РЕКОМЕНДАЦИИ
по учебной практике для студентов 44.04.01 «Педагогическое образование»,
магистерская программа
«Современное школьное математическое образование»,
форма обучения – очная и заочная
АННОТАЦИЯ:
Магистрант проходит не совсем обычную для студента практику. В отличие от обязательных типов практик (учебно-ознакомительная, производственная, преддипломная), она имеет научно-исследовательский уклон.
Целью учебной практики являются закрепление знаний в областиметодики преподавания математики и научно-исследовательской работы.
Учебная практика осуществляется в форме самостоятельного изучения магистрантами периодической литературы с целью выявления актуальных проблем по направлению обучения и выбора темы магистерской диссертации. Разработка ее структуры, с изучением реальных организаций в качестве объекта исследования. Расширяется за счет демонстрации глубоких познаний в методике обучения математике.
Задачи:
- развитие у студентов навыков использования в своей деятельности нормативных правовых документов;
- развитие у студентов способностей к наблюдению, анализу и последующего представления результатов.
В результате рассредоточенной учебной практики студенты должны получить представление о следующих ключевых направлениях функционирования учителя в сфере внеучебных мероприятий:
- административно-организационном механизме внеучебной деятельности;
- современных информационных технологиях, применяемых во внеучебной деятельности;
- творческих процессах создания сценариев;
- методах и технологиях применяемых учителями в профессиональной деятельности.
При прохождении практики магистрант выполняет следующие этапы.
|
1. Инструктаж.
Инструктаж включает в себя: знакомство с руководителем практики, ознакомление с программой практики. Заполнение индивидуального задания (2 экземпляра; один на руках магистранта, один – у руководителя практики).
Индивидуальный план учебной практики магистранта
Ф.И.О._________________________________________________________
Форма обучения _________________ группа ________________________
№ | Содержание разделов практики | Сроки выполнения | Краткая характеристика работы | Отметка о выполнении |
Установочная конференция | 13.09.2018 | |||
Теоретическое задание | 09.11.2018 | |||
Методическое задание | ||||
Понятие: | 21.12.2018 | |||
Подход: | 21.12.2018 | |||
Практическое задание | 12.10.2018 | |||
Подготовка отчета и представление его к защите | 10.01.2019- 18.01.2019 |
Магистрант ФИО
Руководитель
учебной практики Абдубакова Л.В.
2. Основной этап.
В процессе прохождения учебной практики магистранты выполняют установленные руководителем индивидуальные задания.
Задание 1. Теоретическое. Изучить периодическую литературу с целью выявления актуальных проблем по направлению обучения и выбора темы магистерской диссертации. Описывается актуальность исследуемой темы, перечисляются все поставленные задачи и цели. Составить план научно-исследовательской работы.
В процессе выполнения данного задания магистрант проводит самостоятельное изучение монографического материала и периодических литературных источников с целью выявления актуальных проблем по направлению обучения
|
- изучение теоретических и практических аспектов в области математики, педагогикиили методики в рамках программы магистерской подготовки в целях выявления особенностей и актуальных научных проблем;
- проведение магистрантами начального исследования специфики магистерской программы (определить предмет, объекта исследования, зарубежный и отечественный опыт, существующие и современные технологи по интересующейся проблеме).
Составляется рабочий (индивидуальный) план, который представляет собой схему предпринимаемого исследования. План имеет произвольную форму и состоит из перечня связанных внутренней логикой направлений работ в рамках планируемого исследования.
При составлении библиографического списка для полного раскрытия заданных ранее вопросов, практикант использует в среднем 30 источников. Все они должны быть оформлены в соответствии с государственными стандартами.
График исследования определяет конкретные сроки выполнения этих работ и определяет основу научно-исследовательской работы.
Задание 2. Методическое. С учетом задания 1 провести контент-анализ
- определения двух основных понятий исследования,
- сущности основного подхода, являющегося методологической основой исследования.
Список источников не менее 15.
