Лекция № 2 ИЗМЕНЕНИЯ ФАКТОРОВ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ ПОД ВЛИЯНИЕМ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ




Глобальное информационное пространство, Интернет-скорости рас­пространения информации, мобильность населения и капитала предостав­ляют совершенно новые условия и требования для выравнивания комфорт­ности проживания и ведения бизнеса, международного инвестирования и конкуренции, что является беспрецедентным вызовом в сфере государствен­ного и муниципального управления. Директивные органы государств дей­ствуют во взаимосвязанной среде мировой экономики, конкурируя за инве­стиционные ресурсы и талантливые кадры. Для сохранения конкурентных преимуществ территорий и обеспечения их экономического роста, формиро­вания единых подходов к оказанию электронных государственных услуг и принятию решений необходимо сокращение разрыва между правительствами стран в применяемых технологиях управления.

При этом, несмотря на возможности использования носителей знаний через глобальные сети Интернет, наиболее распространенный доступ к со­временным моделям управления осуществляется через эпизодические ком­муникации во время различного уровня форумов, конференций и встреч. Та­кое положение не обеспечивает широкого и системного покрытия междуна­родного информационного пространства для поиска лучшего опыта и выбора наиболее адекватных инструментов реализации властных полномочий.

Особая актуальность этой научно-практической проблемы в приложе­нии к органам исполнительной власти (ОИВ) связанас их спецификой. Ха­рактерными чертами ОИВ является монополизм, устойчивое, независимое от профессионализма, финансирование функций, множественность коллектив­ных и индивидуальных интересов, зачастую противоречащих друг другу, по­литико-деловой цикл активности, высокая сложность объекта управления, неопределенность показателей конечного результата деятельности. Специ­фические факторы, характерные для системы директивного управления, сти­мулируют значительный уровень пассивности и инертности к использова­нию инноваций. У каждого успешного правительства есть свои стратегии и методы преодоления этих ограничений, благодаря которым создается благо­приятный инвестиционный климат, поддерживается инициатива и активные творческие процессы в среде государственных и муниципальных служащих. Органы власти должны учитывать решения, которые были уже осуществ­лены в других регионах и странах с положительным или отрицательным опытом и использовать только лучшие практики и инструменты. Структури­рование знаний с применением информационных технологий (ИТ) может по­высить эффективность и придать целевую направленность межрегиональ­ному и международному обмену в сфере государственного и муниципаль­ного управления. Создание самовоспроизводящейся системы знаний по вы­явлению и распространению лучшей практики на всех уровнях власти – важ­нейшая задача поиска и успешного внедрения инноваций. Для этого необхо­димы модели, постоянно концентрирующие передовой опыт и обеспечива­ющие креативность лиц, принимающих решения. Для перехода от хаотич­ного поиска успешных инструментов через Yandex, Google или Yahoo с не­предсказуемым результатом, необходима специальная система. Для систем­ного поиска знаний в международном информационном пространстве (МИП) потребуются процессная и структурная составляющие (рис.1). Процессная часть определяет как искать, а структурная - что искать.Повышению каче­ства поиска должны способствовать стремительно развивающиеся техноло­гии Web 2.0, программы text mining (буквальный перевод - «раскопки дан­ных»), специальные программы анализа неструктурированных данных. Например, заходя в социальные сети, построенные на принципах Web 2.0, такие как Живой Интернет (www.livejournal.com), пользователь указывает свои интересы, после чего сеть автоматически осуществляет поиск соответ­ствующих сообществ для общения, формирует новостные ленты сообщений, появляющиеся в Живом Интернете. Примерами интеллектуальной системы поиска является проект нахождения знаний для государственных структур США - www.govmine.com, анализ СМИ в режиме реального времени си­стемы Медиалогия www.medialogia.ru. На этапе обработки данных, получае­мых в результате первичного поиска, необходимо сочетание искусственного и человеческого интеллекта для выявления и анализа связей, фильтрации и исключения дублирования, выделения главного. Выявление и анализ связей включает изучение их характера, то есть фиксацию смысловых отношений между объектами, временных характеристик (отношение к прошлому, насто­ящему, будущему), типов отношений (соподчинение объектов по иерархиче­ским уровням, горизонтальные связи, независимость), характера упоминания (позитивный, негативный, смешанный, нейтральный), и их графическое представление (в виде матриц, карт связей, таблиц, гистограмм, геоинформа­ционных отчетов). Например, географический анализ по карте мира в форме параметрического и градиентного анализа (грид-файлов), позволяет выявить международное распределение интересов, охарактеризовать тенденции, тех­нологии, проблемные ситуации и технологии их решения, выяснить страны и регионы, где объект находится в центре научного и общественного внима­ния. Такие карты помогут определить географию дальнейшего поиска. Си­стемный анализ информационного поля выявит наиболее инновационные и активные объекты генерации новых технологий, тенденции развития. Клю­чевые объекты экстремально и масштабно отражаются в информационном поле в виде активного обсуждения, высоких количественных показателях упоминаемости. Это поможет выбрать тематические направления для после­дующих коммуникаций, региональных и международных командировок с целью изучения лучшего опыта. На следующем этапе разработки процессной составляющей необходимо выбрать уровень и технологии взаимодействия с источником знаний. Можно продолжать исследование через общедоступные средства Интернет или выйти на межгосударственный уровень контактов че­рез включение в повестки дня официальных встреч на государственном, ре­гиональном, местном, корпоративном и/или личностном уровнях (напр., при­глашение иностранного консультанта, контакты через видеоконференции, средства обмена мгновенными сообщениями, такие как Skype, MSN и др.). При выборе уровня необходимо учитывать звенность канала связи и возмож­ные помехи.

Процессная составляющая наполняет необходимые блоки инструмен­тов (структуру модели). Для более легкого поиска инструменты и примеры международного опыта должны складываются в ячейки, которые будем называть в дальнейшем фасеты (термин «фасета» заимствован из библиотеч­ного дела). При этом один и тот же инструмент может содержаться в различ­ных фасетах. Таким образом, фасеты гибко структурируют опыт и знания, позволяют легко найти то, что нужно для конкретной задачи.

Поиск – это пассивное направление интеграции в международное про­странство. Другой его стороной должно являться активное направление. Процесс получения новых знаний не заканчивается поиском и выбором но­вых инструментов в международном пространстве. Результатом поиска яв­ляется использование новых инструментов для разработки эффективных властных воздействий. В свою очередь, властные действия реализуются че­рез оптимизированные бизнес-процессы, на основе которых предоставляется информация и персонализированные сервисы обратно в международное про­странство (Интернет). Получается универсальный замкнутый цикл, который следует применять при поиске и внедрении новых технологий (Рис.1). Каж­дая из трех указанных граней диктует принципы и требования к выбору ин­струментов подготовки, принятия и контроля управленческих решений, по­строения системы государственного и муниципального управления.

Подтверждением необходимости указанного трехэтапного цикла явля­ется положительная корреляция зрелости правительственного Интернет - присутствия с показателями эффективности правительства, качества госрегу­лирования, инвестиционного климата, индекса восприятия коррупции по вы­борке 148 стран мира. Положительная корреляция между этими показате­лями (более 0,75) подтверждает корректность, функциональность и востре­бованность такого подхода (Табл.1).

Для целей решения актуальных проблем следует осуществлять разра­ботку и первичное инструментальное наполнение фасет базовых и специаль­ных моделей под конкретные прикладные задачи государственного и муни­ципального управления (рис.1). При этом разработанные модели не должны являться статическими. Каждый служащий может дополнять и развивать этот каркас инструментов на основе лучших практик и апробированных на своей территории моделей.

В частности, для достижения синергии деятельности федерального, ре­гионального и муниципального уровней власти с помощью ИТ необходимы инструменты определения общих целей, соответствующих им проектов и программ. Для образования единого информационного и экономического пространства страны формируется государственная ИТ – архитектура, вклю­чающая общие сервисы и компоненты, единую информационную и инстру­ментальную базу принятия решений. Воспользовавшись новыми инструмен­тами, власть может действовать как единая, целостная система, гибко, адек­ватно и максимально оперативно отвечающая на эти вызовы и угрозы, обес­печивая необходимое собственное реформирование и стимулирование мо­дернизации в частном и общественном секторах.

 

Табл.1. Корреляция зрелости правительственного web-присутствия с показателями эффективности правительства, качества госрегулирования, ин­вестиционного климата, индекса восприятия коррупции

 

Коэффициент корреляции Зрелость web-присут­ствия, означающая зре­лость процессов и ак­тивной интеграции в МИП
Эффективность правитель­ства 0,7829
Качество госрегулирования 0,7729
Инвестиционный климат 0,7517
Индекс восприятия корруп­ции 0,7547

 

Синергетические эффекты взаимодействия трех уровней управления следует учитывать уже на начальных этапах разработки стратегии. На феде­ральном уровне должна быть выделена понятная и ясная для всех, объединя­ющая цель поиска синергетических эффектов в стратегии и оперативных действиях всех органов власти. Цель является мотивирующим фактором, позволяет мобилизовать энергию людей и ресурсы. Генеральная цель должна быть сконцентрирована на внешних показателях, обеспечить комплексную оценку результатов деятельности органа власти с точки зрения качества жизни, инвестиционного климата и других критериев комфортности прожи­вания и ведения бизнеса. Цели федерального уровня должны координиро­ваться, детализироваться в цели регионального и местного уровня. Универ­сальным инструментом поиска и оценки синергии является расчет стратеги­ческих соответствий проектов федерального, регионального и местного уровней. Мотивация достижения стратегических соответствий осуществля­ется долевым финансированием совместных проектов, федеральными, реги­ональными и муниципальными гарантиями и другими инструментами.

Наличие стратегии, ясное общее понимание развития территории и ис­пользования ресурсов, само по себе уже является фактором привлечения ин­весторов, а согласованная на всех уровнях стратегия и соответствующие це­левые показатели развития, подкрепленные финансированием и тактиче­скими планами, будут сильнодействующими факторами, двигателями целе­направленной модернизации всей страны. Этому же должна способствовать и специальная согласованная система стимулирования выполнения страте­гии, создаваемая властями на всех уровнях (инвестиционная политика, нало­говые льготы, бюджетные кредиты и гарантии, внешнеэкономическое регу­лирование и пр.). Таким образом, на основе консолидации усилий государ­ственного, регионального и муниципального уровня через общие цели, рас­чет стратегических соответствий, согласование стратегический планов и про­ектов различных уровней достигается выработка общего вектора развития и создание из разнонаправленных, подчас конкурирующих интересов устойчи­вых комбинаций, позволяющих ресурсно и мотивационно обеспечить дости­жение долгосрочных целей и задач.

Для реализации стратегии наиболее сложной задачей является мотива­ция госслужащих к поиску и внедрению новых знаний и инноваций, оптими­зации процессов. Без трансформационных изменений системы мотивации, внедрение ИТ в деятельность органов власти, построение порталов элек­тронных государственных услуг не может привести к существенных улучше­ниям. Фрагментарные неоптимизированные государственные услуги в элек­тронном виде не будут широко востребованы. Для преодоления этих ограни­чений предлагается использовать матрицу стратегий трансформации системы управления на основе информационных технологий (Рис.2).



Рис.2. Матрица стратегий трансформации структуры управления на основе информационных технологий

 

Матрица трансформации позволяет выбрать стратегию внедрения ИТ для решения главной проблемы государственных и муниципальных структур - ориентацию на процесс, документ, отчет, а не на конечный результат. Дан­ная стратегическая проблема связана с ярко выраженной, вертикальной иерархией. Оргструктура органов исполнительной власти является результа­том выделения жестких иерархий и подчинения «сверху» внутри каждого ор­гана, и между органами исполнительной власти от федерального до муници­пального. В этой системе сотрудники погружены в рутинную работу испол­нения поручений, они не очень стремятся к успеху, не проявляют энергич­ность и инициативу. Для каждого решения нужна санкция в виде резолюции, поручения или согласования, что позволяет застраховаться от упреков при неудаче. Соответствующим образом настраиваются все информационные по­токи, движение документооборота для подготовки решений. Решающим в этой системе для эффективности процессов являются квалификация и лич­ностные качества лица, принимающего решение. Это лицо выступает глав­ным фактором, вершиной каждой иерархической пирамиды. Требования вы­шестоящих руководителей являются преобладающими для всех действий в нижестоящей иерархии. В условиях жесткой субординации возникают ите­рационные информационные потоки, которые приводят к информационной перегрузке руководителей текущими вопросами в ущерб стратегическим инициативам. Даже при хорошо поставленном стратегическом планирова­нии, цели остаются декларативными. Регламентация всех процессов также снижает мотивацию к гибкой реализации стратегии, то есть к проявлению при этом новаторства в оптимизации процессов, генерации проектов и инно­вационных идей. Реализация стратегии в такой иерархии требует жесткой контрольной системы и санкций за нарушение сроков. При этом планы и сроки контролируется формально, качество выполнения намеченных в стра­тегии мероприятий не контролируется. Причиной последнего является пере­грузка руководителя документооборотом по оперативным вопросам, а канце­лярия или иное контрольное управление оценить фактическую сторону ис­полнения стратегического плана вряд ли может. Таким образом, реализация стратегии становится под угрозу.

С другой стороны, бюрократия развивается как иерархическая струк­тура внутри государства и необходима для осуществления долгосрочных стратегических программ в качестве стабильной организации, способной приспосабливаться к внешним изменениям. Политический процесс – это единство прерывности и непрерывности. Периодическое обновление законо­дательных органов сочетается с относительной стабильностью основных эшелонов исполнительной власти. Бюрократия помогает сохранить преем­ственность и стабильность в руководстве. Кроме того, жесткая вертикальная иерархия необходима в условиях кризиса, когда надо оперативно принимать решения и нет возможности длительного согласования позиций.

Для преодоления этих ограничений при реализации стратегического плана необходимо трансформировать систему управления на принципах го­ризонтальной иерархии. Новая иерархия обеспечивает гибкое формирование процессов вне зависимости от функций, отрасли или уровня подразделения, то есть «бесшовность» процессов. При этом формирование каждого процесса обусловлено потребностями среды («снизу»). При горизонтальной иерархии информация с помощью некого ядра (аналитического центра, или автомати­зированной информационной системы в виде метасистемы, ботов и пр.) направляется непосредственно ответственному лицу, принимающему реше­ние в соответствии с его компетенцией и информационной базой. Информа­ционный поток уже не движется по иерархическим цепочкам «сверху – вниз» и «снизу вверх» для подготовки воздействия на внешнюю среду. Горизон­тальная иерархия означает сбалансированность местной автономии в теку­щих действиях с централизованным регулированием стратегического направления. Муниципальным и оперативным руководителям предоставля­ется свобода маневра, делегируются полномочия, так чтобы они были ответ­ственными за все, что происходит на вверенной им территории или участке работы. Это дает возможность служащим показать, на что они способны, оценить их по реальным показателям эффективности деятельности, привлечь энергию и энтузиазм людей, обеспечить слаженную работу государственного и муниципального управления.

Стратегии перехода к горизонтальной иерархии соответствуют новые принципы – сетизации, гибкости и интеграции. Эти принципы следует отне­сти как к построению информационных систем, так и формированию орга­низационных структур управления в целом.

При реализации стратегии, указанные принципы вертикальной и гори­зонтальной иерархии, помогают выбрать инструменты информатизации. При вертикальной иерархии создание информационной инфраструктуры ориен­тировано на поиск решений, удовлетворяющих требованиям внутренней среды. На противоположном конце находится совместно используемая (раз­деляемая) среда, основу которой составляет глобальная сеть. Инструменты информатизации уже на самых ранних этапах разработки выбираются для персонализированного обслуживания массового пользователя.

Другим важным аспектом для стратегии трансформации является вы­бор показателей для автоматизированного контроля эффективности дирек­тивных органов. С одной стороны находится внутренняя результативность и техническая эффективность, выражающиеся в формальном контроле испол­нительской дисциплины, минимизации бюджетных затрат. Именно на эти показатели делается сегодня основой акцент в государственном и муници­пальном управлении. Рассчитывается количество обработанных документов, доля поручений, выполненных в срок, количество подготовленных распоря­дительных документов и пр. Для финансовых показателей рассчитываются отклонения план – факт, объем экономии. Несмотря на важность этих пока­зателей с точки зрения выполнения внешних ограничителей (требований за­конодательства, вышестоящего органа власти), субъект управления может не достигать стратегических целей обеспечения комфортного проживания, мак­симально возможных фискальных выгод. Поэтому на другом конце нахо­дятся показатели явной и неявной результативности.

Оценка результативности информатизации также имеет специфические черты для выделенных двух полюсов спектра показателей. При технической результативности выбираются показатели, связанные с внутренней эффек­тивностью внедрения информационных технологий, то есть оценивается ка­чество работы самой инфраструктуры ИТ, востребованность информацион­ных систем если и оценивается, то лишь как число обращений к ним государ­ственных и муниципальных служащих. Ключевыми целями при этом явля­ется оптимизация процессов по критериям времени и стоимости для дирек­тивного органа. С противоположного полюса находятся показатели, характе­ризующие конечные результаты, показатели внешней эффективности про­цессов и услуг (количество посещений правительственных сайтов, замеще­ние традиционных услуг электронными, комфортность предоставления услуг, результаты опросов и т.д.).

Выбор стратегии использования ИТ зависит от текущего состояния процессов в органе власти. Не оптимизировав внутренние процессы, невоз­можно оптимизировать внешние, точно также как, не научившись управлять самим собой, нет возможности управлять коллективом. С другой стороны, не определив показатели результативности, невозможно делегировать полномо­чия на нижние уровни и перейти к горизонтальной иерархии. Таким образом, у каждой стратегии трансформации есть определенный результат и свой под­ход к эффективности, который влечет выбор технологий управления (Табл.1). В рамках стратегии оптимизации внутренних процессов наиболее важным является поиск и выбор инструментов для получения максимальной отдачи от бюджетных вложений (приоритетность ИТ-инструментов для управления финансовыми потоками, привлечения инвестиций). На следую­щем этапе, при факторо-центрической стратегии выбор падает на инстру­менты тренинга высококомпетентных управленцев, способных измерить не только прямые эффекты, но и скрытые, неявные последствия регулирующих воздействий. Приоритет имеют инструменты контроллинга, позволяющие перейти от технической эффективности к управлению по конечным резуль­татам. При стратегии разделяемой среды значение имеют ИТ-инструменты для экс-инжиниринга, обеспечивающие повышение эффективности с точки зрения затрат и времени и создание комплексных процессов. Сервисно-цен­трическая стратегия нацеливает на поиск новых сервисов комфортного про­живания и оптимизацию существующих.

Модель полезна для оценки возможности аутсорсинга процессов. При определении параметров результата, процессы могут быть эффективно пере­даны на аутсорсинг в целях бюджетирования, альтернативности выбора, по­лучения бóльших фискальных выгод. Поэтому, если на первом этапе опреде­лены параметры эффективности работы элементов внутренней инфраструк­туры, то может выбираться аутсорсинг отдельных сервисов, эксплуатации информационных систем. При разделяемой среде, после проведения опера­ций экс-инжиниринга, для аутсорсинга становятся доступными целые це­почки бизнес-процессов. После определения показателей результативности с учетом косвенных эффектов, требуется переработка больших объектов ин­формации, и эти процессы могут передаваться на аутсорсинг знаний.

 

Табл.1. Инструменты МИП для стратегий управления информацион­ными потоками

Квадрант страте­гии Характеристика Инструменты МИП
Стратегия оптимизации внутренних процессов Оптимизация ис­пользования ресур­сов и инфраструк­туры - Фасеты для реинжиниринга и управле­ния жизненным циклом процессов (BPM) для внутренней среды - Аутсорсинг внутренней информацион­ной инфраструктуры, технической под­держки, обслуживания внутренних сетей, отдельных сервисов, приложений
Факторо-центрическая стратегия Подготовка высоко­компе­тентных госслу­жащих, способ­ных измерить эксплицитные и имплицитные эффекты - Оценочные модели эксплицитных и импли­цитных эффектов (СЕА, СВА) с применением регрессионного, факторного и корреляцион­ного анализа - Система управления знаниями - Бюджетирование, ориентированное на ре­зультат (БОР), комплексное среднесрочное планирование расходов в рамках жестких бюджетных ограничений
Стратегия разделяемой среды Оптимизация по цепочке процес­сов по критерию времени и стои­мости - Фасеты для раскручивания спирали BPM, экс-инжиниринга - Инструменты реализации системы «одного окна» - Аутсорсинг бизнес-процессов - Инструменты интеграции и построения ме­тасистемы - Инструменты оптимизация горизонтальных процессов (ФСА, АВС, ВPM, BPR)
Сервисно- центрическая стратегия Поиск новых сервисов ком­фортного про­живания и опти­мизация суще­ствующих с це­лью повышения фискальных вы­год и обще­ственного благо­состояния - Среднесрочное проектно-процессное бюд­жетирование с широким эффективным при­менением техник оптимизации процессов (ФСА, АВС, ВPM), измерения эффективности (СЕА, СВА) - Аутсорсинг функций и процессов

В целом, переход на следующий этап трансформации и соответственно к следующей фасете инструментов обусловлен характеристиками руководи­теля, зрелостью процессов и государственной организации. Модель позволит определить последовательность применения инструментов по этапам страте­гии трансформации директивного органа в горизонтальную структуру. При этом модель является универсальной для масштаба управления и действует как для местного уровня, так и для всей системы государственного и муни­ципального управления. Важным эффектом является соподчинение управ­ленческих уровней по процессам с единой точкой отчета - потребности ком­фортной среды. При реализации стратегии это позволяет диаметрально изме­нить вектор мотивации госслужащих от решающего всё мнения вышестоя­щего руководителя к комфортности среды, придав процессам свойство само­организации, гибкость - организационным структурам, поддержав креатив­ные процессы, инновации, своевременно корректируя планы с учетом реаль­ных ситуаций. И обратно, инициативы федерального уровня поддерживаются региональным и местным уровнями и получат мультипликативный резо­нансный эффект. Тогда, с одной стороны, стратегия для каждой территории региона, муниципального образования опирается на уникальные для терри­тории сильные стороны, с учетом возможностей и угроз, которые могут но­сить как специфический, так и общенациональный характер. В итоге сокра­щаются информационные потоки по древообразным иерархическим структу­рам «сверху вниз» и «снизу вверх». В соответствии с новой моделью про­цессы получают восходящий характер, вплоть до наднациональных взаимо­действий. Модель трансформации позволит стимулировать сетевую органи­зацию реализации стратегии на основе ИТ для достижения комфортных условий проживания.

Выбор конкретного программного решения в государственном и муниципальном управлении представляет актуальную проблему. Это тре­бует значительных финансовых затрат и специального составления техниче­ского задания. Кроме того, существующие разработки являются зависимыми от технической и экономической подготовки служащего, аппаратно-про­граммного обеспечения рабочего места и серверного оборудования. Для того чтобы быстро и эффективно внедрить современные ИТ, разработан универ­сальный маршрут. Маршрут состоит из пяти этапов и включает анализ воз­никающих проблем, интерактивное моделирование управляющих воздей­ствий на социально-экономические процессы, оценку эффективности исполь­зования моделей воздействия, реализацию концепции управления знаниями и электронного обмена технологическими базами данных. В специальных ячейках (фасетах знаний) произведено первичное накопление международ­ных примеров применения ИТ для решения задач жилищно-коммунальной отрасли, здравоохранения и других сфер с помощью применения ИТ и мо­бильной связи.

В книге также произведено конструирование специальных моделей для наиболее актуальных проблем государственного управления.

Для того, чтобы организовать борьбу с коррупцией, поставить необхо­димые антикоррупционные фильтры, в книге предлагаются ИТ-инструменты повышения прозрачности принятия решений, проверки на коррупциоген­ность нормативно-правовых актов, но самое главное - обеспечения ориента­ции созданной системы на внешний результат – комфортности проживания и ведения бизнеса.

Чтобы эффективно использовать новые возможности, предоставляемые электронно-торговыми площадками, следует внедрять ИТ для постепенного покрытия всего цикла управления контрактом, начиная от самых ранних эта­пов планирования до учета поставок и выполнения гарантийных обяза­тельств по контракту. Такая эволюция обеспечивается при следовании по маршрутной карте развития ЭТП, разработанной на основе отечественного и международного опыта управления госзаказом.

Для управления главной доходной составляющей бюджета приведены общие показатели эффективности налоговой системы как с точки зрения прямых результатов собираемости налогов, так и косвенных, таких как за­траты бизнеса на налоговое администрирование. Используя эти показатели в автоматизированных имитационных моделях, каждый уровень управления сможет более эффективно принимать решения по преференциям, инвестици­онным проектам, измерять комфортность ведения бизнеса с точки зрения уплаты налогов и сборов.

Кризисы, свойственные любой системе, вызваны, как правило, накоп­лением внутренних проблем, тогда как внешние, международные кризисные явления играют роль лишь спускового толчка к проявлению первых. Анти­кризисное управление в органах власти с использованием ИТ нацелено на понимание масштаба и вектора развития возникших кризисных явлений, и на то, как обеспечить оперативность принятия решения, выработать подтвер­жденные организационными и бюджетными ресурсами планы, как проводить их своевременную коррекцию, обрабатывая огромный объем информации из международного, регионального и локального Интернет - пространства.

Специализированные задачи антимонопольного регулирования, разви­тия конкуренции и инноваций требуют современных ИТ для определения доминирующего положения, контроля деятельности монополистов с учетом требований международной конкурентоспособности национальных произво­дителей. В книге разработаны инструменты формирования соответствующей информационной политики.

Если поставлена задача борьбы за инновационность экономики реги­она, то помогут модели формирования конкурентоспособных экономических кластеров. Важность этой задачи подчеркивается материалами по странам мира, демонстрирующими положительную корреляцию между развитостью кластеров и уровнем жизни. Конкретные механизмы для практики должны позволить развивать инновационные кластеры в связке с задачей создания комфортной среды проживания. Результатом работы модели является реали­зация целей национальных проектов в деятельности инновационной зоны, сочетание интересов различных бюджетных уровней, всех бенефициаров, привлечение необходимых ресурсов для повышения комфортности прожива­ния на территории, решение проблемы внутреннего спроса на продукцию отечественных кластеров. Необходимая правовая, маркетинговая, консал­тинговая инфраструктура обеспечит переход от идеи к инновации, то есть новой разработке, внедренной на рынке в виде нового продукта (технологии). Также будут соединены интеллектуальные активы, инновационный капитал и услуги поддержки инновационной деятельности. Не менее важна под­держка совместных исследований, интеграция малых, средних и крупных инновационных фирм в цепочки формирования стоимости, развитие коопе­рационной сети «наука и образование – инновационный малый и средний бизнес – крупный бизнес», распространение знаний из сектора исследований и разработок и их капитализация, стимулирование развития научно-исследо­вательских комплексов и наукоемкого аутсорсинга. Развитие устойчивых научно-производственных кооперационных связей, внедрение инноваций в деятельность градообразующих предприятий позволит обеспечить их обнов­ление, диверсификацию экономики, уход от сырьевой составляющей и зави­симости от импорта инновационных технологий и товаров. Также нацио­нальные приоритеты и цели социально – экономического развития региона увязываются с целевым инкубированием, корпоративными инновационными стратегиями развития малого, среднего и крупного бизнеса. На этой основе обеспечивается сочетание научно-технических и социальных интересов фе­дерального, регионального и местного уровня.

Для генерации проектов развития инфраструктуры в книге собран бо­гатый фактический материал, связанный с подходами к инициации инфра­структурных проектов, управлению недвижимыми объектами за рубежом. Особенно интересен опыт Великобритании, Канады, Австралии, Ирландии и некоторых других стран. Сильные стороны и успехи частно-государствен­ного партнерства (ЧГП) развитых стран, в особенности Канады, определя­ются широким кругом тесно взаимодействующих участников. Для активиза­ции ЧГП разработаны специальные технологии для генерации идей, оценки, выбора и контроля реализации таких проектов. Комплекс инструментов про­ектного финансирования позволит одновременно решать триединую задачу - развивать ресурсную базу государственного и муниципального управления за счет привлечения внебюджетных ресурсов в реализацию социально-значи­мых задач.

Максимально простые пользовательские интерфейсы, развитая теле­коммуникационная инфраструктура предоставляют сегодня совершенно но­вые возможности для моделирования и выбора решений. Если раньше нужно было нанимать аналитическую или консалтинговую компанию, которая бы разобралась в данных, определила зависимости и тенденции, смоделировала сценарии развития, то сегодня можно найти массу готовых решений обеспе­чивающих аналитическую обработку данных и представление их в удобном для восприятия виде. Более того, с помощью современных моделей частно-государственного партнерства, таких как «система как сервис», «облачные вычисления», органы власти могут избежать закупки программного и аппа­ратного обеспечения. Централизованно типизированные решения позволяют обеспечить минимизацию бюджетных трат, предоставить необходимые для управления цифровые данные на уровень региона или федерации. Сложной задачей при построении аналитической системы остается выбор наиболее важных показателей для моделирования. При этом интегрирующей целью является комфортность проживания людей. Именно вклад в достижение этой цели должен являться критерием эффективности внедрения ИТ. Цели роста рождаемости, улучшения жилищных условий, повышения качества образо­вания, уровня медицинского обслуживания ясны и понятны для всех уровней власти, населения. Люди, включая самих государственных и муниципальных служащих, должны иметь интересную и достойно оплачиваемую работу, без­опасное и комфортное жилье, качественную инфраструктуру проживания (дороги, транспорт, потребительский рынок, телекоммуникационная среда общения), возможность дать своим детям качественное образование и полу­чить медицинское обслуживание, возможности для отдыха и развлечения, в стабильной политической, социальной, экономической, экологической среде. Комфортность проживания непосредственно связана с обеспечением ком­фортности ведения бизнеса на территории, благоприятным инвестиционным климатом. Это необходимое условие для комфортности среды проживания. Во-первых, бизнес обеспечивает рабочие места, возможности самореализа­ции своим работникам, платежеспособный спрос на товары/услуги комфорт­ного проживания, во-вторых, создает налоговую базу для развития инфра­структуры, и, в-третьих, собственно производит товары и услуги для ком­фортного проживания. В условиях глобальных интеграционных процессов, международная дифференциация комфортности влияет на размещение пред­ставительств, производственных и исследовательских подразделений транс­национальных компаний – вендоров, владеющих самыми современными тех­нологиями. Поэтому страны с развивающейся экономкой стремятся создать максимально комфортные условия для привлечения таких компаний на свою территорию и ведут «борьбу на понижение». Необходимо отметить, что не всякий экономический рост обеспечивает комфортность проживания, как, например, в условиях серьезных ущербов экологической среде при быстром экстенсивном экономическом росте. Рост уровня потребления не всегда со­ответствует увеличению уровня счастья и удовлетворенности жизнью, оце­ниваемых на основе социо



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: