Понятие системы качества.




Тема 5 Основы механизмов управления качеством

Понятие системы качества.

Механизм управления качеством.

Контроль качества

Значение стандартизации в управлении качеством

Текущее управление качеством.

Понятие системы качества.

Система качества определена в стандарте ИСО 8402 как совокупность организационной структуры, распределения ответственности, процессов, процедур и ресурсов, обеспечивающая осуществление общего руководства качеством. В отечественной практике синонимом этого понятия является понятие «система управления качеством».

В литературе по качеству также употребляется термин «система обеспечения качества » - это совокупность организационной структуры, ответственности, процедур, процессов и ресурсов, обеспечивающая руководство качеством; она поддерживает требуемый уровень качества при оптимальных затратах, эффективно используя технические, человеческие и материальные ресурсы предприятия, и создает уверенность потребителя в получении продукции требуемого качества.

В современной теории и практике управления качеством выделяют следующие пять основных этапов:

1) принятие решений о том, что производить и подготовка тех­нических условии;

2) проверка готовности производства и распределение орга­низационной ответственности;

3) процесс изготовления продукции или предоставления услуг;

4) устранение дефектов и обеспечение обрат­ной связи в целях внесения в процесс производства и контроля изменений, позволяющих избегать выявленных дефектов в бу­дущем;

5) разработка долгосрочных планов по качеству.

Осуществление перечисленных этапов невозможно без взаи­модействия всех отделов, органов управления предприятием. Такое взаимодействие обеспечивает системный подход к управлению качеством и называется единой системой управления качеством.

Под системой управления качеством продукциипонимают постоянный, планомерный, целеустремленный процесс воздействия на всех уровнях на факторы и условия, обеспечивающей создание продукции опти­мального качества и полноценное ее использование.

Рассмотрим более подробно содержание этапов системы управления качеством.

На первом этапе качество означает ту степень, в которой то­вары или услуги фирмы соответствуют ее внутренним техниче­ским условиям. Этот аспект качества называют качеством соот­ветствия техническим условиям.

На втором этапе оценивается качество конструкции. Качест­во может отвечать техническим требованиям фирмы на конст­рукцию изделия, однако сама конструкция может быть как вы­сокого, так и низкого уровня качества.

На третьем этапе качество означает ту степень, в которой работа или функционирование услуг (товаров) предприятия удовле­творяют реальные потребности потребителей. Основой деятельности предприятия в условиях конкуренции является ориентация на потребности конечного пользова­теля и создание для него максимально выгодных условий покуп­ки, эксплуатации или потребления (ремонта) товара. Этот этап является одним из важнейших в системе управления качеством, и если изделие или услуга не подходят для удовлетворения конкретных нужд потребителя, то готовность системы качества по первым двум этапам сводится на нет.

Система управления качеством продукции включает следую­щие функции:

-функции стратегического, тактического и оперативного управления;

-функции принятия решений, управляющих воздействий, анализа и учета, информационно-контрольные;

-функции специализированные и общие для всех стадий жизненного цикла продукции;

-функции управления по научно-техническим, производст­венным, экономическим и социальным факторам и условиям.

Стратегические функции системы управления качеством продукции включают:

• прогнозирование и анализ базовых показателей качества;

• определение направлений проектных и конструкторских работ;

• анализ достигнутых результатов качества производства;

• анализ информации о рекламациях;

• анализ информации о потребительском спросе.

Тактические функции системы управления качеством продукции включают:

управление сферой производства;

• поддержание на уровне заданных показателей качества;

• взаимодействие с управляемыми объектами и внешней средой.

Система управления качеством продукциипредставляет собой совокупность управленческих органов и объектов управления, меро­приятий, методов и средств, направленных на установление, обес­печение и поддержание высокого уровня качества продукции.

Требования к системам обеспечения качества продукции, в том числе к разработке продукции, изготовлению, к организации контроля и испытаний продукции, к ее эксплуатации, хранению и транспортированию установлены в стандартах ИСО серии 9000.

Система управления качеством должна удовле­творять требованиям к:

--системе контроля и испытаний продукции, сертификации надежности;

--системе организации производства;

--системе управления от проектирования до экс­плуатации.

Система управления качеством включает:

-Задачи руководства (политика в области качества, органи­зация);

-Систему документации и планирования;

-Документацию требований и их выполнимость;

-Качество во время разработки (планирование, компетент­ность, документация, проверка, результат, изменения);

-Качество во время закупок (документация, контроль);

-Обозначение изделий и возможность их контроля;

-Качество во время производства (планирование, инструк­ции, квалификация, контроль);

-Проверку качества (входные проверки, межоперационный контроль, окончательный контроль, документация испытаний);

-Контроль за испытательными средствами;

-Корректирующие мероприятия;

-Качество при хранении, перемещении, упаковке, отправке;

-Документирование качества;

-Внутрифирменный контроль системы поддержания качества;

-Обучение персонала;

-Применение статистических методов управления;

-Анализ качества и эффективности принимаемых мер.

Контролируемые показатели качества устанавливаются в за­висимости от специфики продукции.

Политика в области качества может быть сформулирована в виде направления деятельности или долгосрочной цели и может предусматривать:

• улучшение экономического положения предприятия;

• расширение или завоевание новых рынков сбыта;

• достижение технического уровня продукции, превышаю­щего уровень ведущих фирм;

• ориентацию на удовлетворение требований потребителей определенных отраслей или определенных регионов;

• освоение изделий, функциональные возможности которых реализуются на новых принципах;

• улучшение важнейших показателей качества продукции;

• снижение уровня дефектности изготавливаемой продукции;

• увеличение сроков гарантии на продукцию;

• развитие сервиса.

В соответствии со стандартом ИСО жизненный цикл про­дукции (ЖЦП) включает 11 этапов: 1) маркетинг, поиск и изучение рынка; 2) проектирование и разработка технических требований, разработка продукции; 3) материально-техническое снабжение; 4) подготовка и разработка производственных процессов; 5) производство; 6) контроль, проведение испытаний и обследований; 7) упаковка и хранение; 8) реализация и распределение продукции; 9) монтаж и эксплуатация; 10) техническая помощь и обслуживание; 11) утилизация после испытания.

Перечисленные этапы ЖЦП описываются в литературе по управлению качеством как «петля качества» (Рис. 3.1). Таким образом, обеспечение качества продукции — это со­вокупность планируемых и систематически проводимых меро­приятий, создающих необходимые условия для выполнения ка­ждого этапа «петли качества», чтобы продукция удовлетворяла требованиям к качеству.

10 11 1

Принятие решений
9 2

8

7 3

           
   
   
 
 


6 4

учет
контроль
5

5

       
   
 
 


Рис. 3.1 Модель обеспечения качества («петля качества»)

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: