Лекция № 9 (15.02.22)
Тема: Допустимая длительность и интенсивность физических и психологических нагрузок.
Цель: изучить допустимую длительность и интенсивность физических и психологических нагрузок.
План.
1. Рабочее время водителя и его продолжительность.
2. Психофизиология водителя.
Работа, связанная с управлением транспортными средствами, требует повышенной концентрации внимания, что часто приводит к чрезмерному эмоциональному и нервному напряжению. Поэтому законодательством четко урегулирован режим работы водителей, направленный на обеспечение оптимального баланса работы и отдыха. Недостаточно точное выполнение указанных ниже правил и нарушение прав водителей могут привести к чрезмерной усталости водителя и, соответственно, увеличить риск возникновения аварий на транспорте.
Рабочее время водителя состоит, в том числе из следующих периодов
· время управления автомобилем;
· время специальных перерывов для отдыха от управления автомобилем в пути и на конечных пунктах;
· подготовительно-заключительное время для выполнения работ перед выездом на линию и после возвращения с линии в организацию;
· время проведения предрейсового и послерейсового медицинских осмотров, а также время следования от рабочего места до места проведения медосмотра и обратно;
· время стоянки в пунктах погрузки и разгрузки грузов, а также в местах посадки и высадки пассажиров
Требования насчет продолжительности рабочего времени водителя соответствуют общим предписаниям трудового права. Рабочее время водителя должно составлять не более 40 часов в неделю. Если водитель работает на условиях шестидневной рабочей недели, то продолжительность каждого отдельного рабочего дня не должна превышать 7 часов. Для автобусных маршрутов с расстоянием более 500 километров обязательно назначаются два водителя с одинаковой разбивкой времени управления транспортным средством. Если по условиям работы не может быть соблюдена ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, работодатель может ввести схему суммированного учета рабочего времени с тем, чтобы продолжительность рабочего времени за учетный период не превышала нормального числа рабочих часов. В таком случае используется график сменности.
График сменности — это документ, который определяет начало и конец рабочей смены на каждый день календарного месяца, а также выходные дни.
Перерывы в работе водителя автотранспортного средства.
Каждые 4 часа 30 минут водители должны делать перерыв в движении для питания или отдыха продолжительностью не менее 45 минут. Этот перерыв может быть заменен перерывом не менее 15 минут с последующим перерывом не менее 30 минут. Время начала и окончания перерыва устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка. При осуществлении учета следует помнить, что время перерыва в рабочее время не включается.
Режим отдыха водителей.
1. При решении вопроса об отдыхе водителей работодатель должен исходить из следующих принципов: продолжительность ежедневного (межсменного) отдыха водителя в течение любого 24-часового периода, считая с начала рабочего дня (смены), должна быть не менее 11 последовательных часов;
2. если в течение рабочей смены ТС управляют два водителя, у каждого водителя должен быть ежедневный отдых продолжительностью не менее 9 последовательных часов;
3. в автобусе или в грузовом транспортном средстве, которым управляют два человека, необходимо установить кровать или другое специально оборудованное место для обеспечения надлежащего отдыха водителя;
4. неиспользованные водителем часы отдыха за сутки не «сгорают», а суммируются и могут быть предоставлены ему позже в пределах графика сменности;
5. продолжительность еженедельного отдыха должна быть не менее 45 последовательных часов;
6. привлекать водителей к работе в праздничные и нерабочие дни допускается в установленном порядке, если остановка работы невозможна из-за производственно-технических условий (непрерывно действующие предприятия), а также в связи с осуществлением работ, связанных с необходимостью обслуживания населения и выполнения ремонтных и погрузочно-разгрузочных работ.
Работодателю запрещается направлять водителя в следующий рейс, если у него не было перед выездом отдыха, предусмотренного действующим законодательством.
Психофизиология водителя.
В современных условиях комфортабельности легковых автомобилей, работа водителей попадает в разряд легких. Однако длительная и интенсивная работа за рулем легкового автомобиля приводит к перенапряжению нервной системы водителя, требует постоянной собранности и внимательности.
К управлению легковыми автомобилями допускаются лица, которые прошли соответствующую подготовку в автошколах и на курсах по единым программам, согласованным с управлением Госавтоинспекции, медицинское освидетельствование, успешно сдали теоретический и практический экзамены в регистрационно-экзаменационном отделении ГИБДД по месту жительства и достигли 18 лет.
Основными психофизиологическими качествами, по которым определяют пригодность к вождению автомобилями, являются ощущение, восприятие, психомоторная реакция, внимание, эмоционально-волевая реакция, оперативное мышление и специальные личностные факторы:
- ощущение - отражение в сознании человека отдельных свойств предметов и явлений материального мира, непосредственно воздействующих на органы чувств (различают ощущения зрительные, слуховые, обонятельные, кожные, двигательные, вибрационные и др.);
- восприятие - уровень развития органов чувств, точность определения пространственных отношений и временных интервалов, скорость переработки информации;
- психомоторная реакция - скорость и точность реакции водителя в критических ситуациях, четкая психомоторная координация;
- внимание - широкий объем и распределение внимания, его быстрая переключаемость и устойчивость, правильная организация внимания при выполнении маневра;
- эмоционально-волевая реакция - эмоциональная устойчивость, помехоустойчивость, высокий уровень развития волевых качеств (самообладание, решительность, настойчивость);
- оперативное мышление - быстрота оценки дорожной обстановки и принятия решений, способность к быстрому профессиональному прогнозированию, хорошая оперативная память и ее готовность;
- личностные факторы - активность и направленность личности, склонность к технике, инициативность, сообразительность, дисциплинированность, интерес к профессиональной работе водителя. Недостаточное развитие одних психофизиологических особенностей водителя может компенсироваться развитием других и проявляться лишь в сложных дорожных условиях, когда предотвращение аварии и разрядка острой дорожной ситуации зависят от быстроты оценки ситуации, умения применить навыки управления автомобилем, от скорости и от точности реакции, самообладания, решительности и настойчивости. Мастером своего дела можно считать только того водителя, который умеет правильно и быстро оценивать дорожную обстановку, предвидеть ее возможные изменения и никогда не попадать в сложные ситуации, а при невозможности избежать их - максимально разрядить опасную обстановку.
Опыт и мастерство водитель приобретает постепенно, другие же качества характера - чувство ответственности за безопасность других людей, способность сосредоточиться только на управлении автомобилем, выдержка и восприимчивость к информации - он должен воспитывать в себе с самого начала вождения.
Из основных психофизиологических качеств водителя особо следует выделить внимательность и быстроту реакции к ответным действиям на воспринятую информацию.
Задание.
1. Изучить лекцию.
2. Письменно ответить на вопросы:
- охарактеризуйте допустимую длительность рабочего времени водителя на какие факторы она влияет;
- охарактеризуйте основные психофизиологические качества водителя и их влияние на управление транспортным средством.
3. Ответы присылать в ВК до 21.02.22.