Формы общения дошкольников со сверстниками.




БИЛЕТ 12

Значение и развитие общения со сверстниками и взрослыми в дошкольном возрасте.

Формы общения со взрослыми

1 Внеситуативно-познавательная форма общения со взрослыми складывается у детей 3-4-х лет. Они задают взрослым много вопросов, что обусловлено их возрастающими познавательными потребностями. Дети стремятся выявить различные стороны явлений, установить связи между ними. Ведущим мотивом является познавательный, а взрослый выступает как источник познания об окружающей действительности. Главным средством этой формы общения являются речевые операции. Характерным является стремление дошкольника к уважению его взрослым.

2 К концу дошкольного возраста складывается высший уровень развития общения – внеситуативно - личностная форма общения. Ее содержанием является мир людей, находящийся вне предметов. Дети говорят о себе, своих родителях, правилах поведения и пр. Ведущим мотивом является личностный. Взрослый выступает как целостная личность, обладающая знаниями, умениями и социально-нравственными нормами. Дети стремятся заслужить внимание и уважение взрослого. Средством общения являются речевые операции. Общение ребенка со взрослым выполняет важную роль для усвоения детьми норм и правил поведения.

Общение со сверстниками

Значимость общения со сверстниками возрастает. Сверстник является партнером по совместной деятельности, его внимание и признание становится важным для дошкольника.

Общение ребенка со взрослым опережает по уровню своего развития общение ребенка со сверстником. Чем младше ребенок, тем больше у него разрыв между уровнем общения со взрослым и со сверстником, к концу дошкольного возраста уровень общения детей в обеих сферах несколько сближается, но при этом общение со взрослым опережает показатели общения сверстников.

3 вида мотивов общения дошкольников со сверстниками:

деловой мотив, дошкольник побуждает сверстника к общению в качестве партнера по практическому взаимодействию;

личностный мотив, дошкольник видит в действиях сверстника отношение к самому себе и почти не замечает в нем все остальное;

познавательный мотив, осуществляется общение со сверстником как с равным партнером.

Ведущие мотивы в 3-4года занимают деловые с четко определившимися личностными; в 4-5 – деловые и личностные при доминировании первых; в 5-6 – деловые, личностные, познавательные; в 6-7 – деловые и личностные.

Особенности общения дошкольников со сверстниками

формы общения дошкольников со сверстниками.

1 Эмоционально-практическая форма общения характерна для детей 2- 4 лет. Ребенок ждет от сверстника соучастия в своих играх и стремится к самовыражению. В сверстнике дети воспринимают только отношение к себе, а действия партнера не замечают. Общение по содержанию и средствам является ситуативным. Появление привлекательного предмета может нарушить взаимодействие детей: они могут начать драться из-за него. Основными средствами такого общения являются экспрессивно-мимические движения. После 3лет дети больше пользуются речью, но она остается ситуативной.

2 Ситуативно-деловая форма общения типична до старшего дошкольного возраста. Привлекательность сверстника как партнера по общению начинает превосходить привлекательность взрослого и выполнять все большую роль в их жизни. Сюжетно-ролевая игра приобретает коллективный характер. Общение с другими осуществляется на уровне игровых взаимоотношений и на уровне реальных отношений. Совместная игровая деятельность постоянно предполагает переход с одного уровня на другой.

Основным содержанием общения является деловое сотрудничество. Дети заняты общим делом, им необходимо согласовывать свои действия с другими. В общении начинают проявляться элементы конкурентности и соревновательности. Среди средств общения на данном этапе начинают доминировать речевые средства.

3 В конце дошкольного возраста у многих (не у всех) детей складывается внеситуативно-деловая форма общения, значительно возрастает число внеситуативных контактов. На этом этапе можно выделить "чистое общение", не связанное с конкретными предметами и действиями с ними. Дошкольники могут на протяжении достаточно длительного времени общаться, не выполняя при этом никаких практических действий. Конкурентность и соревновательность сохраняются во взаимоотношениях детей. Между старшими дошкольниками возникает умение видеть в партнере по общению не только его ситуативные характеристики, но и определенные внеситуативные, психологические аспекты его личности – желания, интересы, настроения.

К концу дошкольного возраста формируются устойчивые привязанности между детьми, возникают предпосылки дружеских отношений. Возрастает дифференциация в детском коллективе: одни становятся популярными, а другие отвергаемыми.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: