ЗВУКОВАЯ РАЗМИНКА
СЛУХОВАЯ РАЗМИНКА
СЛОГОВАЯ РАЗМИНКА
Соедини начала рифмовок с нужными картинками, так, чтобы получились целые чистоговорки. Чётко произнеси каждую из них целиком по 3-4 раза. Выделяй звуки Л!
4. ЕЛОВАЯ ЧИСТОГОВОРКА
ПРОПАВШИЕ ОКОНЧАНИЯ
Соедини начала слов с картинками-подсказками. Назови слоги и слова, выделяя звуки Л. С тремя любыми словами составь интересные предложения.
БЕЛАЯ ЧИСТОГОВОРКА
♦ Ло-ло-ло, ло-ло-ло, всё на улице бело.
♦ Ла-ла-ла, ла-ла-ла, клумба под окном бела.
♦ Ол-ол-ол, ол-ол-ол, белым стал зелёный стол.
♦ Ала-ала-ала-ала, белой и скамейка стала.
♦ Лы-лы-лы, лы-лы-лы, все тропиночки белы.
♦ Ло-ло-ло, ло-ло-ло, в окнах белое стекло.
ПРЕДМЕТЫИ ПРИЗНАКИ
К каждому слову-признаку подбери название картинки и чётко произнеси пару слов. Составь предложения, где будет много звуков Л. (Мила сорвала с яблони спелое, сладкое яблоко и съела его.)
ШКОЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
Ола-ола-ола-ола, за вокзалом наша школа.
Ала-ала-ала-ала, шла из этой школы Алла.
Ила-ила-ила-ила, Алла двойку получила.
Ала-ала-ала-ала, Алла книжки не читала.
Ула-ула-ула-ула, только Алла в класс шагнула,
Ала-ала-ала-ала, наглей Алле стыдно стало!
СЛОГОВЫЕ ДОМИКИ
Чётко, выделяя звуки Л, назови всех животных. Сосчитай количество слогов в словах и соедини каждое животное со своим слоговым домиком. Расскажи то, что знаешь о жителях необычных домиков.
СЛОВА-СКОРОГОВОРКИ
♦ Молодая лань ♦ Ловкая Мила
♦ Белая салфетка ♦ Плоская лодка
♦ Сладкие оладьи ♦ Глубокий колодец ♦Золотая полоска ♦ Белое стекло
♦ Полная луна ♦ Ловкие водолазы
♦ Гладкое мыло ♦ Мелкое болото
ФОРМА И СОДЕРЖАНИЕ
Назови все картинки, выделяя звук Л. Соедини каждый предмет со своей геометрической формой. Перечисли отдельно круглые и прямоугольные предметы.
МИЛА-ПОМОЩНИЦА
♦ Ла-ла-ла, ла-ла-ла, как-то Мила пол мела.
♦ Ло-ло-ло, ло-ло-ло, видит, на полу стекло.
♦ Лу-лу-лу, лу-лу-лу, сто осколков на полу.
♦ Лы-лы-лы, лы-лы-лы, Мила подмела полы.
♦ Ла-ла-ла, ла-ла-ла, Мила маме помогла.
КОМУ ЧТО НУЖНО
Назови картинки, выделяя звук Л. Подумай, кому мо-
жет понадобиться каждый предмет, и соедини его с под
ходящей майкой. Проговори слова парами и составь ин-
тересные предложения.
СЛОЖНЫЕ СЛОВА
♦ Щенок с белой головой — (белоголовый)
♦ Девушка со светлыми волосами — (светловолосая)
♦ Юноша с голубыми глазами — (голубоглазый)
♦ Кот с толстыми лапами — (толстолапый)
♦ Птица с прекрасным голосом — (сладкоголосая)
♦ Ночь с полной луной — (полнолунная)
НЕОБЫКНОВЕННЫЕ ХОЛОДИЛЬНИКИ
18. ЧИСТОГОВОРКА О ФУТБОЛЕ
ЛИШНЕЕ СЛОВО
Чётко назови все картинки. В каждой рамке зачеркни одну, в названии которой нет звука Л. Под картинками напиши слова-обобщения.
РАЗНЫЕ ВОПРОСЫ— ПОЛНЫЕ ОТВЕТЫ
♦ Что Мила приготовила из клубники?
♦ Что освещал лунный свет?
♦ Что Слава испачкал смолой?
♦ Что клоун делал под куполом?
♦ Что Володя увидел за селом?
♦ Кто слушал пение соловья?
ХЛОПОК, МЕТАЛЛ, СТЕКЛО
Назови все предметы, а затем материалы, из которых
они сделаны. Соедини каждый предмет со своим мате-
риалом. Перечисли предметы, сделанные из одного ма-
териала. Выделяй звук Л!
ПРЕДЛОЖЕНИЯ ДЛЯ ИСПРАВЛЕНИЯ
♦ Лошадь скакала на всаднике.
♦ Оладьи съели Милу.
♦ Хозяин лаял на Полкана.
♦ Подсолнух полил Клаву.
♦ Слон нарисовал художника.
♦ Ёлка выросла под ландышем.
ПРЕВРАЩЕНИЯ СЛОВ
Сравни похожие названия картинок в соседних рамках. В пустой рамке напиши букву, изменившую значение слов. Проговори слова парами, выделяя звук Л.
СЛОВА ДЛЯ ФРАЗ
♦ каталась — лошадь ♦ делала — укол
♦ кивала — голова ♦ сломала — вешалка
♦ покупала — глобус ♦ встала — стул
♦ хлопала — ладоши ♦ надевала — платье
♦ подметала — пол ♦ пекла — оладьи
♦ ела — колбаса ♦ лепила — слон
ОПОРНЫЕ КАРТИНКИ
Повтори, выделяя звук Л, каждое сочетание слов и со-
едини его с подходящей картинкой. Придумай и расска-
жи историю о сборах в школу девочки Милы (пользуйся
только рисунками-подсказками).
♦ откинула одеяло ♦ ела оладьи
♦ умылась с мылом ♦ искала колготки
♦ гуляла с лайкой ♦ надевала платье
♦ пила молоко ♦ шла в школу
НЕЗАКОНЧЕННЫЕ РИФМОВКИ
♦ В уголок Алёша сел, у Алёши много... (дел).
♦ Мал для Милы стал халат, и полно на нём... (заплат).
♦ Мотылёк в углу сидел, снова к лампе... (полетел).
♦ Юля бойкая была и крутилась как... (юла).
♦ Поднимала Мила лавку, а под ней нашла... (булавку).
♦ Стало в доме тихо, спит в углу... (слониха).
ЗАГАДКИ И ОТГАДКИ
28. КОРОТКИЕ СКОРОГОВОРКИ
СВОИ КАРТИНКИ
Не торопясь, выделяя звук Л, проговори каждую рифмовку. В пустых рамках нарисуй подходящие картинки. Повтори рифмовки в быстром темпе, но сохраняй правильность и чёткость произношения.
30. СЛОВА ДЛЯ РАССКАЗА
♦ Мила, гулять, в, лес.
♦ Она, увидеть, ландыши.
♦ Ландыши, расти, под, ёлка.
♦ Мила, наклониться, чтобы, нюхать, ландыши,
♦ Мила, оставить, ландыши, около, ёлка.
ПУТЕШЕСТВИЕ В СКАЗКУ
Назови всех сказочных героев. Повтори то, что написано на волшебных листках, выделяя звук Л. Соедини картинки с подходящими текстами. Вспомни и расскажи сказочные истории.
ОБЩЕЕ НАЧАЛО СЛОВ
♦ Клад — клапан — Клава — класть
♦ Пламя — планы — плавать — пластик
♦ Слава — слабый — сладость — сладить
♦ Слуга — слух — случай — слушать
♦ Гладить — глазки — гланды — главный
ДОБАВЛЕННЫЙ ЗВУК
Объясни значения всех слов. В каждое из них добавь звук Л так, чтобы получилось новое слово. Соедини слова с картинками-подсказками. Проговори пары похожих слов по 3-4 раза.
СКОРОГОВОРКИ
♦ Слава съел сало, да сала было мало.
♦ Вот весёлый колобок покатился как клубок.
♦ Колпак на колпаке, под колпаком колпак.
♦ Лом ломает толстый лёд, лом ломать не устаёт.
♦ Пилит толстый ствол пила, накалилась добела.
♦ Еле-еле Лена ела, есть от лени не хотела.
СТИХИ И КАРТИНКИ
36. ДЛИННЫЕ ТРУДНОГОВОРКИ
♦ Клала Клава лом на полку, кликнула к себе Николку.
♦ Искала белка дуб с дуплом: дупло для белок — тёплый дом.
♦ Свёкла у Фёклы мокла и сохла, сохла и мокла, пока не поблёкла.
♦ В лесу — лось, в воде — лосось; у лося в лесу — лосята, у лосося — лососята.
ГОЛУБОЙ ПЛАТОК
Перескажи историю о девочке Миле и её голубом платке. Раскрась картинки и дорисуй то, чего на них не хватает (дым, идущий от сожжённого платка и пр.)
Мила купила голубой платок. Он был гладкий, шёлковый, с кистями — загляденье! Мила захотела надеть платок в школу. Когда Мила достала платок с полки, он оказался мятым. Стала Мила гладить платок. Но тут, как назло, в кухне зазвонил телефон. Мила выбежала из комнаты, а утюг оставила на платке... Когда Мила вошла в комнату, она поняла, что голубого платка у неё не стало!
38. ВЕСЁЛЫЙ РАЗГОВОР
ПРОПАВШИЕ ПРОДУКТЫ
Перескажи историю о мальчике Володе. Объясни и нарисуй то, что так расстроило маму.
Это было летом. Мама Володи уехала из дома по делам. Сыну она оставила деньги и велела сходить в магазин. Володя должен был купить два пакета молока, две пачки масла и упаковку сметаны. Володя взял сумку и пошёл в магазин. Он купил масло, сметану и молоко. Когда Володя заходил в подъезд, его окликнули знакомые мальчишки: «Володька, выходи, в футбол погоняем!» Володя вбежал в кухню, кинул сумку на пол и тут же выскочил на улицу. Через полчаса — в тепле, без холодильника — молоко скисло, масло потекло, а сметана стала жидкая и невкусная. А жалко!
ПОСЛОВИЦЫ
♦ Кто не глуп, тот на слова скуп.
♦ Судят не по словам, а по делам.
♦ Ловит волк, да ловят и волка.
♦ Однажды солгал — навек лгуном стал.
♦ Кулаком победишь одного, а умом — сотню!
♦ Коли кашку слопал, так не надо плошку об пол.
ГОЛОДНЫЙ СЛАВИК
Перескажи историю о голодном мальчике. Пронумеруй картинки с изображением кушаний по порядку. Объясни, в чём ошибка Славика.
Славик шёл из школы домой. Он был такой голодный! Вбежал Славик на кухню, схватил со стола холодные оладьи, съел — не наелся. Нашёл в холодильнике голубцы. Съел, опять голодно ему. Взял тогда Славик сладкую пастилу. Съел и тут же наелся. «И зачем я столько всего ел? — подумал Славик. — Хватило бы одной пастилы!» А так ли?
42. ПОГОВОРКИ
ВОЛК И ОВЦА
Перескажи сказку, выделяя звуки Л. Объясни — как Овце удалось перехитрить Волка. Раскрась изображение Овцы цветными карандашами.
Овца отбилась от стада, заблудилась в лесу и осталась там жить. Сложила она себе из веток шалаш, сделала в нём лежанку и окно. Живёт себе, не тужит. Наступила зима, голодно и холодно стало в лесу. Повадился ходить к шалашу Волк. Стоит у шалаша, молит: «Пусти меня хозяюшка!» Поняла Овца, что дела плохи. Пока Волка не было, побежала она в лес. Нашла под снегом клюкву и все бока измазала клюквенным соком. Потом нацепила на голову еловые ветки, встала в шалаше у окошка и говорит не своим голосом: «Я семь волков съела, восьмого жду!» Услышал это Волк, увидел чудище косматое, и бегом от шалаша!
МЫЛЬНЫЕ СКОРОГОВОРКИ
Милый, милый Михаил Не жалела мама мыла,
Мыться с мылом не любил. Мама Милу мылом мыла.
Он сказал: «Не надо мыла, Мила мыла не любила,
Я без мыла очень милый». Миле в глаз попало мыло.
45. ВОТ ТАК ПРАЗДНИК!
Прослушай историю о молодой хозяйке и перескажи её по отдельным картинкам. Пронумеруй картинки по порядку. Объясни название рассказа.
Наступил последний день в году. Людмила ждала гостей к ужину. Сколько дел надо сделать молодой хозяйке! Вначале она сбегала в магазин, потом вымыла всю посуду. В углу комнаты Людмила установила ёлку, а на неё повесила лампочки. «Только бы успеть к ужину!» — мелькало в её голове. Людмила запекла в духовке индейку, сделала несколько салатов, а затем уложила сладости и яблоки в вазу. Оставалось только надеть новое платье. Усталая хозяйка на минутку легла на диван... Звонков Людмила не слышала. Когда наступил Новый год, она сладко спала!
ТРУДНОГОВОРКИ
♦ Ловкие уловки у лентяя Вовки.
♦ Стоит Слава на копне, и копна на голове.
♦ Сел сокол на ствол, да ствол был гол.
♦ Невесело лайке — нету балалайки.
♦ С сосны смола сама стекла.
♦ Вышла на луг Маланья не для гулянья.
Серия «Учимся играя»
Т.А. Ткаченко