ОСУ (делится) на формальные и неформальные,
Формальны е на механистические (линейные, линейно-функциональные, штабные, дивизиональные) и органистические (программно-целевого типа, «новые» организационные структуры, венчурные, предпринимательские, сетевые, виртуальные)
Механистическая (бюрократическая) структура: жесткая иерархия.
Органистические структуры отличает гибкость и адаптивность, характерно небольшое число управленческих уровней, большая самостоятельность в принятии решений на низовом уровне.
Программно-целевых структуры (с временными органами, матричные структуры и т.д.) создавались путем внедрения в основной костяк новых элементов и их комбинирования (для улучшения гибкости структур).
ОТЛИЧИЕ:
программно-целевого типа: призваны управлять всей системой как единым объектом, ориентированным на определенную цель.
механистического типа: в основе лежит комплексное управление объективно складывающимися подсистемами, в то время как программно-целевые структуры
7. Функциональное управление. Процессный подход.
Функциональное управление - управление по функциям, в процессе которого каждый функциональный руководитель ведает исполнением определенного круга функций, работ (производственные, технологические, проектные, финансовые, информационные, обеспечивающие).
Функционально-ориентированная организация – организация, структура которой неизменна, имеет вертикальную топологию, построенную в соответствии с выполняемыми функциями, и строгую иерархическую подчиненность «сверху - вниз»/
Функциональное управление характеризуется следующими особенностями
- Отсутствует быстрая реакция на изменения в связи с наличием вертикальной иерархии.
|
- Внедрение инноваций осуществляется крайне медленно, так как процесс cогласования слишком долгий.
- Сотрудники организации ориентированы не на клиента, а на вышестоящего руководителя.
- Между подразделениями возникает непроизвольная разрушительная конкуренция.
- Система мотивации персонала не связана с качеством обслуживания клиентов, в связи с этим нет заинтересованности работающих в конечном результате.
- Рост накладных расходов – сначала процесс разбивается на множество отдельных операций, а затем «склеивается» через управленческий аппарат.
- Каждое функциональное подразделение опирается только на небольшие участки процесса.
- Эффективность работы отдельного подразделения может достигаться в ущерб всему процессу.
- Руководители отвечают за работу подразделений, а не за реализацию процессов. Осуществляется вертикальное управление.
- Информационные системы не интегрированы, в каждом подразделении «свои автоматизация и управление».
Процессный подход рассматривает организацию как совокупность взаимосвязанных бизнес-процессов, выполнение которых делает ее ориентированной на результат, имеющий ценность для потребителя. Каждый сотрудник компании четко понимает, какую работу и за какой период ему нужно выполнить, для того чтобы бизнес-процесс, в котором он участвует, привел к желаемому результату, с учетом определенных требований по качеству.
Бизнес-процесс – это цепь логически связанных, повторяющихся действий, в результате которых используются ресурсы предприятия для переработки объекта (физически или виртуально), с целью достижения определенных измеремых результатов или продукция для удовлетворения внутренних или внешних потребителей.
|
Любой бизнес-процесс имеет потребителя, внутреннего или внешнего. Опираясь на определение бизнес-процесса, можно все действия внутри организации (компании) рассматривать либо как бизнес-процесс, либо как его часть.
Характеристики процесса - Результативность, Стоимость, Время цикла, Управляемость, Эффективность, Гибкость.
Каждый процесс должен иметь цель или систему целей, на достижение которых он направлен. Цели определяются исходя из требований потребителей результатов (выходных потоков) процесса. Цели могут меняться с течением времени. Желательно формулировать одну, наиболее важную цель процесса,
Основными чертами являются:
· широкое делегирование полномочий и ответственности исполнителям;
· сокращение количества уровней принятия решения;
· сочетание принципа целевого управления с групповой организацией труда;
· повышенное внимание к вопросам обеспечения качества продукции или услуг, а также работы предприятия в целом;
· автоматизация технологий выполнения бизнес-процессов.