Место и значение международных организаций в становлении стандартизации мира.




Тема 6 Международные организации по стандартизации и качеству продукции

Развитие международных организаций и их роль на становление эталонов качества.

Место и значение международных организаций в становлении стандартизации мира.

Сотрудничество России с международными организациями по стандартизации и качеству продукции.

Международный опыт и практика сертификации

Развитие международных организаций и их роль на становление эталонов качества.

Одной из важнейших особенностей развития сотрудничества стран в области стандартизации на многосторонней основе является в послед­нее время заметный количественный, структурный и функциональный рост международных организаций, занимающихся вопросами стандар­тизации. Этому несомненно способствовал переход работ в области международной стандартизации на качественно новый этап развития, вы­званный расширением и углублением международного сотрудничества во всех сферах человеческой деятельности.

Из общего числа четырех с лишним тысяч международных органи­заций (всемирных и региональных), действующих в современном мире, более 400 в той или иной мере занимаются вопросами стандартизации.

Начало непосредственного сотрудничества различных стран в об­ласти стандартизации относится к 1921 г., когда была проведена первая конференция секретарей семи национальных комитетов по стандарти­зации. Эта конференция выработала организационные принципы, на основе которых в 1926 г. была создана международная Федерация на­циональных ассоциаций по стандартизации — ИСА, в состав которой вошло 20 национальных организаций по стандартизации. ИСА разра­ботала около 180 международных рекомендаций по стандартизации, но с началом второй мировой войны ее деятельность была прекращена.

После окончания Второй мировой войны, в октябре 1946 г., по ре­шению ООН была создана Международная организация по стандарти­зации (ИСО). На заседании генеральной ассамблеи ООН был принят Устав ИСО, который определил статус организации, ее структуру, функции основных органов и методы их работы. В уставе ИСО записано, что «целью организации является содейст­вие развитию стандартизации в мировом масштабе для облегчения ме­ждународного товарообмена и взаимопомощи, а также для расширения сотрудничества в области интеллектуальной, научной, технической и экономической деятельности».

Для достижения этой цели ИСО может:

• принимать меры для облегчения гармонизации во всемирном мас­штабе стандартов и связанных с ним областей;

• разрабатывать и публиковать международные стандарты при ус­ловии, что в каждом случае стандарт будет одобрен, если за него было отдано две трети голосов активных членов технического комитета или подкомитета и против — не более четверти от общего числа голосов;

• организовывать обмен информацией о работе своих комитетов — членов и технических комитетов;

• сотрудничать с другими международными организациями, заин­тересованными в смежных вопросах.

 

Место и значение международных организаций в становлении стандартизации мира.

В настоящее время членами ИСО являются национальные орга­низации по стандартизации почти 100 стран, участвующих в работе бо­лее 2500 технических органов ИСО (технических комитетов -ТК, подкомитетов -ПК, рабочих групп-РГ), разрабатывающих ме­ждународные стандарты, общее число которых на сегодняшний день составляет более 8000.

В ИСО установлены два вида членства — комитеты-члены и члены-корреспонденты. Комитетами-членами являются национальные орга­ны по стандартизации. Российскую Федерацию в ИСО представляет Госстандарт России.

Органами ИСО являются: Генеральная Ассамблея, Совет, Комите­ты Совета, технические комитеты и Центральный секретариат. Струк­тура ИСО приведена на рис. 3.4

 

 

СОВЕТ ИСО

 

 


Рис. 3.4 - Структура ИСО

Высшим органом ИСО является Генеральная Ассамблея. В период между сессиями Генеральной Ассамблеи работой органи­зации руководит Совет, во главе которого стоит президент ИСО. Совет состоит из 18 членов — представителей национальных организаций по стандартизации, избираемых на 3 года. Для рассмотрения и подготов­ки решений по вопросам, представляющим интересы для всей организации в целом, Советом создаются постоянные и временные комитеты Совета.

В качестве примера рассмотрим направления деятельности двух Коми­тетов Совета ИСО –КАСКО и КОПОЛКО.

Комитет по оценке соответствия (КАСКО):

• изучает способы оценки соответствия продукции и систем качест­ва стандартам;

• подготавливает руководства по испытаниям, инспекции и серти­фикации продукции, процессов, служб, а также по оценке испытатель­ных лабораторий, инспектирующих организаций, организаций по сер­тификации систем качества;

• содействует взаимному признанию национальных и региональ­ных систем качества, а также использованию международных;

• содействует взаимному признанию национальных и региональ­ных систем качества, а также использованию международных стандар­тов на испытания, инспекцию, сертификацию систем качества.

КАСКО проводит работу по созданию руководящих документов ИСО в области гармонизации национальных систем сертификации, созданию методологической базы для разработки и аккредитации на­циональных систем сертификации по взаимному признанию результа­тов испытаний. Кроме того, КАСКО периодически проводит анализ всех действующих национальных, региональных и международных сис­тем сертификации с целью своевременного принятия мер по организа­ции международных систем сертификации продукции на соответствие стандартам ИСО.

Результаты работы КАСКО имеют особое значение для стран, где создаются национальные системы сертификации. За последние не­сколько лет КАСКО совместно с Международной электротехнической комиссией (МЭК) подготовил целый ряд руководств по основным ас­пектам сертификации. Эти документы нашли широкое признание в странах — членах ИСО и МЭК. В ряде стран они положены в основу национальных систем сертификации.

Комитет по защите интересов потребителей (КОПОЛКО) создан в 1977 г. с целью стандартизации в области информации потребителя, т. е. обеспечения связи между ИСО и международными организациями, занимающимися вопросами, которые интересуют потребителей.

В задачи КОПОЛКО входит изучение следующих вопросов:

• пути содействия потребителям в получении максимального эф­фекта от стандартизации продукции, а также меры, которые необходи­мо предпринять для более широкого участия потребителей в нацио­нальной и международной стандартизации;

• выработка с точки зрения стандартизации рекомендаций, направ­ленных на обеспечение информацией потребителей, защиту их интере­сов, а также программ их обучения вопросам стандартизации:

• обобщение опыта участия потребителей в работах по стандарти­зации, применению стандартов на потребительские товары; по другим вопросам национальной и международной стандартизации, представ­ляющим интерес для потребителей;

• поддержание связей с различными органами ИСО, деятельность которых затрагивает интересы потребителей.

Результатом деятельности КОПОЛКО является периодическое издание перечней национальных и международных стандартов, пред­ставляющих интерес для потребительских организаций, а также подготовка руководств по вопросам потребительских товаров, на­пример:

Руководство 12 «Сравнительные испытания потребительских това­ров»;

Руководство 14 «Информация о товарах для потребителей»;

Руководство 36 «Разработка стандартных методов измерения экс­плуатационных характеристик потребительских товаров».

Основным видом деятельности ИСО является разработка междуна­родных стандартов. Поэтому главным структурным подразделением — рабочими органами этой организации являются: технические комите­ты, подкомитеты, рабочие группы. В общей сложности насчитывается около 2500 рабочих органов ИСО.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: