Особенность финансирования переданных в нижестоящие бюджеты расходных полномочий в современных условиях




В условиях демократии одной из важнейших составных частей финн. системы гос-ва явл-ся территориальные финансы, кот-ые охватывают территор. бюджеты (в РФ - это собственно республиканские в составе РФ, краевые, областные и окружные бюджеты, бюджеты районов, городов, поселков, сельских поселений) и финансы субъектов хозяйст-ния, используемые для удовл-ния террит-ных потреб-тей. Террит.финансы обесп-ют финанс-ние широкого круга мероприятий, связанных с соц-культур. и коммунально-бытовым обслуж-нием населения.

Обесп-ние сбалансир-ти фед-го бюджета, бюджета каждого субъекта Федерации и муницип-го образования явл-ся осн. предпосылкой для поддержания макроэкон. и финанс. стабильности, создания условий для эк.роста, увел-ния кол-ва рабочих мест и повышения доходов населения, роста инвестиц.активности, выполнения обязательств гос-ва перед населением.

Осн.составной частью территор. финансов явл-ся региональные бюджеты. В современных условиях все в большей степени территориальные органы власти призваны обеспечить комплексное развитие регионов, пропорциональное развитие производственной и непроизводственной сфер на подведомственных территориях. Значительно возрастает их координационная функция в экономическом и социальном развитии территорий. Через территориальные финансы государство активно проводит социальную политику. На основе предоставления территориальным органам власти средств для их бюджетов осуществляется финансирование муниципального народного образования, здравоохранения, коммунального обслуживания, строительства и содержания дорог.

По мнению многих ученых, таких как А.М. Бабич, А.Г. Игудин, система межбюджетных отношений не способствует возникновению должных стимулов у региональных и местных властей к обеспечению ответственного управления бюджетами и проведению экономической политики, направленной на стимулированием деловой активности. действующее законодательство, позволяющее властям ежегодно менять нормативы расщепления налоговых доходов между уровнями бюджетной системы, делает процесс разделения доходов крайне политизированным и неэффективным. При этом подавляющее большинство регионов не может гарантированно прогнозировать поступления в бюджет

Практически все органы власти стремятся занизить свою доходную часть, так как это позволяет аргументированно получить больший объем финн. помощи из вышестоящих бюджетов.

Доходы региональных бюджетов в Российской Федерации формируются в настоящее время за счет собственных и регулирующих налоговых поступлений, неналоговых доходов и финансовой помощи из вышестоящего бюджета.

В бюджетной системе наиболее сложной проблемой является передача соответствующих средств для финансирования переданных в нижестоящие бюджеты расходных полномочий.

Решение этой проблемы можно осуществить двумя способами:

1) через межбюджетные трансферты - передать средства из вышестоящих бюджетов в виде субвенций в объеме, необходимом для выполнения полномочий и функций, финансируемых из нижестоящих бюджетов;

Распределение доходов между уровнями бюджетной системы за вычетом расходов на оказание финансовой помощи бюджетам других уровней (в % к ВВП)

2) через налоговые полномочия - увеличить в бюджетах долю налогов, закрепленных полностью или частично, включая совместные налоги на постоянной основе, а также предоставить право на установление территориальных надбавок к ставкам федеральных налогов на период выполнения этих полномочий.

В настоящее время в России примен-ся оба подхода при формировании регион-ных бюджетов.

К собственным региональным налогам отн-ся: налог на имущество орг-ций, НДФЛ, земельный налог, налог на игорный бизнес, налог на вмененный доход.

Налоговый потенциал региона явл-ся наиболее разработанной категорией среди других видов потенциалов (фискальный, бюджетный, рыночный, экономический и финансовый). При формировании и оценке налогового потенциала целесообразно учитывать возможность трактовать это понятие в широком и узком смысле слова. В широком смысле «налоговый потенциал» - это совокупный объем налогооблагаемых ресурсов территории. В более узком, практическом, смысле «налоговый потенциал» представляет собой максимально возможную сумму поступлений налогов и сборов, исчисленных в условиях действующего законодат-ва.

Следует отметить, что трактовка понятия «налоговый потенциал» зависит от самой методики оценки потенциала. Вместе с тем при определении налогового потенциала региона (или любого административно-территориального образования - АТО) следует учитывать, что это понятие возможно использовать в целях:

- определения размера мобилизации потенциально возможных доходов в соответствующие бюджеты;

- межбюджетного выравнивания, т. е. способности властей АТО (региона) оказывать государственные услуги на своей территории.

Определение налогового потенциала территорий напрямую связано с их производственным потенциалом, т. е. с результатами производственной деятельности хозяйствующих субъектов. Возможно проведение ранжирования предприятий по критериям социально-экономической значимости. Оно также может основываться на системе показателей, позволяющих оценить налоговую базу, уровень налоговой нагрузки в разрезе отдельных видов налогов и выявить определенную тенденцию для анализа влияния отдельных факторов на налоговые характеристики муниципальных образований. Но в основном налоговый потенциал региона характеризуется обеспеченностью налоговыми базами для исчисления того или иного налога, в частности, суммой налогооблагаемой прибыли, полученной всеми зарегистрированными предприятиями; объемом доходов физических лиц; стоимостью, добавленной в процессе производства; стоимостью имущества, наличием тех или иных природных ресурсов и т.д. Вместе с тем следует отдавать отчет и в том, что сам состав налогов и сборов, взимаемых в муниципальных образованиях и зачисляемых в муниципальные бюджеты, имеет тенденцию к сокращению.

Понятия налогового и финансового потенциалов различаются и с точки зрения влияния каждого из них на формирование доходной части бюджетной системы. Если налоговый потенциал является основой для формирования базы налоговых доходов бюджета, то финансовый потенциал интегрирует как налоговую базу бюджета, так и базу формирования неналоговых доходов (доходов от собственности и операций с ней), а также возможности осуществления заимствования на финансовых рынках для бюджетных целей (финансирование определенных программ или текущее финансирование дефицита бюджета субъекта Российской Федерации). Кроме того, в отличие от налогового потенциала финансовый потенциал в значительной мере определяет инвестиционную привлекательность частного сектора хозяйства региона и перспективу его экономического развития.

Экономический потенциал играет особую роль в системе организации национального хозяйства, региональной и производственной организации, выступая, как ее материальная основа.

Исходя из определения потенциала как материальной основы хозяйственных систем следует выделить следующие виды потенциалов:

- природно-ресурсный или в более широком смысле эколого-экономический потенциал, учитывающий также уровень экологического благополучия территории, ее рекреационные возможности;

- производственный, включая инвестиционный, учитывая, что инвестиции направляются на развитие или обновление основных фондов;

- инновационный, отражающий научно-технические факторы функционирования хозяйственных систем. К ним непосредственно примыкает образовательный потенциал, что можно характеризовать как интеллектуальный потенциал, включая и культурный уровень народа данной страны, региона;

- трудовой (кадровый) потенциал, учитывающий масштабы и качественные факторы трудовых ресурсов. Денежная оценка трудового потенциала предприятия, учитывающая качественные факторы (квалификация, здоровье, структура и т.п.) рассматривается как кадровый потенциал и является важной составляющей цены предприятия.

В экономической литературе используется также такие понятия, как финансовый, экспортный потенциал, потенциал интеграционных связей и т. п., играющие роль частных характеристик экономического потенциала страны.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: