«Прогулка в зимний лес»
Цель: Упражнять детей в составлении описательных рассказов по картинке.
Задачи:
Образовательные:
- Обобщать знания детей о подготовке зверей к зиме: изменение внешнего вида, образа жизни, местообитание, пища.
- Учить подбирать определения к словам «зима», «лесовичок».
- Активизировать правильное произношение звука «в» изолированно, учить произносить этот звук длительно, на одном выдохе.
- Упражнять в названии детенышей животных в единственном и множественном числе, с помощью суффикса -онок-: лисята (лисенок), бельчата (бельчонок), медвежата (медвежонок).
- Формировать умение, согласовывать существительное с прилагательными в роде, числе, падеже.
- Учить составлять описательные рассказы из 2-3 предложений по картинке.
Развивающие:
- Развивать логическое мышление через понимание смысла загадок и их разгадывание.
- Развивать эстетические чувства через высказывания детей о том, как они представляют зимний лес.
Воспитательные:
- Вызывать желание у детей участвовать в разговоре (беседе) с воспитателем.
- Стимулировать внимание и выдержку с помощью наглядного материала.
- Воспитывать доброе, чуткое отношение к диким животным.
Методы и приемы:
Наглядные: рассматривание игрушек (зайчик, лисичка), иллюстраций (белка, лиса, медведь, их детенышей, жилища)
Словесные: художественное слово – загадки, вопросы к детям, артикуляционная гимнастика, напоминание, подсказ, обобщение воспитателя, поощрение
Практические: имитационные движения
Игровые: сюрпризный момент – письмо от лесовичка, проблемные ситуации: как попасть в гости к лесовичку, как спрятать зайчика от лисы, детская игра «Расскажи и покажи», «Один – много», детская игра «Зайка беленький сидит …», «Падает снежок»
|
Предварительная работа:
· Чтение художественной литературы: Д.Мамин — Сибиряк «Сказка про храброго зайца — длинные уши, косые глаза, короткий хвост», Е.Чарушин «Томкины сны», сказки: «Три медведя», «Лиса и журавль», «Лиса и заяц» в обр. В. Даля, Т. Александрова «Медвежонок Бурик».
· Чтение стихов И. Токмакова «Медведь», В. Берестов «Снегопад», А. Чепурнов «Вьюга по полю не скачет …».
· Учить составлять короткие описательные рассказы по предметным картинкам.
· Прослушивание аудиокассет «Звуки природы», «Звуки окружающего мира».
· Загадывание загадок.
· Рассматривание дидактического материала, книжных иллюстраций.
· Дидактические настольно – печатные игры: «Чьи детки», лото «Кто где живет», «Времена года», «Четвертый лишний».
· Словесные дидактические игры: «Угадай по описанию», «Подскажи словечко», «Чей голос», «Сравни разных зверят»
Самостоятельная деятельность:
- Проявить фантазию в придумывании подарка для лесных зверей.
- Придумывание интересных историй про зверей, рисование этих животных при помощи трафарета.
Материал: Игрушки (заяц, лиса), конверт с письмом, звуковая фонограмма явление природы, демонстрационный материал: картинки диких животных (белка, лиса, медведь) и их детенышей, изображения жилища зверей, мольберты (3 шт.), морковка, угощение для детей.
Словарная работа:
Активный словарь: звери, белка, заяц, лиса, медведь, снег, зима, холод, маленький, большой, пушистый, серый, рыжая, красивый, бельчонок, лисенок, медвежонок.
|
Пассивный словарь: дупло, нора, берлога, лесовичок.
Индивидуально – дифференцированный подход:
- Дифференцирование сложности вопросов от уровня развития детей (высокий уровень, средний уровень, низкий уровень).
- Первыми рассказывают о животных по предметным картинкам дети высокого уровня речевого развития.
- К детям с низкой речевой активностью обращаться непосредственно с вопросами после ответов других детей.
- так обозначены вопросы для детей с высоким уровнем знаний.
Ход занятия:
Организационный момент:
Воспитатель: Ребята, посмотрите, какое интересное письмо принесли нам в группу.
Интересно, что в нем?
Сообщение темы занятия:
«Дорогие ребята, приглашаю вас на прогулку в зимний лес. Жду встречи. Лесовичок.»
Ребята, а вы бы хотели побывать в гостях у лесовичка?
Основная часть:
Дети: Да. (Стук в дверь)
Воспитатель: Кто это к нам идет?
Лесовичок: Здравствуйте, ребята.
Воспитатель: Здравствуй, лесовичок!
Лесовичок: Как вы думаете, кто я такой? Где я живу? Что я делаю?
Дети: Ты живешь в лесу. Охраняешь лес, следишь за тем, чтобы деревья не болели, чтобы хорошо росли.
Лесовичок: Сейчас зима. Ребята, вы знаете, как выглядит лес зимой? Что лежит на деревьях, на земле? Какой снег?
Дети: Лес в снежных сугробах, везде пушистый снег, искристый снег, дуют холодные ветра.
Лесовичок: Чтобы попасть ко мне в гости в лес, я хочу чтобы вы отгадали загадки про зиму.
Он пушистый, серебристый,
Но рукой его не тронь:
Станет капелькою чистой
Как поймаешь на ладонь.
Дети: Снег.
Лесовичок: Почему вы так думаете?
Дети: Снег пушистый, серебристый.
|
Лесовичок: Снег на полях, лед на реках
Вьюга гуляет, когда это бывает?
Дети: Зимой.
Лесовичок: Почему так думаете?
Дети: Потому что только зимой снег и лед бывает.
Лесовичок: Молодцы, все загадки отгадали. Теперь мы можем отправиться в лес. А на чем мы поедим?
Дети: На лыжах.
Лесовичок: Надеваем лыжи, поехали. (Звучит музыка)
Зимний лес тихий, все зверушки попрятались от холода. Деревья тоже заснули до весны.
Присаживайтесь на полянке
Посмотрите, ребята, а здесь кто-то пробежал, да это же следы зайца. Он, наверное, от кого-то прячется. Он весь дрожит.
Ребята, как вы думаете, почему дрожит зайка?
Дети: Он замерз, ему холодно, страшно, боится и т.д.
Лесовичок: Зайка говорит мне, что он от лисы прячется. Не бойся зайка, мы тебе поможем. Пока мы с тобой играем, лиса тебя не найдет.
Лесовичок: Ребята, а зачем зайка сменил серую шубку на белую?
Дети: В белой шубке он сливается со снегом, его не заметит лиса или волк.
Заяц: Ребята, я хочу поиграть с вами. Вы хотите со мной поиграть?
Дети: Да.