· дидактическая обоснованность используемого вида занятия и соответствующих ему форм и методов изложения материала;
· структурированность содержания: наличие плана, списка рекомендуемой литературы, вводной, основной и заключительной части;
· акцентирование внимания аудитории на основных положениях и выводах;
· рациональное сочетание методических приемов традиционной педагогики и новых методов обучения (Интернет-технологий и т.д.);
· огичность, доказательность и аргументированность изложения;
· ясность и доступность материала с учетом подготовленности обучаемых;
· соответствие темпов изложения возможностям его восприятия и ведения записей обучаемыми;
· использование приемов закрепления информации (повторение, включение вопросов на проверку понимания, усвоения и т.п., подведение итогов в конце рассмотрения каждого вопроса, в конце всего занятия);
· использование записей на доске, наглядных пособий, раздаточного материала;
использование технических средств обучения
- логическая последовательность построения занятия;
использование эффективных методов контроля за ходом и результатами выполнения заданий обучающимися.
Критерии оценки организации занятия - оответствие занятия и формы его проведения расписанию и календарно-тематическому плану
- четкость начала занятия (задержка во времени, вход преподавателя в аудиторию, приветствие, удачность первых фраз);
- четкость окончания занятия (конец речи, прощание с обучающимися, время окончания занятия в соответствии с расписанием);
- посещаемость занятий обучаемыми;
- дисциплина на занятии;
- рациональное распределение времени во время занятия;
- соответствие аудитории, в которой проводится занятие, современным нормам и требованиям (вместимость, оформление, возможность использования технических средств);
· наличие необходимых технических средств и раздаточного материала;
· дифференцированная оценка работы обучающихся по итогам выполнения заданий, рекомендации по улучшению показателей работы обучающихся.
Критерии оценки руководства работой обучающихся
· осуществление контроля за ведением обучающимися записей, за подготовкой конспектов, таблиц, схем и других материалов, отражающих результаты самостоятельной работы;
· оказание обучающимся помощи в ведении записей (акцентирование изложения материала, выделение голосом, интонацией, темпом речи наиболее важной информации, использование пауз для записи таблиц, вычерчивания схем и т.д.);
· использование приемов поддержания внимания и снятия усталости обучающихся (риторические вопросы, шутки, исторические экскурсы, рассказы из жизни замечательных людей, имеющих отношение к теме занятия, из опыта научно-исследовательской, творческой работы преподавателя и т.п.);
· разрешение задавать вопросы лектору (в ходе лекции или после нее);
согласование сообщаемого на лекции материала с содержанием других видов аудиторной и самостоятельной работы обучающихся;
· мобилизация, организация и активизация деятельности обучающихся, побуждение их к высказыванию, выступлению; анализ выступлений и замечаний, сделанных по их ходу;
подведение итогов, корректировка недостатков, оценка работы обучающихся, советы по улучшению их подготовки;
· правление группой: способность устанавливать контакт с обучающимися.
Критерии оценки педагогических данных преподавателя:
- знание предмета;
- убежденность;
- эмоциональность, манера проведения занятия (живая, увлекательная, монотонная, скучная);
степень использования опорных материалов при проведении занятий (использование плана проведения занятия; - обращение к конспекту или тексту лекции; свободное владение материалом);
- культура речи;
- речевые данные, дикция
- внешний вид;
- манера поведения, умение держаться перед аудиторией;
- контакт с аудиторией (хороший, недостаточный, отсутствует);
- отношение преподавателя к аудитории (внимательное, в меру требовательное, равнодушное и т.п.);
- отношение обучающихся к преподавателю (уважительное, ироническое, равнодушное и т.п.);
- стиль проведения занятия (монотонный, оживленный, рутинный, с постановкой острых вопросов);
- характер выступления преподавателя в ходе проведения занятия (убедительность, неубедительность, конструктивность, степень обобщения материала и т.д.);
- умение вызвать и поддержать дискуссию;
Критерии оценки результативности занятия - степень реализации плана занятия;
- степень полноты и точности рассмотрения основных вопросов, раскрытие темы;
информационно-познавательная ценность занятия; - воспитательное воздействие занятия;
- степень реализации умений обучающихся рассуждать, дискутировать, убеждать, отстаивать свои взгляды;
- степень сформированности у обучающихся приемов и методов самостоятельной работы с рекомендуемыми преподавателем информационными источниками по теме занятия;
степень выполнения обучающихся поставленных заданий.