Лекция 12 (17.02.22)
Тема: Индикаторные показатели. Эффективные показатели.
Показатели экономичности.
Цель: изучить индикаторные, эффективные и экономичные показатели.
План.
1. Основные индикаторные показатели двигателя.
2. Мощностные показатели.
3. Экономические параметры.
Эффективная мощность двигателя может быть повышена путем воздействия на ряд параметров двигателя. Однако повышение мощности за счет увеличения литража связано с увеличением габаритов и массы двигателя. Поэтому этот метод целесообразно применять после того, как исчерпаны другие возможности.
Из эксплуатационных факторов, влияющих на развиваемую двигателем мощность, кроме нагрузочного и скоростного режимов работы и состава смеси, необходимо отметить условия технической эксплуатации и технического обслуживания, а также климатические условия работы двигателя. Так, своевременная очистка впускного тракта от засорения или смена фильтрующего элемента способствует поддержанию на уровне проектных значений коэффициента наполнения двигателя.
Основными индикаторными показателями двигателя являются индикаторная мощность и соответствующий удельный расход топлива. Эти показатели даже при полной нагрузке двигателя не остаются постоянными и в значительной степени зависят от скоростного режима его работы, так как изменение частоты вращения коленчатого вала двигателя существенно влияет на характер протекания отдельных процессов цикла.
1. Мощностные показатели: влияние различных факторов и способы повышения индикаторной, эффективной, литровой мощности.
2. Экономические параметры: влияние различных факторов и способы снижения удельного индикаторного, эффективного расхода топлива.
|
3. Экологические показатели: влияние состава смеси, нагрузки скоростного и температурного режимов, технического состояния.
1. МОЩНОСТНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ: ВЛИЯНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ФАКТОРОВ И СПОСОБЫПОВЫШЕНИЯ ИНДИКАТОРНОЙ, ЭФФЕКТИВНОЙ И ЛИТРОВОЙ МОЩНОСТИ.
Совершенствование автомобильных двигателей осуществляется в направлении увеличения мощности, улучшения экономичности, уменьшения габаритных размеров, снижения массы и повышения надежности и срока службы.
Эффективная мощность двигателя может быть повышена путем воздействия на ряд параметров двигателя. Однако повышение мощности за счет увеличения литража связано с увеличением габаритов и массы двигателя. Поэтому этот метод целесообразно применять после того, как исчерпаны другие возможности.
Совершенство рабочего процесса и конструкции двигателя оценивается по литровой мощности.
Из выражения для индикаторного к.п.д. после подстановки и имеем:
,
следовательно, среднее эффективное давление
,
а литровая мощность
.
Выражение позволяет проанализировать влияние различных факторов на литровую мощность и наметить возможные пути ее повышения.
Значения для автомобильного жидкого топлива изменяются незначительно и поэтому на литровую мощность практически не влияют. Следовательно, повышение литровой мощности двигателя может осуществляться за счет увеличения , , , , и изменения условий наполнения и .
Индикаторный к. п. д. в основном зависит от степени сжатия и состава рабочей смеси , причем наибольший , а значит, и экономичность двигателя достигаются при .
|
Рис. 1. Зависимость индикаторного кпд от степени сжатия (а) и состава смеси (б).
Отношение характеризует качество протекания рабочего процесса. Наибольшее значение для карбюраторных двигателей имеет место при . Для дизелей, у которых процесс смесеобразования менее совершенный, наибольшее значение имеет место при .
Рис. 2. Зависимость от состава смеси в карбюраторном двигателе.
Анализируя приведенные графики, можно сделать вывод, что повышению литровой мощности карбюраторных двигателей способствует увеличение степени сжатия и приближения значения к 0,9. Улучшение экономичности достигается путем повышения степени сжатия и выбора состава смеси с .
За счет применения двухтактного цикла вместо четырехтактного литровая мощность двигателя повышается только на 40-70%, а не в два раза, что объясняется потерей части рабочего объема цилиндра (продувочные окна) и расходом мощности на предварительное сжатие свежего заряда. При двухтактном цикле в карбюраторных двигателях ухудшается экономичность их работы в связи с непроизводительной затратой горючей смеси на продувку цилиндра.
Влияние механического к. п. д. и коэффициента наполнения на мощность двигателя рассмотрено выше. Дополнительно следует отметить, что для повышения современные быстроходные двигатели имеют верхнее расположение клапанов и оснащаются двухкамерными карбюраторами. Для уменьшения механических потерь в приводе вентилятора системы охлаждения устанавливают термостатически управляемую муфту его отключения, что позволяет уменьшить мощность, расходуемую на привод механизмов системы охлаждения.
|
Влияние частоты вращения коленчатого вала на литровую мощность двигателя необходимо оценивать по комплексному множителю . При повышении частоты вращения для форсирования двигателя необходимо, чтобы этот множитель был максимальным. Величины же и зависят главным образом от сопротивления впускной системы и средней скорости поршня. Так, при увеличении средней скорости поршня уменьшается, ускоряется изнашивание двигателя и увеличиваются силы инерции поступательно движущихся масс. Поэтому для высокоскоростных автомобильных двигателей применяются короткоходные конструкции к. ш. м. , что позволяет также уменьшить удельную массу, снизить тепловые потери, сделать двигатель более компактным.
Итак, увеличение степени сжатия, повышение частоты вращения коленчатого вала, верхнее расположение клапанов совместно с использованием короткоходной конструкции позволяют увеличить литровую мощность, уменьшить расход топлива и удельную массу двигателя.
Из эксплуатационных факторов, влияющих на развиваемую двигателем мощность, кроме рассмотренных выше нагрузочного и скоростного режимов работы и состава смеси, необходимо отметить условия технической эксплуатации и технического обслуживания, а также климатические условия работы двигателя. Так, своевременная очистка впускного тракта от засорения или смена фильтрующего элемента способствует поддержанию на уровне проектных значений коэффициента наполнения двигателя. При отклонении угла опережения зажигания (или впрыска) от оптимального также ухудшаются индикаторные и эффективные показатели работы двигателя, в том числе снижается эффективная мощность. Неправильная регулировка тепловых зазоров в приводе клапанов нарушает расчетные фазы газораспределения и может служить причиной снижения развиваемой двигателем мощности вследствие ухудшения условий наполнения цилиндров. Эксплуатация автомобиля в горных условиях, когда изменяются температура и давление окружающей среды, сопровождается значительным изменением эффективных показателей двигателя из-за изменения плотности свежего заряда. Например, при подъеме автомобиля на высоту 1000 м эффективная мощность двигателя уменьшается на 12,5 %. При этом индикаторный к. п. д. снижается, так как ухудшаются условия сгорания вследствие переобогащения смеси.
Одним из наиболее эффективных мероприятий, увеличивающих литровую мощность двигателя, является наддув. Под наддувом понимается принудительная подача свежего заряда в цилиндры двигателя под давлением, превышающим давление окружающей среды.
Из формулы видно, что чем больше давление и меньше температура окружающей среды, определяющие давление и температуру при наполнении цилиндра, тем больше масса свежего заряда, а, следовательно, мощность двигателя. Плотность, а значит и массу свежего заряда можно значительно увеличить, повышая давление перед поступлением в цилиндры, что и делается при наддуве. Повышение давления свежего заряда осуществляется в специальном компрессоре (нагнетателе).
Для наддува двигателей применяются центробежные и объемные нагнетатели. Привод центробежных нагнетателей осуществляется или от коленчатого вала двигателя, или от специальной газовой турбины, использующей энергию отработавших газов (газотурбинный наддув). В последнем случае, естественно, улучшается экономичность двигателя.
Наибольшее распространение в автомобильных двигателях имеет газотурбинный наддув. В дизелях давление наддува ограничивается лишь нагрузками на детали к. ш. м., а в карбюраторных двигателях главным образом из-за возможной детонации. В связи с этим наддув почти не применяется в карбюраторных двигателях.
2. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПАРАМЕТРЫ: ВЛИЯНИЯ РАЗЛИЧНЫХ ФАКТОРОВ И СПОСОБЫСНИЖЕНИЯ УДЕЛЬНОГО ИНДИКАТОРНОГО И ЭФФЕКТИВНОГО РАСХОДОВ ТОПЛИВА.
Экономичность действительного цикла оценивается индикаторным КПД, показывающим, какая доля теплоты, введенной в цикл с топливом Q1 преобразуется в индикаторную работу . Этот показатель характеризует уровень тепловых потерь в двигателе и с учетом того, что
Таким образом, возрастание любого вида потерь теплоты, будь то потери теплоты при теплообмене заряда с элементами, формирующими внутрицилиндровое пространство (потери в окружающую среду, в основном в систему охлаждения), или потери теплоты, аккумулированной рабочим- телом, покидающим цилиндр в процессе выпуска (потери с отработавшими газами), либо потери, связанные с неполным сгоранием поданного в цилиндр топлива (потери теплоты из-за неполно iu сгорания), вызывает уменьшение .
Для оценки экономичности двигателя большее практическое применение получил параметр, называемый удельным индикаторным расходом топлива gt, показывающий, какое количество топлива расходует двигатель на производство единицы индикаторной работы: .
Величина g, обычно выражается в г/(кВт • ч), поэтому в числителе уравнения (1.2) расход топлива задают в размерности
кг/ч, а в знаменателе — кВт, вследствие чего .
Индикаторная работа частично идет на преодоление внешней нагрузки (т.е. применительно к транспортным средствам передается на трансмиссию), где совершает полезную работу Lt , и на преодоление потерь внутри двигателя (механические или внутренние потери) Lмп , состоящие из потерь работы на трение Lтр, на реализацию процессов газообмена Lто, на привод вспомогательных агрегатов и механизмов Lв , (масляный и водяной насосы, топливоподающая аппаратура дизелей и т. д.).
Уровень механических потерь в двигателе оценивается механическим КПД показывающим, какая доля индикаторной работы преобразуется в эффективную или с учетом того, что
Соответственно совокупные потери в двигателе оцениваются эффективным КПД, показывающим, какая доля теплоты, введенной с топливом, преобразуется в эффективную работу
Здесь — среднее эффективное давление (параметр, аналогичный pi). Эффективный крутящий момент двигателя
Мх пропорционален ре, т. е. c.
Общепринятым для оценки экономичности двигателя является параметр, называемый удельным эффективным расходом топлива g„ показывающий, какое количество топлива расходуется на производство единицы эффективной работы:
Все одноименные индикаторные и эффективные показатели. мн тми между собой механическим КПД:
Основными индикаторными показателями двигателя являются индикаторная мощность и соответствующий удельный расход топлива. Эти показатели даже при полной нагрузке двигателя не остаются постоянными и в значительной степени зависят от скоростного режима его работы, так как изменение частоты вращения коленчатого вала двигателя существенно влияет на характер протекания отдельных процессов цикла.
Повышенный удельный индикаторный расход топлива при малой частоте вращения коленчатого вала двигателя – результат замедленного сгорания топлива и увеличенной теплоотдачи в стенки по сравнению с оптимальным режимом, а на большой частоте вращения (близкой к максимальной) - в основном результат возрастания насосных потерь.
Наилучшая экономичность (наименьший удельный расход топлива) достигается при работе двигателя на полной нагрузке. При работе на неполных нагрузках индикаторный удельный расход топлива больше, что связано с увеличением относительного количества теплоты, отдаваемой в стенки, насосных потерь, ухудшением условий сгорания из-за увеличения содержания остаточных газов и некоторым переобогащением смеси (в карбюраторных двигателях). Снижение экономичности дизеля по мере уменьшения нагрузки менее заметно и существенно проявляется лишь при работе на малых нагрузках. Это можно объяснить избытком воздуха в цилиндрах дизеля при любых нагрузках, меньшей температурой газов после сгорания в связи с этим, а значит, и меньшими тепловыми потерями в стенки.
Задание.
1. Изучить лекцию.
2. Письменно ответить на вопросы:
- что является основными индикаторными показателями двигателя;
- перечислите мощностные показатели, экономические показатели и экологические показатели;
- перечислите способы: увеличения мощности, улучшения экономичности, уменьшения габаритных размеров, снижения массы и повышения надежности и срока службы.
3. Ответы присылать в ВК до18.02.22