Тема 5 Основы механизмов управления качеством
Понятие системы качества.
Механизм управления качеством.
Контроль качества
Значение стандартизации в управлении качеством
Текущее управление качеством.
Понятие системы качества.
Система качества определена в стандарте ИСО 8402 как совокупность организационной структуры, распределения ответственности, процессов, процедур и ресурсов, обеспечивающая осуществление общего руководства качеством. В отечественной практике синонимом этого понятия является понятие «система управления качеством».
В литературе по качеству также употребляется термин «система обеспечения качества » - это совокупность организационной структуры, ответственности, процедур, процессов и ресурсов, обеспечивающая руководство качеством; она поддерживает требуемый уровень качества при оптимальных затратах, эффективно используя технические, человеческие и материальные ресурсы предприятия, и создает уверенность потребителя в получении продукции требуемого качества.
В современной теории и практике управления качеством выделяют следующие пять основных этапов:
1) принятие решений о том, что производить и подготовка технических условии;
2) проверка готовности производства и распределение организационной ответственности;
3) процесс изготовления продукции или предоставления услуг;
4) устранение дефектов и обеспечение обратной связи в целях внесения в процесс производства и контроля изменений, позволяющих избегать выявленных дефектов в будущем;
5) разработка долгосрочных планов по качеству.
Осуществление перечисленных этапов невозможно без взаимодействия всех отделов, органов управления предприятием. Такое взаимодействие обеспечивает системный подход к управлению качеством и называется единой системой управления качеством.
|
Под системой управления качеством продукциипонимают постоянный, планомерный, целеустремленный процесс воздействия на всех уровнях на факторы и условия, обеспечивающей создание продукции оптимального качества и полноценное ее использование.
Рассмотрим более подробно содержание этапов системы управления качеством.
На первом этапе качество означает ту степень, в которой товары или услуги фирмы соответствуют ее внутренним техническим условиям. Этот аспект качества называют качеством соответствия техническим условиям.
На втором этапе оценивается качество конструкции. Качество может отвечать техническим требованиям фирмы на конструкцию изделия, однако сама конструкция может быть как высокого, так и низкого уровня качества.
На третьем этапе качество означает ту степень, в которой работа или функционирование услуг (товаров) предприятия удовлетворяют реальные потребности потребителей. Основой деятельности предприятия в условиях конкуренции является ориентация на потребности конечного пользователя и создание для него максимально выгодных условий покупки, эксплуатации или потребления (ремонта) товара. Этот этап является одним из важнейших в системе управления качеством, и если изделие или услуга не подходят для удовлетворения конкретных нужд потребителя, то готовность системы качества по первым двум этапам сводится на нет.
|
Система управления качеством продукции включает следующие функции:
-функции стратегического, тактического и оперативного управления;
-функции принятия решений, управляющих воздействий, анализа и учета, информационно-контрольные;
-функции специализированные и общие для всех стадий жизненного цикла продукции;
-функции управления по научно-техническим, производственным, экономическим и социальным факторам и условиям.
Стратегические функции системы управления качеством продукции включают:
• прогнозирование и анализ базовых показателей качества;
• определение направлений проектных и конструкторских работ;
• анализ достигнутых результатов качества производства;
• анализ информации о рекламациях;
• анализ информации о потребительском спросе.
Тактические функции системы управления качеством продукции включают:
• управление сферой производства;
• поддержание на уровне заданных показателей качества;
• взаимодействие с управляемыми объектами и внешней средой.
Система управления качеством продукциипредставляет собой совокупность управленческих органов и объектов управления, мероприятий, методов и средств, направленных на установление, обеспечение и поддержание высокого уровня качества продукции.
Требования к системам обеспечения качества продукции, в том числе к разработке продукции, изготовлению, к организации контроля и испытаний продукции, к ее эксплуатации, хранению и транспортированию установлены в стандартах ИСО серии 9000.
Система управления качеством должна удовлетворять требованиям к:
|
--системе контроля и испытаний продукции, сертификации надежности;
--системе организации производства;
--системе управления от проектирования до эксплуатации.
Система управления качеством включает:
-Задачи руководства (политика в области качества, организация);
-Систему документации и планирования;
-Документацию требований и их выполнимость;
-Качество во время разработки (планирование, компетентность, документация, проверка, результат, изменения);
-Качество во время закупок (документация, контроль);
-Обозначение изделий и возможность их контроля;
-Качество во время производства (планирование, инструкции, квалификация, контроль);
-Проверку качества (входные проверки, межоперационный контроль, окончательный контроль, документация испытаний);
-Контроль за испытательными средствами;
-Корректирующие мероприятия;
-Качество при хранении, перемещении, упаковке, отправке;
-Документирование качества;
-Внутрифирменный контроль системы поддержания качества;
-Обучение персонала;
-Применение статистических методов управления;
-Анализ качества и эффективности принимаемых мер.
Контролируемые показатели качества устанавливаются в зависимости от специфики продукции.
Политика в области качества может быть сформулирована в виде направления деятельности или долгосрочной цели и может предусматривать:
• улучшение экономического положения предприятия;
• расширение или завоевание новых рынков сбыта;
• достижение технического уровня продукции, превышающего уровень ведущих фирм;
• ориентацию на удовлетворение требований потребителей определенных отраслей или определенных регионов;
• освоение изделий, функциональные возможности которых реализуются на новых принципах;
• улучшение важнейших показателей качества продукции;
• снижение уровня дефектности изготавливаемой продукции;
• увеличение сроков гарантии на продукцию;
• развитие сервиса.
В соответствии со стандартом ИСО жизненный цикл продукции (ЖЦП) включает 11 этапов: 1) маркетинг, поиск и изучение рынка; 2) проектирование и разработка технических требований, разработка продукции; 3) материально-техническое снабжение; 4) подготовка и разработка производственных процессов; 5) производство; 6) контроль, проведение испытаний и обследований; 7) упаковка и хранение; 8) реализация и распределение продукции; 9) монтаж и эксплуатация; 10) техническая помощь и обслуживание; 11) утилизация после испытания.
Перечисленные этапы ЖЦП описываются в литературе по управлению качеством как «петля качества» (Рис. 3.1). Таким образом, обеспечение качества продукции — это совокупность планируемых и систематически проводимых мероприятий, создающих необходимые условия для выполнения каждого этапа «петли качества», чтобы продукция удовлетворяла требованиям к качеству.
10 11 1
|
8
7 3
6 4
|
|
5
Рис. 3.1 Модель обеспечения качества («петля качества»)