Методические рекомендации по самостоятельному изучению дисциплины




 

При изучении темы «Эстетическая культура: сущность, структура и функции» необходимо уяснить понимание эстетической культуры как особой сложной системы чувственных и интеллектуальных способностей человека, его представлений об эстетическом идеале, а также реальные предметы и формы поведения, созданные человеком по законам красоты: гармонии, симметрии, совершенства.

Изучая тему, следует осмыслить структуру эстетической культуры, охарактеризовать ее составляющие: эстетическую деятельность, эстетические отношения и эстетическое сознание, эстетическое воспитание.

Осмысливая сущность эстетической культуры, следует помнить, что составляющей частью ее является художественная культура, которая представлена художественным творчеством, произведениями искусства, художественной критикой и искусствознанием.

Следует обратить внимание на то, что эстетическая культура может формироваться как стихийно - под воздействием повседневной эстетики быта, жизни, природы, так и сознательно, целенаправленно - при помощи художественного образования и воспитания.

Характеризуя эстетическую деятельность, как деятельность по законам красоты, особое внимание обратите на виды эстетической деятельности. Практическая деятельность (бытовая, садово-парковая, дизайн). Художественно-практическая деятельность (карнавал, этикетное поведение, свадебный или погребальный обряд). Художественно-творческая деятельность (создание произведений искусства). Художественно-рецептивная деятельность (восприятие художественных произведений). Перцептивно-эстетическая деятельность (восприятие красоты окружающей действительности). Духовно-культурная деятельность (выработка идеалов, личного вкуса, вынесение вкусовых суждений и оценок). Осмыслите сущность и важность видов деятельности в работе, службе и быте сотрудника органов внутренних дел.

Особое внимание при изучении темы обратите на эстетическое сознание как форму ценностного сознания, осознания и отражения действительности и ее оценки с позиций эстетического идеала. Следует осмыслить структуру эстетического сознания, чувственно-эмпирический и рациональный уровни. Осмыслите основные элементы этих уровней, представленные эстетическими чувствами, восприятиями, эстетическими потребностями, эстетическим вкусом, эстетическими оценками, эстетическим суждением, эстетическим идеалом.

Уясните, что такое эстетическое восприятие как сложный процесс вчувствования, сублимации и этапы формирования эстетического восприятия: эстетическая установка как сознательно-внесознательная настроенность; первая эмоция как первое переживание при воздействии эстетического объекта; получение эстетического наслаждения. Эстетические чувства возникают на основе восприятия красоты и гармонии мира и произведений искусства. На основе эстетических чувств и восприятий формируется эстетический опыт. Эстетический опыт представляет собой особые навыки и умения воспринимать эстетические ценности и эстетическую деятельность, а также их взаимосвязь.

Эстетические потребности как элемент эстетического сознания формируются из неэстетических, социальных потребностей и представляют собой осознание человеком необходимой для него эстетической ценности, созерцания и деяния красоты. Потребности человека выражаются через систему эстетических предпочтений: любимых цветов и цветовых гамм в одежде, художественных произведений, их видов и жанров в искусстве, приемлемых форм общения и поведения.

Особое место в структуре эстетического сознания занимает эстетический идеал. Следует уяснить, что эстетический идеал являет собой обобщенную мысль, некую абсолютную ценность, которую невозможно превзойти и которая имеет значение, смысл и предстает значимым ориентиром в жизни человека.

Каждый из вышеназванных элементов эстетического сознания выполняет свою роль во внутреннем мире человека вообще и сотрудника правоохранительных органов в частности. Но следует обратить особое внимание на формирование и развитие эстетического вкуса как специфической способности человека и как регулятора эстетической действительности и эстетического восприятия мира. Уяснить основные концепции эстетического вкуса (Ф.Вольтер, И.Гердер, И.Кант). Охарактеризуйте функции эстетического вкуса и его соотношение с нормой и эстетическим идеалом как высшим критерием эстетической оценки и как образом должной и желаемой эстетической ценности.

Выявите значимость эстетических концепций, теорий как рационального уровня эстетического сознания для сотрудника полиции.

Важным элементом в структуре эстетической культуры являются эстетические отношения как особый вид отношений между людьми в обществе: поведения, общения, быта и профессиональной деятельности по законам красоты. Особое внимание обратите на чувственно-интеллектуальную природу эстетического отношения.

Следует усвоить, что в эстетической культуре важная роль принадлежит эстетическому воспитанию. Сущность эстетического воспитания сводится к нескольким основным положениям. Во-первых, оно должно вырабатывать у молодежи способности воспринимать и переживать красоту природы, социальной действительности, раскрывать в них эстетику. Во-вторых, оно должно помочь молодому человеку уметь активно воспринимать, понимать и оценивать произведения искусства. В-третьих, оно должно развивать в молодом человеке потребность в красоте и умение понимать ее и наслаждаться ею. В-четвертых, оно должно способствовать утверждению красоты во всем: в труде, в отношениях, в личном поведении, в творчестве, в общественной жизни.

Следует усвоить, что эстетическое воспитание ставит перед собой задачу развития способности восприятия и переживания прекрасного и возвышенного.

Уясните отличие эстетического образования и эстетического воспитания, которое, как правило, индивидуально, так как касается каждого человека, пытается пробудить в нем тягу к прекрасному, подготовить его к встречи с прекрасным как в жизни, так и в искусстве. Именно эстетическое воспитание в большей степени связано с повседневной жизнью, с бытом, обычаями, традициями. Если эстетическое образование дает знание и общее представление о красоте, то эстетическое воспитание формирует вкус, потребности и способности общения с искусством. В процессе эстетического воспитания вырабатываются не только навыки, но и привычки непосредственного и постоянного общения с прекрасным. Оно формирует духовные качества человека и выступает способом передачи духовных ценностей, созданных в процессе жизнедеятельности человечества, развивает творческие способности человека и возможности. Ведущую роль в эстетическом воспитании играет эстетическая деятельность в различных видах самостоятельного и профессионального художественного творчества, без нее невозможно формирование и развитие личностных качеств человека, выражающих внутренний уникальный и неповторимый мир.

Определяя значимость эстетической культуры в деятельности сотрудника полиции, обратите особое внимание на осмысление основных функций эстетической культуры: коммуникативная, информационная, аксиологическая, сигнификативная, релаксации, воспитательная. Именно через реализации своих функций эстетическая культура оказывает влияние на воспитание сотрудника полиции и формирование его эстетического сознания, эстетического поведения и способности к творческой деятельности.

Наиболее подробно о сущности и структуре эстетической культуры можно посмотреть в книге М.С.Кагана «Эстетика как философская наука» (СПб.,1997, с.111-215); книге В. С. Ежова «Эстетическая культура человека». (Новосибирск.-2003).

 

Контрольные вопросы по теме.

1. Какова структура эстетической культуры?

2. Как соотносятся эстетическая и художественная культура?

3. Какие элементы включает в себя эстетическое сознание?

4. Что такое эстетический вкус?

5. Какие представления о сущности эстетического вкуса существуют в теории?

6. В чем особенность эстетического идеала?

7. В чем специфика эстетической деятельности по сравнению с другими видами деятельности?

8. Какие виды эстетической деятельности вы знаете?

9. Какие структурные элементы включает в себя художественная культура?

10. Какие функции в жизни общества и человека выполняет эстетическая культура?

 

Изучая тему «Искусство как духовно-ценностный феномен и его роль в эстетическом образовании и воспитании сотрудника ОВД», следует уяснить сущность искусства как духовно-культурного феномена и как особую форму человеческой деятельности, основанную на художественном творчестве. Особенности искусства, позволяющие отличать его от всех других форм человеческой деятельности, заключаются в том, что искусство осваивает и выражает действительность в художественно-образной форме.

Обратите особое внимание на понимания сущности и структуры творчества, включающего в себя замысел, где выражается идея произведения, воображение, вдохновение, память, сознание, подсознание, творческую интуицию.

Искусство как особая форма человеческой деятельности основано на художественном творчестве, которое начинается с замысла художника, творца. Замысел представляет собой результат восприятия жизненных явлений и их субъективное преломление и понимание человеком, создающим то или иное произведение искусства. Процесс создания произведения представляет собой творчество как воплощение замысла художника в знаковую систему и вырастающую на ее основе систему художественных образов, процесс объективации художественной мысли в тексте, картине, сценарии, звуках музыки, танце, это процесс отчуждения замысла творца и передачи его через произведение, созданного им слушателю, зрителю.

Создание произведение невозможно без воображения. Воображение способно воссоздавать образы действительности и те образы, которые в действительности не существуют. Воображение творчески воспроизводит блоки представлений, впечатлений и образов, хранящихся в памяти. Комбинирует и рисует их в сознании художника.

Важную роль в творчестве играет вдохновение. Вдохновение представляет собой специфически творческое состояние ясности мысли, интенсивности её работы, богатства и быстроты ассоциаций, глубокого процесса проникновения в суть жизненных проблем. Вдохновение порождает необыкновенную творческую активность. В творчестве важную роль играет ещё и внутреннее освобождение, процесс творческой реализации индивидуальности в публичной исповеди творца произведения искусства перед его будущими слушателями и зрителями.

В творческом процессе велика роль подсознательного, прежде всего интуиции как особой формы познания, которая может озадачить творца через сновидения или внутреннее откровение. Как об этом говорил И.В. Гёте, которому во сне приснились стихи, а проснувшись он «как лунатик сел их записывать».

Память же художника представляет собой не зеркальное отражение действительности, она имеет творческий характер, она ассоциативна и избирательна и неразрывно связана с воображением. Несомненно, художественное творчество невозможно без сознания как высшей формы идеально-чувственного отражения действительности. Значимость сознания велика в любом творческом процесс, но особую роль оно играет в создании крупномасштабных произведений, где необходимо держать в сознании не только идею произведения, но и весь творческий процесс замысла и каждую составляющую часть.

Деятельность по созданию произведений искусства сложна и многогранна, следует обратить внимание на ещё один момент, без которого не возможно художественное творчество, способность человека к данному виду деятельности. Ведь ни для кого не является секретом, что не все способны быть творцами искусства. Вопрос о способности человека к творчеству остаётся дискуссионным в научной литературе. Но на современном этапе признаётся, что творческие способности человека имеют врождённый характер (даны ли они человеку Богом, или же это результат наследственных генных особенностей вопрос остаётся открытым), но все утверждают о том, что имеющиеся способности следует развивать, а для этого необходимо желание и труд, в котором способности будут развиваться.

Итак, следует усвоить, что искусство – это особое отражение человеком, художником своего видения мира в образно-художественной форме. Искусство представляет собой уникальную самобытную форму конкретного чувственного выражения невербализуемого эстетического опыта художника с помощью системы художественных приёмов, принципов, методов. Главная цель искусства – актуализация эстетического сознания познающего субъекта, восприятия им произведения вплоть до достижения эстетического наслаждения. Искусство является высшей формой воплощения эстетического, понятие и сущность, которого мы осмысливали в предыдущей теме. Искусство представлено в различных видах, жанрах и стилях.

Для истинного понимания сущности искусства необходимо охарактеризовать сущность и значимость каждого элемента в творчестве, а также их роль. Следует помнить, что без единства всех этих элементов невозможно создание произведений искусства. Обратите внимание на то, что в искусстве выражается личностное отношение авторского видения мира, выраженное в художественном образе.