В результате формулировки темы научно-исследовательской или проблемы, магистрант выделяет основные понятия. В процессе раскрытия проблемы, магистрант выделяет подходы, которые могут служить методологической основой исследования.
Для контент-анализа выбирается одно из рабочих понятий и один из подходов.
|
Отметим, что в процессе анализа различных источников, при восприятии текста и особенно больших текстовых потоков достаточно хорошо ощущается, что разные формальные и содержательные компоненты представлены в них в разной степени, причем эта степень по крайней мере отчасти поддается измерению. Замысел контент-анализа заключается в том, чтобы систематизировать интуитивные ощущения и разработать методику целенаправленного сбора тех текстовых свидетельств, на которых эти ощущения основываются.
Контент-анализ может быть использован для ответ а на исследовательские вопросы всегда, если имеется какой-то материальный носитель информации, так или иначе относящейся к интересующим нас объектам исследования, и когда у исследователя есть доступ к этому информационному источнику.
Анализ нормативных документов большого объема, однотипной школьной документации большого числа школ, анализ печатной продукции педагогов - учебных пособий, методических рекомендаций, научных статей позволяет использовать контент-анализ при проведении исследований теоретического характера (первый этап научно-исследовательской работы).
Категории контент-анализа представляют собой наиболее общие ключевые понятия, соответствующие исследовательским задачам: их определения и эмпирические индикаторы.
Заметим, что если за категории анализа будут приняты слишком общие (абстрактные) понятия, то это предопределит поверхностность анализа текста, не позволит углубиться в его содержание. Если же категории анализа будут предельно конкретными, то их окажется слишком много, что приведет не к анализу текста, а к его сокращенному повторению (конспекту). |
Задание 3. Практическое.
Возьмите тему из школьного учебника по математике и, пользуясь математическим стандартом, программой по математике и учебником выполните следующие задания:
1) выпишите основную цель изучения темы;
2) перечислите обязательные результаты изучения темы с использованием фраз «учащиеся должны знать…» и «учащиеся должны уметь…»;
3) перечислите опорные знания и умения, необходимые учащимся для качественного усвоения рассматриваемой темы;
4) сформулируйте, какие метапредметные умения формируются у учащихся при изучении данной темы;
5) укажите связь данной темы с предыдущим и последующим материалом (класс, тема, теоретический и практический материал);
6) укажите основные методические рекомендации по изучению данной темы;
7) сформулируйте практическую работу исследовательского характера, которая вела бы учащихся к «открытию» нового свойства понятия (й) с методическими указаниями для учащегося;
8) составьте несколько (5-6) задач с практической направленностью или исторического характера с целью повышения познавательного интереса учащихся;
9) составьте самостоятельную работу контролирующего характера для проведения текущего контроля с целью отслеживания уровня усвоения.
10) подготовить анализ 3 посещенных занятий в учебных образовательных учреждениях (школа, колледж, лицей, университет).
3. Заключительный.
По итогам прохождения практики студенты предоставляютотчет по учебной практике. Отчет представляет на кафедру в установленное время.
В процессе прохождения практики магистрант отчитывается о проделанной работе ежемесячно на семинаре, организованном руководителем практики (сроки указаны в индивидуальном задании).
Отчет по практике и индивидуальное задание являются основными документами, подтверждающими работу студента в период практики. Оно заполняется ежемесячно в течение всей практики. В него заносится краткая характеристика работ, которые пришлось выполнять студенту, и форма отчетности. Записи студента проверяются и визируются руководителем практики от организации не реже одного раза в месяц.
Отчет по учебной практике должен включать следующие структурные элементы:
1. Введение
· цель, место, время и продолжительность практики;
· перечень основных работ и заданий, выполняемых в процессе практики (индивидуальное задание).
2. Основная часть
· описание выполнения заданий в произвольной форме.
3. Заключение
· необходимо описать навыки и умения, приобретенные за время практики;
· дать предложения по совершенствованию и организации работы предприятия;
· сделать индивидуальные выводы о практической значимости для себя проведенного вида практики.
4. Приложения (если они есть).