Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение. ______ «________________»




КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ И ИНЫЕ МАТЕРИАЛЫОЦЕНКИ знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующие этапы формирования компетенций в процессе освоения дисциплины

______ «________________»

Вопросы для собеседования

1. В чем состоит назначение датчиков в системах автоматики?

2. По каким признакам классифицируются датчики?

3. Что такое чувствительность датчика?

4. Расскажите о работе поршневых, мембранных и сильфонных датчиков давления.

5. В чем заключается принцип действия датчиков давления с электрическими и термическими воспринимающими органами?

6. Расскажите о принципе действия тензометрических датчиков.

7. Как можно тензодатчиком измерить механические усилия во вращающихся частях машин?

8. Какими датчиками удобнее измерять механические усилия на большом расстоянии?

9. Почему чувствительность тензодатчиков меньше тензочувствительности материала, из которого изготовлен датчик?

10. Расскажите о преимуществах и недостатках фоторезисторов, сравнивая их с вакуумными и полупроводниковыми фотоэлементами.

11. Для каких целей используются фотоэлементы в схемах автоматики?

12. Что понимается под темновым током фоторезисторов?

13. Объясните физическую сущность явлений внешнего и внутреннего фотоэффекта.

14. Перечислите типы датчиков температуры и объясните принципы их работы.

15. Назовите типы ПТР.

16. Расскажите о преимуществах ПТР, сравнивая их с металлическими терморезисторами.

17. Перечислите основные характеристики ПТР.

 

Используется фронтальный опрос и проводиться в виде беседы по вопросам. При отборе вопросов и постановке перед студентами учитывается следующее:

– задается не более пяти, они должны непосредственно относиться к проверяемой теме;

– формулировка вопроса должна быть однозначной и понятной отвечающему;

– недопустимо предлагать студентам вопросы, требующие множества ответов, т.е. вопросы открытой формы или так называемые «тестовые» вопросы с ответом «да/нет».

В конце опроса преподаватель дает заключительные комментарии по качеству ответов всех студентов.

Критерии оценки:

зачтено - правильно, полно и аргументировано, соответствует вышеуказанным требованиям, продемонстрированы знание вопроса и самостоятельность мышления

незачтено - не правильно, не четко и не убедительно, неверные формулировки, отсутствует какое-либо представление о вопросе

Тестовые задания

1. Переходная функция – это:

1) реакция на единичное ступенчатое воздействие;

2) реакция на гармонический входной сигнал;

3) реакция на произвольное входное воздействие;

4) отношение выходного сигнала к входному воздействию.

 

2. Передаточная функция вида описывает динамику:

1) колебательного звена;

2) дифференцирующего звена;

3) апериодического звена;

4) интегрирующего звена.

 

3. Элемент сравнения выполняет математическую операцию:


1) сложения;

2) вычитания;

3) умножения;

4) деления;

5) логарифмирования.


 

4. Передаточная функция последовательного соединения динамических звеньев определяется как:


1) сумма передаточных функций звеньев;

2) произведение передаточных функций звеньев;

3) разность передаточных функций звеньев.

 

5. Появление запаздывания в объекте, двухпозиционным регулятором с зоной неоднозначности приведет к:

1) появлению перерегулирования и уменьшению частоты переключения;

2) увеличению частоты переключения;

3) сохранению прежнего режима.

 

6. Передаточная функция параллельного соединения динамических звеньев определяется как:


1) сумма передаточных функций звеньев;

2) произведение передаточных функций звеньев;

3) разность передаточных функций звеньев.

 

7. Согласно критерию устойчивости Найквиста замкнутая система будет устойчива, если амплитудно-фазовая характеристика разомкнутой системы на комплексной плоскости не охватывает точку с координатами:


1) (0; j0);

2) (-1; j0);

3) (1; j0);

4) (1; j1);

5) (-1; -j1).


 

8. Консервативное звено – колебательное звено, у которого коэффициент демпфирования равен:


1) ɛ=0;

2) ɛ=0,5;

3) ɛ=1;

4) ɛ>1.


 

9. Необходимое условие устойчивости заключается в том, что коэффициенты характеристического уравнения должны быть:


1) разного знака;

2) одного знака;

3) равны нулю;

4) равны.


 

10. Планируемое воздействие на систему регулирования осуществляют:

1) изменением установки;

2) изменением параметров настройки регулятора;

3) изменением знака обратной связи;

4) изменением воздействия на объект.

 

11. Статическим является регулятор:


1) ПИ;

2) ПИД;

3) П;

4) ИД.


 

12. По роду используемой энергии системы автоматизации могут быть:

1) импульсными;

2) гидравлическими;

3) позиционными;

4) статическими.

 

13. ЛАХЧ, показанная на рисунке, соответствует:

 

1) безинерционному звену;

2) колебательному звену;

3) апериодическому звену 1-го порядка;

4) интегрирующему звену;

5) апериодическому звену 2-го порядка.

 

14. Необходимое условие устойчивости по критерию Гурвица заключается в том, что все его определители должны быть:

1) разного знака;

2) одного знака;

3) равны нулю;

4) одинаковы.

 

15. Соединение, изображенное на рисунке, относится:

1) к последовательному соединению;

2) к параллельному соединению;

3) к соединению с отрицательной обратной связью.

 

16. Обратная связь используется для принципа:

1) прямого управления;

2) по возмущению;

3) по отклонению;

4) по возмущению и отклонению.

 

17. Общий коэффициент усиления системы, представленной на рисунке, равен:

1) 13;

2) 7;

3) 3,3;

4) 30.

 

18. Общий коэффициент усиления системы, представленной на рисунке, соответствует:


1) 15;

2) 5;

3) 50;

4) 2.

 

19. ЛАХЧ с большим коэффициентом демпфирования соответствует график:

1) 1;

2) 2;

3) 3.

 

20. В САР с двухпозиционным регулятором при увеличении зоны неоднозначности частота переключения регулирующего органа:

1) не изменится;

2) уменьшится;

3) возрастет.

 

21. Логическая функция вида F=X1+X2+X3 на выходе будет иметь логический ноль при комбинации переменных Х1, Х2, Х3 на входе:

1) 000;

2) 001;

3) 010;

4) 011.

22. На рисунке приведена структурная схема:

1) пропорционального регулятора;

2) пропорционально-интегрального регулятора;

3) пропорционально-дифференциального регулятора;

4) пропорционально-интегрально-дифференциального регулятора.

23. Регулятор, структурная схема которого представлена на рисунке, является:


1) пропорциональным;

2) пропорционально-интегральным;

3) пропорционально-дифференциальным;

4) пропорционально-интегрально-дифференциальным.

 

24. Регулятор со структурной схемой, представленной на рисунке, можно считать:

1) пропорциональным;

2) пропорционально-интегральным;

3) пропорционально-дифференциальным;

4) пропорционально-интегрально-дифференциальным.

 

25. Регулятор со структурной схемой, показанной на рисунке, является:


1) пропорциональным;

2) пропорционально-интегральным;

3) пропорционально-дифференциальным;

4) пропорционально-интегрально-дифференциальным.

 

26. Амплитудно-фазовая частотная характеристика (АФЧХ) выражает зависимость:

1) амплитуды выходного сигнала от фазы;

2) амплитуды от частоты;

3) фазы от частоты;

4) амплитуды и фазы от частоты в комплексной форме.

 

27. При быстром изменении регулируемой величины на объектах управления с большим запаздыванием лучшее регулирование обеспечивает:

1) пропорциональный регулятор;

2) пропорционально-интегрально-дифференциальный регулятор;

3) пропорционально-интегральный регулятор;

4) интегральный регулятор.

 

28. На рисунке представлен график переходного процесса системы автоматического регулирования с относительным перерегулированием, равным:

1) 20%;

2) 40%;

3) 50%;

4) 60%.

 

29. Двухпозиционный регулятор является:

1) нелинейным;

2) линейным;

3) изодромным;

4) статическим.

 

30. Основная обратная связь должна быть:

1) отрицательной;

2) положительной;

3) знак обратной связи зависит от требуемой точности регулирования;

4) знак обратной связи зависит от свойств объекта.

 

31. Пропорциональный регулятор перемещает регулирующий орган на величину пропорционально:

1) отклонению регулируемой величины;

2) интегралу от сигнала рассогласования;

3) сумме отклонения и скорости отклонения;

4) сумме отклонения и интеграла от отклонения;

5) отклонению, интегралу и скорости отклонения.

 

32. Интегрирующее звено имеет переходную характеристику вида:


 

33. Пропорционально-интегральный регулятор перемещает регулирующий орган на величину пропорционально:

1) отклонению регулируемой величины;

2) интегралу от сигнала рассогласования;

3) сумме отклонения и скорости отклонения;

4) сумме отклонения и интеграла от отклонения;

5) отклонению, интегралу и скорости отклонения.

 

34. Переходная характеристика пропорционального регулятора выглядит:


 

35. Переходная характеристика интегрального регулятора имеет вид:

 

36. Переходная характеристика пропорционально-интегрального регулятора имеет вид:

 

37. Комплексная частотная характеристика интегрального регулятора имеет вид:

 

38. Генераторные датчики преобразуют измеряемую неэлектрическую величину:

1) в электродвижущую силу;

2) в сопротивление;

3) в частоту;

4) в емкость;

5) в индуктивность.

 

39. Для измерения динамических давлений используют:

1) угольные датчики;

2) потенциометрические датчики;

3) пьезоэлектрические датчики;

4) мембранные датчики.

 

40. Манометрический термометр предназначен для измерения:

1) давления;

2) разности давления;

3) температуры;

4) разряжения.

 

41. Трехпроводная схема подключения термосопротивления к измерительному мосту применяется для:

1) повышения чувствительности;

2) устранения погрешности, вызванной изменением температуры окружающей среды;

3) повышения надежности;

4) устранения внешних помех.

 

42. Манометрические термометры в динамическом отношении соответствуют:

1) безинерционным звеньям;

2) инерционным звеньям;

3) колебательным звеньям;

4) инерционным, а в отдельных

случаях колебательным звеньям.

43. Ротаметр предназначен для измерения:

1) частоты вращения вала;

2) расхода жидкости или газа;

3) количества жидкости или газа;

4) уровня жидкости.

 

44. В расходомерах переменного перепада давлений участок трубы с диафрагмой устанавливают:

1) частота вращения вала;

2) расхода жидкости или газа;

3) количества жидкости или газа;

4) уровня жидкости.

 

45. Вибрацию якоря в электромагнитных исполнительных механизмах устраняют с помощью:

1) дополнительной обмотки;

2) шунтирования обмотки дополнительным резистором;

3) заключением последовательно с обмоткой дополнительного сопротивления;

4) установки короткозамкнутого витка на полюсе электромагнита.

 

46. Приведенная схема поясняет принцип действия:

1) гидравлического исполнительного механизма с реализацией поступательного движения поршня;

2) гидравлического исполнительного механизма с реализацией вращательного движения поршня;

3) пневматического исполнительного механизма;

4) электродвигательного исполнительного механизма;

5) электромагнитного исполнительного механизма.

 

47. Дифференциальный манометр предназначен для измерения:

1) избыточного давления;

2) давления разряжения;

3) разности давлений;

4) вакуума.

 

48. С увеличением температуры сопротивление металлического терморезистора:

1) увеличивается;

2) уменьшается;

3) не меняется;

4) изменение зависит от материала терморезистора.

 

Тестирование осуществляется по всем темам и разделам дисциплины, включая темы, выносимые на самостоятельное изучение. Время проведения тестирования 30 минут. Тестирование проводится на бумажном носителе. Тестовое задание состоит из 20 вопросов.

Студенту рекомендуется:

1. при неуверенности в ответе на конкретное тестовое задание пропустить его и переходить к следующему, не затрачивая много времени на обдумывание тестовых заданий при первом проходе по списку теста;

2. при распределении общего времени тестирования учитывать (в случае компьютерного тестирования), что в автоматизированной системе могут возникать небольшие задержки при переключении тестовых заданий.

Необходимо помнить, что:

1. тест является индивидуальным. Общее время тестирования и количество тестовых заданий ограничены и определяются преподавателем в начале тестирования;

2. по истечении времени, отведѐнного на прохождение теста, сеанс тестирования завершается;

3. допускается во время тестирования только однократное тестирование;

4. вопросы студентов к преподавателю по содержанию тестовых заданий и не относящиеся к процедуре тестирования не допускаются;

 

Критерии оценки:

Перевод полученных за аттестационный тест оценок проводится исходя из правил:

Оценка «зачтено» - от 51% и выше.

Оценка «незачтено» - 49% и ниже.

Вопросы к экзамену

Наименование компетенции Вопросы
ОПК-6 способностью проводить и оценивать результаты измерений 1. Основные виды автоматизации. 2. Основные понятия автоматических систем управления. 3. Классификация автоматических систем управления. 4. Обратные связи в автоматических системах управления. 5. Элементы автоматики. 6. Передаточные коэффициенты элементов автоматики. 7. Погрешность и порог чувствительности элементов автоматики. 8. Функциональная схема автоматических систем управления. 9. Структурная схема автоматических систем управления. 10. Датчики автоматики, общие сведения. 11. Контактные датчики. 12. Потенциометрические датчики. 13. Угольные датчики. 14. Тензометрические датчики. 15. Простейший индуктивный датчик с плоским подвижным якорем. 16. Дифференциальный индуктивный датчик. 17. Трансформаторный датчик. 18. Датчик э. д. с. Холла. 19. Магнитоуправляемые контакты (герконы). 20. Датчики магнитосопротивления. 21. Магнитоупругие датчики. 22. Емкостные датчики. 23. Автоматический регулятор. 24. Пропорциональный регуля­тор (П). 25. Интегральный регулятор (И). 26. Пропорционально-интегральные регуляторы (ПИ). 27. Изодромные регуляторы с предварением (ПИД). 28. Релейные регуляторы. 29. Простейшее динамиче­ское звено. 30. Безинерционное звено. 31. Интегрирующее звено. 32. Дифференцирующее звено. 33. Апериодиче­ское (инерционное) звено первого порядка. 34. Колебательное звено.
ОПК-9 готовностью к использованию технических средств автоматики и систем автоматизации технологических процессов 1. Консервативное звено. 2. Апериодическое звено второго по­рядка. 3. Трансцендентные звенья. 4. Электрические реле автоматики. 5. Параметры реле. 6. Электромагнитные реле. 7. Реле выдержки времени. 8. Программные реле. 9. Электромагнитные шаговые искатели. 10. Магнитные усилители. 11. Полупроводниковый диод. 12. Выпрямительные диоды. 13. Стабилитроны и стабисторы.  
ПК-5 готовностью к участию в проектировании технических средств и технологических процессов производства, систем электрификации и автоматизации сельскохозяйственных объектов 1. Универсальные диоды. 2. Импульсные диоды. 3. Сверхвысокочастотные диоды. 4. Варикапы. 5. Туннельные и обращенные диоды. 6. Применение сельсинов в радиолюбительской практике. 7. Работа сельсинов в трансформаторном режиме. 8. Работа сельсинов в индикаторном режиме. 9. Датчики давлений и усилий. 10. Оптические воспринимающие органы. 11. Датчики температуры. 12. Логические элементы автоматики. Общие сведения. 13. Основные законы релейных схем. 14. Основные операции, реализуемые логическими элементами.

Примерный билет

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего образования

"Государственный аграрный университет Северного Зауралья"



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: