к середине 1918 г.*
Мощность | электрических двигателей | ||
Название предприятия | |||
кВт | л.с.** | ||
Кочкарские золотые прииски | |||
Кизеловские угольные копи | |||
Ново-Черемшанский железный рудник | |||
Березовские золотые рудники | |||
Ново-Лялинская бумажная фабрика | |||
Березниковский содовый завод | |||
Невьянский цементный завод |
* Составлено по: Урал: Технико-экономический сборник. Екатеринбург, 1923. Вып. 6. С. 33, 78-81, 182-185, 304-307, 442, 444. ** 1 кВт= 1.36 л.с.
расстоянии от 11 до 30 верст, причем 4 из них были связаны с железнодорожными линиями узкоколейными ветками. 14 заводов находились от железнодорожных станций на расстоянии от 31 до 90 верст, из них 5 были соединены с железнодорожными линиями узкоколейными ветками. Можно сказать, что к 1918 г. транспортные условия для 63 заводов (86.3% общего их числа) были удовлетворительными39. Весьма показательно, что все ныне существующие на Урале железнодорожные магистрали были сооружены до 1918 г. Как же можно сложившуюся на Урале в начале XX в. железнодорожную сеть называть «неразвитой», если она выдержала все перевозки советского времени и продолжает успешно функционировать в своей прежней конфигурации в наши дни?
Промышленная революция захватила и другие отрасли горнозаводской промышленности. Фельдман полагает, что «почти 9/10 древесного угля по-прежнему изготовлялось примитивным кучным способом»40. Это не соответствует действительности. В 90-е гг. XIX - начале XX в. большинство уральских заводов перешли на приготовление древесного угля в углевыжигательных печах. Накануне и в годы Первой мировой войны в них выжигалось 90% древесного угля, а кучным способом - около 10%41.
|
Крупные сдвиги модернизационного характера произошли в золотоплатиновой промышленности. Фельдман вместе с Л.В. Сапоговской заявляют, что в первом десятилетии XX в. промышленный переворот до нее еще не дошел, отрасль находилась в стадии «промышленной предреволюции» (?), «применяемые машины и механизмы были скорее символами технического прогресса, чем реальными силами, преобразующими облик золотопромышленности»42. Но и эти утверждения не соответствуют действительности. В 1912 г. из полученных на Урале 747 пудов золота было добыто: старателями (вручную и примитивными механизмами) - 257 пудов (34.4%), драгами - 22 пуда (2.9%), жильного на крупных, в значительной мере механизированных и электрифицированных рудниках - 219 пудов (29.3%), химического - 173 - пуда (23.2%), аффинажного и электролитного - 76 пудов (10.2%)43. Таким образом, 2/3 золота получились уже индустриальными методами, так что промышленная революция значительно изменила и облик золотоплатиновой промышленности.
О значительном техническом перевооружении уральской горной и фабрично-заводской промышленности в начале XX в. свидетельствуют данные о внедрении в них электродвигателей (см. табл. 3).
Все это свидетельствует о том, что уверения Фельдмана о чрезвычайно малом энергетическом потенциале всех отраслей уральской промышленности не соответствуют действительности.
Крупные, модернизационного характера сдвиги в уральской горнозаводской промышленности, в технике и технологиях уральской металлургии, в производственно-организационной и финансово-экономической деятельности предприятий, социальные и социокультурные трансформации, происходившие в регионе в конце XIX - начале XX вв., стали завершающей стадией промышленной революции XVIII-XIX вв. на Урале и существенно изменили его облик. Техносфера уральской горнозаводской промышленности накануне революции 1917 г. уже коренным образом отличалась от уровня ее технической вооруженности в 1880-х гг., которую Ленин в работе «Развитие капитализма в России», опубликованной в 1899 г., но написанной по материалам конца 80-х гг. XIX в., назвал «технической отсталостью Урала». Ссылаясь на обзор горнозаводской промышленности России, составленный в 1890 г. А.П. Кеппеном, Ленин указал конкретные проявления этой технической отсталости: «старинное устройство доменных печей с холодным или слабо нагретым дутьем»; прочное сохранение «кричного способа выделки железа»; слабое применение паровых двигателей; доставку продукции потребителям посредством примитивного «сплава» по рекам раз в год44.
|
Все это имело место в 80-е гг. XIX в., но к 1917 г. ушло в прошлое. Действующих доменных печей «старинного устройства» в 1917 г. на Урале не осталось. Домен с холодным дутьем в 1910 г. имелось 4, но вскоре и они были переведены на горячее дутье или погашены. Кричные горны сохранились лишь на нескольких заводах и то в качестве редкой диковинки. В энергетическом хозяйстве заводов в 1916 г. господствующее положение занимали паровые двигатели, на долю которых приходилось 67.3% общей мощности всех двигателей, а вместе с электрическими и двигателями внутреннего сгорания - 95.1%. С постройкой на Урале сети железных дорог и соединением их с общероссийской железнодорожной сетью весенний сплав по рекам раз в год отошел в область преданий.
|
Урал накануне 1917 г. кардинальным образом отличался от Урала первых пореформенных десятилетий. Он не был «символом технической отсталости», каким пытались представить его на рубеже 1960-1970-х гг. сторонники «нового направления» и В.В. Адамов, постоянно ссылавшиеся на работу Ленина «Развитие капитализма в России», и как считает сейчас отстаивающий этот вывод Фельдман. Внедрение печного углежжения привело к резкому сокращению численности вспомогательных рабочих -углежогов, дроворубов, возчиков. Если в 90-х гг. XIX в. вспомогательные рабочие в железоделательной промышленности Урала составляли 2/3 всех рабочих, то к 1914 г. их удельный вес сократился до 1/345. По уверениям Фельдмана, в 1900 г. энерговооруженность рабочего-металлурга на Юге была в 27 раз выше, чем на Урале (если сравнивать паровые двигатели), и в 13 раз выше с учетом всех энергетических мощностей. В 1913 г., по его подсчетам, на Юге с учетом вспомогательных рабочих она составляла 4.3 л.с, без учета вспомогательных - 4.82 л.с, на Урале же - с учетом вспомогательных не превышала 0.4 л.с, а без их учета - 0.73 л.с, т.е. была ниже в 10.75 и 6.6 раза46.
В действительности в 1914—1916 гг. на одного уральского рабочего приходилось 1.55 л.с, а без учета вспомогательных рабочих - 2.4 л.с. Таким образом, накануне революции 1917 г. энерговооруженность всех рабочих железоделательной промышленности Урала была ниже энерговооруженности рабочих Юга России в 2.8 раза, без учета вспомогательных рабочих — в 2 раза, а отнюдь не в 10.75 и 6.6 раза и не на «порядок ниже»47. В США в 1909 г. на металлургических заводах средняя энерговооруженность одного рабочего составляла 9.9 л.с, на заводах с полным металлургическим циклом -26.8 л.с, т.е. была выше, чем на Юге России, в среднем в 3 раза, а по крупным передовым заводам - в 8.3 раза48. Следуя логике Фельдмана, сравнивая Юг России с США, следует сделать вывод (говоря его словами), что «ни один завод Юга России не приблизился по своей мощности к заводам США», «между предприятиями Юга России и США сохранялся качественный разрыв в техническом отношении» и, следовательно, никакого промышленного переворота не только в металлургии Урала, но и в металлургии Юга России и вообще всей России в конце XIX - начале XX вв. не было.
Техническое оборудование, установленное на уральских заводах в конце XIX - начале XX вв., в большинстве случаев было современным. Материалы о состоянии уральской металлургии в 1918г., собранные под руководством известного ученого-металлурга В.Е. Грум-Гржимайло, показывают, что из 73 металлургических и металлообрабатывающих заводов Урала 22 (30.1%) полностью или в значительной своей части были оснащены современным оборудованием, 28 (38.4%) имели исправное, но частично устаревшее или требовавшее ремонта оборудование, 23 (31.5%) имели устаревшее или неисправное оборудование. Все заводы последней группы, за исключением Вот-кинского, были мелкими, маломощными, с изношенной техникой, малорентабельными или нерентабельными49.
При переходе к нэпу заводы, оснащенные современным оборудованием, показали высокую жизнеспособность, не только выжили и выстояли, но и смогли по объему выпускаемой продукции очень скоро достичь дореволюционный уровень. 44 завода с неисправным и частично или полностью устаревшим оборудованием были на длительный срок законсервированы, а в конце 1920-х-1930-х гг., с переходом к социалистической индустриализации, закрыты или перепрофилированы в машиностроительные и механические предприятия. Техническое оборудование, введенное в строй в годы нового экономического подъема 1910-1914 гг. и Первой мировой войны, как правило, соответствовало тогдашнему уровню западноевропейской техники. Эти агрегаты затем успешно работали на уральских заводах в 1920-1930-х, часто - даже в 1950-1960-х, а некоторые из них - до начала 1990-х гг. Мощный сутуночный стан с паровой машиной в 1 200 л.с, установленный в Алапаевском заводе в 1910 г., безотказно проработал до 1986 г. Доменная печь № 5 на Нижнесалдинском заводе, вступившая в строй в 1914 г., прослужила до 1958 г., доменная печь № 6, пущенная в том же году, - до 1983 г. и т.п. Мощные электродвигатели в 3-5 млн кВт, установленные в 1910—1916 гг., имели очень небольшой срок эксплуатации, 3/4 всех электродвигателей не выработали производственные ресурсы. Это оборудование продолжало успешно эксплуатироваться на уральских электростанциях и заводах в 1920-1930-е гг. и позже. Электростанции уральских металлургических заводов, пущенные в 1910-1916 гг., в 1920-х-1930-х гг. послужили основой для электрификации всей промышленности Урала по плану ГОЭЛ-РО и последующим пятилетним планам.
О социальных последствиях «промышленного переворота» на Урале. Давно установлено, что на Урале - старейшем и крупнейшем промышленном районе страны, несмотря на существование в регионе остатков крепостничества, в конце XIX - начале XX вв. сформировался крупный отряд фабрично-заводского рабочего класса, являвшийся составной частью классовой структуры тогдашнего капиталистического общества. Фельдман пересматривает и этот вывод. Ссылаясь на «незавершенность промышленного переворота», «незавершенность формирования рабочего класса», «незавершенность формирования буржуазии», он заявляет, что «понятие "рабочий класс Урала" применительно к 1914 г. следует рассматривать как статистическую, но не как реальную социальную общность»50. Представление Фельдмана об уральских рабочих начала XX в. самое примитивное. Так, он утверждает, что на крупнейшем металлургическом заводе Урала - Надеждинском, «к 1914 г. большую часть контингента металлургов» (курсив мой. -Д.Г.) составляли привозные рабочие, главным образом, зыряне и татары, срок работы которых, как правило, не превышал года51. Следовательно, работали на нем, по мнению Фельдмана, сезонные рабочие, трудившиеся к тому же наездами, «вахтовым способом».
Но давайте посмотрим, каким оборудованием располагал тогда этот завод. На нем действовали 7 доменных и 9 мартеновских печей, 4 сортовых прокатных стана, в том числе один очень мощный рельсобалочный (фактически - блюминг), 18 кровельных станов, 2 вагранки и другие металлургические агрегаты. Завод давал 20% всей продукции уральской металлопромышленности. Как могли управляться с такой техникой и выполнять сложные производственные операции с расплавленным металлом неквалифицированные сезонные рабочие, зыряне и татары, привозимые из деревень «на срок,
не превышавший года»? На завод, расположенный на Северном Урале в слабо населенной местности, ежегодно вербовалось некоторое количество коми-зырян и татар, но они выполняли лишь вспомогательные работы (рубка дров, заготовка древесного угля, руды). В свете этих фактов утверждение Фельдмана о том, что «большую часть контингента металлургов» на Надеждинском заводе составляли «привозные» сезонные рабочие, выглядит неуклюжей шуткой.
Подводя итог, можно сказать, что попытка М.А. Фельдмана пересмотреть устоявшуюся в мировой и российской историографии концепцию промышленной революции XVIII-XIX вв., «переосмыслить» сущность и хронологические рамки «промышленного переворота» на Урале оказалась неудачной. Его искусственная, тенденциозная, основанная на манипулировании статистическими данными схоластическая социологическая схема не отражает действительность и не может считаться научной. Науку нужно двигать вперед, но не теми методами, которые использовал Фельдман. Тема промышленной революции XVIII-XIX вв. имеет важное научное значение и не потеряла своей актуальности до настоящего времени. К ее изучению надо подходить, строго соблюдая научную объективность и делая взвешенные, а не скоропалительные выводы. В проблеме промышленной революции XVIII-XIX вв. еще много не исследованных и слабо исследованных аспектов, она нуждается в дальнейшем изучении как в теоретико-методологическом, так и в конкретно-историческом плане, и можно надеяться, что дискуссия, начатая журналом, будет способствовать осуществлению этой задачи.
Примечания
1Фельдман М.А. Промышленный переворот на Урале: попытка переосмысления (дискуссии и обсуждения) // Отечественная история. 2005. № 4. С. 167-178.
2 Там же. С. 170-174.
3Струмилин С.Г. История черной металлургии в СССР. Т. 1. Феодальный период (1500-1860 гг.). М., 1954. С. 411-419; Я цу не кий В.К. Промышленный переворот в России//Вопросы истории. 1952. № 12; его ж е. Первые шаги промышленного переворота на Урале // Проблемы общественно-политической истории России и славянских стран. М., 1963; Дружинин Н.М. Проблема конфликта между производительными силами и феодальными производственными отношениями накануне реформы 1861 г. // Доклады и сообщения Института истории АН СССР. Т. 1.М., 1954; Ковальченко И.Д. Промышленный переворот в России//Советская историческая энциклопедия. Т. 11. М., 1968; Черныш М.И. Развитие капитализма на Урале и Пермское земство. Пермь, 1959; Горовой Ф.С. Падение крепостного права на горных заводах Урала. Пермь, 1961. С. 36—38; Кривоногое В.Я. Внедрение фабричной техники в горнозаводской промышленности Урала // Вопросы народного хозяйства СССР. К 85-летию академика С.Г. Струмилина. М., 1962; Рындзюнский П.Г. Утверждение капитализма в России. 1850-1880 гг. М., 1978; и др.
4Сметанин СИ. Начало промышленного переворота на Урале // Вопросы истории. 1977. № 3.
5 Промышленный переворот и его социально-экономические последствия // Новая и новейшая история. 1984. №2.
6СметанинС.И. Указ. соч. С. 17.
7Сметанин СИ. Конотопов М.В. История черной металлургии России. М, 2002. С. 155-157.
8 Струмилин СГ. Указ. соч. Т. 1. С. 227.
9Горнозаводская промышленность Урала на рубеже XVIII-XIX вв.: Сб. докум. и материалов. Свердловск, 1956. С. 294; КривоноговВ.Я. Указ. соч. С 325; Козлов А.Г. Творцы науки и техники на Урале. Свердловск, 1981. С. 28, 77-78.
10Виргинский B.C. Фотий Ильич Швецов. М., 1977; М о с и н А.Г. Механик Нижнетагильских заводов П.П. Мокеев // Ползуновские чтения: Тезисы научно-практической конференции, посвященной 265-летию со дня рождения И.И. Ползунова. Екатеринбург, 1994. С. 45-17; Гуськова Т.К. Заводское хозяйство Демидовых в первой половине XIX в. Челябинск, 1995. С. 161, 163.
11Струмилин СГ. Указ. соч. Т. 1. С. 146-147, 151-153; Кортина СБ., Наймушин А.В., Черно у х о в А.В. Немецкие специалисты на Урале в XVIII в. // Документ. Архив. История. Современность.
Вып. 3. Екатеринбург, 2003. С. 88-99; Гаврилов Д.В. Инженерно-техническая интеллигенция горнозаводского Урала в XVIII—XIX вв. // Интеллигенция, провинция, отечество: проблемы истории, культуры, политики. Иваново, 1996. С. 78.
12Бурмакин А.С. Исторические данные по введению приготовления холодного оружия в Златоустов-ской фабрике немецкими мастерами // Горный журнал. 1912. Т. 4; Боков В.Е. Немецкие оружейники на Златоустовском заводе // Журнал русского военного исторического общества. СПб., 1913; Ш у м и л о в Е.Ф. «Для пользы ближних...» Андрей Федорович Дерябин. Ижевск, 2004. С. 98.
13 М а н т у П. Промышленная революция XVIII столетия в Англии. М.; Л., 1925; Т о й н б и А. Промышленный переворот в Англии в XVIII столетий. Изд. 3. М., 1924; Бродель Ф. Материальная цивилизация,
экономика и капитализм. XV-XVIII вв. Т. 3. Время мира. М., 1992. С. 552-638; R о s t о w W. Les etapes de la croissance economique. P., 1967; A s h t о n T.S. La revolution industrielle. P., 1955.
14См.: Уральская историческая энциклопедия. Изд. 2, перераб. и доп. Екатеринбург, 2000. С. 438-440.
15Ф е л ь д м а н М. А. Указ. соч. С. 170.
16Гаврилов Д.В. Промышленная революция XIX в. на горнозаводском Урале // Ползуновские чтения... С. 10-13; его же. Промышленная революция // Уральская историческая энциклопедия. С. 438-440; его же. Промышленная революция XVIII-XIX вв. на Урале //Гаврилов Д.В. Горнозаводский Урал: Избранные труды. Екатеринбург, 2005. С. 124-144.
17Гаврилов Д.В. Промышленная революция XVIII-XIX вв. на Урале. С. 124-141.
18ФельдманМ.А. Указ. соч. С. 170, 176.
19 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 23. М., 1960. С.383-389.
20 Фельдман М. А. Указ. соч. С. 170
21Гаврилов Д.В. Социально-экономическая структура горнозаводской промышленности Урала в период капитализма (1861-1917 гг.): методологические аспекты проблемы // Промышленность и рабочие Урала в период капитализма (1861-1917 гг.). Свердловск, 1991. С. 70.
22Г л и в и ц И.П. Железная промышленность России. СПб., 1911. С. 13.
23Фельдман М.А. Указ. соч. С. 170.
24Бакулев Г.Д. Черная металлургия Юга России. М, 1953. С. 9-14.
25Струмилин С.Г. Избранные произведения: История черной металлургии в СССР. М., 1967. С. 365.
26План ГОЭРЛО. М., 1955. С. 416.
27Гертум Э. Отчет о поездке в Северо-Американские Соединенные Штаты для ознакомления с чугуноплавиленным делом // Горный журнал. 1898. №7; Гаврилов Д.В. Доменное производство Урала, Юга
России и США в конце XIX-начале XX вв. (1890-1918 гг.) // Проблемы экономической истории Урала: профессорский сборник научных статей. Екатеринбург, 2006. С. 78—96.
28Степанов П.Н. Металлопромышленность Урала. Харьков, 1926. С. 30.
29Гаврилов Д.В. Модернизационный взлет Урала в конце XIX - начале XX вв. // Модернизационные процессы в металлургии Урала XVII-XXI вв. Екатеринбург, 2006. С. 81.
30Фельдман М.А. Указ. соч. С. 171.
31Металлургические заводы на территории СССР с XVII века до 1917 г. Т. 1. М.; Л., 1937. С. 50.
32Краткие сведения о Пермских пушечных заводах. Пермь, 1899; Умов А.И., Вериго С.Ю. Постройка и эксплуатация мартеновской фабрики в Лысьвенском заводе графа П.П. Шувалова. СПб., 1901. С. 23-39;
Чеканов А.А. Н.Г. Славянов. М., 1977; Баньковский В.Л. Созидающее пламя. Пермь, 1988.
33Урал: Технико-экономический сборник /Под общей ред. проф. В.Е. Грум-Гржимайло. Вып. 6. Екатеринбург, 1923. С. 39, 87-88, 196-197, 329, 415, 454-455; Струмилин С.Г. Избранные произведения. С. 359.
34Немчинов B.C. Избранные произведения. В 6 т. Т. 4. М., 1967. С. 97.
35Фельдман М.А. Указ. соч. С. 172.
36Гаврилов Д.В. Модернизационный взлет Урала в конце XIX- начале XX вв. С. 77, 78, 79, 81; его же. Завершение «промышленного переворота» на Урале: 80-е гг. XIX в. - 1918 г. // Историческое образование на современном этапе: проблемы и перспективы модернизации. Сб. науч. статей. Екатеринбург, 2006.С. 73-95.
37Фельдман М.А. Указ. соч. С. 172.
38Там же. С. 174.
39Урал: Технико-экономический сборник. Вып. 6. С. 33, 78-81, 112, 182-185, 302-307, 442-444.
40ФельдманМ.А. Указ. соч. С. 171.
41 Ногин К.И. К истории углежжения на Урале // Уральский техник. Екатеринбург, 1918. № 10-12. С. 39.
Фельдман М.А. Указ. соч. С. 172—173; Сапоговская Л.В. Частная золотопромышленность России на рубеже XIX-XX вв. Екатеринбург, 1998. С. 107-110.
43Трифонов В.П., Яр ко в В.П. Золотая промышленность Урала в пореформенный период (1861—1917 гг.); Рожновский А.А. Способы добычи и извлечения золота из руд и россыпей // 200 лет золотой промышленности Урала. Свердловск, 1948. С. 40-44, 98.
44Ленин В.И. ПСС. Т. 3. С. 487-488.
45Сборники статистических сведений о горнозаводской промышленности России в 1890-1910 гг. СПб.,1892-1913; Свод статистических данных по железоделательной промышленности. Вып. 3. СПб., 1914. С. 7;
Промышленность и торговля. СПб., 1914. № 5. С. 244; Труды Центрального статистического управления. М., 1921. С. 75; Сигов СП. Очерки по истории горнозаводской промышленности Урала. Свердловск, 1936,С. 215.
46Фельдман М.А. Указ. соч. С. 171, 174.
47Струмилин С.Г. Избранные произведения. С. 359; Фельдман М.А. Указ. соч. С. 174.
49См.: Урал: Технико-экономический сборник. Вып. 6. С. 33, 78-81, 112, 182-185, 302-307, 442-444.
50Фельдман М.А. Указ. соч. С. 175.
51 Там же. С.174