Искусство как форма эстетической деятельности существует и развивается на основе определенных принципов. Для осмысления сущности искусства необходимо обратить внимание на основные принципы в искусстве: мимесис как разнообразное подражание, канон как система внутренних правил и норм, свойственных искусству какого-либо художественного направления, стиль как устойчивая система способов выражения и художественного мышления определенной эпохи, соотношения формы и содержания, и, наконец, художественный образ. Особо следует осмыслить сущность и роль художественного образа в искусстве.

Следует усвоить, что художественный образ, специально создаваемый в процессе творческой деятельности по специфическим законам красоты феномен искусства, обладает уникальной природой. Художественный образ – это материальное, конкретно-чувственное воплощение идей, родившихся в сознании художника в порыве творческого вдохновения.

В зависимости от степени обобщения, предлагаемой художественным образом, можно выделить несколько черт художественного образа:

Уясните специфику художественного образа и его основные черты: метафоричность, парадоксальность, ассоциативность, многозначность, недосказанность, идеальная реальность, изоморфизм. Осмыслите сущность каждой из черт художественного образа. Подробнее по данному вопросу следует посмотреть работу С.М.Петковой «Справочник по эстетике» Ростов-на-Дону «Феникс».2012.

Обратите внимание на процесс создания художественного образа, включающий в себя прообраз, образ и макрообраз. Кроме того, следует акцентировать внимание на то, что сущностным ядром художественного образа является художественный символ, выражающий смысловой аспект в искусстве, без которого невозможно искусство.

Уясните основные функции искусства. Обратите внимание на полифункциональность искусства: искусство как деятельность и утешение, искусство как знание и просвещение, искусство как анализ состояния мира, искусство как предсказание, искусство как сообщение и общение, искусство как катарсис, очищение и формирование духовного мира и ценностных ориентаций человека, искусство как внушение, искусство как наслаждение.

Охарактеризуйте каждую из функций искусства, именно через свои функции искусство оказывает воздействие на формирование и развитие духовного мира, эмоционально-чувственной сферы, эстетического вкуса, идеалов и потребностей сотрудника полиции.

Наиболее подробно об искусстве как духовно-ценностном феномене можно посмотреть в книгах В.В.Бычкова «Эстетика». Учебник для вузов. (М.Академический проект. Фонд «Мир». М. 2011, гл. 11, 12.) и С.М.Петковой «Справочник по эстетике» (Ростов-на-Дону «Феникс».2012, с.13-38).

Контрольные вопросы по теме.

1. Какую роль в нашей жизни играет искусство?

2. В чем специфика художественного образа?

3. В чем состоит познавательное и воспитательное значение искусства?

4. Как следует понимать слова Н.Г.Чернышевского «Искусство — учебник жизни»?

5. Ваше мнение о споре «физиков» и «лириков». Отмирает ли искусство?

6. Что вам дает общение с искусством?

7. Что означает полифункциональность искусства?

8. Какие структурные элементы сознания играют важную роль в художественном творчестве: воображение, память, сознание, подсознательное, вдохновение? И почему?

9. Что такое мимесис?

10. Как соотносится в искусстве форма и содержание?

Рассматривая тему «Виды искусства, их историческая динамика и значимость в развитии эстетической культуры сотрудника ОВД», следует обратить внимание на то, что искусство по сущности своей многообразно и представлено множеством видов в зависимости от видов художественного творчества. Существует проблема классификации видов искусства: по характеру художественно-творческого процесса, по особенностям пространственно-временного существования, по составу содержания и другие, следует осмыслить данную проблему.

Обратите внимание, что одним из самых распространенных подходов в классификации искусства является деление на: 1) пространственные; 2) временные; 3) пространственно-временные, синтетические виды искусства. Получить информацию по данному вопросу вы сможете в книге Ю. Борева «Эстетика» (М., 2005, гл. XII).

Следует учесть, что пространственные виды искусства, к которым относятся архитектура, декоративно-прикладное искусство, скульптура, живопись, графика. Все они оперируют объемно-пластическими материалами в трехмерном или двухмерном пространстве. Их называют также искусствами пластическими.

Архитектура, декоративно-прикладное искусство и дизайн относятся к неизобразительным видам искусства, т. к. они ничего конкретно не изображают. Вследствие этого мысли, чувства, переживания людей, смысл вещей они передают косвенным, ассоциативным путем.

Скульптура, живопись и графика являются изобразительными видами, в них сам принцип создания художественной формы строится на изображении. Важно, что непосредственно они изображают не впечатления от предметов, а подобия самих предметов в их конкретно- чувственном, зримом бытии. Визуальные художественные образы противостоят времени, сохраняя духовный опыт исчезающих поколений, превращаясь в орган культурной памяти.

Наряду с общими чертами, каждое из пространственных искусств обладает специфическими особенностями, которые надо охарактеризовать в последующем изложении.

При этом следует помнить, что суть архитектуры как вида искусства в выразительном соотношении пластических элементов, из которых строится художественный образ. Ее особенность в том, что архитектура более, чем другие виды искусства, связана с внехудожественными, утилитарными формами практической деятельности людей. Хорошо известно определение сущности зодчества, данное еще римским архитектором Витрувием: прочность, польза, красота. При раскрытии этого вопроса необходимо привести конкретные примеры, рассказать об известных памятниках мировой архитектуры, анализируя при этом разновидности, жанры и стили архитектуры (готический, классицизм, барокко, рококо, модерн, постмодерн).

Скульптура – вид изобразительного искусства, произведения которого имеют трехмерную форму. Скульптура обнаруживает прямую связь материального и духовного, так как именно в пластике идея и чувственное явление сливаются в совершенном единстве. Скульптура передает существование и движение формы в пространстве. Широко известен афоризм французского скульптура А. Майоля: «Не копируя природу, я работаю, как она». Выбор материала (мрамор, бронза, дерево, глина) для скульптурного произведения обусловлен теми задачами, которые ставит перед собой художник.

Сфера живописи по сравнению со скульптурой необычайно широка. Ей подвластны не только художественное изображение живых существ, но и многие другие явления – почти весь видимый мир. Для живописца объект видится сквозь призму цвета при несомненной важности линий, объема. Живописец мыслит в красках. Линия ритмически организует пространство. Свет придал цвету новое звучание, выявил его тон, тембр, внутреннюю красоту.

Говоря о графике, указывают на то, что основным выразительным средством является линия – черная линия на белом фоне. Произведения уникальной графики выполняются в единичных экземплярах на бумаге различными художественными материалами. Разновидностями графики являются: 1) станковая графика; 2) книжная графика; 3) прикладная графика; 4)плакат.

Обратите внимание на дизайн (англ. – design – проектировать, конструировать) – вид художественно-технической деятельности, охватывающий конструирование и создание рациональных эстетических форм изделий, объектов и всей внешней среды, окружающей человека.

В жизни человека важное значение имеет декоративно-прикладное искусство - вид творческой деятельности по созданию предметов быта, предназначенных для удовлетворения утилитарных и художественно-эстетических потребностей людей. Этот вид деятельности способствует развитию творческих способностей сотрудника ОВД, ибо он связан с повседневной жизнью и возможностью реализовать себя как творческой личности в быту.

Особое значение в формировании и развитии эстетических чувств и потребностей имеет фотография. Фотография (гр. Phos (photos) свет+ grafo пишу) - искусство, воспроизводящее на плоскости, посредством линий и теней, самым совершенным образом и без возможностей ошибки, контур и форму передаваемого ею предмета. Осмыслите роль фотографии в формировании эстетической культуры сотрудника ОВД.

Познавая и осмысливая временные виды искусства, следует уяснить, что особенностью их является пребывание формы в параметрах времени (звук, сочетание звуков, слово). К временным видам относят литературу и музыку.

Литература как искусство словавсемогуща по своим изобретательным и выразительным возможностям. Художественная речь отличается от нехудожественной способом отношения к словесному материалу: в художественной речи автор реализует свою установку на эстетическое воздействие, что ведет к максимальной организованности словесно-художественной формы. Словом можно не только воссоздать зрительно воспринимаемую реальность, но и передать интеллектуально-эмоциональное состояние человека, передать его внутренний мир. Традиционно в литературе выделяют три рода: 1) эпический; 2) лирический; 3) драматический. В литературно-художественной форме представлены три основных компонента: 1) предметная изобразительность произведения; 2) речевой строй; 3) композиция.

Слово «музыка» – производное от «муза». Из древнегреческой мифологии известно, что музы, девять дочерей Зевса и богини памяти Мнемосины, покровительствовали певцам и музыкантам, пробуждая в них силы, рождая вдохновение.

Музыкальный звук имеет интонационную природу. Первым музыкальным инструментом был голос. Основа музыки – ритм и гармония, в своем соединении дающие мелодию. Музыка говорит с человеком на «непосредственном языке души», вызывает у него бесконечное многообразие эмоций и их оттенков.

Говоря о пространственно-временных видах искусства ( пантомима и танец, цирк и кино, театр и эстрада, телевидение), необходимо учитывать, что они объединяют характерные онтологические признаки пластических и временных искусств. Их художественный материал предметен, включен в пространственную среду. Но при этом он не статичен, а живет во времени: трансформируется, развивается, видоизменяется. Пространственно-временные виды искусства, существующие в конкретном пространстве сцены, арены, экранного изображения и в реальности настоящего времени, представлены на обозрение публики, что позволяет определять их как зрелищные искусства.

В основе искусства театра – стремление к подражанию, вкус к игре, потребность в познании, удовольствие от перевоплощения. Видовой спецификой театра является действие – последовательность сценических событий, представление, существующее в настоящем. Театр предстает как синтез, по крайне мере, трех искусств – актера, драматурга, режиссера. Работа режиссера заключается в смысловой интерпретации литературного материала, организации и сведении воедино всех компонентов спектакля.

Уясните, что кино – синтетическое искусство. Смысл и методология синтетичности, творимой на экране реальности, обнаруживается в технологии воссоединения времени и пространства. Взаимодействие времени и пространства в кино – это взаимодействие кадра и монтажа.

Обратите внимание, что цирк – это особый вид искусства, использующий множество различных изобразительных форм. В цирке используется акробатика, эквилибристика, гимнастика, пантомима, жонглирование, фокусы, клоунада, музыкальную эксцентрика, конную езда и дрессировка животных. Артист цирка решает сверхзадачу, он находит в вещи ее сверхмеру и творит по закону эксцентричности.

Эксцентрическое – сфера виртуозно-свободного владения трудно осваиваемым предметом. Эксцентричность в цирке не просто форма, а особое художественное содержание, раскрывающее всю власть человека и над животными и над пространством, и над собственным телом, и над своими чувствами.

Следует уяснить, что телевидение – средство массовой видеоинформации, новый вид искусства, способный передавать на расстоянии эстетически переработанные впечатления бытия. Социальная ценность телевидения в его аудио - и видеоинформативности.

Важная эстетическая особенность телевидения - передача «сиюминутного происшествия», непосредственный репортаж с места события, включение зрителя в тот поток истории, который течет именно сейчас и о котором только завтра смогут заговорить газеты и кинохроника, послезавтра - литература, театр, живопись.

Более подробно о различных видах искусства можно прочесть в книге П.С. Гуревича «Эстетика» (М. 2011, гл. 5,6,7).

Выясните, какие из видов искусства наиболее близки сотруднику ОВД и играют наибольшее значении в формировании и развитии его внутреннего мира и эстетической культуры.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: