Представлено в следующей таблице.




Виды искусства Жанры искусства
Архитектура Общественные здания, промышленная, жилищная, культовая.
Декоративно-прикладное искусство Ткачество, чеканка, литьё, резьба, лаковая миниатюра, стекло, ювелирное дело, дизайн.
Живопись Монументальная(настенные росписи, панно); Станковая (портрет, пейзаж, натюрморт, жанровые, исторические сцены, батальная); Декоративно-оформительская(плакат, лозунг, транспарант и др.); Миниатюрная
Графика Станковая, газетно-журнальная, плакаты, промграфика.
Скульптура (круглая, рельеф) Монументальная, монументально-декоративная, станковая.
Музыка Вокально-хоровая (песни, оратории, романсы и др.); Инструментальная (симфоническая, камерная); Вокально-инструментальная (опера, кантата, оратория).
Литература Эпос (эпопеи, эпические поэмы, сказания, былины, саги); Проза (роман, повесть, новелла, рассказ, эссе, мемуары); Драматургия (трагедия, драма, комедия); Поэзия (лирическая, гражданская поэма, баллада, песня, ода и др.).
Театр Драматический, музыкальный, пантомимы, кукольный.
Кино Игровое, художественно-документальное, научно-популярное, анимационное.
Телевидение и видео Трансляция готовых видов искусства, зрелищ; создание собственных. Передача художественных, документальных фильмов и видеоклипов.

Контрольные вопросы по теме.

1. Что отличает изобразительное искусство от других видов искусства (музыка, танец, литература), и есть ли между ними сходство?

2. Чем отличается живопись от графики?

3. Какую картину вы назовете прекрасной?

4. В чем своеобразие скульптуры как вида искусства?

5. Почему архитектуру называют «застывшей музыкой»?

6. Чем объяснить возникновение различных стилей в изобразительном искусстве и архитектуре?

7. Что отличает музыку от других видов искусства?

8. Ваше отношение к симфонической, джазовой, эстрадной музыке?

9. Какова роль театра в общественной жизни?

10. Почему театр называют синтетическим

11. Конкурируют ли театр и кино?

12. Верно ли, что со временем технические средства сделают ненужным непосредственный контакт актера со зрителем?

13. Почему кино является важнейшим из искусств?

14. В чем состоит синтетический характер киноискусства?

15. Может ли кино заменить общение с музыкой, литературой, театром?

16. В чем специфика литературы как вида искусства?

17. Каковы особенности балета как вида искусства?

18. В чем особенности цирка как вида искусства?

19. Какие из коллективных видов искусства Вам известны?

20. Какие жанры литературы Вам известны?

При изучении темы «Эстетика как наука о закономерностях искусства и ее роль в формировании ценностных ориентиров сотрудника ОВД », следует знать, что эстетика как философская наука о чувственно-ценностном отношении человека к миру и способах его духовно- практического освоения в искусстве. Эстетика включает в себя систему категорий, принципов и закономерностей в искусстве.

Уясните, что эстетическое как главная категория эстетики, есть «самодавлеющая, созерцательная ценность и сгусток общественно-исторических отношений» (А.Ф.Лосев). Осмыслите эстетическое и основные аспекты его значимости: ценностный, прагматический и системообразующий. Обратите внимание, что основными формами эстетического являются категории эстетики: прекрасное и безобразное, трагическое и комическое (юмор, ирония, игра), возвышенное и низменное.

Следует рассмотреть категорию прекрасного как объект, переживание, ценность природы и культуры.Прекрасное определяется как эстетическая категория, характеризующая явление с точки зрения совершенства, как обладающее высшей эстетической ценностью.

Раскрывая категорию прекрасного, необходимо сопоставить ее с понятием красоты. В связи с этим надо помнить о том, что прекрасное характеризует субъективно-объективные отношения, а красота входит в смысловое поле прекрасного и является характеристикой только объекта. Информацию по этому вопросу вы можете найти в книге Ю. Борева «Эстетика» (М., 2005, гл. «Эстетика - аксиология общечеловеческих ценностей»).

С античности мыслители пытались вычленить и выявить законы красоты с помощью понятий: гармония, совершенство, мера, порядок, симметрия, пропорция, число, «золотое сочетание», типы линий, свет. Красота отличается от красивости, которая опирается только на поверхностные характеристики. При подготовке к данному вопросу надо исследовать возможности различных видов и жанров искусства в воспроизведении прекрасного; отношение различных направлений, стилей индивидуальных методов к прекрасному.

Необходимо учитывать, что безобразное – диалектическая антитеза прекрасному. Эта категория выражает негативную эстетическую ценность. Эстетическое переживание безобразного двойственно: наслаждение художественным произведением сопровождается чувством отвращения к самому предмету изображения.

Безобразное ассоциируется с бесформенностью, аморфностью, дисгармонией, уродством. В связи с этим надо осмыслить широкий интерес к безобразному в ХХ веке и попытаться понять эстетику безобразного в современной культуре в свете проблемы границ художественного.

Необходимо выяснить, что такое возвышенное и каково его соотношение с прекрасным. Возвышенное вбирает в себя все колоссальное, безграничное, величественное в природе и искусстве, а также великое и героическое в общественной и личной жизни.

Возвышенное рядоположено жертвенному как устремленности к вечному, надличностному образу совершенства. В связи с этим возникает проблема нравственно-этической природы религиозного чувства.

Низменное – противоположность возвышенному. Нравственной характеристикой низменного является активное зло. Низменные предметы и явления таят угрозу человечеству, так как они не освоены, не подчинены людям.

Проанализируйте категорию «трагического», понимаемую как гибель ценностей в борьбе с несовершенством мира, прежде всего, утрату человеческой личности. Античная традиция видит сущность трагического в изображении страданий и гибели героя, свершившихся не по причине несчастного случая, но как неизбежное следствие его поступков вины, предопределенных судьбой, роком. Трагическое связано с понятием катарсиса, то естьочищения “посредством страха и сострадания” при вовлеченности в трагическое действие.

Следует рассмотреть виды трагических коллизий в истории народов и культур, в произведениях искусства. Особо надо обратить внимание на трагического героя, что приводит к осмыслению героического, сопоставляемого как с категорией возвышенного, так и с категорией трагического.

Необходимо привести примеры героического поведения сотрудников органов внутренних дел, когда героизм сопряжен с опасностью для жизни и предъявляет повышенное морально-психологическое требование к личности.

Требует объяснения трагизм современного мироощущения, его источники и отражение в искусстве (см.: Борев Ю. Эстетика. 2005 гл.II).

Необходимо понять сущность комического и его значения в жизни человека. Следует уяснить, что комическоеможет быть понято как «снятие» трагических противоречий. К видам комического относятся: смешное, сатирическое, фарсовое. Комическое может выполнять катарсическую функцию как в обществе, так и в личностном мироощущении. Комизм проявляется как результат контраста противостояния безобразного – прекрасному (Аристотель),

ничтожного – возвышенному (И. Кант), нелепого – рассудительному (Шопенгауэр), ложного – истинному (Гегель).

Необходимо рассмотреть основные формы комического: юмор, сатиру, иронию, привести примеры комического в жизни и искусстве. Следует определить комическое в истории культуры, в народном и профессиональном творчестве. Осознайте и осмыслите сложные оценочные суждения: «мрачное величие», «трагикомическая ситуация», «совершенство безобразного». Следует понять также такие эстетические свойства, как трогательное, некрасивое, изящное, забавное и т. д.

К категориям эстетики помимо традиционных относятся также: эстетический объект, эстетический субъект; мера, совершенство, красота, гармония. Подробнее смотрите в книге Е.Г.Яковлева «Эстетика» Учебное пособие для студентов вузов. М.: Гардарики, 2006. гл.I).

Делая вывод, надо отметить, что категории эстетики способствует формированию у работников полиции умения творческого использования эстетических знаний в решение оперативно-служебных задач, в повышении их профессионального мастерства. Подробнее смотрите в книгах: П.С.Гуревича «Эстетика». Учебное пособие. (М. КНОРУС. 2011, гл.1,2.) и С.М.Петковой «Справочник по эстетике». (Ростов-на-Дону «Феникс». 2012, с.99-161).

 

Контрольные вопросы:

1. Что такое эстетика?

2. Назовите основные формы эстетического сознания.

3. Составьте такие категории эстетики, как «прекрасное» и «красота». В чем их сходство и отличие?

4. Как соотносятся категории «возвышенного» и «героического»?

5. Назовите формы проявления комического в жизни и в искусстве.

Как соотносятся понятия «прекрасное», «красивое», «полезное», «нравственное»? Проанализируйте с этой точки зрения произведение искусства, прекрасный поступок, предмет бытового обихода и т.д.

2. Существуют ли законы красоты? Подтвердите ваши доводы примерами.

3. Какое воздействие оказывает на нас общение с прекрасным? Сделайте вывод на основании известных вам фактов и собственного опыта.

4. Что понимается под эстетическим как категорией философии искусства?

5. Как соотносятся прекрасное и безобразное как категории эстетики?

6. В чем красота природы? Приведите примеры симметрии, ритма, гармонии в живой и неживой природе.

7. Прекрасное в жизни и прекрасное в искусстве — чем они отличаются? Всегда ли прекрасный художественный образ является положительным героем?

8. Какие качества вы считаете несовместимыми с духовным обликом сотрудника полиции? (Что бы вы хотели в себе изменить?)

9. В чем сущность героического и значимость в жизни сотрудника полиции?

10. Что такое комическое и его роль в деятельности сотрудника полиции?

Изучая тему «Эстетическая культура сотрудника ОВД, ее особенности и проблемы», следует уяснить, что эстетическая культура сотрудника органов внутренних дел – это результат творческого освоения им эстетических ценностей общества, способов деятельности, направленных на их созидание. Структура эстетической культуры личности сотрудника ОВД представляет собой сложную систему, основными компонентами которой являются: эстетическое сознание, эстетическая деятельность, совокупность эстетических ценностей, создаваемых и используемых обществом на данном этапе его развития. Целостность эстетической культуры личности сотрудника ОВД проявляется в гармоническом развитии и уравновешенности всех составляющих элементов.

Следует обратить внимание на специфику эстетической культуры сотрудника ОВД, ибо она регламентирована «Законом о полиции»; регламентирована кодексом чести; регламентирована различного рода предписаниями; служебная дисциплина, подчеркнутая субординация раскрывают эстетически гармонический характер взаимоотношений в коллективе.

Обратите внимание на взаимосвязь эстетической культуры и социальной активности личности сотрудника ОВД, эта связь позволяет сделать вывод о большом значении эстетической культуры для формирования творческого отношения к правоохранительным задачам, стоящим перед работниками ОВД. Активная жизненная позиция эстетически развитого сотрудника ОВД проявляется в борьбе за красоту межличностных отношений, культуру поведения, за гармоничные отношения между человеком и социальной и природной средой.

Основой эстетической культуры любого человека вообще и сотрудника ОВД в частности являются эстетические знания. Развитие эстетической культуры как результат творческого освоения сотрудниками ОВД эстетических ценностей общества, способов деятельности, направленных на их создание. Эстетическое воспитание и образование как важнейшие факторы развития эстетической культуры сотрудника ОВД.

Характеризуя структуру эстетической культуры сотрудника ОВД, необходимо отметить такую важную роль в формировании и развитии эстетического сознания личности играет эстетический идеал. Определяющей чертой эстетического идеала является духовная переработка действительности по законам красоты, целостности и гармонии. Идеал задает образ цели, синтезирует человеческие стремления и мечты. Усвоение сотрудниками ОВД эстетических ценностей служит основой для превращения общественных ценностей во внутреннюю норму, в мотив поведения и профессиональной деятельности. Основными средствами формирования эстетического идеала является развитие как интеллектуальной, так и чувственно-эмоциональной сфер сознания сотрудников ОВД.

Необходимо понимание того, что эстетическое содержание любого вида деятельности определяется, прежде всего, самой целью деятельности человека. Цель деятельности органов внутренних дел специфична, её содержание определяется как объектом, так и субъектом деятельности, его стремлением к преобразованию действительности в соответствии с идеалом. Объектом деятельности органов внутренних дел являются нарушители законности, правопорядка, норм морали. По своей социальной направленности нарушители закона являются носителями социального зла, безобразного, низменного в жизни. Вся деятельность органов внутренних дел направлена на их гармонизацию отношений между обществом и индивидом.

Одной из важнейших форм проявления эстетической культуры в деятельности сотрудников ОВД является их профессиональное мастерство. Профессиональное мастерство – это средство практической реализации гуманной цели органов внутренних дел. Оно выступает эстетическим фактором труда каждого сотрудника. Необходимыми условиями мастерства являются:

1) свободное, полное овладение каждым сотрудником предметом своего труда;

2) своеобразное овладение средствами и методами труда;

3) творческий подход к решению и проведению намеченной операции.

Работники ОВД работают с различными категориями лиц. Их профессиональное мастерство зависит не только от политической культуры, знания законов и норм профессиональной морали, но и знаний психологии, которые помогают глубоко разобраться в тонкостях духовного мира человека.

Творческий труд работника ОВД предполагает внутреннее чутьё, предвосхищение событий. Творчество в профессиональной деятельности сотрудников ОВД обеспечивается ассоциативной силой воображения, иначе говоря, культурой «мышления в образах», способностью формировать образ и изменять его.

Деятельность каждого сотрудника ОВД является составной частью деятельности коллектива, как определенной целостности, которой присущи свои эстетические аспекты. Эстетически значимыми сторонами процесса коллективной деятельности выступают: слаженность труда, согласованность действий коллектива, четкость выполнения операций, ритм. Красота труда связана не только с его содержанием, но и формой, их единством, когда содержание получает совершенное внешнее выражение, что является результатом большой напряженной работы, необходимой для выполнения поставленной задачи.

Подробнее по вопросам темы следует посмотреть в книгах: А.А. Гришин, С.С.Пылев, Н.В.Румянцев, А.В.Щеглов «Эстетическая культура сотрудников ОВД России» Учебное пособие. (М. Мос.УМВД РФ. Изд-во «Щит-М»,2008) и Е.В.Пенионжек «Эстетическая культура сотрудника ОВД». (Ур.ЮИ МВД РФ. Екатеринбург. 2012).

Следует знать, что на формирование эстетической культуры сотрудника ОВД оказывает эстетика быта, трудовой деятельности и праздников, проводимых по месту службы. Особое внимание обратите на роль атрибутов, ритуалов, традиций, существующих в МВД РФ, в эстетическом воспитании и развитии эстетической культуры сотрудника ОВД. Ритуалы, символика и атрибутика, характерные для системы МВД России, несомненно, имеют эстетическое воздействие на сотрудника. Особое эстетическое воздействие оказывают такие ритуалы, как принятие присяги, торжественные, праздничные построения, смотры художественной самодеятельности, КВН, конкурсы.

Эстетика поведения сотрудника органов внутренних дел: нормы и правила хорошего тона, правила поведения в гостях, в общественном месте, за столом, в театре и на концерте. Соотношение эстетического поведения и служебного этикета сотрудников полиции.

Культуру общения сотрудников полиции.Речь и манеры общения сотрудников полиции с людьми. Эстетика внешнего вида сотрудника полиции, эстетика его формы одежды, обуви и знаков отличия.

Основой эстетической культуры любого человека вообще и сотрудника ОВД в частности являются эстетические знания. Следовательно, формирование и развитие эстетической культуры сотрудника ОВД есть результат творческого освоения им эстетических знаний, ценностей общества, способов деятельности, направленных на их создание.

Следует обратить внимание, что эстетическое воспитание и образование являются важнейшие факторы развития эстетической культуры сотрудника ОВД. Главная задача эстетического воспитания сотрудника ОВД – выработка эстетического отношения к различным общественным явлениям (политическим, правовым, моральным), умения противостоять тому, что уродует мир, подлинных человеческих чувств, что мешает осуществлению прав и свобод личности.

Уясните, что эстетическое воспитание представляет собой органическое единство трех граней воспитательного процесса - содержательной, методической и организационной сторон. Содержательная сторона как цель, формирование целостной личности, творчески развитой индивидуальности, действующей по законам красоты, и задачи воспитания: разрабатывать способность воспринимать и переживать красоту природы и социальной действительности, учить умению понимать и оценивать произведения искусства, развивать потребность в красоте и умение наслаждаться ею. Методическая – как совокупность средств, методов и форм воспитания (убеждение, принуждение, игра, вовлечение в эстетическую деятельность, в творчество, организация воспитывающей эстетической ситуации). Организационная – как наличие организаций, проводящих процесс воспитания.

Обратите особое внимание на существующие проблемы эстетического воспитания и образования сотрудника ОВД.

Во-первых, проблема качественности эстетического образования, то есть соотношение количества, объема эстетических знаний и их содержания. Стремление к интернетобразованию «переход в гиперпространство» (П.Хъюбер), получение объема эстетической информации (виртуальные путешествия по музеям, выставкам, изучение эстетических ценностей через Интернет), «психологическая перенасыщенность» - с одной стороны - и поверхностность, некачественность, отсутствие системности в усвоении эстетических знаний, ведущая к распространению невежества, с другой.

Во-вторых, проблема разрыва эстетического чувственно-эмоционального, интуитивного познания и абстрактно-логического, а также преувеличение последнего как основа утраты личностного эстетического мышления и способностей к творчеству. Культурная и эстетическая катастрофа.

В-третьих, проблема размытости граней в интернетобразовательном процессе между эстетической реальностью, эстетическими идеалами и электронными версиями, то есть восприятие жизни, мира и красоты как «электронной симуляции», виртуальной, а не объективной действительности.

В-четвертых, проблема дисгармонии между эстетическим образованием и эстетическим воспитанием. Кризис в образовании. Отставание эстетического воспитания от образования. Переоценка прежних эстетических ценностей, отрицание их и создание новых, порой не связанных с жизнью, то есть псевдоценностей.

В-пятых, проблема соотношения технической развитости современной сотрудника ОВД и мировоззренческой слаборазвитости. Поглощение образовательного цикла компъютеризированным знанием ведет к формированию «специализированных личностей» (А.Кинг), к утрате интереса к чисто человеческим ценностям, любви, состраданию, прекрасному, размыванию эстетических идеалов, к деформации не только профессиональной, но вообще личностной.

Контрольные вопросы по теме.

1. Каковы проблемы эстетического воспитания сотрудника ОВД?

2. В чем заключается взаимосвязь эстетической культуры сотрудника ОВД и его профессиональной деятельности?

3. В чем выражается связь вкуса с нравственным обликом человека и сотрудника полиции?

4. Что такое мещанский вкус?

5. Какие виды искусства, по Вашему мнению, имеют наибольшее значение в эстетическом воспитании сотрудника полиции? Обоснуйте свое мнение.

6. В чем особенность эстетической культуры сотрудника полиции?

7. Какую роль ритуалы играют в воспитании сотрудника полиции?

8. Какие функции выполняет ритуал в формировании и развитии эстетической культуры сотрудника полиции?

9. Какую роль играет искусство в воспитании сотрудника полиции?

10. Какое значение имеет эмблематика и символика в воспитании эстетической культуры сотрудника полиции?

 

ВОПРОСЫДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАЧЕТУ

1. Эстетическая культура, сущность и функции.

2. Эстетическая культура и ее структура.

3. Эстетическая деятельность и ее виды.

4. Эстетическое сознание и его структура.

5. Эстетический вкус и проблемы его формирования.

6. Эстетические потребности и способности и их роль в развитии эстетической культуры сотрудника ОВД.

7. Эстетическое воспитание и образование, их специфика.

8. Эстетический идеал, понятие и значение в деятельности сотрудника полиции.

9. Функции эстетической культуры.

10. Художественная культура и ее структура.

11. Художественная критика и ее роль в творчестве.

12. Искусство как духовно-культурный феномен.

13. Функции искусства.

14. Закономерности искусства.

15. Особенности художественного образа.

16. Виды искусства и проблема и классификации.

17. Пространственные виды искусства.

18. Временные виды искусства.

19. Пространственно-временные виды искусства.

20. Архитектура как вид искусства.

21. Живопись и ее жанры.

22. Особенности скульптуры как вида искусства.

23. Литература как вид искусства: ее роды и жанры.

24. Специфические особенности музыки как вида искусства.

25. Театр как вид искусства.

26. Особенности киноискусства.

27. Эстетика как наука и ее проблемы.

28. Эстетика как система категорий.

29. Эстетическое как центральная категория эстетики.

30..Категория прекрасное и ее соотношение с безобразным.

31. Категория возвышенного и ее соотношение с низменным.

32. Категория комического и ее формы.

33. Героическое и его связь с возвышенным и трагическим.

34. Героическое в деятельности сотрудника ОВД.

35.Эстетическая культура и ее влияние на авторитет сотрудника ОВД.

36.Образ сотрудника ОВД в литературе и искусстве.

ЛИТЕРАТУРА

Основная:

1. Золкин А.Л. Эстетика: Учебник для студентов вузов, обучающихся по гуманитарным специальностям. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012.

2. Гришин А.А., Пылев С.С., РумянцевН.В., Щеглов А.В. Эстетическая культура сотрудников ОВД России: Учебное пособие. – М.: МосУМВД России. Изд. «Щит - М», 2008.

3. Гуревич П.С. Эстетика. Учебное пособие. М.КНОРУС.2011.

4. Пенионжек Е.В. Эстетическая культура сотрудника ОВД. Ур.ЮИ МВД РФ. Екатеринбург. 2012.

5. Петкова С.М. Справочник по эстетике. Ростов-на-Дону. «Феникс» 2012.

Дополнительная:

1. Борев Ю.Б. Эстетика. М., 2005

2. Гадамер Г. Актуальность прекрасного. М., 1991.

3. Гегель Г.В.Ф. Эстетика. Т. 1- 4. М., 1968-1973.

4. Гулыга А. Принципы эстетики. М., 1996.

5. Каган М.С. Эстетика как философская наука. СПб.,1997

6. Маньковская Н.Б. Эстетика постмодернизма. СПб., 2000.

7. Николаев Ю.П. Основные эстетические категории и их значение в деятельности органов внутренних дел. М., 1993.

8. Никитина И.П. Эстетика: Учебник для бакалавров. М.: Изд-во Юрайт. 2012.

9. Ортега-и-Гассет. Эстетика. Философия культуры. М., 1991.

10. Фатальникова Е., Карасева М.Ю. Эстетическая культура сотрудников ОВД: Учебное пособие. Краснодар, 1999.

11. Яковлев Е.Г. Эстетика: учебное пособие для студентов вузов. М.: Гардарики, 2006.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: