СИЛЛАБУС
Дисциплина: «Основы безопасности жизнедеятельност»
Кредит: 2
Семестр: 3
Данные о преподавателе (Ф.И.О., должность, уч. степень, офис и др.) | Время и место проведения | Контактная информация | ||
Аудиторных занятий (лек.,семин.,СРС.) | офис-часов СРСП(Ауд.) | тел. | ||
к.х.н, ст.преподаватель кафедры «Педагогики и социально-гуманетарных дисциплин» Жумакаева Бота Даулетхановна | Лек.-15 час. Семинар-15час. СРС -15час. СРСП-15 час. | № | 8 777-244-54-44 | Zhumakaeva.bota@sdu.edu.kz |
Краткое описание дисциплины
Недостаток общей культуры и низкий уровень производства, отсутствие системных знаний и профессионализма в области безопасности жизнедеятельности и охраны труда приводят к неоправданным материальным и людским потерям при ЧС природного и техногенного характера. Незнание своих прав и обязанностей в области охраны труда является одной из главных причин примышленного травматизма и возникновения профессиональных заболеваний. Слабое представление о принципах и методах создания безопасной среды обитания оказывает большое влияние на ухудшение качества жизни.
Необходимо что бы выпускники высшей школы знали и понимали основные принципы создания безопасной среды обитания и свои права и обязанности по организации техники безопасности на рабочем месте в качестве работников и руководителей.
Цель курса: "обеспечение безопасности жизнедеятельности" в чрезвычайных ситуациях:
- вооружить будущих специалистов теоретическими знаниями и практическими навыками, необходимыми для создания безопасности и безвредных условий жизнедеятельности;
- проектирование новой техники и технологических процессов в соответствии с современными требованиями по экологии и безопасности их эксплуатации с учетом устойчивости функционирования объектов хозяйствования и технических систем;
- программирование и принятие правильных решений в условиях чрезвычайных ситуаций по защите населения производственного персонала, объектов хозяйствования от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий и при применении современных средств поражения, а также входе ликвидации этих последствий.
Задачи изучения данной дисциплины заключаются в:
- изучение основных методов создания безопасной среды обитания;
- изучение основных видов и типов ЧС и методов защиты от них;
- научить действиям в ЧС мирного и военного времени;
- научить основным приёмам оказания первой медицинской помощи;
-дать понятия о причинах возникновения профессиональных заболеваний и методах их предотвращения;
- сформировать убеждение в необходимости ведения здорового образа жизни;
- дать представления об основных документах касающихся безопасности труда;
- выработать навыки организации рабочего места с учётом БЖ;
- научить рассчитывать риски при проектировании и исполнении обязанностей на предприятии.
Студенты, изучившие данную дисциплину, должны иметь знания по:
- основным методам создания безопасной среды обитания;
- основные виды ЧС мирного и военного времени и методы защиты от них;
- основные приёмы оказания первой медицинской помощи;
- основам правовой базы по ТБ;
- принципам расчёта рисков при выполнении служебных обязанностей.
Уметь:
- действовать при ЧС природного и технического характера;
- оказывать первую медицинскую помощь;
- организовать рабочее место (в качестве исполнителя и руководителя) с учётом ТБ и ЖБ;
- рассчитывать и предотвращать риски при исполнении служебных обязанностей.
Обладать навыками:
- сбора, анализа и систематизации учебного, научного и юридического материала, создание среды БЖ, ведения дискуссии.
Пререквизиты: «Экология и устойчивое развитие», «Основы права», «Социология».
Постреквизиты: дипломная работ
Литература
Обязательная
1. Кукин П.П., Лапин В.Л., Пономарев Н.Л., Сердюк Н.И. Безопасность жизнедеятельности. Безопасность технологических процессов и производств – М.: Высшая школа, 2002. - 317 с.
2. Журавлев В.П., Пушенко С.Л., Яковлев A.M. Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях.- М.: Изд-во АСВ, 1999. – 376 с.
3. Суровцев А.А., Мельников Е.Н. и др. Безопасность жизнедеятельности. - Алматы, 2004. - 232 с.
4. Кукин П.П., Лапин В.Л., Пономарев Н.Л. и др. Безопасность жизнедеятельности. Безопасность технологических процессов и производств. - М.: Высшая школа, 2002. - 317 с.
5. Белов С.В., Ильницкая А.В., Козьяков А.Ф. и др. Безопасность жизнедеятельности. - М.: Высшая школа, 1999. - 448 с.
6. Атаманюк В.Г., Ширшев Л.Г., Акимов Н.И. Гражданская оборона. - М.:Высшая школа, 1986. - 207 с.
7. Демиденко Г.П. Защита объектов народного хозяйства от оружия массового поражения. - М.: Высшая школа, 1989. - 287 с.
Дополнительная
1. Охрана труда и техники безопасности в практической деятельности субъектов Республики Казахстан /Сост. В.И. Скала. – Алматы: «LEM», 2002. – 276 с.
