Дисциплина «Основы рыночной экономики»




Лекция №4.Спрос и предложение в механизме рынка.

1. Спрос. Закон спроса. График спроса. Неценовые факторы (детерминанты) спроса.

2. Предложение. Закон предложения. График предложения. Неценовые факторы (детерминанты) предложения.

3.Понятие эластичности в рыночной экономике. Эластичность спроса и ее виды. Эластичность предложения и ее виды.

4.Рыночное равновесие. Равновесная цена. Закон рыночного равновесия.

 

1. Важнейшими законами в рыночной экономике являются законы спроса и предложения. Спрос – это количество товара, которое потребители готовы и в состоянии купить по некоторой цене в течение определенного периода времени. В рыночной экономике действует закон спроса, который означает, что при прочих равных условиях величина спроса будет больше при низких ценах, чем привысоких, то есть чем ниже цена, тем больше спрос, и наоборот, чем выше цена, тем меньше спрос.Таким образом, закон спроса выражает обратную (отрицательную) связь между ценой и величиной спроса, которая графически изображается:

Убывающий или нисходящий характер спроса определяется убывающей предельной полезностью (MU – marginalutility). Предельная полезность – это дополнительная полезность, которую приносит потребление каждой дополнительной единицы блага по сравнению с уже потребленным количеством.

Закон спроса выражает отрицательную связь или обратную зависимость, показывая тем самым, что спрос является убывающей функцией цены и объясняется это следующими положениями:

1) Для потребителей цена представляет собой барьер, мешающий совершить покупку. Высокая цена отбивает охоту покупать, а низкая цена усиливает желание совершить покупку.

2) Потребление в экономике подвержено воздействию закона или принципа убывающей предельной полезности (MU). Таким образом, закон убывающей предельной полезности заключается в том, чтокаждая последующаяединица блага приносит все меньше и меньше удовлетворения или пользы, то есть потребность в нем уменьшается,и поэтому потребители покупают дополнительнуюединицу блага лишь при условии снижения цены.

3) Потребление в экономике подвержено воздействию эффекта дохода и эффекта замещения. Эффект дохода заключатся в том, что более низкая цена товара делает человека ка бы богаче, то есть он может позволить себе купить больше данного товара, не отказывая себе при этом в приобретениив каких-либо других альтернативных товаров при данном уровне номинального дохода. Эффект замещения состоит в том, что более низкая цена товара создает стимул для приобретенияданного товара по сравнению с которым другие товары стали относительно дороже. Потребители склонны замещать дорогие товары более дешевыми.

Максимальная цена, по которой покупатель согласен купить определенное количество данного товара носит название цены спроса.

Кроме цены, на спрос оказывают влияние и другие так называемые неценовые факторы или детерминанты(определители) спроса:

1) Изменение вкусов, моды, сезона.

2) Изменение доходов потребителей.

3) Изменение числа покупателей.

4) Изменение цен на сопряженные (комплементарные) товары. Различают взаимозаменяемые товары (субституты) (масло – маргарин) и взаимодоплняемые товары (автомобиль – бензин).

5) Изменение ожиданий.

Таким образом, следует различать изменение объема или величины спроса, которое происходитпод влиянием изменения цены товара, и которое графически изображается движением вверх или вниз от каждой точки,находящейся на кривой спросаот изменений в самом спросе, которые происходят под влиянием неценовых факторов и графически изображаются смещением (сдвигом) кривой спроса вправо или влево.

2. Предложение – это количество товара, которое предъявляется к продаже покакой-либо цене в течение определенного периода времени. Закон предложения означает, что при прочих равных условиях величина предложения будет больше при высоких ценах,чем при низких, то есть чем выше цена, тем больше предложение, и наоборот чем ниже цена, тем меньше предложение. Таким образом, закон предложения выражает кривую или положительную связьмежду предложением и ценой товара,которая графически изображается:

Восходящие характер кривой предложения объясняется ростом предельных издержек (MC – marginalcost). Предельные издержки – это дополнительные издержки, связанной с производством каждой дополнительной единицы блага по сравнению с уже произведенным количеством.

Кривая предложения – это кривая предельных издержек. По мере увеличения производства какого-либо блага, предельные издержки возрастают, и чтобы их окупить, цена увеличивается.

Кроме цены,на предложение оказывают влияние следующие неценовые факторы предложения:

1) Изменение цен на ресурсы.

2) Изменение или совершенствование технологий.

3) Изменение числа поставщиков

4) Изменение налогов и дотаций.

5) Изменение цен на другие товары

6) Изменение ожиданий.

Таким образом, следует различать изменение объема или величины предложения, которое происходит под влиянием изменения цены товара, и которое графически изображается движением вверх или вниз от каждой точки, находящейся на кривой предложения, от изменений в предложении, которые происходят под влиянием неценовых факторов и графически изображаются смещением (сдвигом) кривой предложения вправо или влево.

 

3. Понятие эластичности.

Закон спроса и закон предложения выражают общую направленность изменения спроса и предложения, а экономистов интересует количественное измерение или мера. Для этого в экономическом анализеиспользуется понятие эластичности. Эластичность – это мера или степень реакцииили чувствительности одной величины на изменение другой.

Количественную меру эластичности можно выразить посредством коэффициента эластичности.

Коэффициент эластичности – это числовой показатель, показывающий процентное изменение одной переменной в результате однопроцентного изменения другой переменной. Эластичность может изменяться от нуля до бесконечности.

Выделяют следующие виды эластичности:

- эластичность спроса по цене

- эластичность спроса по цене;

- эластичность спроса по доходу;

- перекрестная эластичность спроса по цене;

- точечная эластичность спроса;

- дуговая эластичность спроса;

- абсолютно эластичный спрос;

- абсолютно не эластичный спрос.

Эластичность спроса по цене или ценовая эластичность спроса показывает, на сколько процентов измен объемили величина спроса при изменении цены на 1%..Эластичность спроса определяется коэффициента эластичности:

, где ∆Q – процентное изменение величины спроса, а ∆Р – процентное изменение цены товара.

Различают следующие виды эластичности спроса по цене:

1) Эластичный спрос:

> 1

Эластичный спросозначает такую ситуацию на рынке, при которой каждый процент изменения цены товара приводит к изменению величины спроса более чем на один процент.

2) Неэластичный спрос:

< 1

Неэластичный спрос означает такую ситуацию на рынке, при которой каждый процент изменения цены товара приводит к изменению величины спроса менее, чем на один процент.

Различают спрос с единичной эластичностью( = 1), когда объём или величина спроса изменяются в той же пропорции в какой происходит изменение цены товара.

Различают абсолютно эластичный и абсолютно не эластичный спрос.

- Абсолютно эластичный спрос( = ∞)

- Абсолютно неэластичный спрос(( = 0),

Различают точечную и дуговую эластичность.

Точечная.

Дуговая.

Эластичность спроса по доходу.

Показывает на сколько процентов измениться объем спроса на товар при изменении дохода покупателя на 1 процент.

=

Коэффициент перекрестной эластичности спроса показывает на сколько процентов измениться объем или величина спроса на товар Х при изменении цены товара Y на 1%.

Коэффициент эластичности предложения определяется как отношение процентного изменения объема или величины предложения к процентному изменению цены товара.

=

4. Рыночное равновесие.

Если совместить графики спроса и предложения, то они пересекутся в точке рыночного равновесия, которой соответствуют равновесная цена и равновесное количество.

Равновесная цена – это цена,при которой количество товара, которое потребители согласны купить по данной цене совпадает с количеством товара, которые производители согласны продать по данной цене.

В рыночной экономике возможен следующий спрос:

1) Если рыночная цена ниже равновесной, то возникает дефицит или нехватка товара. Дефицит действует в сторону повышения цены.

2) Если рыночная цена вышеравновесной, то возникает профицит или избыток товара. Профицит действует в сторону понижения цены.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-06-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: