Факультет политических наук и социологии
Кафедра социологических наук
«УТВЕРЖДАЮ»
Декан факультета ПНиС
__________В. В. Желтов
«___» __________ 20__ г.
Рабочая программа дисциплины
«C оциология»
Направление подготовки
081100 «Государственное и муниципальное управление»
_____________________
Квалификация (степень)
Бакалавр
Форма обучения
______________ очная_ ___________
Кемерово
1. Целями освоения дисциплины «Социология» являются:
· освоение логического аппарата социологии, получение представления о специфике социологического познания социальной реальности;
· понимание основных трактовок общества и его составляющих, механизмов регулирования социальных отношений и поддержания целостности общества, преодоления и разрешения конфликтности в социальных взаимодействиях;
· формирование представлений об основных подходах к исследованию проблем личности и степени ее участия в процессах социализации;
· рассмотрение значения социального статуса личности в обществе, возможности социальной мобильности для достижения успеха в социуме;
· придание выпускнику комплекса знаний и компетенций в соответствии с требованиями работодателей, согласно ООП вуза реализующего ГОС ВПО на основе компетентностного подхода.
Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата
Дисциплина «Социология» располагается в разделе Б.1. – базовая (обязательная) часть в гуманитарном, социальном и экономическом цикле. Ее освоение проходит в 1-м семестре.
К числу смежных для социологии дисциплин ООП относятся: история, философия, политология, экономика, правоведение, культурология.
|
Для устойчивого освоения данной дисциплины, студентам необходимо получить квалифицированные представления об основах социологии и рассмотреть базовые социологические понятия, владеть профессиональным социологическим тезаурусом на начальном уровне.
Успешное освоение учебной дисциплины «Социология» способствует качественному освоению специальных дисциплин по профилю подготовки бакалавров государственного и муниципального управления.
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Социология».
В результате освоения дисциплины преимущественно формируются следующие компетенции:
общекультурные:
знает законы развития природы, общества, мышления и умеет применять эти знания в профессиональной деятельности; умеет анализировать и оценивать социально-значимые явления, события, процессы; владеет основными методами количественного анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования (ОК – 4);
профессиональные:
информационно-методические компетенции бакалаврской программы в научно-исследовательской деятельности:
умеет определять социальные, политические, экономические закономерности и тенденции (ПК – 16);
умеет применять количественные и качественные методы анализа при оценке состояния экономической, социальной, политической среды, деятельности органов и организаций (ПК – 24);
проектные компетенции бакалаврской программы:
способен разрабатывать проекты социальных изменений (ПК – 42).
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
|
Знать:
· законы развития природы, общества, мышления;
· проблематику и историю развития социологии в России и за рубежом;
· основные методы количественного анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования.
Уметь:
· использовать основные положения и методы социологии в профессиональной деятельности;
· анализировать и оценивать социально-значимые явления, события, процессы;
· определять социальные, политические, экономические закономерности и тенденции;
· применять количественные и качественные методы анализа при оценке состояния экономической, социальной, политической среды, деятельности органов и организаций.
Владеть:
· понятийным аппаратом социологии;
· методами анализа социальных явлений и процессов;
· навыками получения информации из различных источников, включая Интернет и зарубежную литературу.
4. Структура и содержание дисциплины «Социология»
Общая трудоемкость дисциплины составляет __3___ зачетные единицы _108___ часа.
Объем дисциплины и виды учебной работы (в часах)
Объём и виды учебной работы (в часах) по дисциплине в целом
Вид учебной работы | Всего часов |
Общая трудоемкость базового модуля дисциплины | |
Аудиторные занятия (всего) | |
В том числе: | |
Лекции | |
Семинары | |
Самостоятельная работа | |
Вид промежуточного контроля | Опрос, проверка конспектов и рефератов |
Вид итогового контроля | Экзамен |
Разделы базового обязательного модуля дисциплины и трудоемкость по видам занятий (в часах)
№ п/п | Раздел дисциплины | Семестр | Неделя семестра | Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) | Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам) | |||
лекц. | семин. | актив. формы обуч. | срс | |||||
1. | Социология как наука. | 1-2 | опрос | |||||
2. | Социальные системы и изменения | - | опрос | |||||
3. | Социальная стратификация: концепции, реальные процессы.. | 4-5 | письменный анализ статьи | |||||
4. | Социальный статус и мобильность. Миграционные процессы. | - | самоочетет «Мои социальные статусы» | |||||
5. | Социальные связи и социальные институты | 7-8 | проверка таблицы | |||||
6. | Социальная организация и дезорганизация. Самоорганизация населения. | 9-10 | опрос | |||||
7. | Социальное действие и взаимодействие. Массовое поведение | 11-12 | проверка конспекта | |||||
8. | Социальные конфликты Социальные конфликты | - | письменный анализ конкретной ситуации | |||||
9. | Социальный контроль. Социальные санкции | - | опрос | |||||
10. | Культура общества | - | проверка конспекта | |||||
11. | Личность и общество. Социализация. | 16-17 | опрос | |||||
12. | Социологическое исследование: программа, методы, организация. | - | проверка схемы исследования | |||||
Итого | экзамен |
Содержание дисциплины
|
Содержание разделов базового обязательного модуля дисциплины