Тема 6 Международные организации по стандартизации и качеству продукции
Развитие международных организаций и их роль на становление эталонов качества.
Место и значение международных организаций в становлении стандартизации мира.
Сотрудничество России с международными организациями по стандартизации и качеству продукции.
Международный опыт и практика сертификации
Развитие международных организаций и их роль на становление эталонов качества.
Одной из важнейших особенностей развития сотрудничества стран в области стандартизации на многосторонней основе является в последнее время заметный количественный, структурный и функциональный рост международных организаций, занимающихся вопросами стандартизации. Этому несомненно способствовал переход работ в области международной стандартизации на качественно новый этап развития, вызванный расширением и углублением международного сотрудничества во всех сферах человеческой деятельности.
Из общего числа четырех с лишним тысяч международных организаций (всемирных и региональных), действующих в современном мире, более 400 в той или иной мере занимаются вопросами стандартизации.
Начало непосредственного сотрудничества различных стран в области стандартизации относится к 1921 г., когда была проведена первая конференция секретарей семи национальных комитетов по стандартизации. Эта конференция выработала организационные принципы, на основе которых в 1926 г. была создана международная Федерация национальных ассоциаций по стандартизации — ИСА, в состав которой вошло 20 национальных организаций по стандартизации. ИСА разработала около 180 международных рекомендаций по стандартизации, но с началом второй мировой войны ее деятельность была прекращена.
После окончания Второй мировой войны, в октябре 1946 г., по решению ООН была создана Международная организация по стандартизации (ИСО). На заседании генеральной ассамблеи ООН был принят Устав ИСО, который определил статус организации, ее структуру, функции основных органов и методы их работы. В уставе ИСО записано, что «целью организации является содействие развитию стандартизации в мировом масштабе для облегчения международного товарообмена и взаимопомощи, а также для расширения сотрудничества в области интеллектуальной, научной, технической и экономической деятельности».
Для достижения этой цели ИСО может:
• принимать меры для облегчения гармонизации во всемирном масштабе стандартов и связанных с ним областей;
• разрабатывать и публиковать международные стандарты при условии, что в каждом случае стандарт будет одобрен, если за него было отдано две трети голосов активных членов технического комитета или подкомитета и против — не более четверти от общего числа голосов;
• организовывать обмен информацией о работе своих комитетов — членов и технических комитетов;
• сотрудничать с другими международными организациями, заинтересованными в смежных вопросах.
Место и значение международных организаций в становлении стандартизации мира.
В настоящее время членами ИСО являются национальные организации по стандартизации почти 100 стран, участвующих в работе более 2500 технических органов ИСО (технических комитетов -ТК, подкомитетов -ПК, рабочих групп-РГ), разрабатывающих международные стандарты, общее число которых на сегодняшний день составляет более 8000.
В ИСО установлены два вида членства — комитеты-члены и члены-корреспонденты. Комитетами-членами являются национальные органы по стандартизации. Российскую Федерацию в ИСО представляет Госстандарт России.
Органами ИСО являются: Генеральная Ассамблея, Совет, Комитеты Совета, технические комитеты и Центральный секретариат. Структура ИСО приведена на рис. 3.4
|







Рис. 3.4 - Структура ИСО
Высшим органом ИСО является Генеральная Ассамблея. В период между сессиями Генеральной Ассамблеи работой организации руководит Совет, во главе которого стоит президент ИСО. Совет состоит из 18 членов — представителей национальных организаций по стандартизации, избираемых на 3 года. Для рассмотрения и подготовки решений по вопросам, представляющим интересы для всей организации в целом, Советом создаются постоянные и временные комитеты Совета.
В качестве примера рассмотрим направления деятельности двух Комитетов Совета ИСО –КАСКО и КОПОЛКО.
Комитет по оценке соответствия (КАСКО):
• изучает способы оценки соответствия продукции и систем качества стандартам;
• подготавливает руководства по испытаниям, инспекции и сертификации продукции, процессов, служб, а также по оценке испытательных лабораторий, инспектирующих организаций, организаций по сертификации систем качества;
• содействует взаимному признанию национальных и региональных систем качества, а также использованию международных;
• содействует взаимному признанию национальных и региональных систем качества, а также использованию международных стандартов на испытания, инспекцию, сертификацию систем качества.
КАСКО проводит работу по созданию руководящих документов ИСО в области гармонизации национальных систем сертификации, созданию методологической базы для разработки и аккредитации национальных систем сертификации по взаимному признанию результатов испытаний. Кроме того, КАСКО периодически проводит анализ всех действующих национальных, региональных и международных систем сертификации с целью своевременного принятия мер по организации международных систем сертификации продукции на соответствие стандартам ИСО.
Результаты работы КАСКО имеют особое значение для стран, где создаются национальные системы сертификации. За последние несколько лет КАСКО совместно с Международной электротехнической комиссией (МЭК) подготовил целый ряд руководств по основным аспектам сертификации. Эти документы нашли широкое признание в странах — членах ИСО и МЭК. В ряде стран они положены в основу национальных систем сертификации.
Комитет по защите интересов потребителей (КОПОЛКО) создан в 1977 г. с целью стандартизации в области информации потребителя, т. е. обеспечения связи между ИСО и международными организациями, занимающимися вопросами, которые интересуют потребителей.
В задачи КОПОЛКО входит изучение следующих вопросов:
• пути содействия потребителям в получении максимального эффекта от стандартизации продукции, а также меры, которые необходимо предпринять для более широкого участия потребителей в национальной и международной стандартизации;
• выработка с точки зрения стандартизации рекомендаций, направленных на обеспечение информацией потребителей, защиту их интересов, а также программ их обучения вопросам стандартизации:
• обобщение опыта участия потребителей в работах по стандартизации, применению стандартов на потребительские товары; по другим вопросам национальной и международной стандартизации, представляющим интерес для потребителей;
• поддержание связей с различными органами ИСО, деятельность которых затрагивает интересы потребителей.
Результатом деятельности КОПОЛКО является периодическое издание перечней национальных и международных стандартов, представляющих интерес для потребительских организаций, а также подготовка руководств по вопросам потребительских товаров, например:
Руководство 12 «Сравнительные испытания потребительских товаров»;
Руководство 14 «Информация о товарах для потребителей»;
Руководство 36 «Разработка стандартных методов измерения эксплуатационных характеристик потребительских товаров».
Основным видом деятельности ИСО является разработка международных стандартов. Поэтому главным структурным подразделением — рабочими органами этой организации являются: технические комитеты, подкомитеты, рабочие группы. В общей сложности насчитывается около 2500 рабочих органов ИСО.