(используются для подготовки к семинарским занятиям)
Охарактеризовать школы и направления в отечественной и зарубежной социологии (на выбор).
Выдающиеся отечественные и зарубежные социологи: жизнь и творчество (на выбор).
Охарактеризовать дескриптивные (формализованные) социальные институты, их отличие от аскриптивных (кровнородственных) институтов.
Охарактеризовать взаимодействие институтов быта и государства.
Определите соотношение понятий «социальная дифференциация» и «социальная стратификация».
Охарактеризуйте традиционных и «нетрадиционных» (беженцев, безработных и т. п.) маргиналов.
Проанализировать статистические материалы, газетные и журнальные статьи о миграционных процессах и определить направленность миграции в 1990-е и 2000-е годы. Сравнить.
Определить специфику миграционных процессов в Сибирском регионе.
Приведите примеры конкретных людей, относящихся к типам "выдающаяся личность", "популярная личность", историческая личность".
Какими качествами должен обладать лидер. Приведите примеры лидеров харизматического типа.
Охарактеризовать типологию социальных взаимодействий
Определить возможности принципов толерантности и политического плюрализма в социальном взаимодействии
Определить этапы социологического исследования по темам (на выбор): "Студенческая семья", "Материальное положение студентов", "Социокультурная среда студентов, проживающих в общежитиях".
Найти в журнале "Социс" публикации о лонгитюдных исследованиях 90-х годов XX в.
Определить, какими процедурами можно исследовать жизненный уровень студентов, проживающих в общежитии.
Примерные вопросы к экзамену по дисциплине «Социология»
|
1. Объект и предмет социологии. Специфика социологического познания общества.
2. Структура и функции социологии.
3. Школы и персоналии в социологии (на выбор)
4. Общество как социальная система.
5. Социальные изменения.
6. Социальные институты: понятие, виды и функции.
7. Семья как социальный институт.
8. Социальные организации: понятия и виды.
9. Организация общества как социальный порядок
10. Сложные социальные организации. Проблемы бюрократизма.
11. Понятие социального класса в социологии. Средний класс.
12. Концепции стратификации общества.
13. Стратификация российского общества.
14. Социальный статус и социальная роль.
15. Маргинальные группы в обществе.
16. Социальная мобильность.
17. Миграция как вид территориальной мобильности
18. Самоорганизация населения и проблемы социального порядка
19. Социальные нормы и социальный контроль.
20. Девиантное поведение.
21. Социальная дезорганизация.
22. Социальные связи.
23. Социальные группы.
24. Социальные общности.
25. Массовое поведение: понятие, сущностные признаки, виды.
26. Охлократия как социальное явление.
27. Социальные движения.
28. Основные концепции социального конфликта.
29. Социальный конфликт: структура, виды, функции.
30. Механизм разрешения социальных конфликтов.
31. Проблемы личности в социологии.
32. Процесс социализации.
33. Культура общества: сущность, основные элементы, функции.
34. Виды и формы культуры. Понятие субкультуры и контркультуры.
35. Социологическое исследование: виды, этапы, организация.
36. Программа социологического исследования
|
37. Методы социологических исследований (на выбор: эксперимент, изучение документов, наблюдение, контент-анализ).
38. Методы социологических исследований (на выбор: анкетный опрос, интервью, социометрический опрос. Выборочный метод).
39. Социальное взаимодействие: понятие, формы
40. Социальное поведение
Перечень тестовых заданий для самопроверки и контрольной проверки освоения дисциплины «Социология» прилагается в УМК.
7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины «Социология»:
а) основная литература:
1. Волков, Ю. Г. Социология: учебник / Ю. Г. Волков. - 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2010. – 446 с.
2. Добреньков, В. И. Методы социологического исследования: учебник / В. И. Добреньков, А. И. Кравченко. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 767 с.
3. Здравомыслов, А. Г. Социология. Теория. История. Практика / А. Г. Здравомыслов. – М.: Наука, 2008. – 382 с.
4. Кравченко, А. И. Социология: учебник для вузов / А. И. Кравченко, В. Ф. Анурин. – СПб.: Питер, 2008. – 431 с.
5. Кравченко, С. А. Социология: учебник / С. А. Кравченко. – М.: Экзамен, 2008. - 1 эл. опт. диск (CD-ROM). - р.175.00
6. Мертон, Р. Социальная теория и социальная структура: пер. с англ. / Р. Мертон. – М.: АСТ; АСТ Москва Хранитель, 2006. – 874 с.
7. Немировский, В. Г. Социология: учебник / В. Г. Немировский. – М.: Проспект, 2010. – 542 с.
8. Осипова, Н. Г. Профессия - социолог: учеб. пособие / Н. Д. Осипова; Московский гос. ун-т им. М. В. Ломоносова. – М.: Университет, 2009. – 352 с.
9. Социология. Общий курс: учебник / [В. И. Кондауров и др.; ред. А. С. Страданченков]. – М.: ИНФРА-М, 2008. – 331 с.
10. Социология: учебник / ред. В. Н. Лавриненко. - 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юнити, 2008. – 447 с.
|
11. Социология. Основы общей теории: учебник для вузов / отв. ред.: Г. В. Осипов, Л. Н. Москвичев. - 2-е изд., испр. и доп. – М.: Норма, 2008. – 911 с.
12. Фененко, Ю. В. Социология: учебник / Ю. В. Фененко; Московский гос. ин-т международных отношений (ун-т) МИД РФ. – М.: Проспект, 2008. – 232 с.
13. Фролов, С. С. Общая социология: учебник / С. С. Фролов. – М.: Проспект, 2010. – 384 с.
14. Шарков, Ф. И. Социология. Теория и методы: учебник / Ф. И. Шарков. – М.: Экзамен, 2008. - 1 эл. опт. диск (CD-ROM).-р.175.00
15. Шпак, Л. Л. Решения (опорный конспект лекции для самостоятельной работы студентов): учеб.-метод. пособие / Л. Л. Шпак. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2008. – 45 с.
16. Штомпка, П. Социология. Анализ современного общества: пер. с польск. / П. Штомпка. – М.: Логос, 2008. – 655 с.
б) дополнительная литература по курсу «Cоциология»:
1. Аверьянов, Л. Я. Социология: что она знает и может: монография / Л. Я. Аверьянов. – М.: Социолог, 1993. – 151 c.
2. Аномия современного общества: проблемы теоретического анализа и эмпирического измерения / Российский гос. ун-т им. И. Канта; ред. В. В. Кривошеев. - Калининград: Изд-во Российского гос. ун-та им. И. Канта, 2008. - 238 с.
3. Бутенко, И. А. Организация прикладного социологического исследования: учеб. пособие / И. А. Бутенко. – М.: Тривола, 1998. – 226 c.
4. Вебер, М. Избранные произведения / М. Вебер. – М.: Наука, 1990. – 860 с.
5. Вебер, М. Основные понятия стратификации / М. Вебер // Социс – 1994. – № 5. – С. 41-60.
6. Вебер, М. Основные социологические понятия / М. Вебер // Избранные произведения. – М., 1990. – С. 601-628.
7. Гидденс, Э. Стратификация и классовая структура / Э. Гидденс // Социс. – 1992. – № 9, 11.
8. Гидденс, Э. Социология: перевод / Э. Гидденс. – М.: Эдиториал УРСС, 1999. – 703 c
9. Голубева, Г. А. Социология: учеб. пособие для вузов / Г. А. Голубева, А. В. Дмитриев. – М.: Экзамен, 2004. – 222 с.
10.Гофман, А. Б. Семь лекций по истории социологии: учеб. пособие / А. Б. Гофман. – М.: Мартис, 1995. – 204 c.
11.Девятко, И. Ф. Методы социологического исследования: учеб. пособие / И. Ф. Девятко. - 5-е изд. – М.: Книжный дом "Университет", 2009. – 295 с.
12.Дюркгейм, Э. Метод социологии / Э. Дюркгейм. – М., 1991. – С. 391-566.
13.Миллс, Ч. Социологическое воображение: пер. с англ. / Ч. Миллс. – М., 1998. – 264 с.
14.Смелзер, Н. Социология: пер. с англ / Н. Смелзер. – М.: Феникс, 1994. – 687 с.
15.Сорокин, П. А. Человек. Цивилизация. Общество: монография / П. А. Сорокин; пер. С. А. Сидоренко, пер. А. Ю. Согомонов. – М.: Политиздат, 1992. – 543 c.
16.Современная социальная теория: Бурдье, Гидденс, Хабермас: учеб. пособие / предисл. А. В. Леденева, сост. А. В. Леденева, пер. А. В. Леденева. – Новосибирск: Изд-во Новосиб. ун-та, 1995. – 120 c.
17.Тощенко, Ж. Т. О понятийном аппарате социологии / Ж. Т. Тощенко // Социс. – 2002. – № 9. – С. 3-16.
18.Трансформация социальной структуры и стратификация Российского общества. – 3-е изд. – М., 2000. – 480 с.
19.Ядов, В. А. Современная теоретическая социология как концептуальная база исследования российских трансформаций: курс лекций / В. А. Ядов. – СПб.: Интерсоцис, 2006. – 108 с.
20.Ядов, В. А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности: учеб. пособие / В. А. Ядов. - 3-е изд., испр. – М.: Омега-Л, 2007. – 567 с.
в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы:
Рабочая программа и учебные материалы выполнены с использованием лицензионного ПО Windows XP, Microsoft Office Word – 2007; мультимедийные презентации выполнены в программе Microsoft Office PowerPoint.