Тема 1. История первобытной культуры. Культурные процессы на территории России в древности




 

ПЛАН:

 

1. Определение и сущность понятия "культуры". Понятие о первобытном обществе и первобытной культуре.

2. Становление и развитие первобытного общества на территории России и в нашем регионе. Развитие материальной культуры в каменном веке (палеолит, мезолит, неолит).

3. Древнейшие верования и религиозные представления. Тотемизм, анимизм, фетишизм, магия. Семейно-брачные отношения.

4. Эпоха бронзы и раннего железного века на территории России и в Северном Приазовье.

5. Великое переселение народов – рубеж древности и средневековья.

 

***

1. Определение и сущность понятия "культуры". Понятие о первобытном обществе и первобытной культуре.

Перед началом системного изложения нашего курса мы должны выяснить, что же такое культура. Определений термина «культура» множество: их давали историки, философы, культурологи и т.д., изучавшие этот феномен. Каждый из них исследовал определенные аспекты культуры, ее виды и формы. Поэтому единого, общепризнанного определения нет. Остановимся на таком наиболее общем определении: «Человеческая деятельность в ее самых разных проявлениях, включая все формы и способы человеческого самовыражения и самопознания, накопление человеком и обществом в целом навыков и умений».

Мы будем исходить из того, что культура – это, что создано не природно, а руками и мыслью человека. Памятники культуры условно можно разделить на две категории: материальную и духовную. Материальная культура наиболее древняя, она охватывает всю сферу материальной деятельности и её результаты (орудия труда, жилища, предметы повседневного обихода, одежда, средства транспорта и связи и др.). Духовная культура охватывает сферу сознания, духовного производства (познание, нравственность, воспитание и просвещение, включая право, философию, этику, эстетику, науку, искусство, литературу, мифологию, религию).

Духовная культура древности тоже первоначально имела утилитарный, бытовой характер. Та же наскальная живопись делалась не для красоты, а для обеспечения удачной охоты. Первобытные верования - магия, тотемизм, фетишизм и анимизм - помогали древним людям выжить во враждебном мире, защититься от болезней и неприятностей, получить защиту духов. Об этом мы сегодня погорвоим более подробно.

По форме культура бывает элитарная, народная и массовая. Народная культура создана народом: это народные песни, пословицы, поговорки и т.д. Элитарная культура – это культура, созданная правящим классом (дворяне, буржуазия). Массовая культура – это культура индустриального о постиндустриальные общества.

Также существует понятие «субкультура». Это часть культуры, которая имеет следующее определение: «Культура социальной или демографической группы; система ценностей, норм, традиций культуры, присущих группе».

Это все общее определение культуры, а теперь мы будем говорить о ней подробнее и в хронологическом порядке.

 

Древнейшие люди начали заселять территорию России с давних времён. Распространение шло с Кавказа и Переднего Востока и с Западной и Центральной Европы. В центральном Дагестане и на Таманском полуострове, где был тёплый, мягкий климат, богатый растительный и животный мир, обнаружены следы пребывания древнего человека, возраст которых от 500 тыс. до 1 млн лет. Постепенно произошло расселение людей и в более северные и восточные регионы современной России. Основные орудия труда тогда изготовляли из камня. Поэтому – каменный век.

 

2. Становление и развитие первобытного общества на территории России и в нашем регионе. Развитие материальной культуры в каменном веке (палеолит, мезолит, неолит)

 

Самый древний период каменного века – палеолит (что означает древний каменный век)

Палеолитические стоянки в большом количестве обнаружены близ деревни Костёнки под Воронежем, в Денисовой пещере на Алтае, в пещере Киик-Коба в Крыму, на берегу р. Сунгирь Под Владимиром и в других регионах РФ. На территории нашего края наиболее известна Амвросиевская палеолитическая стоянка. На этих стоянках найдено множество орудий труда - рубила, скребла, скребки, наконечники копий и каменные ножи. Все они были изготовлены из грубо обработанного камня, преимущественно, кремня.

 

ПАЛЕОЛИТ. Период истории, когда основные орудия труда делались из камня (как методом грубого скола, так и ретуши) называется палеолитом или древним каменным веком.

Люди в эпоху раннего палеолита по своему внешнему виду очень напоминали животное: нескладное тело, покрытое шерстью, узкий скошенный лоб, глубоко посаженные маленькие глазки. Их мозг был очень мал, а трудовые навыки – очень примитивны. Такой тип человека условно называют архантропами. Древние люди держались небольшими группами, которые ученые называют – ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ СТАДО. При этом их коллектив не был постоянным. Основным занятием наших далеких предков-мужчин была загонная охота (рассказать принцип загонной охоты) на крупных животных. Женщины занимались собирательством. Около 100 тыс. лет тому назад архантропы научились пользоваться огнем, полученным от природы (чаще всего от удара молнии).

Постепенно изменялся и внешний вид древних людей - формировался человек типа неандерталец. По сравнению с предками-архантропами, неандерталец куда увереннее держался на двух ногах, соотношение лицевого и мозгового отдела черепа заметно увеличилось в сторону вместилища разума. Неандертальцы научились не только поддерживать огонь, но и добывать его самостоятельно – трением. К этому периоду относятся первые захоронения покойников, что свидетельствует о появлении примитивных религиозных представлений. Кроме того, первобытные люди начали создавать произведения искусства. Появляются наскальные рисунки, изображения на костяных пластинах, из глины делались фигурки людей и животных. Наиболее известные так называемые "палеолитические Венеры" (ярко выраженные детородные функции женщины).

 

 

Конец палеолита совпадает с наступлением самого сильного оледенения и резким похолоданием климата. Чтобы выжить в этих условиях, человеку необходимо было не только усовершенствовать орудия труда, но и создать надежный коллектив единомышленников, способных совместными усилиями противостоять леднику. Таким коллективом становится так называемая родовая община - объединение кровных родственников, ведущих общее хозяйство и совместно распоряжающихся имуществом. Во главе такой общины стояли женщины. Их высокое положение определялось, прежде всего, тем обстоятельством, что в условиях отсутствия парной семьи счет родства можно было вести только по женской линии. Групповые формы брака исключали понятие отцовства, поэтому и главой родовой общины могла быть только ее основательница – Мать. Кроме того, у женщин были в то время и другие общественно значимые функции: именно они поддерживали огонь в очаге, гарантировано обеспечивали весь коллектив плодами собирательства. Что касается чисто мужского занятия – загонной охоты, то она далеко не всегда оказывалась удачной, поэтому древние люди преимущественно были вегетарианцами.

Вместе с тем, появляются и новые занятия, в частности, рыбная ловля. Для того, чтобы обогатить свое меню рыбной пищей, были изобретены костяные гарпуны. Из кости так же стали делать шилья и проколки.

Люди научились строить искусственные жилища – полуземлянки и шалаши. Усовершенствование орудий труда, усложнение трудовых процессов способствовало дальнейшей эволюции человека.

В период позднего палеолита появляется человек современного типа, кроманьонец или homo sapience. В России обнаружено множество памятников этой эпохи.

МЕЗОЛИТ

Палеолит сменился средним каменным веком – мезолитом. Хронологически он датируется Х – VI тысячелетиями до нашей эры. К этому времени ледник покинул Европейскую часть РФ. Вместе с ледником на север отступили крупные животные: мамонты, шерстистые носороги, зубры, гигантские олени и другие. На смену им пришло большое количество мелкой дичи и водоплавающей птицы. Однако устроить загонную охоту на зайца или куропатку было невозможно! Чтобы выжить, человеку нужно было научиться добывать пищу иначе. Из молодых побегов, в изобилии появившихся после отступления ледника деревьев и кустарников, люди стали делать луки со стрелами, которые помогали поражать мелкую добычу на большом расстоянии. На смену коллективной загонной охоте приходит индивидуальный промысел или охота малыми охотничьими группами. Люди теперь часто мигрируют вслед за дичью и на одном месте подолгу не живут. Поэтому стоянок этого периода найдено меньше, чем палеолитических. Основу колющих и режущих инструментов теперь составляют маленькие острые камушки, вкладываемые в специальные держатели. Например, из челюсти кабана или дикого быка делался костяной серп: в заранее подготовленный желобок вставлялось множество кремневых пластиночек с острыми краями. Чтобы они прочно держались в рукоятке, их заливали смолой. Серп, похожий на зубчатую пилу, получался длинным и удобным. Такая техника изготовления орудий труда получила название микролитической вкладышевой. ("микро" – маленький, "литос" – камень). Микролитическая вкладышевая техника является главным признаком эпохи мезолита.

НЕОЛИТ

В период неолита – нового каменного века, охватывающего период с 6 по 4 тысячелетия до нашей эры, были освоены новые приемы работы с камнем при изготовлении орудий труда. Первобытные мастера научились пилить, шлифовать, полировать камень и сверлить в нем отверстия. Были изобретены топоры. Первоначально рукоятку к топору привязывали прочным сыромятным ремешком, затем появились топоры с проушиной, в которую вставлялось деревянное топорище. Овладев техникой пиления, сверления и шлифования человек создал самые совершенные каменные орудия труда.

Производительность труда значительно возросла. Мяса убитых животных вполне хватало для ежедневного употребления, а раненую добычу или захваченных на охоте детенышей стали помещать в специальные загоны и оставлять "на черный день". Так возникла идея отказаться от охоты и заняться скотоводством. Подобным образом появилось и земледелие. Собирательство уступило место земледелию. Появление двух новых занятий в корне изменило образ жизни людей. Если охота и собирательство основывались на том, что человек в готовом виде брал необходимые ему продукты питания у природы, то скотоводство и земледелие означали переход от присваивающего хозяйства к хозяйству производящему. Это переход получил название " неолитическая революция".

Со временем, в зависимости от географических условий проживания тех или иных древних коллективов, происходит их разделение (не отделение!) на пастушеские и земледельческие племена. Первые становятся кочевниками. Они надолго не задерживались на одном месте и по мере того, как стада съедали весь корм на пастбищах, вместе со своим скотом перемещались на новые угодья. Земледельцы, наоборот, старались как можно прочнее закрепится, осесть, в той или иной местности. Подготовить участок для посева и сбора урожая было очень сложно, поэтому вокруг полей возникали постоянные поселения – люди перешли к оседлому образу жизни. Со временем из среды как скотоводов, так и земледельцев выделились мастера, которые занимались только изготовлением орудий труда, одежды и других необходимых людям предметов. Их называли ремесленниками. С переходом ремесла на профессиональную основу ремесленные изделия постоянно улучшались и совершенствовались. Появилось гончарное дело (изобрели гончарный круг), ткачество (ткацкий станок), стали изготавливать лодки или вязали сети.

Выделение отдельных видов деятельности в самостоятельные занятия заставило людей обмениваться результатами своего труда, а позже – торговать. Торговля тоже выделилась в самостоятельное занятие – отдельные группы людей занимались ею профессионально.

Так в период неолита произошло 3 крупных общественных разделения труда (1 – выделение пастушеских и земледельческих племен; 2 – выделение ремесла в самостоятельный вид деятельности; 3 – выделение торговли в самостоятельный вид деятельности).

Переход к производящему хозяйству значительно снизил зависимость человека от природы. Практически прекратились истребительные голодовки. Исчезла необходимость в коллективном ведении хозяйства. Прокормить себя и своих детей могла малая, парная, семья. Главой такой семьи все больше становился мужчина. И у скотоводов, и у земледельцев самую тяжелую работу выполняли представители сильного пола. Мужчина зарабатывал богатство и хотел передавать его по наследству своим детям. Родство начали вести по отцу - на смену матриархату пришел патриархат.

ЭНЕОЛИТ

С овладением техникой пиления, сверления и шлифования камня возможность дальнейшей эволюции каменных орудий труда была исчерпана. Сделать их лучше – острее, прочнее, удобнее – стало весьма проблематично. Человечество активно искало новый материал, способный заменить камень и кость. Так была открыта выплавка меди. Медь становится первым металлом в жизни первобытных людей, но ее появление вовсе не означает окончание каменного века. Оказалось, что новый материал для изготовления орудий труда слишком мягок. Поэтому колющие, режущие и рубящие предметы по-прежнему делали из камня, а медь использовалась для изготовления украшений или домашней утвари. Этот период древней истории так и называется: меднокаменный век или энеолит. На территории России он продолжался с 4 по 3 тысячелетие до нашей эры.

Энеолит характеризуется ослаблением родоплеменных связей и зарождением соседской общины. Отдельные семьи приходились друг другу соседями и самостоятельно вели свое хозяйство. Однако пахотная земля, пастбища, лесные угодья и водоемы оставались в коллективной, общинной, собственности.

Археологическая культура - термин, употребляемый для обозначения общности археологических памятников, относящихся к одному времени, отличающихся местными особенностями и сосредоточенных на определенной территории. Ее обычно называют по какому-либо отличительному признаку: форме или орнаменту керамики и украшений (например, воронковидных кубков культура), обряду погребения (например, катакомбная культура) или по той местности, где были впервые найдены наиболее типичные памятники данной культуры (например, Фатьяновская культура на верхней Волге).

3. Древнейшие верования и религиозные представления. Тотемизм, анимизм, фетишизм, магия. Семейно-брачные отношения.

В каменном веке зарождаются первоначальные религиозные представления. Человек начал задаваться вопросами о том, как устроен мир, и как его можно подправить. Например, как обеспечить себе удачу на охоте, исцелиться от ран или завоевать сердце "первой девушки племени". Именно там, в глубине первобытных пещер, зародились основы того, что сегодня называют магией. Магией в широком смысле принято называть обряды, связанные с верой в способность некоторых людей воздействовать на окружающих и явления природы с помощью действий или колдовских средств. Появились и особые люди, избравшие магию своей "профессией" – шаманы и колдуны.

В первобытном мире существовало несколько разновидностей магии, в зависимости от того, чего именно пытались добиться своими действиями древние колдуны. Существовали лечебная и любовная магия. В этих видах магии широко использовались различные растения. Для врачевания применялись как травы, действительно обладающие лекарственными свойствами, так и чисто ритуальные ингредиенты: кости жабы, сердце летучей мыши. Лечебное зелье варилось исключительно под аккомпанемент магических заклятий. Понятно, что терапевтический эффект чаще всего достигался за счет лечебных свойств растений или кореньев. Однако шаманы и первобытные лекари приписывали все успехи врачевания исключительно своим магическим способностям. Бывали случаи, когда выздоровление наступало и без употребления лечебной микстуры, а исключительно после произнесения шаманом серии ритуальных заклинаний. Кстати, русское слово "врач", как это ни странно, происходит от глагола "врать", то есть долго, ни на минуту не закрывая рта, говорить всякую чушь. В древние времена очень часто лечили разговорами. Например, зубы заговаривали…. Возможно, здесь срабатывал эффект самовнушения – больной верил в могущество колдуна и поэтому выздоравливал. Не исключено, что в шаманы и маги, так сказать, в первобытные психотерапевты, шли люди, реально обладающие даром гипнозом.

Эти же люди, не только наделенные особым даром, но и владеющие элементарными знаниями о свойствах растений и плодов, помогали решать своим соплеменникам дела сердечные. Для возбуждения любви в дело шли особые вещества, увеличивающие у людей влечение к противоположному полу – афродизиаки. Наиболее популярными «возбудителями любви» считались лепестки розы, цветы деревьев-медоносов, а также мускус – вещество, получаемое из особых пахучих желез некоторых животных. Именно на основе этих ингредиентов готовили так называемые «приворотные зелья». Процесс приготовления, как и в случае с врачеванием, сопровождался особыми ритуалами, которые, по мнению шаманов, должны были усилить эффект от приворота.

Если поблизости не было колдуна, а взаимной любви очень хотелось, девушка или юноша самостоятельно прибегали к различным магическим уловкам. Например, девушка старалась показаться на глаза своему возлюбленному в специально выбеленной одежде. Считалось, что, увидав ее в белой юбке или накидке, юноша не устоит и обязательно ответит взаимностью. Кстати, именно из этого магического ритуала родилась традиция белого подвенечного платья у невесты на Руси. Мужчина завоевывал сердце красавицы иначе. Он отвоевывал свое право на любовь, в буквальном смысле этого слова, зубами. Юноша, который хотел, чтобы его полюбили, отламывал веточку с дерева, растущего возле жилища свой избранницы. С этой веточкой он удалялся в укромное место и начинал жевать свой трофей. И жевал до тех пор, пока сухая деревяшка не превращалась в гибкий прутик. Считалось, что подобно жесткой палочке, смягчающейся под зубами влюбленного, размягчается и сердце предмета его воздыхания.

Но главной для первобытных людей все-таки была магия, помогающая племени выжить и покормить себя. Такая магия называлась промысловой, или охотничьей. Как правило, она заключалась в вере в то, что «подобное притягивает подобное». Шаман изображал на стене пещеры животное, которое хотели бы убить охотники, а затем все племя, с ритуальными песнопениями и плясками, метало в нарисованного зверя копья и стрелы. Предполагалось, что такой нехитрый обряд позволит воинам повторить свой "подвиг" и во время реальной охоты.

Очень важным элементом промысловой магии было умение шамана "обмануть" охраняющие лес силы и не дать им понять, что человек вовсе не собирается ждать милости от природы, а с оружием в руках будет брать все необходимое ему для пропитания. Поэтому племя на охоту провожали, тщательно скрывая истинную цель лесной прогулки и делая вид, что никому и в голову не приходит причинить хотя бы минимальный вред лесным обитателям. Из тех далеких времен до нас дошли маленькие хитрости первобытного человека, пытающегося ввести животный мир в заблуждение относительно истинных намерений человека с охотничьим оружием. "Ни пуха, ни пера", - и сегодня желают друг другу охотники. Считается, что дикая птица, услышав, что ее пух и перья никоим образом не нужны человеку, ушедшему в лес, не будет беспокоиться за свою жизнь и прятаться, и поэтому станет легкой добычей перехитрившего ее охотника. Иногда охотники, наоборот, заклинали зверей таким образом, чтобы те согласились быть убитыми. За это им обещали угощение, а потом новое рождение.

У первобытных земледельцев были свои магические приемы, обеспечивающие им хороший урожай. Они, в отличие от охотников, высшие силы обманывать не пытались, а, наоборот, честно признавались, что ждут от них реальной помощи. Чтобы духи лучше услышали хлеборобов, они устраивали шумные праздники. Например, весной всем племенем провожали зиму: жгли костры, выпекали на них хлебные лепешки, по цвету и форме напоминавшие горячий солнечный диск. Отголоском тех магических гуляний, дошедшим до сегодняшнего дня, является так называемая масленица с ее блинами. Если был нужен дождь, земледельцы, опять же, всем миром, выходили на поле и, подняв руки к небу, просили у высших сил ниспослать столь необходимую влагу. А за это в качестве жертвоприношения обещали угостить духов, отвечающим за выпадение нужной нормы осадков, чем-нибудь вкусненьким. "Дождик, дождик пуще! Дам тебе гущи!", - приблизительно такими словами уговаривали первобытные люди силы природы. Обратите внимание: дождику обещали самую ценную часть похлебки: не пустой бульон, а гущу, то есть овощи и мясо, на которых все это варилось.

Но с помощью магии можно было не только обеспечить себе удачную охоту или хороший урожай. При правильном подходе к этому колдовскому делу можно было легко свести счеты с обидчиком. Такой вариант магии получил название вредоносной. Чаще всего, чтобы нанести вред своему врагу, колдун из глины, соломы или дерева изготовлял фигурку, символизирующую того, против кого направлялась вредоносная магия, и прокалывал ее иглой, целясь непременно в жизненно важные органы. При этом вредоносный маг свято верил, что его враг испытывает боль и мучения именно в "пораненных" колдуном местах.

Кроме того, пользовались популярностью и другие методы вредоносной магии. Например, колдуны считали, что у счастливого человека можно было отнять здоровье, удачу, любовь, деньги и даже саму жизнь. Для этого они совершали наговоры на клочья шерсти, могильную землю, соль, перья. Затем наговоренный материал подбрасывался к жилищу жертвы. Это страшное колдовство обычно губило человека, как только он узнавал о нем. И до сегодняшнего дня некоторые верят в то, что с помощью подобных манипуляций можно навести порчу или сглазить.

Шаман мог также «отдать» болезни и неудачи, предварительно «сняв» их со своего близкого человека и «поместив» в наговоренный предмет. Только в этом случае заколдованная вещь должна была быть привлекательной и желанной для окружающих. Обычно для этого вида вредоносной магии использовались украшения, орудия труда, предметы одежды, которые специально оставлялись где-нибудь на видном месте. Польстившийся та такой «клад», вместе со взятой «порченой» вещью должен был получить все болезни, невзгоды и несчастья, которые «наговорил» на нее колдун. Представления о возможности причинения вреда живы и в наше время. Сегодня многие знахари, экстрасенсы и просто умудренные опытом люди не рекомендуют подбирать на улице сомнительные «находки», какими бы привлекательными они не казались.

Естественно, люди старались защититься от зла, которое могло быть им причинено с помощью вредоносной магии. Так появилась охранительная магия. Древние придумали немало способов спасения от магического вреда. Для защиты от сил тьмы широко использовались различные растения, например, боярышник, полынь, чертополох, чеснок, осина. Пучки из этих растений развешивались по углам дома, над окнами и дверями, ограждая, таким образом, жилище от возможных негативных воздействий. Охранительная магия была направлена на защиту не только жилья человека, но и его самого. Для этого на одежде делали вышивки красными нитями, а кухонную утварь украшали красным орнаментом – считалось, что красный цвет отпугивает злых духов. Для защиты от колдовских чар людям предписывалось носить пояса, браслеты, шейные украшения и другие вещи, образовывавшие на теле замкнутый круговой контур. Считалось, что таким образом человек как бы «закрывается», не давая злым шаманам возможности отнять у себя здоровье, счастье или удачу. Как мы видим, многие элементы охранительной магии благополучно пережили первобытные века, и дошли до наших дней.

Кроме магии, были у наших предков и другие верования. Широко распространенным в первобытном мире был тотемизм – вера в существование у рода или племени животного-покровителя (тотема), от которого, якобы, и происходит род или племя. Поклоняясь своим тотемным животным, древние люди надеялись овладеть некоторыми качествами этих существ, например, силой и выносливостью тигра, охотничьим чутьем волка или острым орлиным зрением. На тотемное животное нельзя было охотиться, употреблять в пищу его мясо, причинять ему вред. На это накладывался запрет – табу.

Универсальной формой религиозных верований в культуре древнего мира является анимизм – вера в существование души и духов как причины явлений природы. Анимистическое мировоззрение было своеобразной попыткой понять и объяснить то, что обычно называется причинно-следственной обусловленностью. Вера в способность "вселения" разного рода духовных существ в самые неожиданные вещи привела к тому, что магические предметы стали рассматриваться как одушевленные, как фетиши. Фетишизм и есть поклонение духовным силам, воплощенным в вещах или связанным с ними, действующим через их пространство.

В первобытном обществе зародились и основы искусства (ритуальный танец, мелкая пластика, древнейшие формы мифологического творчества, наскальные изображения). Первобытный человек был в такой же мере художником, творцом, как и охотником, воином и т.п. Искусство сопровождало его всегда – от рождения до смерти, было одним из естественных проявлений собственной человеческой сущности.

Определенную эволюцию прошли семейно-брачные отношения. В палеолите, как мы выше говорили – человеческое стадо. Половые отношения случайны и беспорядочны – промискуитет. Только мать точно знала, что это ее ребенок. В конце палеолита появляется первый прообраз семьи – групповая семья: нескольку мужчин и несколько женщин по договоренности вместе добывают пропитание, ведут хозяйство и воспитывают общих детей. Ни одна пара не могла в тех тяжелых бытовых условиях прокормить себя и своих (только своих детей) и обеспечить выживание потомства. Женщина по-прежнему ведет отсчет родства (отец даже из нескольких членов группы неизвестен) МАТРИАРХАТ. В это же время, опять же на фоне нестабильного обеспечения родовой общины продуктами питания складывается жестокая система отсечения лишних ртов от ограниченного запаса пищи. В случае неудачной охоты или неудачи собирателей в общине принималось решение уничтожения стариков, утративших способность работать и приносить пользу (геронтоцид) и детей, еще не способных помогать в хозяйственных дела (инфантоцид).

В эпоху неолита, с появлением земледелия и скотоводства, когда зависимость от природы уменьшилась и продуктов питания стало больше, зародилась парная семья. Мужчина теперь является главным добытчиком: пашет, пасет стада, занимается ремеслом. Оно хочет, чтобы добытое им богатство по наследству досталось его детям. В парной семье он надеется, что именно он является единственным мужчиной своей жены и отцом ребенка. Но традиция сильна – род еще долгое время ведет отсчет от матери и тогда мужчины прибегают к хитрости: обряд кувады.

Первобытные верования оказались очень живучи. Они прошли через тысячелетия и дошли до нашего времени в виде суеверий и некоторых народных примет.

ПРИМЕРЫ.

4. Эпоха бронзы и раннего железного века на территории России и в Северном Приазовье **

 

Изобретение бронзы (занимательная химия: мягкая медь + мягкое олово = твердый сплав) положило конец каменному веку. Изготовленные из этого сплава топоры, ножи, наконечники и шилья были значительно прочнее, а главное, острее каменных. Бронзовый век пришел на территорию России во второй половине III тысячелетия до нашей эры и продолжался до начала I тыс. до н.э.

С появлением бронзы наступает эпоха пашенного земледелия. Мотыга окончательно уступает место сохе и плугу. Из бронзы делали не только орудия труда, но и боевое оружие и доспехи - мечи, боевые топоры, копья, щиты, панцири, наконечники стрел. Из археологических культур бронзового века в РФ можно выделить так называемую срубную и катакомбную культуру. Свое название они получили благодаря способу захоронения своих покойников. Катакомбники дополняли могильную яму специальной погребальной камерой-катакомбой, а срубники - выкладывали деревянный сруб-колодец. В погребение вместе с умершим клали вещи, которыми он пользовался при жизни, и которые, согласно верованиям древних, могли пригодиться ему в загробном мире. Над могилами обычно насыпали высокий курган. Постоянные погребальные ритуалы свидетельствовали о существовании у этих народов сложных представлений о возможностях посмертного существования души.

Народы и культуры раннего железного века.

На смену бронзе со временем пришел новый, еще более прочный металл – железо. Первое железо выплавлялось из болотных руд.

Первым народом на территории России, научившимся выплавлять железо, были кочевники- киммерийцы (IX – VII вв. до н.э.). Они распространились на территории Северного Причерноморья и Приазовья. Самое давнее упоминание о них содержится у древнегреческого поэта Гомера в "Одиссее". Киммерийцы разводили скот, в первую очередь – лошадей. Они были отважными воинами, однако не смогли противостоять натиску более сильного и организованного противника – скифов. Об этом племени мы знаем из книги "История" древнегреческого автора Геродота.

Скифы пришли на европейскую часть России предположительно из Ирана или Индии. В VII веке до нашей эры они уверено обосновались на северном побережье Черного моря. В VI -V веках до нашей эры разрозненные скифские племена объединились в своеобразное государство. Их столица располагалась близ современного города Запорожья (ныне Украина) у села Каменка. Территорию Великой Скифии населяли неоднородные народы, различавшиеся по хозяйственному укладу и образу жизни. Условно их называют скифами-пахарями (земледельцы) и скифами - кочевниками. Правящую верхушку это государственного объединения составляли так называемые царские скифы – господствующий племенной союз. У скифов существовало развитое хозяйство в виде земледелия, скотоводства и ремесел. Была также хорошо развита металлургия, металлообработка, изготовление оружия (знаменитые скифские мечи – акинаки). Они активно торговали с греческими колониями, созданными на южном побережье Черного моря. По заказу скифов греческие мастера делали для местной знати золотые и серебряные украшения. Одним из самых знаменитых скифских украшений считается золотая пектораль из Толстой могилы (ныне территория Украины, Днепропетровская область).

 

Она была найдена археологами в погребении скифской царицы. Пектораль представляет собой четыре скрученных золотых жгута, между которыми искусно изображены сцены из жизни скифов. Еще одним произведением искусства скифов является гребень из кургана Солоха. Он считается изготовленным греческим мастером, хорошо знавшим тематику и интересы заказчика — скифской знати. Представляет собой выполненное в трёхчастной форме золотое украшение в виде гребня с 19-ми зубцами и венчающей его батальной композицией в виде трёх сражающихся воинов, один из которых обречён. Исследователи находят аналогии в композиции украшения с ордерами и формами греческих колонн, а также с другими археологическими находками.

 

Говоря о скифах, мы часто в качестве примера называем созданные ими памятники культуры, найденные на территории тогдашней Российской империи, а ныне современной Украины. Однако, подобные произведения искусства были широко распространены на огромной территории Евразии – от Причерноморья до Алтая и Южной Сибири. В российской исторической науке применяется термин скифо-сибирский звериный стиль. Еще одним всемирно известным экспонатом можно считать изображение золотого оленя, найденного в 1949 году близ станицы Костромской Краснодарского края.

 

 

ПЕРЕДЕРИЕВА МОГИЛА – НАШ КРАЙ

 

Царские курганы являются неопровержимым свидетельством того, что у скифов постепенно исчезает равенство. Знать владела огромными стадами лошадей, овец и коров, а самые бедные общинники превратились в рабов.

После смерти вождей соплеменники им устраивали пышные похороны. Следуя погребальному обряду, вместе со знатным скифом в могилу клали инкрустированное золотом оружие, дорогую посуду, украшения. Нередки были случаи, когда вместе с вождем хоронили предварительно казненных рабов, слуг и любимых лошадей покойного.

То, что не удалось сделать персам – покорить Скифию - оказалось под силу новой волне кочевников. Сарматы, пришедшие из бассейна Волги во в III веке до нашей эры, завоевали значительную часть территории скифов. В общественном строе сарматов сохранилось большое количество пережитков матриархата. Сарматские женщины не только принимали самое активное участие в управлении племенем, но и воевали наравне с мужчинами.

Видимо, именно эти воительницы послужили прототипом легендарных амазонок. Скифские легенды рассказывают, что скифы не могли себе позволить сражаться с сарматами (точнее, сарматками), потому как убийство женщины боевым мечом считалось страшным грехом. Обагривший меч кровью слабого, по мнению скифов, навеки покрывался несмываемым позором. Проклятым становилось и орудие убийства женщины. Свои мечи-акинаки скифы наделяли живой душой, поэтому считалось, что они, как и человек, несут ответственность за содеянное.

 

Действительно ли скифы не могли поднять руку на сарматскую воительницу, сказать сложно, однако, достоверно известно, что скифы под давлением сарматов вынуждены были отступить в Крым и в понизовья Днепра. Для этого им пришлось разгромить и подчинить себе населявшие Крымский полуостров племена тавров. В Крыму скифы создали новое государство. Его столицей стал город Неаполь Скифский близ современного Симферополя. Государство скифов в Крыму просуществовало до III века нашей эры и пало под продолжающимся натиском сарматов. Археологические раскопки свидетельствуют, что Неаполь Скифский погиб от внезапного вторжения вражеских племен. Жители спешно покидали город, не успев взять с собой даже самого необходимого. В брошенных домах были найдены богатые украшения, домашняя утварь, детские игрушки.

Оставшиеся в Северном Причерноморье скифы смешались с завоевателями. Господству сарматов, которых по имени самого сильного племени стали назвать аланами, положило конец вторжение в Северное Причерноморье племен готов. Эти германские племена пришли из Прибалтики во II веке. Они вытеснили сарматов и на землях Северного Причерноморья и Приазовья. Однако государство готов – Готское королевство – просуществовало недолго и пало ударами пришедших из монгольских степей племен гуннов.

 

ГРЕЧЕСКИЕ КОЛОНИИ

С VII века до нашей эры на северном и восточном берегах Черного моря, которое древние эллины называли Понт Эвксинский, стали возникать колонии переселенцев из Древней Греции. Наиболее известн



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-06-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: