1. Фирма должна покинуть рынок, если ее общая выручка в длительном периоде не покрывает общие затраты.
2. В краткосрочном периоде фирма может оставаться на рынке до тех пор, пока она в состоянии покрывать переменные издержки.
Определение точки безубыточности
Для фирмы очень важно знать, какое количество продукции она должна произвести, чтобы возместить затраты и получить прибыль. Для решения этой задачи используется один из простых и удобных методов управленческого учета – анализ безубыточности. Этот метод основывается на следующих допущениях: в течение рассматриваемого периода времени цена изделия не меняется, количество проданных изделий равно количеству произведенных.
Обозначим величину продаж переменной S, переменные затраты – VC, постоянные затраты – FC, величину прибыли обозначим переменной NI. Так как продажи равны сумме затрат и прибыли, величина продаж (S) будет определена уравнением:
S = VC + FC + NI
Обозначим количество произведенных и проданных изделий переменной N, цену изделия – p, переменные затраты на одно изделие – переменной vc. Тогда величину продаж можно описать с помощью уравнения:
N × p = N × vc + FC + NI
Теперь мы можем определить, сколько изделий должна выпустить и продать фирма, чтобы окупить все свои затраты, то есть определить
N × p = N × vc + FC или N × (p - vc) = FC, таким образом:
N = FC ÷ (p - vc)
Пример: если постоянные затраты фирмы составляют 200000 рублей, цена одного изделия 10 рублей, а переменные затраты на одно изделие – 8 рублей, то, чтобы окупить все свои затраты, фирма должна произвести и продать 100000 изделий. N = (200 000 ÷ (10 - 8 руб.))
Средние постоянные издержки (AFC) (Average fixed cost) – это постоянные издержки, деленные на количество выпущенной продукции.
|
Средние переменные издержки (AVC) (Average variable cost) – это общие переменные издержки, деленные на количество выпущенной продукции.
Средние валовые издержки (ATC) (Average total cost) – это валовые издержки, деленные на количество выпущенной продукции.
Сравнение средних издержек и цены дает возможность оценить положение фирмы на рынке, определить ее стратегию и тактику.
Для более глубокого анализа поведения фирмы в условиях рынка бывает недостаточно понятий общих и общих средних издержек. Поэтому используется категория издержек, связанных с производством дополнительной единицы продукции – предельные издержки.
Маржинальные (предельные издержки) (MC) (Marginal cost) – это приращение общих издержек на производство дополнительной единицы продукции наиболее дешевым способом.
Смысл их состоит в том, что фирма получает информацию относительно того, какие затраты ей придется нести в результате производства еще одной единицы продукции. Постоянные затраты уже осуществлены, поэтому величина предельных издержек определяется лишь переменными затратами.
MC = Δ V
ΔQ
Производство дополнительной продукции, порождая дополнительные издержки, приносит и дополнительный доход.
В условиях свободной конкуренции предельный доход будет равен цене: MR = P. Максимальную массу прибыли при данной цене фирма получит при условии:
MC = MR = P
MC – предельные издержки
MR – предельный доход
P – цена
Соотношение предельных издержек и предельного дохода показывает предпринимателю, достигнут ли оптимум производства или можно ожидать дальнейшего роста прибыли.
|
Экономические издержки: неявные издержки + бухгалтерские издержки
В рыночной экономике существует и другой подход к определению издержек – экономический. Экономические издержки раскрываются через альтернативы упущенных возможностей.
В основе принципов принятия экономических решений лежит тот факт, что предприниматель сталкивается с ограниченностью ресурсов и должен сделать выбор между альтернативными способами использования этих ресурсов, он должен сопоставить ожидаемые выгоды от этих альтернатив. Принимая решение об использовании ресурсов в данном производстве, предприниматель отказывается от производства других товаров и услуг, т.е. жертвует ценностью альтернативных возможностей. Такие издержки получили название издержек упущенных возможностей.
Для более точного измерения эффективности производственных ресурсов аналитиками используется показатель экономических издержек, который помимо бухгалтерских затрат, имеющих учетно-документальное подтверждение, включает и неявные издержки – платежи, условно начисляемые за ресурсы, которые не являются покупными. Допустим, фирма использует свое здание, она никому не платит арендной платы. Однако условно начисляемая арендная плата включается в экономические издержки.