ледовый дворец. Снег и зима — снежная зима.
Пух и снег — пушистый снег. Зима и вечер — зимний вечер.
Серебро и сосульки — серебряные сосульки.
9. Развитие связной устной речи. Пересказ рассказа с опорой на вопросы взрослого.
Тёплая кормушка
Была зима. Ваня шёл из детского сада, он нёс в руке пряник. Мальчик не заметил, как уронил варежку и пряник. Пришёл Ваня домой - нет варежки, нет пряника. Где же они? А в это время воробьи налетели на пряник, клюют его, чирикают. Уже весь пряник съели, стали клевать рукавичку. Ваня смотрит из окна на свою варежку и думает: "Вот какая тёплая кормушка для птиц получилось".
Вопросы:
- Откуда шёл Ваня?
- Что он нёс?
- Чего не заметил Ваня?
- Кто клевал пряник?
- Что подумал Ваня?