Изучение экономических вопросов в курсах обществознания и экономики на базовом уровне в старшей школе направлено на достижение следующих целей:
— освоение основных знаний об экономической деятельности людей, фирм и государства, об экономике России;
— ознакомление с функционированием рынка труда, сферой малого предпринимательства и индивидуальной трудовой деятельности, ориентация в выборе профессии и траектории дальнейшего образования;
— овладение умением рассчитать семейный бюджет;
— развитие у учащихся умений подходить к событиям общественной и политической жизни с экономической точки зрения, критически осмысливать информацию об экономике, государственной экономической политике и вырабатывать собственное аргументированное мнение1.
Изучение экономической теории помогает адаптироваться к современным условиям жизни и трудовой деятельности. Какие преимущества у экономически грамотного человека по сравнению с теми, кто не имел возможности получить экономические знания? Освоив «правила игры», действующие в рыночной системе, такой человек сможет наиболее полно реализовать свои таланты и способности в любой выбрайной сфере деятельности. Знающий основы экономической теории способен не только вырабатывать новые идеи, но и оценивать возможные варианты, принимать эффективные решения в условиях ограниченности ресурсов.
См. образовательный стандарт среднего (полного) общего образования по экономике 2004 года (базовый уровень).
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СФЕРА ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА
Требования к уровню подготовки выпускников включают следующие позиции:
• знать/понимать: функции денег, банковскую систему, причины различий в уровне оплаты труда, основные виды налогов, организационно-правовые формы предпринимательства, виды ценных бумаг, факторы экономического роста;
• уметь приводить примеры: факторов производства и факторных доходов, общественных благ, российских предприятий разных организационных форм, глобальных экономических проблем;
• описывать действие рыночного механизма, основные формы заработной платы и стимулирования труда, инфляцию, роль профсоюзов, основные статьи госбюджета России, экономический рост, глобализацию мировой экономики;
• объяснять взаимовыгодность добровольного обмена, причины неравенства доходов, виды инфляции, проблемы международной торговли;
• использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: получения и оценки экономической информации, составления семейного бюджета, оценки собственных экономических действий в качестве потребителя, члена семьи и гражданина1.
Экономика: наука и хозяйство. Экономические системы и собственность. Измерители экономической деятельности
Ученики должны уметь:
• давать определение понятий: потребности, блага, факторы производства;
• характеризовать сущность проблемы ограниченности ресурсов;
• характеризовать главные вопросы экономики;
• описывать признаки типов экономических систем: традиционной, командной, рыночной;
См. образовательный стандарт среднего (полного) общего образования по экономике 2004 года (базовый уровень).
ЕГЭ 2009. ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ. СБОРНИК ЗАДАНИЙ
• давать определение валового внутреннего продукта;
• давать определение экономического роста;
• показывать различия между экстенсивным и интенсивным экономическим ростом.
Ключевые положения
1) Блага, удовлетворяющие потребности, могут быть свободными и ограниченными. Ограниченные блага — это экономические, платные блага.
2) Для производства экономических благ требуются ресурсы: труд, земля, капитал, предпринимательство. Доходы собственников факторов производства: заработная плата, рента, процент, прибыль.
3) Главная проблема экономики: потребности безграничны, а доступные ресурсы ограничены.
4) Три главных вопроса экономики — «Что производить?», <■ Как производить?», «Для кого производить?» —актуальны в любом обществе.
5) В зависимости от того, как общество отвечает на главные вопросы, формируется определенный тип экономической системы: традиционная, командная или рыночная.
6) Наличие «провалов» рынка делает необходимым вмешательство государства и формирование смешанной системы.
7) Основным показателем уровня развития экономики является валовой внутренний продукт (ВВП). ВВП измеряет рыночную стоимость товаров и услуг, учитывает конечную продукцию, произведенную внутри страны.
8) Уровень благосостояния граждан определяется величиной ВВП на душу населения.
9) Экономика страны развивается неравномерно: после
ускорения роста наступает спад деловой активности.
10) Возможны внешние причины циклов: мировые от
крытия, войны, соглашения о торговле, — и внутренние при
чины: деятельность правительства, изменение объемов инве
стиций и потребления.
Экономический рост — это долговременное увеличение реального ВВП как в абсолютном значении, так и в расчете на душу населения. Рост может быть результатом увеличения количества и/или качества ресурсов (экстенсивные или интенсивные факторы). Научно-технический прогресс обеспечивает интенсивный экономический рост.
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СФЕРА ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА
1. Есть несколько значений понятия «экономика». Какая позиция
иллюстрирует экономику как науку?
1) изучение функционирования рынка труда
2) оказание населению образовательных услуг
3) развитие сетей мобильной связи
4) производство большой партии новых автомобилей
2. Экономическая теория — это
1) наука о ведении домашнего хозяйства
2) наука об использовании ограниченных ресурсов для удовлетворения потребностей людей
3) умение сохранять и увеличивать капитал
4) знания о последствиях научно-технического прогресса
3. Экономика как область знаний непосредственно изучает
1) способы регулирования социальных конфликтов
2) способы эффективного использования ограниченных ресурсов
3) социальные последствия научно-технической революции
4) способы оптимального управления обществом
4. Верны ли следующие суждения об экономике?
А. Экономика — это наука о том, как наилучшим образом использовать ограниченные ресурсы для удовлетворения неограниченных потребностей.
Б. Экономика — это хозяйство, используемое людьми для обеспечения жизни, удовлетворения потребностей путем создания необходимых благ, условий и средств существования.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
5. Верны ли следующие суждения об экономике как науке?
А. Экономика относится к общественным наукам.
Б. Методы исследования экономики предполагают ее тесную связь с математикой.
ЕГЭ 2009. ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ. СБОРНИК ЗАДАНИЙ
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
6. Что из перечисленного относится к природным ресурсам?
1) сырье, не включенное в производство
2) действующие на производстве машины
3) квалифицированная рабочая сила
4) топливо, находящееся в вагонах на подъездных путях
7. Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением одного,
характеризуют понятие «измерители экономического роста».
Валовой внутренний продукт, национальный доход, ВВП в расчете на душу населения, количество налогов, индекс инфляции.
Найдите и укажите термин, относящийся к другому понятию.
8. Проиллюстрируйте двумя примерами различные проявления воздействия экономики на социальную сферу (в каждом случае запишите сначала проявление, а затем — соответствующий пример).
9. Переход предприятий из рук частных предпринимателей в государственную собственность составляет суть
1) национализации
2) инфляции
3) приватизации
4) разгосударствления
10. Переход предприятий из рук государства в частную собствен
ность составляет суть
1) национализации
2) инфляции
3) приватизации
4) деноминации
11. Какая из перечисленных ценных бумаг олицетворяет корпора
тивную форму собственности?
1) облигация
2) страховой полис
3) акция
4) ассигнация
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СФЕРА ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА
12. Владелец фирмы решил подарить уходящему на пенсию сотруд
нику автомобиль. Этот пример прежде всего иллюстрирует пра
во собственника
1) распоряжаться имуществом
2) пользоваться имуществом
3) владеть имуществом
4) наследовать имущество
13. Распределите перечисленное ниже следующим образом: три
первых позиции должны представлять формы частной собст
венности, три последующие — государственной. Цифры в каж
дой тройке запишите в порядке возрастания.
1) Семейная ферма
2) Вооруженные Силы страны
3) Сельскохозяйственный кооператив
4) Приватизированная гражданином квартира
5) Имущество дипломатических представительств страны за рубежом
6) Национальный парк
14. Необходимым признаком рыночной экономики является
1) свободное ценообразование
2) использование ресурсосберегающих технологий
3) высокое качество продукции
4) внешнеэкономическая деятельность государства
15. Для рыночной экономики характерно(-а)
1) преобладание государственных предприятий
2) самостоятельность предприятий в вопросах производства
3) государственное ценообразование
4) преобладание энергоемких технологий в промышленности
16. Рыночная экономика отличается от командной тем, что в ней
1) вопрос о том, что и как выпускать, производители ре
шают самостоятельно
2) работникам на предприятии выплачивается повышен-
- ная заработная плата
3) принимаются государственные планы, обязательные для производителей
4) существует разделение труда между работниками, предприятиями, отраслями производства
ЕГЭ 2009. ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ. СБОРНИК ЗАДАНИЙ
17. Верны ли следующие суждения о рыночной экономике?
А. Конкуренция в условиях рыночной экономики несовместима с монополией.
Б. Задача государства в условиях рыночной экономики — правовым путем ликвидировать конкурентную борьбу.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
18. К объективным условиям функционирования рыночной эконо
мики можно отнести
1) экономическую самостоятельность предпринимателей
2) общественную собственность на факторы производства
3) преобладание универсального труда.
4) прямые связи между производством и потреблением
19. Основу традиционной экономической системы составляет
1) свободное распределение ресурсов /
2) директивное ценообразование
3) распределение ресурсов государством
4) использование ресурсов в соответствии с обычаями
20. Рынок обязательно предполагает
1) конкуренцию независимых производителей
2) государственную регламентацию производственной деятельности
3) наличие значительного сектора государственной собственности
4) полное отсутствие государственного вмешательства в экономику
Что относится к характеристикам рыночной экономики?
1) частная собственность на средства производства
2) уравнительное распределение производимых продуктов
3) государственное регулирование ценообразования
4) централизованное планирование производства
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СФЕРА ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА
22. В стране А гарантировано существование предприятий различ
ных форм собственности. Успех этих предприятий 1¥атчаямую за
висит от спроса потребителей на выпускаемый товар. К каЪ
типу хозяйственных систем можно отнести экономику страны А?
1) плановая
2) командная
3) рыночная
4) традиционная
23. Запишите слово, пропущенное в схеме.
![]() |
24. Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением одного,
характеризуют понятие «рынок».
Производитель, равновесная цена, спрос, дефицит, государственное распределение. Найдите и укажите термин, относящийся к другому понятию.
25. Установите соответствие характеристик экономических систем
и их типов. Для этого к каждой позиции первого столбца по по
рядку подберите соответствующие позиции из второго столбца.
ТИПЫЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ 1) административно-командная 2) рыночная |
ХАРАКТЕРИСТИКИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ
A) многообразие форм
собственности
Б) контроль за производством со стороны государства
B) контроль за распределением
со стороны государства
Г) централизованное ценообразование Д) экономическая самостоятельность товаропроизводителей
Запишите в таблицу выбранные буквы, а затем получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов (без пробелов и других символов).
А | Б | В | Г | Д |
ЕГЭ 2009. ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ. СБОРНИК ЗАДАНИЙ
26. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
«В современной экономике действуют три главных ^______ (1):
производители экономического продукта, его потребители и______
___ (2). Между ними происходит весьма интенсивный__________ (3)
товарами, услугами, денежными средствами, информацией. Госу
дарство обеспечивает определенную упорядоченность экономиче
ских процессов, их правовое_____ (4), защиту прав и интересов от
дельных участников экономических отношений. В то же время госу
дарство выступает как весьма крупный________ (5) товаров, услуг,
информации. В то же время государство является________ (6), оно
приобретает у производителей военную технику для армии, продукты питания для государственных запасов, компьютерную технику для государственных органов и учреждений».
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.
Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.
A) производитель Б) обмен
B) объект
Г) государство
Д) предложение
Е) субъект
Ж) регулирование
3) спрос
И) потребитель
В данной ниже таблице указаны номера пропусков. Запишите под каждым номером букву, соответствующую выбранному вами слову. Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов.