Производство кож на Руси успешно развивалось, во многом порой опережая просвещенную Европу. При раскопках в Москве и Новгороде были обнаружены кожевенные мастерские, существовавшие в XI – XII вв. Изготовляли в них обувь, шитые золотом и серебром пояса, перчатки, конскую упряжь, пергамент. С распространением грамотности в России стали появляться кожаные переплеты. Первоначально они играли защитную функцию и были просты в оформлении, со временем их стали украшать слепой печатью штампами различной формы, изображением растений, геометрическими орнаментами в русском стиле, двуглавым орлом рельефным тиснением.
Особенно был знаменит промысел по выделке сафьяновых кож в Торжке, выделывали сафьян по восточным рецептам - с помощью кислых хлебов, да потом ещё и расшивали его золотом и серебром. Пояса, кошельки, подушки, обувь охотно раскупались заморскими купцами и развозились во все концы света.
Только здесь вырабатывалась цветная шагрень, сафьян великолепного качества из уникальных цветов, красная юфть, экспортировавшаяся за границу вплоть до 1914 года.
Московские кожевники в XV веке продавали за границу воловью кожу. Нигде, кроме России не умели выделывать шагреневую кожу из конских шкур, хлебную сыромять и красную юфть. Последняя была лучше других видов мягких кож, производимых в Германии, Франции, Англии и раскупалась за границей вплоть до начала прошлого века В XVI веке продукция москвичей была известна в Литве, Татарии, Турции. А жители стольного града щеголяли в сафьяновых сапожках чуть ли не всех цветов радуги: алых, красных, вишнёвых, лазоревых, зелёных, пёстрых, жёлтых, чёрных, белых... Те, кто побогаче, отделывали обувь жемчугом и золотом. И даже простолюдины топтали московские мостовые отнюдь не лаптями. Они носили сапоги как зимой, так и летом.
|
Уже в XV-XVIII веках русские кожевники были в числе лучших мастеров Европы, а первый завод, вырабатывающий сафьян, был построен в Москве ещё в 1666 г. - это на 83 года раньше, чем во Франции.
Ряд указов о налаживании кожевенного производства принял Пётр Великий. А уже к 1872 г. в России насчитывалось 12 939 кожевенных предприятий, на которых выделывалась и превосходная сафьяновая кожа "как по нежности отделки (руками), так ещё более по самой аккуратной окраске в нежные цвета: палевые, бланжевые, сиреневые, светло-голубые", не знающая себе равных.
В глубинке всяк крестьянин был сам себе кожевник. шорник, скорняк... От поколения к поколению передавались в семье секреты и навыки работы с кожей. А от старших младшим - тулупы, сапожки да башмаки.
Кожевенно-сапожное ремесло играло значительную роль в экономике белорусских городов. На территории Гродненщины ремесло по изготовлению кожи и ее художественной обработке - занятие традиционное и древнее. Среди многочисленных артефактов, найденных при археологических раскопках в Гродно, есть немало вещей, сделанных из кожи и датируемых примерно XI-м веком.
Среди кожаных находок чаще встречаются фрагменты обуви - «поршни», «башмачки», которые почти не имели отделки. «Поршни» от современной обуви отличались отсутствием твердых деталей (подошвы, задника, каблука), требовали ручной работы, специальных инструментов, сапожные колодки не использовались. Преобладают футляры от ножиков-амулетов, пояса, сумочки или кошельки, рукавицы. В ХVIII в. городах Беларуси, а именно города Понеманья - Гродно, Мир, Лида, стали крупнейшими центрами этих ремесел благодаря экономическим реформам гродненского старосты А. Тизенгауза.
|
Уже в 1777 году в Гродно существовала королевская кожевенная мануфактура, обработанная кожа использовалась чаще всего для утилитарных потребностей жителей. Кожаные художественные изделия были распространены и в народном быту.
Найдено орудие кожевенного и сапожного ремесел, готовая обувь и др. изделия из кожи. Сырьем для кож служили шкуры крупного и реже мелкого рогатого скота. Полоцкие кожевники могли изготовлять добротную кожу. Ей присуща малая изменяемость свойств под влиянием влаги пластичность, воздухопроницаемость.
Выделка кож и изготовление из них бытовых изделий - одно из давних занятий п олешуков. Распространению этих занятий способствовали обилие зверя в лесах, развитое животноводство, а также климатические условия, требующие теплой сезонной одежды и обуви.
С развитием производительных сил и расширением торговых связей кожи и меха стали непременной статьей экспорта в Западную Европу. Уже в XVI в. жителям Полесья, были известны такие кожаные и меховые изделия, как «боты», «полуботики» (даже сафьяновые), беличьи шубы, кожухи, широкие кожаные пояса, калиты, мошны, сумки из юфти, барсучьей, лосиной кожи, упряжь. Эти изделия изготовляли городские ремесленники или сельские кустари, часть была и привозных.
Наиболее распространенными профессиями в данной отрасли были кожевники, скорняки, сапожники и шорники.
|
На протяжении столетий менялись формы кожевенного производства, уровень и динамика их развития определялись уровнем производительных сил и характером производственных отношений каждой исторической эпохи. В XVI - начале XVII в. в городах Полесья были основаны цехи кожевников и скорняков. В феодальных владениях в эпоху натурального хозяйства работали крепостные мастера - кожевники, скорняки, сапожники.
В XIX в., особенно в последней четверти, кожевенное производство Полесья развивалось как фабрично-заводское и кустарно-ремесленное с преобладанием последней формы. Типичными были мелкие мастерские, в которых кроме хозяина работало двое - четверо рабочих либо хозяин с членами семьи.
В конце XIX - начале XX в. среди основных видов кожевенных промыслов заметное место занимал промысел, базирующийся на выделке кож. В послереформенный период кожевенное производство расширилось в связи с повышением спроса мещан и зажиточной прослойки крестьян на ременную сбрую, сапоги, кожухи и шапки. Например, в 1863 г. в Брестском, Кобринском, Пружанском уездах Гродненской губернии крестьянами и мещанами ежегодно употреблялось до 50 тыс. штук выделанных овчин.
На Белоруси кожевенные заводы с несколькими рабочими находились в Пинском, Слуцком, Мозырском, Речицком, Бобруйском уездах Минской губернии.. Мастерски обрабатывали кожи в Брестском, Кобринском, Пружанском, Слуцком, Давид-Городокском уездах.
Кожевники выделывали, главным образом, различного рода сапожный товар - «полувал», а также подошвенный материал. Наиболее распространенной была выделка юфти из шкуры крупного рогатого скота, реже - лошадей и телят. Процесс дубления кож был довольно примитивным: в мелких мастерских очищенные от шерсти шкуры помещали в деревянное корыто, посыпали сухой корой и заливали водой. Процесс дубления подошвенного материала длился около восьми недель и больше - в зависимости от качества сырья. Отделка юфти включала смазывание кож растительными или животными жирами, выравнивание и разглаживание их. В восточной части Полесья «товар» на передки сапог в конце выделки смазывали березовым дегтем.
При выделке кож пользовались известными среди кожевников инструментами:
1, 2, 3, 5 - типы мял для выделки сыромяти, 4, 8 - «станок», «коса», ножи для чистки кож, 6,7 - типы «ключей» для выделки овчин. |
На Полесье была довольно распространена также выделка сыромяти. Для всего западного Полесья было характерно хлебное квашение. После золения или квашения кожу очищали от шерсти и мезги косой или «стругом».
Сыромятная кожа повсеместно употреблялась главным образом для пошива конской сбруи: гужей, вожжей, шлей, чересседельников, постромков, шор, нарытников, уздечек, седелок, седел, хомутов. Сыромять шла также на пошив кожаной крестьянской обуви - кожаных лаптей, особенно распространенных на Белорусском Полесье («поршні», «пасталы», «маршчакі»). Кроме того, у полещуков сыромять служила материалом для изготовления многих бытовых и хозяйственных принадлежностей - поясов, ременной витой веревки для подъема бортника на дерево («лазіва»), кожаных мешков для продуктов в дорогу и т. д.
Сапожный промысел по численности ремесленников занимал первое-второе место и развивался преимущественно в местечках, больших селах.. В 20-е годы XX в. максимальное число сапожников (более 3 чел. на 1 тыс. жителей) приходилось на Слуцкий, Бобруйский, Паричский, Туровский, Копаткевичский, Калинковичский, Королинский, Наровлянский, Юровичский, Брагинский, а также на все южные районы Гомелыцины. Широкой известностью пользовались сапожники Пинска, Давид-Городка, Брагина. На 1 тыс. жителей Брагинского района приходилось 9,9 сапожника. Давид-Городокские сапожники в значительной мере снабжали обувью население северо-западной части Украинского Полесья (Ровенщину).
Наиболее распространенными видами кожаной обуви являлись юфтевые крестьянские сапоги («чоботи», «боти») и ботинки. Древнейшим типом сапог на Полесье, как и на всей остальной территории восточнославянских земель, были выворотные сапоги, голенища которых выкраивали вместе с головками. Их шили на прямой колодке, без каблука и твердого задника. Сшитое наизнанку изделие после увлажнения выворачивали на лицевую сторону, расправляли швы и на «правилах» («кручках») придавали нужную форму. Вытяжные сапоги («витяжки», «кручки», «выцяжю») с широкими одно- или двухшовными голенищами бытовали включительно до XIX ст. В последней четверти XIX в. (особенно с появлением в продаже хромовых, шавровых кож) начали входить в быт сапоги более сложною кроя с пришивными «головками» («пришви», «головки», «чоботи з шийками»).
Женские ботинки («черевики», «полусапожки») вначале шили по заказам шляхты и мещан, но в конце XIX - начале XX ст.- и для зажиточных крестьянок - как праздничную обувь. Характерными особенностями кроя этих ботинок были высокие голенища (до половины голени), застежка на кнопках или шнурках с пистонами, узкий носок и средний каблук. Для пожилых шили ботинки на низких каблуках и с низкими (до щиколотки) голенищами. Мужские ботинки на резинках изготовлялись только для горожан и сельской интеллигенции.
В советское время изменился удельный вес кустарного кожевенного производства. В первые же годы советской власти была поставлена задача кооперирования кустарных промыслов; начали создаваться и государственные предприятия нового типа. Однако в восстановительный период ремесленно-кустарное производство (шорное и сапожное - прежде всего) еще преобладало, особенно в сельской местности наиболее крупных потребительских центров.
В связи с индустриализацией края и процессами урбанизации традиционное кожевенное производство на Полесье, как и повсюду, стало занятием спорадическим. В отдельных деревнях колхозники в свободное время выделывают овчины, меховые шкурки, пользуясь традиционными рецептами и приемами.