2. Безопасность жизнедеятельности: Учебник для вузов/С.В. Белов, А.В. Ильницкая, А.Ф. Козьяков и др.; Под общ. ред. СВ. Белова. - М.: Высшая школа, 1999. – 448
3. Раздорожный А.А. Безопасность производственной деятельности: Учеб. пособ. - М.: ИНФРА - М, 2003.-208 с.
4. Сборник материалов для подготовки руководящего состава по вопросам чрезвычайных ситуаций и Гражданской обороне. АЧС РК (РК ЧС и ГО). - Алматы: Комплекс, 1999
5. Безопасность жизнедеятельности/ под ред. С.В.Белова. - М.: Высшая школа, 2008. – 348 с
6. Журавлев В.П., Пушенко С.Л., Яковлев А.М. Защита населения и территории в чрезвычайной ситуации. - М. Издательство ассоциаций строительных вузов, 1999. - 376 с.
Календарно-тематический план:
Недели | Аудиторные занятия | СРС Вид заданий и сроки выполнения | |||
Название темы | Лекции | Семин. | Главы для чтения | ||
Часы | Часы | ||||
1. | Теоретические основы безопасности жизнедеятельности. Основные понятия и определения. Предмет «Основы безопасности жизнедеятельности», содержание, цели и задачи. Роль и задачи ОБЖ в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени | осн. [1,3] доп. [1,2] | Презентация 2 неделя | ||
2. | Человек и среда обитания. Природные опасности. Катастрофа. Природные стихийные бедствия. Действия людей при природных бедствиях. | осн. [1-3] доп. [2-5] | Презентация 3 неделя | ||
3. | Социальные опасности. Религиозные секты. Как обезопасить себя от сектантов. Террористические акты. Поведение людей при захвате террористами и др. | осн. [1-3] доп. [6-7] | Презентация 4 неделя | ||
Здоровый образ жизни. Опасные заболевания ХХI века: наркомания, табакокурение, алкоголизм, ИППП, ВИЧ/СПИД, туберкулез, рак и др. Меры безопасности. | осн. [1-3] доп. [1,5] | Презентация 5 неделя | |||
Техногенные опасности. Чрезвычайные ситуации техногенного характера. Взрыв. Пожар. | осн. [4] доп. [1-5] | Презентация 6неделя | |||
6. | Радиационная опасность. Защита от ионизирующих излучений. Электромагнитные излучения, источники, виды. Способы защиты. | осн. [1-5] доп. [1-7] | Презентация 7 неделя | ||
7. | Защита от производственного шума, вибрации.Влияние на организм. | осн. [1-5] доп. [1-7] | Презентация 7 неделя | ||
Рубежный контроль Химическая опасность. Вредные вещества. Классификация вредных веществ, агрегатное состояние, пути поступления в организм человека. Меры безопасности. | Материалы лекции и вопросы для 1 руб.контроля | ||||
Пожары и взрывы. Предотвращение пожаров и взрывов на производстве и в быту. | осн. [1-5] доп. [1-7] | Презентация 9 неделя | |||
Экологические последствия аварий, катастроф, стихийных бедствий, применения современных средств поражения. | осн. [1-5] доп. [1-7] | Презентация 10 неделя | |||
11. | Мероприятия органов ОБЖ по защите от землетрясений. Подготовка специалистов и населения по ОБЖ. | осн. [1-5] доп. [1-7] | Презентация 11 неделя | ||
Сильнодействующие ядовитые вещества, применяемые на объектах хозяйствования, их классификация, характеристика и воздействие на живые организмы. | осн. [1-5] доп. [1-7] | Презентация 12 неделя | |||
13. | Современные оружия массового поражения. Виды оружия массового поражения, их особенности и последствия его применения. Защита населения и территорий при ЧС. | осн. [1-5] доп. [1-7] | Презентация 13 неделя | ||
Действие электрического тока на организм человека | осн. [1-5] доп. [1-7] | Презентация 14 неделя | |||
Органы государственного управления безопасностью: органы управления, надзора и контроля за безопасностью, их основные функции, права и обязанности, структура. Система ЧС и ГО. | осн. [1-5] доп. [1-7] | Презентация 14 неделя | |||
16-17 | Финальный экзамен Всего часов: | 1 5 |
Критерии оценки знаний
Виды работ | Баллы |
Посещаемость и активность на занятиях | 5+5 |
СРС: домашние письменные задания | |
СРСП: Групповой проект, включая презентацию | |
Промежуточный экзамен 1,2 | 15+15 |
Финальный экзамен | |
Итого |
Приведенная таблица информации по оценке знаний и график выполнения и сдачи работ являются лишь примером. Каждый преподаватель сам определяет виды работ и оценку знаний по каждому виду в зависимости от специфики своей дисциплины.
Форма графика выполнения и сдачи работ
№ | Вид контроля | Недели | Ит. баллы | |||||||||||||||
16-17 | ||||||||||||||||||
Посещаемость и активность | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | * | |||
СРС: дом. задания | * | * | * | * | * | |||||||||||||
СРСП: Групповой проект и презентация | * | * | * | * | * | * | ||||||||||||
Промежуточный экзамен | * | * | 15+15 | |||||||||||||||
Фин. экзамен | * | |||||||||||||||||
Итого |