Дополнительная образовательная программа
«ЖЕСТОВЫЙ ЯЗЫК ДЛЯ ДЕТЕЙ»
Тип программы: авторская
Уровень образовательной программы: среднего (полного) общего образования
Направленность: социально-педагогическая
Возраст уч-ся: 10-18 лет
Срок реализации: 1 год (64 часа)
Автор: Жакевич Д.А.,
педагог дополнительного образования
Красноярск
Пояснительная записка
Актуальность разработки данной программы обусловлена тем, что в настоящее время в российском образовании активно вводятся принципы инклюзивности. Однако, в основном они сосредоточены на адаптации зданий и кабинетов под нужды учащихся, имеющих трудности с самостоятельным перемещением. Данная программа направлена на формирование у обучающихся представления о коммуникации в мире глухих и слабослышащих людей, моральной готовности и подготовленности к встрече с ними, которые позволят создать более комфортную для обеих сторон обстановку в ситуации общения. Кроме того, программа способствует развитию у обучающихся мелкой моторики и образного мышления, улучшению памяти. Специфика программы применительно к условиям учреждения дополнительного образования заключается в формировании небольших групп, где возможна индивидуальная проработка трудных моментов с преподавателем и каждому учащемуся предоставлена возможность для реализации собственного потенциала.
Целью данной программы является развитие личности, способной адекватно воспринимать глухих и слабослышащих людей и вступать с ними в эффективную коммуникацию, а также личности, ориентированной на саморазвитие, умеющей работать самостоятельно и в коллективе.
Для достижения поставленной цели необходимо решение нижеследующих задач:
- развитие коммуникативной компетентности учащихся (развитие способности выбирать формы и средства общения в соответствии с ситуацией общения, развитие умения устанавливать и поддерживать контакт с собеседником и т.д.);
развитие информационной компетентности (способность работать с разными источниками информации, способность к аналитическому и критическому суждению);
- развитие социальной компетентности (соблюдение норм и правил поведения внутри социума, способность адекватно общаться с людьми, имеющими особенности);
- развитие познавательной компетенции (поиск и получение новой информации из различных источников);
развитие организаторской компетенции (способность планировать и организовывать собственную деятельность, распределять работу в коллективе).
Характеристика контингента обучающихся
Программа рассчитана на обучающихся 10-18 лет, начинающих изучение жестового языка с нуля. Состав группы от 10 до 15 человек.
Место реализации программы – МБОУ ДО Центр дополнительного образования № 2.
Особенности содержания программы
Материал, входящий в содержание программы, подобран таким образом, чтобы максимально широко охватить тематический диапазон, обеспечивающий сферу бытового общения, а также темы, специфические для ситуации коммуникации в молодежной среде. Занятия построены таким образом, чтобы лексика каждой последующей темы наслаивалась на ранее изученную, расширяя и обогащая словарный запас. Одновременно с изучением построения фраз обучающиеся тренируются понимать сказанное собеседником, наращивают темп диалога, избавляются от лишних движений, затрудняющих коммуникацию.
Основные формы и методы работы с обучающимися
Обучение строится на следующих принципах:
· воспитывающего обучения;
· коммуникативной направленности;
· активности;
· доступности;
· связи теории с практикой;
· последовательности и систематичности.
В процессе обучения используются:
· Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесные, наглядные и практические.
К словесным методам относится объяснение, использующееся для введения новой темы. А также используется беседа как одна из форм проведения занятия.
Наглядные методы обусловлены спецификой курса и требуют как демонстрации материала педагогом, так и использования видеоматериалов.
К практическим методам работы относятся репродуцирующие и тренировочные упражнения.
· Методы стимулирования и мотивации, направленные на поддержание интереса учащихся к изучению материала и дальнейшему самообразованию.
· Методы контроля и самоконтроля, основанные на мониторинге прогресса обучающихся, промежуточном и итоговом контроле.
Учебно-тематический план
| № | Наименование тем | Количество часов |
| 1. | Алфавит | |
| 2. | Цифры и числа | |
| 3. | Время, дни недели, месяцы | |
| 4. | Давайте познакомимся! | |
| 5. | Человек, семья | |
| 6. | Дом | |
| 7. | Школа | |
| 8. | Работа | |
| 9. | Моя семья | |
| 10. | Отдых | |
| 11. | Календарь | |
| 12. | Цвета | |
| 13. | Животные | |
| 14. | Техника | |
| 15. | Спорт | |
| 16. | Обувь и одежда | |
| 17. | Еда | |
| 18. | Транспорт | |
| 19. | Магазин | |
| 20. | Мир | |
| 21. | Мой день | |
| Итого: | 64 часа |
Содержание программы «Жестовый язык для детей»
| № | Тема | Содержание занятия |
| Алфавит | Буквы алфавита | |
| Цифры и числа | Цифры, числа от 10 до 19, десятки, сотни, тысячи, миллион, миллиард, вопрос «сколько?» Математические примеры, вопросы на количество | |
| Время, дни недели, месяцы | Названия дней недели, месяцев. Год, неделя, час, минута, секунда. Дата рождения, время. | |
| Давайте познакомимся! | Лексика по теме «Знакомство» | |
| Человек, семья | Люди, члены семьи. Части тела. Характер. Простые глаголы движения, прилагательные размера. | |
| Дом | Места жительства. Мебель. Домашние занятия. | |
| Школа | Учеба. Школьные предметы. Канцелярия. Оценочные слова. | |
| Работа | Профессии. Виды деятельности. Учреждения. | |
| Моя семья | Контрольное занятие по пройденному материалу. Описание себя, семьи, чем они занимаются. | |
| Отдых | Виды отдыха. Глаголы действия. Места для отдыха. | |
| Календарь | Времена года. Погода. Температура. Прилагательные, связанные с погодой. | |
| Цвета | Цвета, прилагательные связанные с цветом, качеством поверхности | |
| Животные | Названия животных. Их описание. | |
| Техника | Техника, способы работы с ней. | |
| Спорт | Виды спорта | |
| Обувь и одежда | Название видов одежды и обуви. Глаголы и прилагательные, связанные с ношением и выбором одежды. | |
| Еда | Названия овощей, фруктов, продуктов питания. Посуда. Названия приемов пищи, блюд. | |
| Транспорт | Виды транспорта. Способы перемещения. Поездки. | |
| Магазин | Покупки. Цены. | |
| Мир | Страны. Ландшафты. Достопримечательности. | |
| Мой день | Контрольное занятие по пройденному материалу. Описание дня из жизни. |