Социальная составляющая мотивации и стимулирования.




(3 слайд) В социологии мотивация — это основа сознательного поведения члена общества, определяющая его активность, направленность, ор­ганизованность и целеустремленность.

(4 слайд) Важную роль в мотивации играет стимул - внешнее побужде­ние.

Стимулы к труду в социологии — это побуждения, воздейству­ющие на принятие решений индивидом о своем трудовом поведении.

Стимулы могут иметь разные формы, методы. Стимулирование труда в социологии принято считать пусковым механизмом для мотивационных систем. Поэтому каждый способ стимулирования рассматривают по его направленности, избирательности в отно­шении к мотивам, поскольку каждому способу стимулирования могут соответствовать только определенные элементы мотиваци­онных систем. И наоборот, проектирование способов и мето­дов стимулирования подчинено реально и индивидуально склады­вающимся мотивационным системам.

Как известно, «человек» — это родовое понятие, указывающее на отношение существа к высшей ступени развития природы — человеческому роду. В этом понятии утверждена генетическая предопределенность развития собственно человеческих признаков и качеств. Его способность взаимодействия с обществом и предмет­ным миром формируется в результате обучения, осуществляемого через участие в разнообразных социальных ситуациях, составля­ющих жизненный путь человека. В поведении человека как сово­купности действий и поступков индивида проявляется его лич­ность, особенности характера, темперамента, потребности, пред­почтения, обнаруживается индивидуальное отношение человека к предметам и явлениям окружающей действительности.

Наряду с понятиями «индивид», «человек», употребляют термин «личность»

(5 слайд) В настоящее время личность трактуется как устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности. В связи с этим личность глубоко социальна. Личность чаще всего означает то, каким обра­зом люди воздействуют на других и как они понимают и рассмат­ривают самих себя в сочетании с их внутренними и внешними чертами и взаимодействием между человеком и ситуацией. Един­ство неповторимых личностных свойств конкретного человека, своеобразие его психофизиологической структуры (тип темпера­мента, интеллект, мировоззрение и др.) формирует индивидуаль­ность человека.

(6 слайд) В результате многолетних исследований сложились различные теории личности: бихевиористская (Д. Уотсон), изучающая пове­дение личности; гештальт-психологическая (К. Левин, Т. Вергей- мер), изучающая психику с точки зрения целостных структур - гештальтов (образов). Психоаналитическая теория личности (Э. Фрейд) анализирует поступки личности исходя не только из сферы сознания, но и глубинной структуры подсознания, выделяя потребности в качестве движущего поступками фактора. Когни­тивная теория личности (У. Найссер) главную роль в объяснении поведения личности отводит знаниям. Гуманистическая теория личности (Г. Олпорт, К. Роджерс, А. Маслоу) объясняет поведение личности исходя из стремлений человека к самоактуализации, ре­ализации всех своих возможностей.

(7 слайд) Среди классификаций типов личности, определяемых характе­ром, можно выделить классификацию немецкого психиатра К. Леонгарда. Она основана на оценке стиля общения человека с окру­жающими людьми и связана с понятием акцентуации или «слабых мест» характера.

 

При воспитании и самовоспитании яркость выраженности этих черт сглаживается, гармонизируется, так как структура характера подвижна, динамична и изменяется на протяжении жизни челове­ка. В связи с этим необходимо постоянно изучать условия воспи­тания личности, учитывать имеющиеся отклонения и своевремен­но проводить их психокоррекцию, поскольку человек может и должен совершенствовать свои личностные особенности.

(9 слайд) Определенный интерес представляет типология Майерс-Бриггс, разработанная в США в конце 1950-х гг. на основе идей швейцар­ского психолога К. Юнга, который ввел представление о двух уни­версальных типах личности - экстравертном и интровертном.

Типология И. Майерс и К. Бриггс рассматривает человека как информационную систему, имеющую свои каналы связи в окру­жающем его мире, который существует на базисе четырех основ­ных понятий: материи, энергии, пространства и времени. В каж­дом из этих понятий выделяются два возможных пути взаимодей­ствия с человеком, которые образуют четыре пары психических характеристик личности, рассматриваемые данной типологией: 1) экстраверсия - интроверсия; 2) сенсорика - интуиция; 3) эти­ка - логика; 4) рациональность — иррациональность. В результате сопоставления формируют 16 психологических типов личности.

 

 

(13 слайд) Поведение человека в обществе, среди людей, проявляемое им в общении и взаимодействии людей друг с другом и рассчитанное на оказание воздействия на других людей, носит название социаль­ного поведения. Социальным называют любое поведение человека, основанное на принятых в обществе правовых, моральных или этических нормах, связанное с их соблюдением или нарушением. Социальное поведение обычно выделяют и рассматривают как противоположность индивидуальному поведению. К видам со­циального поведения относят просоциальное поведение, аффилиацию, поведение, направленное на достижение успеха или избежание неудачи, властное поведение, агрессию, беспомощное поведение и др.

(14 слайд) При изучении социальной составляющей мотивации важным представляется рассмотреть каждый из названных видов социаль­ного поведения. Под просоциальным поведением понимают любые альтруистические действия человека, направленные на благополучие других людей, оказание помощи без надежды на вознаграждение (альтруизм, эгоизм, эмпатия, социальная ответ­ственность).

(15 слайд) Аффилиация проявляется в социальном поведении человека как стремление человека наладить добрые, эмоционально положитель­ные взаимоотношения с людьми. Внутренне, или психологически, выступает в виде чувства привязанности, верности, а внешне — в общительности, стремлении сотрудничать с другими людьми, постоянно находиться вместе с ними, открытости в общении, ком­муникабельности, умении установить контакт, непринужденности в общении, социальной смелости. В качестве противоположности аффилиации выступает отвергание, проявляющееся в боязни быть непринятым, отвергнутым значимыми людьми. Такой человек про­являет в социальном поведении неуверенность, скованность, не­ловкость при общении.

(16 слайд) Социальное поведение, направленное на достижение успеха или из­бежание неудачи, инициируется мотивами достижения. Стремление к достижению успеха -- это устойчиво проявляемая потребность ин­дивида добиваться успеха в различных видах деятельности, резуль­тата в работе, стремление сделать что-то хорошо и быстро, достичь определенного уровня в каком-либо деле. Проявляется в любой си­туации независимо от ее конкретного содержания и имеет две раз­новидности: стремление к успеху (склонность к переживанию удо­вольствия и гордости при достижении результата) и стремление из­бежать неудачи (склонность отвечать переживанием стыда и унижения за неудачу и боязнь, страх перед негативными послед­ствиями, которые могут случиться при совершении какого-либо действия, в ходе работы и т.п.).

(17 слайд) В связи с распространением в мире неблагородных человеческих деяний (войн, преступности, межнациональных и межрасовых столк­новений) нельзя не обратить внимание на поведение, по существу своему прямо противоположное альтруизму, — агрессию. Есть пред­положение, что за этим поведением лежит особого рода мотив, по­лучивший аналогичное название —мотив агрессивности. На повсе­дневном языке агрессивными называют действия, наносящие дру­гому человеку какой-либо ущерб: моральный, материальный или физический. Агрессивность связана с намеренным причинением вреда другому человеку.

Беспомощное поведение возникает у человека тогда, когда на ос­нове ранее полученного жизненного опыта он убеждается в том, что неоднократно предпринимаемые им попытки самостоятельно выйти из трудной жизненной ситуации не приводят к желаемому результату.

(18 слайд) В процессе мотивации трудовой деятельности объединяются все три рассмотренные составляющие мотивации: осуществляя трудо­вую деятельность, человек функционирует как биологический ор­ганизм, реализуется и развивается как личность, проявляет себя в социально-трудовых отношениях. Поэтому в процессе стимули­рования трудовой деятельности необходимо учитывать физиоло­гические особенности человека, личностную специфику каждого индивида, тип его характера, темперамент, структуру мотивации, анализировать поведение и вызывающие его причины. Обладание знаниями о мотивации трудовой деятельности персонала поможет руководителям правильно выстроить линию поведения в различ­ных ситуациях производственной деятельности и определить наи­более эффективные методы стимулирования персонала.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: