Государственная отраслевая политика.




Характеристики типов отраслевой политики. Механизм государственного регулирования естественных монополий. Внешнеторговая политика в условиях несовершенной конкуренции на мировом рынке. Антимонопольная политика государства.

Ответы:

Характеристики типов отраслевой политики

Эффективная организация отраслевых рынков в реальном мире невозможна без осуществления оптимальной промышленной политики государства. Именно деятельность государства определяет ту экономическую среду, в которой принимает решения современная фирма. Государство определяет правила, по которым совершаются деловые операции экономических агентов, оказывает воздействие на потоки товаров и ресурсов в экономике, поддерживает или препятствует той или иной деятельности индивидов и институтов экономической системы.

С точки зрения микроэкономической теории, базовой причиной необходимости государственной отраслевой и промышленной политики служат так называемые провалы рынка. К провалам рынка относятся монопольная власть, внешние эффекты (экстерналии), общественные блага и несовершенство системы информации. В целом провалы рынка снижают эффективность спонтанной рыночной конкуренции.

Типы отраслевой политики:

    По используемым методам
Пассивная Активная
По выдвинутым целям Защитная Конкурентная политика путем контроля над доминирующими фирмами, антимонопольное рег-ние Антимонопольное рег-е в сочетании со структурной и внешнеторговой протекционистской политикой
Наступательная Конкурентная политика, сочетающая антимонопольное рег-е с созданием благоприятного эк. климата путем использования методов фискальной, финансовой, монетарной и правовой политики Структурная политика в целях ускорения эк. роста, разработка системы координации эк-ких решений (вплоть до создания системы индикативного планирования), контроль над потоками капитала в экономике

 

Пассивная защитная отраслевая политика ставит основной целью борьбу с монополиями, деятельность которых приводит к неэффективному размещению ресурсов и создает потери общественного благосостояния. Непременной частью такой политики служит антимонопольное регулирование, контроль над горизонтальными и вертикальными слияниями и поглощениями.

Эта политика классифицируется как защитная, поскольку большинство ее мероприятий лишь противодействуют возникновению и использованию монопольной власти. Но пассивная защитная политика не создает специальных благоприятных условий для развития конкуренции. Она лишь ограничивает монополию. Энергичные и решительные действия применяются только при условии существенного отклонения рыночной структуры от конкурентной. Этот тип отраслевой политики не вызывает производственной активности. В связи с этим, для большинства развитых стран пассивная защитная отраслевая политика, являющаяся по существу антимонопольной политикой, пройденный этап и является лишь частью отраслевой политики.

Несмотря на неоспоримое достоинство такой политики – минимальное вмешательство государства в экономику, у нее есть существенный минус. Проведение такой политики ставило бы конкретную страну в неблагоприятное положение в системе международной торговли. Более активное антимонопольное регулирование другой страной приводит к снижению прибыли отечественных фирм в пользу зарубежных монополий как на внутреннем рынке, так и на рынке третьих стран.

Концепция «благоприятного экономического климата» (наступательная, но пассивная отраслевая политика) предполагает не просто ограничение и борьбу с монопольной властью, но и содействие конкретным типам экономической активности.

Так, например, налоговые и финансовые льготы для мелких и средних предприятий не укладываются в рамки собственно антимонопольного регулирования, но безусловно содействуют развитию конкуренции. В качестве другого примера политики, содействующей развитию конкуренции, можно привести антиинфляционную политику.

Наличие позитивных целей экономической активности государства позволяет классифицировать эту модель как «наступательную». Пассивность такого типа отраслевой политики состоит в том, что она улучшает лишь условия принятия решений фирмами и домохозяйствами, но не ставит целью воздействовать на конкретные решения.

Такой тип отраслевой политики наиболее близок правительствам, отвергающим активное вмешательство в экономику. Однако осуществление такой политики наталкивается на такие проблемы, как, например, проблемы структурной безработицы и несбалансированного экономического роста, которые все же могут потребовать от государства принятия более конкретных мероприятий.

Активная защитная отраслевая политика использует мероприятия, имеющие конкретную направленность, но не в целях создания благоприятных условий для принятия решений, а в целях влияния на эти решения вплоть до предотвращения. Этот тип отраслевой политики представляет собой сочетание антимонопольной и протекционистской политики. Протекционистская политика направлена на ограничение монополизма зарубежных фирм на внутреннем рынке и реализуется путем установления импортных тарифов и импортных квот.

Активная наступательная отраслевая политика представляет собой направленное воздействие государства на решения экономических агентов. Она характеризуется сочетанием общих (например, создание благоприятного экономического климата для развития конкуренции в целом по стране) и конкретных целей (например, приоритетное развитие определенной отрасли). Глубина и формы вмешательства государства в отраслевое развитие могут быть различны. Рассмотрим лишь некоторые сферы отраслевой политики государства: регулирование естественных монополий, внешнеторговую политику в условиях несовершенной конкуренции, а также проблемы антимонопольного регулирования.

Механизм государственного регулирования естественных монополий

Естественная монополия возникает на рынке в том случае, когда одна крупная фирма в состоянии производить товар с более низкими издержками, нежели несколько более мелких фирм. Для естественной монополии характерно снижение средних издержек производства с увеличением выпуска при любом его объеме, так что эффективность производства крупной фирмы выше, нежели мелких фирм.

Причинами возникновения естественной монополии могут быть:

· особенности технологии, обладающей положительной отдачей от масштаба при любом объеме выпуска;

· экономия на разнообразии многопродуктовой фирмы, выпускающей различные наименования продукции, используя одни и те же производственные мощности;

· недостаточная емкость рынка по сравнению с минимально эффективным выпуском.

В теории несовершенной конкуренции рассматриваются 3 основные задачи гос. регулирования естественных монополий:

· максимальное приближение цен к уровню предельных издержек;

· обеспечение нормальной прибыли;

· эффективность производства.

В соответствии с этими задачами регулирующие органы призваны поддерживать такой уровень цен на продукцию естественных монополий, который будет одновременно максимально приближен к предельным издержкам, но вместе с тем позволит получать доход, достаточный для возмещения издержек.

Опыт взаимодействия с государством российских естественных монополий свидетельствует о том, что основная борьба за динамику тарифов проходит именно в указанном проблемном поле. Противоречия интересов государства и монополий балансируются с помощью так называемых двухкомпонентных тарифов. Двухкомпонентный тариф состоит из фиксированной платы за право постановки на обслуживание и переменной платы за каждую единицу потребляемых услуг.

Естественным монополиям для поддержания рационального объема инвестиций в производство и доставку основного продукта потребителю в различные периоды требуется неодинаковая величина дохода на капитал. Поэтому прибыльность естественно монопольных компаний относительно среднего значения может колебаться. Именно такие аргументы обычно используются монополиями в торге с государством за уровень тарифов.

Другой возможный метод покрытия средних для отрасли издержек и одновременно поддержания социально приемлемых тарифов для отдельных групп потребителей – перекрестное субсидирование. В России оно существует, например, в форме установления разных тарифов для грузовых и пассажирских железнодорожных перевозок, а также в электроснабжении. Однако перекрестное субсидирование может оказаться тормозом дальнейшего развития не только самих инфраструктурных отраслей, но и всего реального сектора, поскольку невозможно постоянно решать проблемы рентабельности энергетики, газового хозяйства и железнодорожного транспорта только за счет промышленных потребителей.

Государственное ценообразование на продукцию естественной монополии преследует цель, с одной стороны, снизить потери общества, обусловленные монопольной властью, а с другой – предотвратить нанесение ущерба эффективности и устойчивости производства самих монополий. В мировой практике используются различные модели государственного ценообразования в инфраструктурной сфере. К их числу относятся:

· модель эффективного ценообразования, когда цена устанавливается на уровне предельных издержек (имитируются условия равновесия при совершенной конкуренции);

· модель социально справедливого ценообразования, обеспечивающая максимизацию выигрыша потребителей, но при условии безубыточной деятельности самих монополий;

· модель ценообразования с нормальной прибылью, когда государство определяет для естественной монополии норму рентабельности, обеспечивающую нормальную доходность (эта модель стимулирует рост реальных издержек);

· модель предельной цены (выше средних издержек), предоставляющая большую свободу монополисту в определении цены и поставляемого на рынок объема товаров и услуг;

· модель предельной нормы отдачи на капитал, при которой прямое или косвенное регулирование цен заменяется контролем над этой нормой. Однако здесь возникает побочный эффект в виде стремления компаний замещать капитальными ресурсами другие факторы производства.

Реформирование естественных монополий в большинстве стран связано с дерегулированием. Недостатки и просчеты контроля и управления монопольными компаниями со стороны государства нередко приводили к нерациональному использованию национальных ресурсов. Нередко теоретики даже утверждали, что государственное регулирование приносит больше вреда, чем пользы. Проведенные исследования показали, что ослабление конкуренции на регулируемых рынках вело к снижению качества естественно монопольных товаров и услуг, а также к росту цен на них.

Во многих странах мира шел активный поиск методов государственного регулирования, допускающих внедрение элементов конкуренции, дифференциацию способов государственного контроля и частичную приватизацию в естественно монопольной сфере.

Вместе с тем положительные эффекты дерегулирования не стоит переоценивать. После начального усиления конкуренции, снижения цен и ускорения роста производительности труда, улучшения качества услуг во всех дерегулированных отраслях наблюдался застой: мелкие и средние фирмы, способствовавшие конкуренции, постепенно сдавали свои рыночные позиции. Отмечалась «волна» слияний и поглощений. Однако, в конечном счете конкуренция на рынках все же становилась более интенсивной, чем до дерегулирования, а цены и тарифы (даже скорректированные на инфляцию) оказывались ниже.

Грань между дерегулированием и развитием и совершенствованием форм и методов собственно гос. регулирования порой оказывается очень тонкой, оба процесса фактически смыкаются. Получает развитие новая парадигма гос. регулирования – рыночно ориентированное. Его суть состоит в смещении регулирования с монополий как таковых в сторону рынков, на которых они действуют. В частности, речь идет о распространении сферы действия антитрестовского законодательства на все отрасли экономики, о снятии барьеров вертикальной интеграции, об уточнении механизмов ценообразования, о стимулировании входа новых фирм. Цель этих мер – установление таких правил игры на рынке и такой его структуры, которые стимулировали бы развитие отношений конкуренции.

В ряде случаев выигрыш эффективности производства, обеспечиваемый единственным производителем, не компенсирует потери общества от злоупотребления монопольной властью. Тогда государству целесообразно пойти на реорганизацию отрасли естественной монополии путем разукрупнения фирм-производителей.

В тех отраслях, где реорганизация или дерегулирование невозможны или нежелательны, альтернативным способом усиления конкурентных элементов является развитие конкуренции за право доступа в отрасль, за право быть единственным поставщиком данного товара. Государство продает естественной монополии право осуществлять тот или иной вид деятельности в форме франчайнзинга. Подобный метод государственного регулирования используется в таких отраслях естественной монополии, как добыча нефти, грузовые перевозки, телевидение и радиовещание.

Преимущества франчайзинга заключается в том, что он предоставляет эффективное ограничение деятельности монополиста, поскольку всегда существует угроза невозобновления контракта, если его условия не были выполнены должным образом.

Внешнеторговая политика в условиях несовершенной конкуренции на мировом рынке

Внешнеторговая политика служит важным компонентом отраслевого регулирования. Импортно-экспортные потоки, демпинг, тарифы, субсидии и квоты оказывают существенное влияние на развитие рынков внутри страны и на формирование их структуры.

Международная торговля, порожденная сравнительными преимуществами производства в разных странах и позволяющая использовать специализацию и повышать эффективность, ведет к росту общего благосостояния. Любые ограничения, налагаемые на экспорт/импорт, снижают эффективность производства и ухудшают экономическое положение использующих их стран.

Практика показывает, что в ряде случаев использование импортных/экспортных тарифов и квот может быть оправданным, когда на мировом рынке отечественным производителям противостоят конкуренты, обладающие монопольной властью. Государство в этом случае может стремиться повысить общественное благосостояние либо ограничивая монопольную власть зарубежных фирм на внутреннем рынке, либо помогая отечественным производителям приобрести/усилить монопольную власть на зарубежных рынках.

В первом случае государство использует элементы протекционизма для повышения конкурентоспособности отечественных производителей по отношению к иностранным конкурентам, обладающим преимуществами в издержках. Инструментами государственного регулирования могут быть либо импортные тарифы, либо импортные квоты. Основной проблемой регулирования служит достижение компромисса между интересами потребителей, производителей и государственного бюджета.

Во втором случае государство опирается на стимулирование экспорта для повышения прибыли отечественных производителей, используя экспортные субсидии. Эффективность такой политики определяется соотношением суммы субсидий и роста прибыли экспортеров.

Рассмотрим проблемы, связанные с проведением политики протекционизма и импортозамещения и политики стимулирования экспорта, используя модели:

1) доминирующей зарубежной фирмы на внутреннем рынке;

2) олигополии в международной торговле.

Будем предполагать, что на внутреннем рынке действует множество отечественных фирм-производителей товара, не обладающих монопольной властью. На рынке доминирует зарубежный производитель, обладающий преимуществом в издержках. Введение (повышение) импортного тарифа на товар предназначено для поддержки отечественных товаропроизводителей.

Введение импортного тарифа повышает цену на внутреннем рынке на величину, равную половине ставки импортного тарифа. Рост продаж отечественной продукции будет меньше сокращения реализации импортной вследствие действия закона спроса. Изменение общественного благосостояния на внутреннем рынке складывается из следующих компонентов:

· общественное благосостояние снижается в результате сокращения выигрыша потребителей из-за повышения цены на внутреннем рынке;

· общественное благосостояние повышается в результате роста выигрыша отечественных производителей. Рост выигрыша производителей вызван, во-первых, импортозамещением, повышением доли отечественной продукции на внутреннем рынке, во-вторых, ростом прибыли благодаря увеличению цены на внутреннем рынке;

· общественное благосостояние повышается за счет дополнительных поступлений в государственный бюджет в результате введения импортного тарифа.

При достаточно высокой ценовой эластичности спроса, предложения отечественных производителей и первоначально низкой доле отечественных товаров на внутреннем рынке введение импортного тарифа может привести к росту общественного благосостояния.

Особенностью стратегических решений продавцов служит сегментация рынка: фирмы принимают решение не только об объеме продаж, но и об оптимальном распределении выпуска между двумя рынками.

Встречная торговля (или «встречный демпинг») приводит к выравниванию уровня цен в странах, участвующих в международной торговле. Однако фактически фирмы на внутреннем и внешнем рынке продают товар по разным ценам. Чистая цена, получаемая на зарубежном рынке, ниже цены, получаемой на внутреннем рынке, на величину импортного тарифа и транспортных расходов на единицу продукции. На первый взгляд, такая торговля служит растратой ресурсов - поскольку зарубежная фирма по сравнению с отечественной несет дополнительные затраты, по крайней мере транспортные. Однако она может привести к повышению благосостояния по сравнению с ситуацией рынков, изолированных от международной торговли, благодаря снижению цен на рынках стран, участвующих во «встречной торговле» по сравнению с их монопольным уровнем.

Переход от закрытой к открытой экономике в результате отказа от запретительного импортного тарифа сопровождается как выигрышами, так и потерями благосостояния. Эффект чистого выигрыша возникает в результате понижения цены и соответствующего расширения потребительского излишка, а также увеличения объема собранных государством налогов; потери вызваны сокращением прибыли отечественной фирмы.

Влияние дальнейшего снижения импортного тарифа на общественное благосостояние будет состоять из четырех эффектов:

1 - повышение потребительского излишка вследствие снижения цены;

2 - сокращение прибыли отечественной фирмы в результате экспансии зарубежного конкурента;

3 - снижение поступлений в гос. бюджет из-за снижения импортного тарифа;

4 - расширение поступлений вследствие расширения объема продаж зарубежной фирмы на внутреннем рынке.

Итак, в определенных ситуациях оптимальной внешнеторговой политикой государства на рынке олигополии может служить ненулевое значение импортных тарифов и экспортных субсидий. Проблема состоит в том, что в долгосрочной перспективе выигрыш или проигрыш от использования протекционистской внешнеторговой политики зависят от реакции на нее других стран. Политика ограничения импорта или стимулирования экспорта безоговорочно приносит выигрыш, если страны-конкуренты в международной торговле не реагируют на нее принятием адекватных мер.

В долгосрочной перспективе на мировом рынке лучшей политикой будет служить отказ от протекционизма. Если рассматривать повторяющееся взаимодействие стран - торговых партнеров, использование протекционизма будет лучшей стратегией для них только в условиях высокой неопределенности относительно перспектив будущего положения на мировом рынке. В то же время в краткосрочной перспективе для принимающих решение правительств существует сильный стимул использования протекционистских мероприятий, причем с ростом монопольной власти в международной торговле укрепляется и заинтересованность в их осуществлении.

Антимонопольная политика государства

Еще одним важным направлением гос. регулирования отраслевых рыночных структур и поведения фирмы в экономике является антимонопольная политика правительства, т.е. корректировка такой деятельности фирм, которая рассматривается как наносящая ущерб конкуренции на рынке.

Среди целей государственной антимонопольной политики можно выделить такие, как:

• обеспечение эффективности производства и распределения ресурсов в экономике;

• предотвращение или ликвидация нежелательных рыночных структур и нежелательного поведения эк.агентов – т.е. таких ситуаций, кот. рассматриваются как нарушающие общественное благосостояние;

• помощь одним группам эк. агентов за счет других (например, содействие малым фирмам в их конкуренции с крупными, независимо от их эффективности, или фирмам одних отраслей по сравнению с другими сферами деятельности).

Хотя каждая цель является важной с точки зрения экономики в целом, отдельные страны уделяют разное значение целям в своих антимонопольных законодательствах, что отражает те или иные предпочтения стран в стимулировании конкуренции. Все же большинство стран стоит на позиции препятствования определенной деятельности фирм, которая рассматривается как незаконная.

Антимонопольная политика в США

Цель антимоноп. политики в США заключается в том, чтобы определять допустимость той или иной практики эк. агентов с точки зрения ее воздействия на конкуренцию. Антимоноп. политику в данной стране проводят федеральные и местные суды; антитрестовский отдел Министерства юстиции; Федеральная торговая комиссия.

Согласно законодательной классификации США, выделяют следующие виды антиконкурентных действий фирм:

1) незаконные как таковые К ним относятся следующие виды взаимодействий фирм:

• горизонтальное фиксирование цен;

• горизонтальный сговор о доле рынка;

• групповой бойкот (согласованный отказ фирм торговать с третьей фирмой с целью ее вытеснения с рынка);

• договоренность о взаимных продажах и закупках;

• связанные продажи;

• неправильная информация о товаре.

2) незаконные на основании правила разумности (духа закона):

• регулирование цен в рамках вертикальных контрактов;

• отказ в поставках со стороны одной отдельной фирмы;

• исключительное право покупки или продажи.

Особой сферой действия отраслевой политики США является регулирование слияний и поглощений фир м - определение критериев, при которых подобное взаимодействие фирм не допускается. Другим направлением государственной политики служит регулирование информационного обеспечения рынка.

Антимонопольная политика в Зап. Европе и Японии

К особенностям государственного регулирования отраслевых структур экономик Зап. Европы следует отнести след. общие характеристики:

1) запрет монополий в Европе мало распространен;

2) в основном происходит регулирование монополий и доминирующих фирм. Монополия рассматривается в качестве другой формы конкуренции; прогресс в монополии идет через совершенствование методов производства и дифференцирование товара, что расширяет возможности потребительского выбора и указывает новые направления технологических поисков;

3) при проведении отраслевой политики активно используется концепция «эффективной конкуренции» - конкуренции, которая способствует структурной перестройке национальной экономики.

Для Японии характерно проведение антимонопольной политики такими органами, как: Комиссия по свободной торговле, Министерство промышленности и торговли. Механизм государственной политики осуществляется специфическим образом: органы регулирования обычно не принимают официальных решений, а предпочитают неформальные переговоры с фирмами в «трудных» случаях. В действительности фирмы консультируются неформальным образом с Комиссией прежде, чем предпринять какие-либо действия (слияния, участия). Доминирующие слияния разрешаются:

• в случае кризиса, угрожающего сектору/отрасли экономики;

• в случае необходимости выполнения зарубежных обязательств Японии;

• для поддержания курса иены;

• в интересах занятости;

• в случае необходимости спасти предприятие от банкротства.

Антимонопольная политика в России

Монополистические действия эк. агентов в Вост. Европе представляют собой след. варианты поведения фирм переходных экономик:

• экономически необоснованные повышения цен;

• заключение договоров в зависимости от выполнения условий или предоставления услуг, не связанных с предметом договора;

• вынуждение партнеров к обязательству по закупке или продаже исключительно данному агенту;

• отказ от заключения договора или его немотивированное прекращение;

• ограничение объемов производства и продаж с целью повышения цены;

• раздел рынка сбыта.

В России административное регулирование монополий основывается на противодействии недобросовестной конкуренции, монополистической практике и монополизации экономики путем издания законодательных актов и контроля за их соблюдением со стороны государства.

При проведении антимоноп.политики имеет смысл полностью использовать арсенал «невидимых регуляторов». К ним относятся: хорошее информационное обеспечение сферы регулирования и личные контакты властей с хозяйствующими субъектами. Т.о., информационная открытость страны и готовность чиновников к личным контактам и позитивному диалогу с предпринимателями являются «невидимыми» для общества, но очень важными и эффективными способами современного регулирования разных сторон экономической жизни.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: