Использование кожи как поделочного материала в разные исторические периоды




Лекция 1/7

Тема 3.3.1.1

История использования кожи в декоративных целях

Возникновение традиций обработки кожи

Использование кожи как поделочного материала в разные исторические периоды

Традиции кожевничества на Беларуси

Использование кожи как поделочного материала в современном ДПИ

Возникновение традиций обработки кожи

Кожа - материал, известный человечеству еще с древности: одежда из шкур, первые утилитарные предметы - ремни, обматывающие древко копья, пояса, сумки...

Человечество, взрослея, шло по пути изобретения технологий, в том числе и технологий обработки кожи. Ее научились дубить, затем - красить.

Разнообразился быт человечества, появлялись новые предметы обихода - и здесь, наряду с деревом, металлом, глиной кожа была незаменима для людей.

Несмотря на сугубую утилитарность изделий, уже тогда люди стремились украсить их.То, что сегодня называется художественной обработкой кожи, появилось вместе с цивилизацией.

Первобытные люди с успехом использовали шкуры животных, чтобы защитить себя от превратностей погоды, но жила такая шкура не долго, так как на нее губительно действовали вода и перепады температур. Собственно, поэтому лишь немногие предметы из кожи, изготовленные древними умельцами, дошли до наших дней.

Со временем люди научились продлять жизнь шкурам: при раскопках гробниц в Египте и Двуречье, относящихся к V веку до н.э., археологи обнаружили рисунки на стенах, отображающие процесс выделки шкур. Сохраняли шкуры, высушивая их в растянутом виде на солнце, втирая в поверхность кожи жир и хорошо разминая ее либо комбинируя эти два примитивных способа дубления.

Приемы выделки кожи у разных народов отличались. Для предохранения шкуры животного от гниения и разрушения применялись разные способы дубления. Один из самых древних – выдерживание шкуры в дыму сжигаемых растений (альдегидное дубление). Кочевники смазывали шкуры жиром и мозгом животного, а индейцы втирали в кожу смесь из яиц и жира. Затем кожу отмывали в проточной воде и разминали гладкими камнями округлой формы. Это приемы жирового дубления. В Индии и у народов Севера, для дубления кожи использовали отвары и настои из веток и листьев растений – это пример растительного дубления. В Азии применялся способ квасцового дубления с использованием смеси муки, соли, яичного желтка и алюминиевых квасцов.

Чего только не делали мастеровые того времени из кожи: одежду и обувь, различную посуду, торбы, футляры. Надутые овечьи шкуры, снятые чулком, служили отличным средством для передвижения по воде, из шкур, натянутых на каркас, изготовляли лодки, а кочевые племена подобным образом строили свои временные жилища. Воинам щит из кожи не раз спасал жизнь, а барабан поднимал боевой дух.

В старину из кожи делали сосуды для воды и вина, помещая внутрь кожаного мешка выделанный бычий пузырь или овечий желудок. Во Франции кожаные мешки для перевозки вина назывались «бутье» (отсюда, полагают, идет слово «бутыль»). Если верить фольклору и письменным источникам, сосуды для вина, тщательно сделанные из козьих и других шкур, в свое время не были чем-то из ряда вон выходящим. Такие сосуды известны у народов всего мира. С появлением стеклянных бутылей, из кожи стали делать футляры для походных фляг.

  Издавна кожа считалась предметом сакральным и широко использовалась, да и сейчас используется, в различных ритуалах и изготовлении магической атрибутики и талисманов. Ведь кожа - это не просто материал, она была частью живого существа и в ней сохраняется частица его жизненной силы.

Вначале это были чисто утилитарные вещи, но древнему человеку хотелось как-то выразить себя. Нашлись ремесленники с творческим подходом к работе, которые и явились праотцами художественной обработки кожи.

 

Использование кожи как поделочного материала в разные исторические периоды

 

Кожа не так долговечна, как металл или камень, поэтому до нас практически не дошли самые древние образцы. Но некоторое представление о них мы можем составить, рассматривая изделия народов, которые еще не так давно вели такой же образ жизни, как и далекие предки.

В Египте в Долине царей до сих пор сохранились самые древние произведения искусства из кожи (1350 г. до н.э.), они сохранились в гробнице Тутанхамона, - это расшитые одежды жрецов, сандалии, украшенные золотом, различные предметы обихода. Причем в их отделке использовали крашение кожи, аппликацию, даже простейшую гравировку.

Сандалии Тутанхамона

 

Пифагор упоминает о выполненных при помощи интарсии таблицах, применявшихся в обрядах египетских пирамид. Говоря о художественной обработке кожи в Египте, следует отметить, что этот вид деятельности существовал еще в додинастическом Египте. На древнеегипетских фресках можно рассмотреть основные этапы работы древних кожевенников. Кожи дубили и окрашивали преимущественно в красный или желтый цвета. Некоторые образцы получались при этом весьма декоративными. При раскопках были найдены сандалии из зеленой кожи с аппликациями из золотых листочков и коры, украшенные изображениями пленных сирийцев и нубийцев, как бы попираемых фараонами при каждом шаге.

Самым большим и самым красивым изделием из кожи, сохранившимся до наших дней, является траурный полог царицы Истимхеб (21 династия, около 1050 г. до н.э.) Его размеры составляют 2,45 х 2,15 м. Он состоит из полос синей кожи, две из которых усеяны желтыми звездами, а средняя – украшена грифами с раскрытыми крыльями. По бокам шашечный узор из зеленой и красной кожи чередуется с орнаментальными бордюрами, где изображены скарабеи с раскрытыми крыльями, антилопы с подогнутыми ногами, цветы папируса и надписи. Фигуры и иероглифы вырезаны из кожи и пришиты. Цветовая композиция, решенная в ярких красках, очень гармонична, исполнение отличается высоким техническим мастерством.

Гладиаторы Древнего Рима носили кожаную гамашу на правой ноге.

Древние скифы тоже были мастерами обработки кож. От кочевых племен, живших в районе Алтая, изделия сохранились, благодаря вечной мерзлоте в погребениях Пазырыка (5-4 века до н.э.) Там были найдены седельные подушки, войлочные ковры с аппликациями из кожи. Кочевые народы изобрели кожаную посуду. Ее изготавливали из воловьих хребтовых кож, которые кроили и сушили над огнем, выделывая форму. До нас дошли предметы быта древних скифов, их изображения, на которых они показаны в кожаных одеяниях. В курганах на Горном Алтае ученые нашли кожаные сосуды, коробки, упряжь, датированные V – I вв. до н. э. В качестве декора применялась в основном аппликация, но уже встречаются тиснение и татуировка

Практически все предметы обихода изготовляли из кожи индейцы Северной Америки. Несмотря на примитивные орудия обработки, они умели сделать и крепкое покрытие для щита или жилища, и прочную обувь, не боящуюся ни дождя, ни снега, и мягкие, тонкие мокасины из замши. Изделия украшали бахромой разной длины, вышивкой из кожаных ремешков, крашеными иглами дикобраза (позднее - бисером), аппликацией. Техника аппликации не позволяла выполнять мелкие сложные детали, поэтому мотивы, как правило, были симметричны и закруглены. Геометрические орнаменты набирали из кожаных полос разных оттенков. Богато декорировались праздничные костюмы вождей и воинов. Кроме бахромы и вышивки, использовались кисти, плетеные ремешки.

Широко была представлена кожа в искусстве Азии и Океании. В Юго-Восточной Азии (остров Ява) практиковалась выделка кожи; из нее делали богато декорированные марионетки, которые назывались «вайлинг»

Особое внимание стоит уделить изделиям из кожи у народов Севера. Их обособленность и специфические условия существования привели к тому, что традиционное народное искусство сохранилось практически в нетронутом виде до сих пор. Широко применяется аппликация, причем часто рисунок прорезают через два слоя кожи разного цвета, а потом детали разных цветов меняют местами. Получается светлый рисунок на темном фоне либо темный на светлом. Геометрические орнаменты собираются из треугольников, ромбов, квадратов, прямоугольников контрастных цветов. Такими полосами украшают низ одежды.

Иногда рисунок из черных и белых квадратов готовится иначе: на кожаной полосе на равном расстоянии друг от друга делают вертикальные разрезы и через них продевают полоски кожи контрастного цвета. Прием сходен со штопкой.

Вместо кожаных полос, пропускаемых через прорези, часто использовались пучки длинного и блестящего подшейного волоса оленя.

С появлением письменности мастера Пергамского царства научились выделывать шкуры особым образом, получая материал, похожий на бумагу, - пергамент. Римляне в I в. до н. э. пошли еще дальше – они переплетали листы пергамента в подобие книги, позднее стали делать защитные обложки, чаще всего из изготавливали из недорогой кожи.

Яркий пример художественного подхода к обработке кожи — созданные в технике интарсии византийские иконы (VIII—XII века), которые так понравились крестоносцам, что мода на кожаные обои, охватив всю Европу, продержалась более трёхсот лет. Широкую известность получили и так называемые "кордовские" кожаные обои.

Плиний старший писал о том, что в Восточной Европе (болгары, венгры, турки) обработка кожи в древние времена достигла высокого уровня. У многих народов Европы элементом мужского костюма издавна является широкий пояс, который застегивается с помощью нескольких (чаще всего трех) узких ремешков. Дополнительно его украшали тиснением, переплетением ремешков, металлическими накладками.

По свидетельству летописцев кожевенный промысел у славян был известен в VI – VII вв., правда, кожаных вещей дошло до нас очень мало, чаще всего это была обувь из дубленых шкур.

С развитием переплетного дела расцветала и техника художественной обработки кожи: уже в Х в. переплеты богато украшались различными штампами, гравировкой, тиснением. Орнаменты покрывали всю поверхность обложки, поражая своим разнообразием – от простейших кружков и треугольников до изображения растительного декора, фигур животных, рыцарей, ангелов и т. п. Средневековый переплет  

У европейских народов была простейшая кожаная обувь, напоминающая современные тапочки. Выкраивалась она вместе с подметкой из одного куска кожи и, в зависимости от выкройки передней части, имела более закрытый или открытый носок со сборками, а на ноге крепилась с помощью ремешков, перекрещивающихся вокруг икры. Такая обувь стала принадлежностью народного костюма на многие века.

В эпоху готического стиля (XIII – XV вв.) получила широкое распространение техника гравировки кожи, она достаточно сложна в исполнении, поэтому требовала высокого мастерства от художника. Гравированные изделия периода готики по сей день считаются непревзойденными произведениями искусства, они хранятся во многих музеях мира.

В эпоху Возрождения на сцену выходят итальянские мастера, и строгая готическая гравировка уступает место изысканному тиснению. На кожаных щитах, шлемах или шкатулках воспроизводились целые рельефные картины, изображающие мифологических персонажей.

Постепенно итальянские кожевники стали внедрять в Европе технику ручного золочения, заимствованную у персидских ремесленников, а вместе с ней и причудливые восточные орнаменты. С итальянскими переплетчиками успешно соперничали представители венгерской школы художественной обработки кожи. В своих работах они использовали кожу различных цветов, главным элементом композиции часто становился герб, обрамленный растительными или плетеными орнаментами, резьбой и золочением.

Герб Венгрии

 

Со стилем барокко в моду вошли кожаные обои, сначала их делали в Северной Африке, затем в Испании, а в XVII в. они завоевали популярность во всей Европе. Кожаные обои

 

В XVIII в. величавое барокко уступило место легкому рококо. В отделке кожи превалирует кружевной орнамент как отражение моды того времени. Французские художники украшают свои изделия мозаикой, наклеивая разноцветные кусочки кожи на кожу основы, мы называем подобный прием аппликацией. Более сложный вариант мозаики – это интарсия, когда на кожаной основе вырезают отверстия, в которые вклеивают кусочки кожи такого же размера, что и вырезанные, но других цветов. Вследствие трудоемкости выполнения интарсия не получила широкого распространения.
В конце восемнадцатого столетия в искусстве господствовал простой и строгий классицизм, но ничего нового в приемы художественной обработки кожи он не привнес.

XIX столетие захлестнул стиль модерн с его необычными обтекаемыми формами, так отличающимися от лаконичности наскучившего классицизма. В работах по коже снова появляется гравировка, как нельзя лучше подчеркивающая чистоту линий модерна, применяется интарсия, золочение. Новым словом в отделке кожи становится живописное тиснение, вышивка серебром и жемчугом.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: