Виды декоративной обработки кожи




Шитье кожи

В этой технике изготавливают бытовые изделия, предметы галантереи, игрушки. Для шитья мягкой кожи используют короткие иглы, для шитья жесткой и толстой – трехгранные (шорные). Нитки используют прочные, не тонкие, чтобы не порезать кожу. Это могут быть армированные с лавсаном, толстый крученый шелк или капрон, хлопчатобумажные нитки № 0 или № 10. Если кожа плохо поддается прокалыванию, для шитья используют шило, которым прокалывают отверстия, и затупленную иглу, при помощи которой проводят нить через слои сшиваемой кожи.

Изделия из кожи чаще всего сшивают сапожным швом..

Сапожный шов. Выполняется двумя иголками одновременно навстречу друг другу. Для того чтобы шов был аккуратным, нужно соблюдать очередность протягивания игл, т. е. в одно отверстие продевать по очереди обе иглы и всегда первой - находящуюся сверху, затягивая шов.

Если кожу сшивают на машине, то вставляют самую тонкую иглу. Для облегчения продвигания кожи можно использовать специальную лапку с тефлоновым покрытием, а под кожу на зубчатую рейку швейной машины проложить лист папиросной бумаги, которую впоследствии удалить из шва

Влажно-тепловую обработку обычно не проводят. В целях утончения швов, сгибов, краев их отстукивают молотком.

Плетение Плетение выполняют из кожаных шнурков. используют прием «косичка» в 3,4 и более нитей. Такой «косичкой» украшают одежду, шкатулки, её используют в качестве завязок, шнурка для подвесок. Косички плетутся из любого количества полос, при этом каждая из полосок переплетается с соседней в очередности, предусмотренной рисунком.
Продержка Выполняют кожаными или текстильными шнурами по штриховым отверстиям, нанесенным по рисунку. Для пробивания отверстий используют заточенные отвертки или прорезают их ножом. Все операции проводят на оргстекле или картоне. Отверстия пробивают на мягкой резине или толстой коже. Проталкивают ремешок в прорези при помощи тупого конца ножа или специальной двугранной иглой. Ремешок не затягивают плотно, образуя рельефный узор. Все продержки выполняют до окончательного сшивания деталей.
Перфорация. Перфорация или высечка – один из древнейших приемов. Собственно он сводится к тому, что при помощи пробойников различной формы в коже высекаются отверстия, расположенные в виде орнамента. Этот прием используют и для создания сложных композиций наподобие витража или арабеска (например, в ювелирных украшениях, настенных панно и т.д.).

Оплетка

Оплетка - это наиболее распространенный способ соединения деталей кожаного изделия и его декорирования. При выполнении оплетки края изделия перфорируют и через отверстия протягивают кожаный ремешок. Для перфорации можно использовать круглые или овальные пробойники и стамески. В зависимости от толщины кожи оплетаемые края можно шерфовать, а можно оставлять толстыми. Можно перфорировать соединяемые детали по отдельности, но лучше склеить края деталей до перфорирования и пробивать их вместе. Диаметр отверстий под оплетку должен быть 2-2,5 мм, ширина ремешка - около 4 мм, центры отверстий обычно размещают на расстоянии 5-6 мм от края. В зависимости от изделия, его размера, толщины используемой кожи, вида оплетки эти размеры можно варьировать. Первое отверстие пробивают в углу детали, остальные - на одинаковом расстоянии друг от друга (7-9 мм). Углы детали закругляют для обеспечения равномерного распределения ремешка вокруг угла (рис. 10). Перед оплеткой ремешки рекомендуется вощить и полировать. Протаскивать их через отверстия можно специальной иглой, пинцетом с тонкими концами или шилом.

ВИДЫОПЛЕТКИ

Простая оплетка одинарным стежком Оплетать удобнее слева направо. Через угловое отверстие ремешок пропустить не менее двух раз. Расстояние между центрами отверстий приблизительно в 2 раза больше ширины ремешка, поэтому часть торца остается открытой, и ее надо тонировать и вощить или только вощить. Кончики ремешка в начале и в конце работы спрятать, вклеив их между деталями
Простая оплетка двойным стежком Выполнять работу, протягивая ремешок через каждое отверстие два раза, через угловое отверстие - 3-4 раза. При этом оплетаемый торец изделия перекроется полностью
Двойной крестообразный стежок Крестообразный стежок

Отделка изделий вышивкой

Кожаные изделия можно украсить вышивкой кожаными ремешками, нитками, а также их сочетанием. Для этого можно использовать рисунки, применяемые для ручной вышивки по ткани, например, вышивки крестом.

По выбранному рисунку необходимо изготовить шаблон с разметкой перфорации под вышивку. Перфорировать можно пробойниками различных диаметров и стамесками. Подготовка кожаных ремешков включает в себя нарезание, вощение и полирование. Ремешки могут быть разной ширины и цвета. Их концы следует закреплять клеем на изнанке. Выполнять вышивку можно короткими ремешками, можно склеивать длинный ремешок по мере его укорачивания, но при этом место склеивания должно оставаться на изнанке.

Размер отверстия зависит от количества ремешков, проходящих через него: чем больше ремешков, тем больше должно быть отверстие. При выполнении вышивки всегда надо следить, чтобы ремешки укладывались не перекручивались.

 

Обтягивание шаблонов кожей.

Для обтягивания применяют мягкую и пластичную кожу. В качестве материала шаблона используют картон, пластмассу, металл. Припуски кожаных деталей, предназначенных для обтяжки, составляют 5-10 мм, в зависимости от размера детали. Изделие получается более выразительным, если на основу приклеивают поролон. Деталь, которая подклеивается на изнаночную сторону обтянутого изделия, вырезают без припусков и прикрепляют ее в последнюю очередь. Припуски лицевой детали перед приклеиванием необходимо сшерфовать, подравнять, на закругленных участках – вырезать зубчиками.

Термо- и влагоформование.

В увлажненном состоянии кожа, особенно тонкая, очень легко принимает любые формы. Выпуклые участки можно получить, натянув ее на болванку определенной формы, зафиксировав все изгибы рельефа и высушив в таком состоянии. После высыхания кожу можно снять с болванки, а для сохранения рельефа – заполнить внутренний объем получившейся детали клеем или другим материалом.

Толстая и жесткая кожа легко поддается термообработке. Лакированная кожа изгибается быстрее, но края ее часто желтеют и собираются в гармошку. Нагревая заготовку на плитке или сковороде, над свечой или горелкой, можно получить выпуклые детали, которые затем можно использовать в аппликациях, при изготовлении цветов из кожи, выполнении кожаных украшений. Если края деталей при этом обуглятся и потемнеют, их можно сточить стамеской или наждачной бумагой. Но обугленные места можно использовать и в декоре, особенно в сочетании с выжиганием.

Обрабатывая кожаные детали различной конфигурации бульками, нагретыми на электроплитке или открытом огне, можно получать лепестки и листья объемной формы с прожилками и линиями, которые собирая в соцветия, можно использовать для изготовления букетов из искусственных кожаных цветов.

Драпировка.

Для драпировки используют мягкую, тонкую, пластичную кожу. Для закладывания складок и образования морщин используют пинцет, маникюрную лопатку или выполняют эту работу просто руками. Для образования драпированного участка изнаночную сторону лоскута кожи смазывают клеем,а затем, начиная от середины участка, продвигаясь равномерно во все стороны, закладывают складки, направленные по рисунку или хаотичные, и закрепляют их, прижимая к основе. Края драпировки нужно сшерфовать и подогнуть на изнаночную сторону или спрятать под соседними лоскутами кожи. С помощью клея и инструментов можно создавать складки, завитушки, листочки, лепестки и др.

Тиснение, штамповка.

Для тиснения лучше использовать кожу толщиной 0,8-1,2 мм, для штампования – 2-3 мм. Лучшим материалом для этих видов работ считают телячью кожу, поскольку она имеет гладкую поверхность, красивый внешний вид и требует минимального декора. Для изготовления крупных изделий используется коровья кожа толщиной 2,5-4 мм. Тиснение бывает плоское и выпуклое. Плоское тиснение делят на контурное и рельефное. Эскиз переносят на кальку, которую закрепляют на рабочей поверхности кожи. По всем линиям проводят острым инструментом, продавливая контур. При контурном тиснении видимый рисунок углубляют острым концом инструмента до тех пор, пока рисунок не проявятся со стороны бахтармы.

Рельефное тиснение является своеобразным продолжением контурного. Необходимо скосить и придавить кожу вокруг контуров ложкообразной лопаточкой.

Тиснение можно выполнять штампами, ставя их в вертикальном положении и ударяя по ним деревянным молотком. Перед штампованием кожа должна быть хорошо увлажнена. В качестве штампов используют любые твердые стержни с интересным рисунком торца (простейшим штампом может служить шляпка гвоздя).

Выпуклый орнамент выполняют на рельефе – тиснение с наполнением – вырезание из картона (лигнина) или кусочков шоры элементов будущего рельефа и подкладывание под слой предварительно увлажненной юфти, которую затем «обжимают» по контуру рельефа. Мелкие детали выдавливают без подкладки за счет толщины самой кожи. При высыхании она твердеет и «запоминает» рельефный декор. Этот вид тиснения наиболее часто применяется при изготовлении шкатулок, украшений, переплетов.

В промышленном производстве применяются различные способы штамповки, когда рисунок на коже выдавливается при помощи пресс-форм. При изготовлении художественных изделий также применяют штамповку, но используют наборные штампы и чеканы.

Термо-тиснение – выдавливание декора на поверхности кожи при помощи разогретых металлических штампов.

 

Гравировка.

Для гравировки используют кожу толщиной 1,5 – 3 мм. Для гравирования необходим гравировальный нож. В работе также используются шило, шерфовальные ножи, скальпели, поворотный нож, инструменты маникюрного набора. Гравировка требует предварительной подготовки кожи. Легкую тонкую кожу нужно увлажнить со стороны бахтармы губкой. Тяжелую толстую кожу ‑ вычистить, опустить на 1-3 мин в воду, разложить на мраморной плитке. Мокрую толстую кожу на ночь завернуть в бумагу, что придаст ей мягкость.

Орнамент для гравировки вначале прорисовывают на бумаге, переводят рисунок на кальку, крепят к заготовке и осторожно продавливают острым инструментом на кожу. Острым концом гравировального ножа продавливают рельеф, тупым – углубляют и скашивают края. Недопустимо использование копировальной бумаги, двойное проведение по линиям. Тонируют фон пунктиром, нанесенным шилом.

Гравировку на толстой коже выполняют следующим способом. По перенесенному на кальку эскизу по увлажненной коже прорезают линии рисунка на треть толщины кожи. Смачивая кожу водой, расширяют линии, сглаживают острые края и высушивают изделие. С помощью анилиновых красителей, акварели, чернил можно окрасить некоторые участки композиции. Канавки рисунка также можно заполнить красителем при помощи рейсфедера.

Резьба по коже.

На тяжелой коровьей коже выигрышно смотрится резьба. Для нее нужен поворотный нож. Рисунок переносят на кожу и прорезают все линии на половину толщины кожи. Затем при помощи лопаток линии углубляют и расширяют. Нож при этом двигают по направлению к себе, он должен плавно, без задержек врезаться в кожу. Прямые линии проводят по направляющим устройствам. Линии надрезов не должны пересекаться. Для расширения и углубления линии надрезов по ним несколько раз проводят палочкой с затупленным концом. Некоторые участки можно затушевать штампами.

Пирография.

первоначально выжигание по коже явилось побочным эффектом при термо-тиснении (известно в России с XII, а в Европе с XIII века), но затем широко применялось как самостоятельный прием. В классическом виде пирография представляет собой нанесение на поверхность плотной кожи (шоры, чепрака) различных орнаментов. Делалось это при помощи разогретых штампов из меди и применялось в основном для отделки конской упряжи. Современная пирография своими выразительными озможностями обязана изобретению выжигательного прибора (пирографа). При помощи пирографии можно наносить на кожу очень тонкие и сложные рисунки. Часто применяется в сочетании с гравировкой, росписью, тиснением при создании панно, украшений, изготовлении сувениров.

Интарсия

По сути, тоже, что инкрустация или мозаика: фрагменты изображения монтируются «стык-в-стык». Интарсию выполняют на текстильной или деревянной основе. В зависимости от этого выбирают сорта кож. При работе с текстильной основой используют тонкие пластичные кожи (опоек, шевро, велюр и тонкую юфть), а при работе на доске – тяжелые (шора, чепрак). Для достижения надлежащего качества, по предварительному эскизу выполняют точные лекала всех фрагментов композиции. Затем по этим лекалам, из предварительно окрашенных кож вырезают элементы и наклеивают на основу при помощи костного клея или эмульсии ПВА. Техника интарсии применяется в основном для создания настенных панно, но в сочетании с другими приемами может использоваться при изготовлении бутылей, сувениров, декорировании мебели.

Золочение

Золочение на коже выполняют при помощи термофольги выжигателем или другим нагреваемым инструментом. Фольгу накладывают на место будущего рисунка, сверху кладут эскиз и по линиям эскиза проводят нагретым инструментом, тем самым переводя золоченый слой с термофольги на поверхность кожи

Батик

На коже выполняют роспись с использованием приемов горячего батика. Те элементы узора, которые не должны быть окрашены, покрывают разогретым парафином. Остальную поверхность расписывают в одни или несколько цветов. Затем застывший парафин отслаивают или удаляют при помощи слабонагретого утюга через пористую бумагу.

Аппликация из кожи.

Выполняют на фоновой основе, выполнено также из кожи или из других материалов, чаще природного происхождения – дерево, холст, лен, мешковина и др. Детали аппликации приклеивают при помощи клеев ПВА, резинового, БФ. Элементы, используемые в композиции аппликации могут быть:

- плоские (если кожа толстая, у них следует сшерфовать края);

- объемные (форма достигается при помощи термообработки);

- драпированные;

- сеченые (скрученные в кисточку, наклеенные бахромой, скрученные в спираль-колосок)

- фантазийные (в которых совмещаются признаки нескольких перечисленных элементов).

Большие плоскости с целью экономии материала можно не заклеивать полностью лоскутами кожи, а имитировать заполненное пространство сетками из узких кожаных полосок, мозаикой из кожаной крошки, мозаикой из небольших кусочков кожи, наклеенных на расстоянии 1-2 мм друг от друга.

Для аппликации готовят эскиз, на основе которого делают лекала элементов. По подготовленным лекалам выкраиваются детали аппликации, затем они обрабатываются (нарезаются, нагреваются, драпируются) и после этого, в готовом виде, в соответствии с эскизом, детали наклеиваются на фон, начиная с заднего плана. Готовая аппликация может быть декорирована вспомогательными материалами. Лучше всего кожа сочетается с натуральным материалами: льняное волокно и шнур, птичьи перья, натуральные камни и раковины, зерна растений и др.

В отличие от интарсии при аппликации допустимо соединение элементов «внахлест». Помимо этого, при выполнении аппликации на текстильной основе допускается детали не наклеивать, а нашивать.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: