Температура бетонной смеси, град. | Время, мин. |
20-30 10-20 5-10 |
Дальность перевозки бетонной смеси определяется допустимым временем нахождения её в пути, состоянием дорог и средней скоростью передвижения по ним транспортных средств.
Автомобили-самосвалы общего назначения благодаря своей универсальности и относительно небольшой стоимости эксплуатации будут применяться для перевозки бетонных смесей ещё длительное время. Однако перевозка в автосамосвалах имеет существенные недостатки: не исключены потери бетонной смеси из-за не плотностей кузова (особенно цементного молока), не обеспечена защита от неблагоприятных метеорологических факторов. Ограниченный угол подъёма кузова не позволяет осуществить полную выгрузку смеси, что приводит к дополнительным затратам ручного труда для его очистки. В результате сильного вибрационного воздействия на бетонную смесь при транспортировании автосамосвалами значительно нарушается её однородность. Влияние этих факторов ограничивает радиус перевозки бетонной смеси.
Автобетоновозы являются специализированным транспортом. Их кузов имеет углублённую обтекаемую форму, способствующую транспортированию бетонной смеси без утечки и расслоения. Угол его подъёма увеличен до 80-90 градусов, чем обеспечивается быстрое и полное удаление смеси при разгрузке. Для уменьшения воздействия температуры окружающего воздуха на перевозимую смесь кузов имеет двойные стенки (в зимнее время между ними циркулируют выхлопные газы автомобиля). Для предохранения смеси от высоких температур, воздействия атмосферных осадков и ветра кузов сверху закрывается крышкой.
|
Автобетоновоз.
1- кабина автомобиля; 2- крышка кузова; 3- кузов автомобиля; 4- гидродомкраты;
5- опорная рама шасси автомобиля; положение кузова при выгрузке смеси.
Для полной выгрузки смеси без применения ручного труда кузов снабжён встроенным вибратором с гидравлическим приводом, встряхивающим кузов в любых положениях в процессе подъёма и опускания. Грузоподъёмность автобетоновозов 1-4 т, объём перевозимой бетонной смеси – 2,5-4 куб. м, продолжительность выгрузки бетонной смеси – 1,5 – 2,0 минуты.
Автобетоносмесители представляют группу специальных машин, предназначенных для транспортирования сухих и готовых бетонных смесей на строительные объекты, приготовления или побуждения их в пути следования и на месте потребления, а также выдачи бетонной смеси на рабочие места. При перевозке автобетоносмесителями полностью исклчаются потери бетонной смеси в пути и обеспечивается её качественная доставка.
Смесительный барабан автобетоносмесителя, загрузочно-разгрузочное устройство позволяют осуществлять порционную выгрузку смеси. Выгрузка производится обратным вращением барабана автобетоносмесителя.
Процесс приготовления бетонной смеси в автобетоносмесителе длится дольше, чем в стационарном, и составляет 180 секунд (в стационарном – 60-120 секунд).
Автобетоносмеситель.
1- шасси автомобиля КамАЗ; 2- дозировочно-промывочный бак; 3- механизм вращения барабана; 4 – смесительный барабан с загрузочно-разгрузочным устройством; 5 – загрузочная воронка; 6 – разгрузочная воронка: 7 – складной лоток переменной длины: 8 – поворотное устройство лотка; 9 – рабочее оборудование автобетоносмесителя, включая раму; 10, 12 система управления оборудованием с рычагами; 11 – контрольно-измерительные приборы.
|
Выгрузка бетонной смеси происходит со скоростью 0,75 куб. м в минуту. Наличие конвейера позволяет подавать бетонную смесь на высоту 6 м и глубину до 5 м с возможностью поворота до 265 градусов.
Отечественные бетоносмесители выпускаются вместимостью смесительного барабана 2,5; 3,2; 5; 6; 7 и 9 куб. м. Две последние модели выпускаются в виде автопоезда - полуприцеп на буксире у тягача КрАЗ-258.
Автобетоносмесители работают при температуре окружающего воздуха
от -30 до +40 градусов по Цельсию.
В зимних условиях использование автобетоносмесителей несколько осложняется, так как после каждого рейса требуется промывание барабана и лопастей горячей водой под давлением.
Укладка бетонной смеси.
Перед укладкой бетонной смеси следует проверить:
- наличие всех конструкций и их элементов, закрепляемых в процессе укладки
бетонной смеси (подготовка оснований конструкций, армирование, закладные
детали и другое);
- правильность установки и закрепления опалубки, а также поддерживающих
её элементов;
- подготовку поверхностей опалубки и арматуры (очистка от грязи, наледи,
ржавчины, смачивание, смазывание и т.д.).
Укладка бетонной смеси включает процессы приёмки, подачи смеси к месту укладки и распределение её в бетонируемой конструкции.
Бетонные смеси укладываются горизонтальными слоями одинаковой толщины, без разрывов, соблюдая одно направление укладки для всех слоёв.
|
Укладка слоя бетонной смеси допускается до начала схватывания предыдущего слоя.
Предельная высота свободного сбрасывания бетонной смеси в не армированной конструкции ограничена 5 м.
Однако практический опыт показал, что из соображений сохранения однородности бетона и сохранности опалубки высота свободного сбрасывания смеси не должна быть более 3-4 м.
Поверхность рабочих швов, устраиваемых при укладке бетонной смеси с перерывами, должна быть перпендикулярна к оси бетонируемых колонн и балок, к поверхности плит и стен. Возобновлять бетонирование допускается по достижению бетоном прочности не менее 1,5 МПа, так как при достижении бетоном меньшей прочности, обработка вибраторами вновь укладываемого бетона может привести к разрушению ранее уложенного.
Верхний уровень уплотнённой бетонной смеси должен быть на 50-70 мм ниже верха щитов опалубки.