Общая стратегия ЕС по отношению к России




Вторым основополагающим документом в отношениях России и Европейского Союза является Общая стратегия Европейского союза по отношению к России (далее – Стратегия). Общая стратегия не заменяет Соглашения о партнерстве и сотрудничестве, но дополняет его, используя его механизмы.

Стратегия формулирует основные цели ЕС по отношению к России:

1. Укрепление демократии, принципа правового государства и государственных учреждений в России. При этом отдельно обозначается проблема создания институтов, необходимых для функционирования экономики.

2. Интеграция России в общеевропейское экономическое и социальное пространство. Это предполагает создание функционирующей рыночной экономики. Здесь особенно важной объявляется структурная перестройка предприятий, системы государственных финансов, банковской системы и стратегии развития предприятий в кризисных ситуациях. Также большая важность придается вступлению России в ВТО.

3. Сотрудничество в интересах укрепления стабильности и безопасности в Европе и за ее пределами.

4. Совместное участие в решении общих проблем европейского континента, которые включают ядерную безопасность, экологию, проблемы преступности.

Для обеспечения продвижения по указанным выше проблемам Стратегия устанавливает программы поддержки и механизмы взаимных консультаций между ЕС и Россией.

 

5. Расширение ЕС и вопросы Калининграда

Расширение ЕС в мае 2004 г. ставит перед Россией ряд вопросов. Особенно острым становится вопрос Калининграда, который превращается в российский анклав внутри ЕС. Послание Европейской Комиссии содержит предварительный анализ последствий такого расширения.

По мнению Комиссии, основой анализа влияния расширения на Россию должен стать факт принятия Польшей и Литвой acquis communautaire. При этом в acquis этих стран будет входить и Соглашение о партнерстве и сотрудничестве между РФ и ЕС.

Отныне предоставляемый Соглашением статус наибольшего благоприятствования будет распространяться и на торговлю между Россией и новыми странами – членами ЕС. При том, что средний уровень тарифов в ЕС составляет 4,1 %, в Польше тарифы при режиме наибольшего благоприятствования – 15,8 %, а в Литве – 5,1 %, Россия сможет получить значительные выгоды от улучшения торговых условий.

Более того, по Соглашению будет обеспечиваться существование беспошлинного транзита товаров через Литву в Калининградскую область из России и наоборот. Однако расширение ЕС может повлиять на соглашения между Россией и Литвой, принятые в 1991 и 1999 гг., а также на соглашения о сотрудничестве между Калининградской областью и некоторыми польскими регионами.

Интересным пунктом Послания является идея предоставления Калининградской области специального режима в торговле с ЕС. Однако такая возможность появляется только в случае предоставления области необходимой степени автономии.

Однако одним из последствий принятия Польши и Литвы в ЕС становится некоторое ужесточение пограничного контроля. Для того чтобы это обстоятельство не стало существенным препятствием в торговле, предполагаются инвестиции в эту сферу. При этом опыт Финляндии свидетельствует, что принятие в ЕС способно даже ускорить процедуры контроля.

Одной из дополнительных проблем становится перевозка грузов военного назначения, которая осуществляется по специальным соглашениям с Россией. Расширение может предполагать пересмотр этих договоренностей.

Энергетическое снабжение области может обеспечиваться как через РАО ЕЭС, так и через подключение к Центрально-Европейской сети, обеспечивающей сейчас Польшу.

Определенные проблемы накладывает расширение ЕС на передвижение людей. Поездки российских граждан в новые страны-члены предполагают наличие визы и заграничного паспорта. Это может потребовать усовершенствования процедур выдачи виз, а также заключения специальных соглашений, которые допускаются в рамках acquis communautaire.

В результате расширения Балтийское море станет зоной рыболовства исключительно для ЕС, за исключением небольших участков вокруг Калининграда и Петербурга.

В связи с расширением отдельную озабоченность ЕС вызывают проблемы внутри Калининградской области. Это проблемы бедности, преступности, экологии и здравоохранения, которые затрагивают и соседние регионы.

В то же время перспективы сближения Калининграда и стран ЕС достаточно высоки. Область является частью трех еврорегионов, созданных в целях продвижения сотрудничества. В еврорегион «Балтика» входят Дания, Латвия, Литва, Польша и Швеция. В еврорегион «Саул» входят 18 региональных и местных образований Литвы, Латвии, Швеции и России. А еврорегион «Неман» объединяет Литву, Калининградскую область и Белоруссию.

27 апреля 2004 года в Люксембурге подписан Протокола к Соглашению о партнерстве и сотрудничестве, учреждающему партнерство между Российской Федерацией, с одной стороны, и Европейскими сообществами и их государствами-членами, с другой стороны, учитывающего присоединение Чешской Республики, Эстонской Республики, Республики Кипр, Венгерской Республики, Латвийской Республики, Литовской Республики, Республики Мальта, Республики Польша, Республики Словения и Словацкой Республики к Европейскому союзу, а также Совместного заявления о расширении ЕС и отношениях Россия - ЕС. Эти документы должны стать важным практическим вкладом в процесс формирования Европы без разделительных линий.




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: