Метод 1. Физическое устранение
Это действует безотказно. С данным субъектом у вас наверняка больше не возникнет этой проблемы. Фактически это широко распространенный и всеми признаваемый метод борьбы с собаками, загрызающими кур.
Исключительная мера наказания, имеющаяся в уголовных кодексах многих стран,— это метод 1. Каковы бы ни были моральные или другие аспекты этой меры наказания, но если казнить убийцу, он больше не совершит преступления. Методом 1 избавляются от поведения, навсегда или временно избавляясь от того, кто его совершает.
Увольнение нерадивого служащего, развод с супругом, переселение в другую комнату от неряшливого соседа — все это метод 1. С другими людьми могут возникнуть новые проблемы, но того субъекта, чьим поведением вы сыты по горло, больше нет, и с ним исчезло данное поведение.
Метод 1 жесток, но иногда неизбежен, когда проступок слишком серьезен для того, чтобы повторяться, и нет возможности легко его изменить.
Существует много простых и широко распространенных модификаций метода 1: отправить ребенка в его комнату, когда он вмешивается в разговор взрослых; привязать собаку, чтобы она не гонялась за машинами; посадить преступника в тюрьму на какой-то срок. Мы привыкли считать такие меры наказанием (методом 2), и они часто (хотя и не всегда) рассматриваются воспитуемым как наказание, но это приемы метода 1. В их основе лежит то, что они прекращают данное поведение, физически лишая человека или животное возможности так себя вести, или избавляясь от присутствия его самого.
Самое важное, что нужно усвоить относительно метода 1, это то, что он ничему не учит. Не допустить того, чтобы субъект повторил данное поведение — с помощью изоляции, тюремного заключения, развода, казни,— не многому учит виновного. Казалось бы, человек, попавший в тюрьму за кражу, дважды подумает, прежде чем снова украсть, но мы знаем, что очень часто это не помогает; мы можем быть уверены лишь в том, что он ничего не украдет, пока находится под замком.
Пока воспитуемый находится в изоляции, никакого переучивания в отношении данного поведения не происходит; нельзя изменить поведение, которое не осуществляется. Ребенок, запертый в своей комнате, может быть, чему-нибудь научится (вероятнее всего, обижаться и бояться вас), но при этом он не учится тому, как, не мешая взрослым, вступить в вежливый разговор с ними. Отпустите собаку с привязи, и она тут же снова начнет гоняться за машинами.
Тем не менее у метода 1 есть своя роль. Часто он дает наиболее практичное решение вопроса, и он не обязательно жесток. Мы часто пользуемся своего рода временным лишением свободы, когда у нас нет времени обучать или наблюдать; мы, например, сажаем детей в манеж, и какое- то время большинство детей не протестует против этого. Вице-президент американского клуба собаководства рассказывал мне, что сажает на ночь в проволочную клетку на кухне живущих у него трех терьеров, чтобы воспрепятствовать им вытворять то, что они никогда не делают днем: скулить под дверью спальни, грызть мебель, переворачивать мусорное ведро. Псы совсем не обижаются на это и весьма охотно отправляются «в постель». Возможно, собакам тоже надо отдохнуть от нас.
Метод 2. Наказание
Это наш излюбленный метод. Если поведение неправильное, мы прежде всего думаем о наказании. Ругаем ребенка, шлепаем собаку, урезываем зарплату, налагаем штраф, преследуем инакомыслящих, посылаем войска в другую страну и так далее. Но наказание — довольно грубый способ изменения поведения. Фактически в большинстве случаев наказание не помогает вовсе.
Прежде чем рассмотреть, что можно и чего нельзя достичь наказанием, отметим, почему бывает, что оно не возымело действия. Допустим, мы наказали ребенка, собаку или служащего за какое-либо поведение, а это поведение повторяется. Разве мы говорим: «Гм, наказание не подействовало, не попробовать ли что-нибудь другое?» Нет. Мы усиливаем наказание. Если- упреки не помогают, попробуем шлепок. Если ваш ребенок принес дневник с плохими отметками, у него отбирается велосипед. А если в следующий раз дневник снова плохой, у него отбирается и скейтборд. Ваши служащие не проявляют должной расторопности? Пригрозите им. Не помогает? Урежьте зарплату. По-прежнему никакого результата? Прекратите выплату жалованья, оштрафуйте, отдайте под суд! Бичевание не изменяет поведение еретика? Можно попробовать испанский сапог или дыбу.
Самое страшное в усилении наказания то, что ему нет предела. Поиски такого наказания, которое было бы действенным, не встречаются в сообществах животных, но занимают людей во все исторические эпохи, а может быть, даже и с доисторических.
Одна из причин, почему наказание обыч
но не действует, заключается в том, что оно не совпадает по времени с нежелательным поведением; оно возникает позже, а иногда, как в случае судебного разбирательства, много позже. Поэтому у «обучаемого» может не образоваться связь между наказанием и своими прежними действиями; у животных такой связи не образуется никогда, людям тоже это обычно не дается. Если бы каждый раз при краже у вора отрывался палец, а машина, поставленная на стоянку в запрещенном месте, вспыхивала, я думаю, что воровство и штрафы за паркование практически не существовали бы.
Даже если человек или животное понимает, за что"их наказали, они не могут
уменьшить себе наказание, так как не могут изменить своих действий в прошлом. Сейчас вы ничего не можете сделать с плохими оценками в дневнике, которые уже получены, поэтому ребенку, которого родители за это наказывают, ничего не остается, как принять наказание.
При метоле 2. так же как при методе 1,
Субъект не учится тому, как изменить поведение. Наказание не научит ребенка, как получить более высокие оценки. Самое большее, на что может рассчитывать наказывающий, это что ребенок попытается изменить будущее поведение, чтобы избежать будущего наказания.
Научиться изменять будущее поведение, чтобы в будущем избежать его последствий,— выше понимания большинства животных. Если охотник ловит свою легавую собаку, натаскиваемую на птицу, и лупит за то, что она гонялась за кроликами, то собака не ведает, какое именно из предыдущих действий вызывает наказание. Она станет больше бояться хозяина, что, возможно, поможет ему отзывать собаку, когда она гоняет кроликов. Сама по себе порка не повлияет.
Между прочим, кошки, по-видимому, особенно тупы по части ассоциирования наказаний со своими «преступлениями». Подобно птицам, они просто пугаются и ничему не учатся, когда их запугивают, вот почему считается, что дрессировать кошек трудно. Их действительно нельзя обучать карательными методами, но они прекрасно реагируют на положительное подкрепление.
Наказание или угроза его не помогает человеку или животному изменять текущее поведение. Если нежелательное поведение настолько важно для человека или животного, что необходимо продолжать его (красть пищу, когда голоден, быть членом какой-либо неформальной группы в подростковом возрасте), то наказание и угрозы учат лишь не попадаться. в режиме наказания быстро нарастает неуловимость. Кроме того, повторяющееся или жестокое наказание имеет некоторые очень нехорошие последствия: страх, ярость,
чувство обиды, даже ненависть в наказываемом, а иногда и в наказывающем тоже. Эти чувства не способствуют обучению (если только у вас нет цели обучить страху, ярости и ненависти — эмоциям, которые иногда специально развивают у себя террористы).
Одна из причин, почему наказание часто кажется нам действенным, это та, что иногда наказуемое поведение действительно прекращается — если ваш воспитанник понял, за какое из действий его наказали, если мотивация данного действия невелика (оно не очень необходимо), если боязнь будущего наказания велика, и наконец, самое главное, если он может контролировать свое поведение (например, наказание не может помочь, когда ребенок по ночам _мочит постель). Но ребенка, которого как следует отругали, когда он впервые раскрасил цветным карандашом пену, можно "вполне успешно отучить портить квартиру. Человек, который смошенничал с налогами и был за это оштрафован, возможно, больше не будет так поступать.
Наказанием можно успешно прекратить какое-либо поведение, если оно замечено рано и не превратилось в укоренившуюся привычку, и если наказание само по себе для этого воспитуемого — новость, неожиданность, к которой он еще не потерял чувствительности.
За все мое детство родители наказали меня всего дважды (и то лишь выговором), раз — в шесть лет за мелкую кражу и раз — в пятнадцать лет, за то, что пропустила школу и пропала, заставив всех волноваться. Чрезвычайная редкость наказания в значительной степени способствовала успеху. Больше таких случаев не было.
Если наказание помогло прекратить нежелательное поведение, то такая последовательность событий служит мощным подкреплением для наказывающего. В дальнейшем наказывающий стремится вновь прибегнуть к наказанию. Меня всегда поражала возникающая у некоторых людей великая вера в действенность наказания. Я видела ее у борющихся за дисциплину школьных учителей, грубых спортивных тренеров, властных боссов, благонамеренных родителей. Их собственное наказую- щее поведение может поддерживаться мизерными успехами, тонущими в трясине не очень хороших результатов, и может длительно поддерживаться, несмотря на то, что рядом с ними работают другие учителя, другие тренеры, руководители других предприятий, другие генералы, президенты или родители, пример которых показывает, что можно • добиться таких же или лучших результатов совершенно без наказаний.
Наказание часто используется как своего рода месть. Наказывающему может и не быть дела до того, изменится или нет поведение жертвы, он или она лишь мстит, и иногда даже не самому виновнику, а всему обществу в целом. Вспомните о косных бюрократах, которые со скрытым удовольствием с помощью чуть заметных при-
емов затягивают или препятствуют вам в получении какого-либо разрешения, ссуды или справки; в результате вы наказаны, а они вам мстят за то, что им приходится
для вас что-то делать.
Наказание служит подкреплением для наказывающего еще и потому, что оно способствует сохранению и утверждению его доминирующего положения. До того момента, когда сын вырастет настолько, что сможет оказать сопротивление своему грубому отцу, отец считает себя главным; это, возможно, одна из главных причин любви многих воспитателей и начальников к наказанию: установить и сохранить с его помощью свое доминантное положение. Наказывающий может быть заинтересован прежде всего не в исправлении поведения, а в получении доказательств своего главенства.
Поэтому, когда вы собираетесь применить наказание, подумайте: действительно ли вы хотите, чтобы собака, ребенок, супруг, служащий изменили свое поведение? Тогда это проблема обучения, и вы должны отдавать себе отчет в недостатках наказания как обучающего приема. Или вы на самом деле хотите отомстить и лишний раз показать, кто тут главный? В этом случае вам следует подыскать какое-либо более полезное самоподкрепление.
ЧУВСТВО вины и стыд
Это формы самонаказания. Трудно найти другое столь же неприятное чувство, как холодная рука чувства вины, сдавливающая ваше сердце. Этот тип наказания мог изобрести только человек. Некоторые животные — в первую очередь, конечно, собаки — могут проявлять смущение или стыд (например, если случайно напачкают в доме). Но, я думаю, нет таких животных, которые тратили бы время на переживание вины за прошлые действия.
По степени развитости чувства вины люди крайне разнообразны. Один может испытывать облегчение и удовлетворение, убив человека, другой чувствует себя виноватым, выкурив сигарету. Есть немало людей, испытывающих чувства вины и стыда довольно редко, и не потому, что они полностью лишены совести — просто, совершив что-либо, из-за чего их мучит стыд, они больше никогда этого не делают. Другие повторяют одну и ту же ошибку снова и снова, хотя точно знают, что назавтра будут испытывать страшный стыд перед самим собой.
Казалось бы, чувство вины и стыда. должно "уберечь человека от повторений ошибок. Но надо помнить, что это разновидности метода 2 — наказания, я как мы уже знаем, наказание—довольно неэффективный способ изменить поведение. Так - что, если вы склонны к угрызениям совести (а у большинства из нас чувство вины и стыда за неправильные действия воспитано в детстве), то вам надо учитывать, что эта разновидность самонаказания не обязательно помогает избавиться от непра-
![]() |
Усилия орнитологов, разводящих редкие виды птиц, часто идут насмарку из-за хищников, ворующих птичьи яйца,— ворон, сорок, куниц, песцов. Английский биолог Майкл Деннис, разводящий редкие виды уток и гусей, защищает гнезда, вырабатывая у окрестных хищников устойчивую связь между видом яйца и неприятным ощущением — болезненным электрическим ударом. Он использует для этого макеты яиц, соединенные с аккумулятором через индукционную катушку.
вильного поведения. Для страховки лучше применить другие методы.
Метод 3. Отрицательное подкрепление “ Отрицательное подкрепление — это любое неприятное событие или ощущение, действие которого можно прекратить или избежать, изменив поведение. Когда на пастбище с электрическим ограждением корова касается ограды носом, то получает удар тока, но как только она отпрянет назад, действие тока прекращается. Она обучается избегать ударов тока, а для этого не подходит к ограде. Избегание загородки подкреплено, но подкрепление было не положительным, а отрицательным.
Жизнь изобилует отрицательными подкреплениями. Мы изменяем положение тела, когда становится неудобно сидеть на стуле. Мы стремимся скорее уйти с улицы, когда идет дождь.
Отличие отрицательного подкрепления от наказания в том, что отрицательное подкрепление, как и положительное, приходит во время поведения, а не после него, и на него можно повлиять изменением поведения. Как мы видели в первой главе, почти все традиционные методы дрессировки животных строились на отрицательном подкреплении. Лошадь обучается поворачивать налево, когда тянут за левую вожжу, потому что этим она может ослабить неприятное давление мундштука на левый угол рта. Слоны, волы, верблюды и другие вьючные животные обучаются двигаться вперед, останавливаться, поднимать тяжести и так далее, чтобы избежать натяжения вожжей, тычка или удара палки, стрекала или кнута. Отрицательное подкрепление — очень подходящий метод формирования поведения, и может применяться столь же эффективно, как положительное, поскольку его применение совпадает с поведением и дрессировщик его прекращает, когда реакция правильна.
По отношению друг к другу люди постоянно применяют отрицательное подкрепление: строгий взгляд, нахмуренные
брови, неодобрительное замечание. Некоторые применяют отрицательное подкрепление слишком часто. Жизнь некоторых детей, супругов и даже родителей представляет собой постоянное ежедневное усилие вести себя так, чтобы избежать отрицательных подкреплений от тех, кого они любят. Слишком частое применение отрицательного подкрепления, нескомпенсиро- ванное возможностью положительного подкрепления, может привести к появлению нежелательных черт характера — робости, неуверенности в себе, тревожности. Если
![]() |
вы не хотите, чтобы ребенок, который очень старается не вызвать ваше неудовольствие, стал эмоционально ущербным, он должен иметь возможность видеть вашу радость от его правильного поведения.
Даже среди взрослых, те руководители, офицеры или тренеры, которые требуют совершенства от подчиненных и при этом в основном высказывают неудовольствие, могли бы добиться лучших результатов, если бы наряду с этим оставляли бы для подчиненных и возможность положительного подкрепления. Умудренные опытом взрослые могут вытерпеть большое количество отрицательных подкреплений, но даже и они становятся мрачными, если кроме этого ничего не получают. Сочетание положительного и отрицательного подкреплений гораздо более эффективно.
Единственный случай, когда отрицательное подкрепление предпочтительнее любого позитивного подхода, это когда мы имеем дело с сознательным и преднамеренным отклонением поведения. Если вы совершенно уверены в том, что ученик знает, что надо сделать, а делает вместо этого что-либо другое, чтобы, скажем, просто посмотреть, что из этого выйдет, тогда знак вашего неодобрения — нахмуренный лоб, замечание, натяжение поводка или вожжи, прекращение занятий, выговор — должны последовать незамедлительно и быть четкими. Это единственный случай, когда сильное отрицательное подкрепление не может вызвать обиды. Даже животные знают, когда они пытаются вывести вас из себя, и получают удовлетворение от того, что им дают понять, что номер не пройдет. В особенности это касается детей — они чувствуют себя увереннее, если знают границы дозволенного. Если ребенок нарочно преступает эти пределы, то отрицательное подкрепление лишний раз показывает ему границу дозволенного.
Секрет применения отрицательного подкрепления состоит в том, чтоб научиться прекращать его, когда поведение ученика улучшилось хоть немножко. Некоторые матери и учителя делают это интуитивно правильно. Четырехлетний малыш в ярости выкрикивает: «Я тебя ненавижу» и лупит кулаками по ногам матери. Негативное подкрепление со стороны матери состоит в том, что она перестает обращать на ребенка внимание и начинает заниматься своими делами. Когда ярость сменяется
сопением и потерянным видом, мать сейчас же снова обращает свое внимание на ребенка, обнимает, прижимает к себе, заводит разговор.
Когда на маленького ребенка перестают обращать внимание, это для него сильный отрицательный стимул, который можно применять наравне с любым другим отрицательным подкреплением.
Другой секрет применения отрицательного подкрепления состоит в том, чтобы ученик понимал, что сам вызвал его. Предположим, у вас есть большая лохматая собака, которая любит спать в комнате на диване. Если вы ей убедительно показываете, что вам это не нравится, собака может быстро научиться соскакивать с дивана, заслышав ваше приближение, потому что боится наказания, но отлупить ее, застав на диване, еще не значит управлять ее поведением в ваше отсутствие. Есть один старый прием, который иногда помогает в этом случае: поставьте на диван несколько маленьких мышеловок. Когда собака вспрыгнет на диван, мышеловки сработают, испугают, а может, и больно ударят собаку. Собственные действия собаки привели к отрицательному подкреплению, и эта первая неудача может оказаться достаточной, чтобы отучить украдкой забираться на диван. (Спешу добавить, что это скорее всего подействует только на глупых собак. Чтобы не обижать некоторых любителей собак, не стану давать список пород, на которых этот прием действует, и скажу лишь, что для некоторых пород он может оказаться совсем не эффективным. Хозяин одного боксера рассказывал, что его собака, увидев мышеловки, стащила покрывало со спинки дивана, накрыла им мышеловки, разрядила их, а затем легла на диван поверх покрывала.)
Существуют такие категории обучаемых, на которых отрицательное подкрепление не действует и совершенно не подходит для них — например, младенцы. Каждая мать знает, что практически невозможно изменить активное поведение малыша с помощью отрицательного подкрепления — не удастся сделать так, чтобы малыш, начавший ходить, не хватал побрякушки с туалетного столика, постоянно повторяя: «Нельзя!», или шлепая его по ручонке каждый раз, как он это делает. Гораздо лучше применить метод 8 (смена мотивации), поместив эти предметы вне досягаемости, или метод 5 (переключение на несовместимую деятельность), дав ему какую- нибудь другую игрушку. Маленьким детям просто несвойственно легкое приобретение неприятного опыта, но они могут с легкостью обучаться с помощью положительного подкрепления. Можно сказать, что дети рождаются для радости, а не для повиновения.
Щенки тоже имеют склонность к положительному подкреплению, а отрицательное подкрепление не учит их, а сбивает с толку и пугает. Вот почему большинство дрессировщиков не начинают обучение формальным командам раньше, чем собака достигнет шестимесячного возраста, С по
мощью лакомства и ласки вы можете обучить щенка ходить в ошейнике и на поводке, следовать за вами на прогулке, но наденьте на него затягивающуюся цепочку, и начните настаивать на том, чтоб он научился ходить рядом, сидеть, стоять, и прежде чем вы успеете его чему-нибудь научить, у вас будет замученный и запуганный щенок. Нужно время, чтобы научиться реагировать на отрицательное подкрепление.
Есть и другая категория обучаемых, которые не поддаются отрицательному подкреплению: это дикие животные. Каждый, кто когда-либо имел дело с питомцем из диких животных, знает, что они не воспринимают команды. Чрезвычайно трудно, например, научить волка ходить на поводке, даже если вы растите его с очень раннего возраста и он совершенно ручной. Если вы натягиваете поводок, он автоматически начинает тянуть вперед, а если вы очень настаиваете и натягиваете поводок слишком сильно, волк, несмотря на то, что он обычно спокоен и контактен, впадает в панику и старается удрать.
То же самое относится и к дельфинам. При всей своей хваленой способности к обучению они либо всему сопротивляются, либо всеми силами стараются улизнуть. Толкните дельфина, и он толкнет вас. Попытайтесь перегнать дельфинов из одного бассейна в другой с помощью сети; если они почувствовали, что пространство вокруг них сужается, смелые бросаются в атаку на сеть, а робкие в бессильном страхе ложатся на дно бассейна. Нужно с помощью положительного подкрепления обучать дельфинов спокойно плыть перед сетью, переходя в другой бассейн.
Психолог Гарри Фрэнк предполагает, что это сопротивление отрицательному подкреплению составляет принципиальное различие между дикими и одомашненными животными. Все одомашненные животные восприимчивы к отрицательному подкреплению — их можно погонять, заставлять, выгонять вон и вообще оказывать разное давление. Мы, люди, преднамеренно или случайно с помощью направленного отбора выработали у них эту особенность. В конце концов корова, которую нельзя пасти и гнать, которая подобно волку или дельфину либо сопротивляется неприятным воздействиям, либо впадает в панику и спасается бегством, эта корова кончит тем, что останется на ночь вне загона и будет съедена львом; или же, поскольку она всем досаждает, то скорее всего сами хозяева ее зарежут и съедят. Ее гены не сохранятся в генофонде популяции.
В наших домашних животных заложено послушание, выражающееся либо в готовности получать удары, либо в отсутствии моментальной реакции «сопротивляйся или убегай». Поэтому отрицательное подкрепление умеренной силы может быть использовано для их обучения. За одним исключением — кошка. Научить кошку, например, ходить на поводке поистине очень трудно; сходите на представление, в кото-
ром участвуют кошки, и вы увидите, что даже профессиональные дрессировщику за это не берутся — кошек носят на руках, их сажают в клетку, но они не ходят на поводке.
Гарри Фрэнк предполагает, что это потому, что кошка — не настоящее домашнее животное и поэтому она невосприимчива к отрицательному подкреплению. Кошка — наш симбионт, животное, общение которого с нами приносит взаимную выгоду — от нас она получает пищу, кров, ласку, кошка же ловит у нас мышей, забавляет нас, мурлычет. Однако работы и послушания нет. Этим, возможно, объясняется нелюбовь некоторых людей к кошкам: их страшит неуправляемость.
Для всех кошконенавистников скажу: Существует одно отрицательное подкрепление, которое на кошку действует — брызнуть водой ей в мордочку. Однажды на обеде, куда я надела свое новое черное шерстяное платье, белая ангорская кошка хозяйки дома без конца вспрыгивала мне на колени. Хозяйка находила это очень милым, но мне совсем не хотелось, чтобы мое платье было в белой кошачьей шерсти. Когда она на меня не глядела, я окунула пальцы в бокал с вином и брызнула кошке в мордочку. Она тотчас же исчезла и больше не возвращалась: тонкое и полезное отрицательное подкрепление.
Перевела с английского Т. БЕТЕЛЕВА.
НЕ РЫЧИТЕ НА СОБАКУ!
К. ПРАЙОР.
МЕТОД 4: УГАШЕНИЕ
Окончание. См. «Наука и жизнь» №№ 1, 4, 5, 10 за 1988 г. и № 3 за 1989 г.
© by к. Pryor, 1984.
Е |
сли вы обучили крысу нажимать на рычаг для получения пищевого подкрепления, а затем отключили аппарат подачи пищи, крыса сначала очень часто нажимает на рычаг, затем все реже и реже, пока, наконец, не прекратит совсем. Поведение «угасло».
Термин «утешение» идет из психологических лабораторий. Поведение пропадает само собой из-за отсутствия подкрепления.
Поведение, которое не приводит ни к каким результатам — ни к хорошим, ни к плохим, а именно ни к каким,— скорее всего затухнет. Но не всегда это означает, что вы можете игнорировать поведение и оно исчезнет. Отказ реагировать, отсутствие внимания иногда могут рассматриваться тоже как результат поведения, и если человек или животное к этому и стремится, то нельзя рассчитывать на угашение этого поведения, не обращая на него внимания. К тому же крыса, нажимающая на рычаг, делает это в лабораторных условиях; внешние стимулы здесь сведены до минимума. А поведение человеческих существ осуществляется не в вакууме.
И тем не менее игнорирование может дать результат. Однажды я наблюдала, как дирижер симфонического оркестра проводил репетицию в Нью-Йоркской филармонии. Когда дирижер подошел к пюпитру, оркестр был настроен на несерьезный лад: деревянные духовые инструменты стонали кто во что горазд модную эстрадную песенку, а скрипка человеческим голосом говорила «Ох-ох». Дирижер проигнорировал эти дурачества, и они вскоре угасли.
В человеческих взаимоотношениях угашение, по-моему, больше всего применимо к надоедливым разговорам — хныканью, ворчанью, надоеданию с просьбами, угрозам. Если эти типы поведения не приводят ни к какому результату, не выводят вас из себя, они угасают. Помните, что ваша бурная реакция может служить положительным подкреплением. Брат, который повергает сестру в ярость, дергая за косичку, получает подкрепление. Если вы на работе вспылили на кого-нибудь из начальства, то он или она в'выигрыше. Даже животным это известно. Сразу вспоминаются таксы и скотчи — породы собак, у которых хорошо развит особый тип поведения — делать назло. Вы пробовали уехать на выходной, не взяв с собой собаку? Когда вы вернетесь,то несмотря на то, что в ваше отсутствие с ней хорошо гуляли, она нагадит вам на постель. Вы можете избить ее до полусмерти, но такое проявление ярости будет ей только наградой.
Мы часто ненароком подкрепляем поведение, которое нам хотелось бы угасить. Привычку хныкать вырабатывают у детей родители. Каждый ребенок, который устал, голоден, расстроен, может скулить как щенок, Однако словом «нытик» называют ребенка, чьи родители достигли такой высокой степени самоконтроля, что могут вынести чрезвычайно длительное нытье, прежде чем окончательно потеряют терпение и скажут: «Хорошо, я куплю тебе это проклятое мороженое; ну, теперь замолчишь?» Мы забываем или не понимаем, что такое подкрепление — любое подкрепление, хорошее или плохое — способствует сохранению данного поведения.
Что делать, если родственники или знакомые навязали вам на день ребенка-нытика? Вот что делаю в этих случаях я. Как только протесты или жалобы начинают принимать характерный для нытья гнусавый тон, я сообщаю ребенку, что нытье на меня не действует. Это обычно дает ему или ей пищу для размышлений, поскольку они считают нытье логичным и великолепным средством убеждения. Как только ньггье прекратилось, я спешу с подкреплением в виде похвалы или объятия. Если ребенок забылся и снова начинает ныть, мне обычно удается прекратить это поднятием бровей или уничтожающим взглядом. На самом деле нытики часто бывают умненькими детьми, и с ними бывает приятно и интересно, когда они отказываются от этой своей игры и нытье угашается.
Возьмем другой пример — мужа, который всегда приходит домой в плохом настроении и требует, чтобы ему сейчас же подали ужин. Чем более он раздражен, тем больше торопится жена подать требуемое, ведь правда? Что на самом деле она подкрепляет?
Раздражительность.
Если жена не теряет веселого настроения, не особо спешит удовлетворить требования мужа, не заламывает себе руки и не расстраивается, то это в значительной степени делает раздражительность и прочие проявления настроения и характера мужа безрезультатными. С другой стороны, ледяное молчание, ответный скандал или наказание, наоборот, могут им восприниматься как результаты и, следовательно, могут оказывать подкрепляющее действие.
Игнорируя поведение, не игнорируя при этом человека, можно добиться, чтобы многие неприятные явления угасли сами собой, потому что от них не будет никакого результата, ни хорошего, ни плохого. Плохое поведение станет бесполезным. Враждебность требует невероятной энергии, и если от нее нет пользы, то от нее обычно быстро отказываются.
Многие типы поведения сами по себе совершаются в ограниченных временных рамках. Когда детей, собак или лошадей впервые после длительного периода ограничения свободы выпускают на улицу, им страшно хочется бегать и играть. Если вы попытаетесь их сдержать, вам понадобится немало усилий. Гораздо проще будет разрешить им какое-то время побегать, пока это поведение не затухнет само по себе. Тренеры лошадей называют это «выпустить дурь». Умные тренеры отпускают на несколько минут молодых лошадей на ринге прлягаться, побрыкаться, побегать, прежде чем заставить их работать. Разминка перед тренировкой или футбольной игрой служит примерно тем же целям.
МЕТОД 5: ВЫРАБОТКА НЕСОВМЕСТИМОГО ПОВЕДЕНИЯ
Это первый из позитивных методов, позволяющих избавиться от нежелательного поведения.
Один из изящных методов — научить своего воспитанника выполнению другого действия, физически несовместимого с нежелательным.
Например, некоторые не любят, когда собаки побираются у стола. Я сама этого терпеть не могу — ничто не может так испортить мне аппетит, как тяжелая лапа у меня на колене, собачье пыхтение и несчастные глаза, в тот момент, когда я собираюсь положить в рот кусок мяса.
Решением этого вопроса методом 1 будет выставить собаку из столовой или запереть в другой комнате на время еды. Но можно устранить попрошайничество выработкой несовместимого поведения — например, обучить собаку лежать на пороге столовой, пока люди едят. Первым делом вы обучаете собаку ложиться, постепенно добиваясь того, чтобы это поведение управлялось стимулами. Затем вы можете сделать так, чтобы собака во время вашей еды выполняла команду «ложись», укладываясь вдали от стола. Вы подкрепляете это поведение пищей, когда тарелки пусты. Отойти и лечь несовместимо с попрошайничеством у стола; собака физически не может быть одновременно в двух местах, и поэтому попрошайничество угасает.
Выработка несовместимого поведения — хороший _ способ преодоления неправильных ударов в теннисе, а также любых других двигательных навыков, выработавшихся неверным образом. Мышцы обучаются медленно, но прочно; если что-либо вошло в ваш двигательный стереотип, это трудно переделать. Единственный способ преодолеть ошибку — выработать несовместимое поведение. Если взять в качестве примера неверный удар в теннисе, то прежде всего надо разложить в уме движение на составные части и очень медленно воспроизвести каждый элемент движения или повторить несколько раз какой-либо один элемент. Поработайте над совершенно другим ударом, с замахом другого типа, с серией новых движений. Когда мышцы начнут осваивать новую комбинацию, можно соединить движения и убыстрить темп.
Когда вы начнете использовать движение в игре на полной скорости, то первое время вы не должны обращать внимание на то, куда летит посланный вами мяч; отрабатывайте только структуру движения. Теперь в вашем распоряжении должно быть два удара — старый (неправильный) и новый. Они несовместимы, вы не можете выполнить два удара одновременно. Хотя вам никогда не удастся полностью освободиться от старого стереотипа, вы можете свести его к минимуму, заменяя новым. Когда этот двигательный навык станет прочным, вы снова можете сосредоточить свое внимание на том, куда летит мяч.
Выработка несовместимого поведения очень полезна для исправления собственного поведения, особенно, когда дело касается эмоциональных состояний, таких, как печаль, беспокойство, чувство одиночества. Некоторые типы поведения совершенно несовместимы с чувством жалости к себе: танцы, хоровое пение, любая интенсивная двигательная активность, даже бег. Вы не можете быть заняты ими и в то же время барахтаться в несчастье. У вас ужасное настроение? Испробуйте метод 5.
МЕТОД 6: СВЯЗАТЬ ПОВЕДЕНИЕ С ОПРЕДЕЛЕННЫМ СИГНАЛОМ
Это своего рода уловка. Она помогает в ряде случаев, когда больше ничего не помогает.
Когда человек или животное обучены совершать действие в ответ на определенный ключевой стимул, то поведение начинает подчиняться этому стимулу, и если этот сигнал не подается, в его отсутствие поведение начинает угасать. Эту естественную закономерность можно использовать для того, чтобы избавиться от любого типа нежелательного поведения, сделав так, чтобы оно осуществлялось только по сигналу, а затем перестать давать этот сигнал.
Впервые я открыла для себя этот изящный метод, когда приучала дельфина носить светонепроницаемые наглазники. Мы хотели продемонстрировать эхолокацию у дельфина в наших представлениях для широкой публики в океанариуме «Жизнь моря». Мне нужно было обучить самца по кличке Макуа носить на глазах резиновые чашечки и, временно лишившись зрения, обнаруживать и находить под водой предметы, используя эхолокационную систему. Сейчас такой номер постоянно включается во все представления океанариума.
Наглазники не причиняли вреда Макуа, но он их невзлюбил. Постепенно у него выработалась привычка, завидев в моих руках эти чашечки, удирать на дно бассейна и отсиживаться там. Он отлеживался там по пяти минут кряду, слегка пошевеливая хвостом и наблюдая за мной сквозь воду.
Я рассудила, что бессмысленно пытаться заставить его всплыть, пугая, толкая шестом, глупо также пробовать подкупить или подманить его. Поэтому однажды, когда он в очередной раз удрал от меня на дно, я бросила ему несколько рыбешек, сопроводив этот подарок свистком. Маку а всплыл, чтобы съесть свою рыбу. Вскоре он научился нырять с целью получения пищевого подкрепления.
Затем я ввела условный звуковой сигнал и стала давать подкрепление, только когда дельфин нырял по сигналу. Конечно же, он перестал нырять в отсутствие ключевого стимула. Ныряние перестало быть проблемой; когда я снова вернулась к приучению к наглазникам, он воспринял наглазники безропотно.
Я применяла этот метод также, чтобы утихомирить детей, расшумевшихся в машине. Если вы отправляетесь в какое-либо удивительное место — скажем, цирк,— дети могут шуметь, потому что они возбуждены. Это мешает вести машину. В эти