Общее устройство мотоциклов.
Любое мототранспортное средство состоит из двигателя, ходовой части, трансмиссии (силовой передачи), органов управления и дополнительного оборудования.
Рис.1. Устройство мотоцикла.
1 — рама;
2 — двигатель;
3 — трансмиссия;
4 — седло;
5 — руль и органы управления;
6 — подвеска;
7 — колеса
Рама мотоцикла служит основой для крепления двигателя, трансмиссии и ходовой части.
Ходовая часть мотоциклов включает заднее и переднее колеса вмес-те с их подвесками и тормозами.
Органы управления мотоцикла руль, рычаги и педали управления, а также электрические кнопки и переключатели.
Ходовая часть, устройство
Рама мотоцикла служит основой, к которой крепятся основные агрегаты, узлы и детали: двигатель, трансмиссия, подвески с колесами, сиденье, облицовки, боковой прицеп. В передней части рамы расположена рулевая колонка, посредством которой рама соединяется с передним колесом и его подвеской. К нижней части рамы крепятся подножки для водителя и пассажира (обычно откидные обрезиненные), центральная подставка и боковой упор (на многих зарубежных мотоциклах устанавливается только боковой упор). Сзади с рамой стыкуется качающаяся вилка (маятник) с задним колесом и подвеской.
Рис. 16. Рама мотоцикла
1 — рулевая колонка;
2 — точка крепления маятника задней подвески колеса;
3 — точка крепления амортизатора;
4 — центральная подставка;
5 — подножки для пассажира;
6 — пластина крепления двигателя;
7 — подножки для водителя;
8 — боковой упор
Двигатель крепится к раме чаще всего жестко в двух точках – спереди и сзади. Встречаются конструкции с другим числом точек крепления, в том числе с упругими (резиновыми) элементами.
|
Основные виды мотоциклетных рам — одинарные, двойные (дуплексные), полудуплексные, хребтовые и диагональные.
Рис. 17. Типы мотоциклетных рам
а — одинарная;
б — одинарная незамкнутая;
в — двойная (дуплексная);
г — хребтовая;
д — диагональная;
е — штампованная цельносварная (скутера)
Рамы также подразделяют на замкнутые (снизу) и открытые; к последнему виду относятся хребтовые и диагональные. У многих современных мотоциклов в задней части рамы устанавливается съемный подрамник, к которому крепятся сиденье и заднее крыло.
Рис. 18. Диагональная рама с подрамником («БМВ-F650CS»)
1 — рама;
2 — подрамник
Изготавливают рамы из труб или профилей прямоугольного, овального или более сложного сечения. Материалом служит сталь (в том числе легированная термообработанная) и алюминиевые сплавы. Рамы всех российских мотоциклов (а также «Минска», «Днепра», «Явы») замкнутые, изготовлены из стальных цельнотянутых труб.
Рамы трехколесных мотоциклов часто имеют в своей основе рамы двухколесных моделей, но вместо маятника с задним колесом установлен специальный двухколесный модуль («ТМЗ-5.971», «Фермер»). У других МТС (грузовой мотороллер «Муравей») рама не взаимозаменяема с двухколесной моделью. Рама четырехколесного мотоцикла (ATV) имеет особую конструкцию.
Рама мотоцикла не должна иметь повреждений и деформаций, снижающих ее прочность и нарушающих взаимное расположение колес.
Боковой прицеп соединяется с рамой мотоцикла в четырех точках. Две точки внизу (спереди и сзади) имеют шарнирные цанговые зажимы. Губки цанги захватывают сферический наконечник, жестко прикрепленный к раме. При затягивании болта губки сходятся и фиксируют зажим. Заднее нижнее крепление выполнено в виде коленчатого рычага.
|
Рис. 19. Рама мотоцикла с коляской («Урал ИМЗ-8.103-10»)
1 — рама мотоцикла;
2,7 — регулировочные тяги (стойки) крепления рамы;
3,6 — цанговые нижние крепления рамы коляски;
4 — рама коляски;
5 — коленчатый рычаг
При отпущенных стяжных болтах рычаг можно поворачивать и выдвигать в боковом направлении, что позволяет регулировать угол схождения колеса бокового прицепа. Другой параметр — угол развала колеса — устанавливается с помощью двух регулируемых по длине тяг (стоек), являющихся также третьей и четвертой точками крепления бокового прицепа к раме мотоцикла. Вопросы установки на МТС бокового прицепа или его отсоединения решаются ГИБДД в соответствии с указаниями завода-изготовителя мотоцикла. Так, например, не допускается самовольное отсоединение бокового прицепа от мотоциклов «Урал» и «Днепр» прошлых лет выпуска.
Рис. 20. Установочные углы развала (а) и схождения (б) колес мотоцикла с коляской
На раму бокового прицепа устанавливают пассажирскую коляску, либо грузовой кузов. Спереди коляска крепится к раме двумя скобами с резиновыми подушками. Сзади применяют также резиновые подушки или пружины. В коляске расположено сиденье для одного пассажира (не считая детей до 12-летнего возраста). Кроме того, коляска оборудуется ручкой для пассажира и упором для его ног (часто откидным). Перевозка пассажиров в грузовом кузове запрещена ПДД.